Лекции по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 00:28, курс лекций

Описание работы

1. Русская Правда. Правовое положение населения.
Социальная структура общества ва в IX веке выражена слабо. Процесс становления социальных групп растянулся на период IX - XII вв.
Общество во делится на следующие группы населения:
- свободные (феод. знать - князья; бояре; духовенство: высшие иерархи, приходское монашество; горожане: купцы, ремесленники; свободные общинники)
- феодально зависимое (смерды, закупы).

Файлы: 1 файл

IOGP_otvety_na_ekzamendocx (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

59. Жалованная грамота  дворянству. Дворянское самоуправление

Сословное самоуправление дворянства, регламентированное ЖГД,выглядело след.образом: дворяне создавали общество, или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих). Собрание наделялось определенными полит. правами: оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору по вопросам « общественной пользы».

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

ЖГсохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личн, имущ. и судебн.) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства как сословия завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от гос. власти: регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным гос-вом правилам, гос. чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой гос. должностных лиц и учреждений.

60. Жалованная грамота  городам. Правовое положение городского  населения.

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственной, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству — не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний). Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу. К имущественным правам мещанства относилось право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную  недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от 10 до 50 тыс. руб., II — от 5 до 10 тыс. руб, III — от 1 до 5 тыс. руб.

3) состоявшие в цехах ремесленники; 

4) иногородние и иностранные  купцы;

5) именитые граждане (капиталисты  и банкиры, имевшие капитал не  менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы I и II гильдии пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышл. и торговыми предприятиями От телесных наказаний освобождались и именитые граждане. Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

61. Жалованная грамота  городам. Городское самоуправление.

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское». могли собираться на собрания с санкции админ-ции. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юрид. лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее 50 рублей) и возрастным цензом (не моложе 25 лет).

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

В городе создавалась общая гор. Дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая гор. Дума образовывала свой исполнительный орган — шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали один представитель от каждой категории. Председательствовал гор. голова. В компетенцию городской Думы входило обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутри-сословных споров, наблюдение за городским строительством.

62. Учреждение для управлений  губерний.  Местное административное  управление.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

63. Учреждение для управлений губерний.  Судоустройство.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде  создавался уездный суд, члены  которого (уездный судья и два  заседателя) избирались дворянством  на три года

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя, избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной  инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на  три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города)

3. Государственные крестьяне судились  в уездной нижней расправе, в  которой уголовные и гражданские  дела рассматривали назначаемые  властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока

4. В губерниях учреждались совестные  суды, состоявшие из сословных  представителей (председателя и  двух заседателей). дворян - по дворянским  делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве

5. Апелляционный и ревизионной  инстанцией в губернии стали  судебные палаты (по гражданским  и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным  органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция

64. Устав благочиния. Регулирование  полицейской службы.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

«Устав благочиния» вводил должность частного маклера, который контролировал наём рабочей силы и условия найма.

По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция. «Устав благочиния» перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д.

В большинстве же случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила.

Система наказаний

Перечень наказаний для применения полицией: штраф, запрещение определённой деятельности, порицание, арест, заключение в работный дом.

На полицию возлагалось не «наказание и устрашение», а воспитание подданных и контроль за тем, чтобы каждый член общества неукоснительно исполнял свои обязанности. Не случайно, именно в «Уставе благочиния» мы находим своеобразный моральный кодекс подданного Российской империи, те «семь заповедей», которые он обязан был соблюдать:

   Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь.

    Не токмо ближнему  не твори лиха, но твори ему  добро, колико можешь.

    Буде кто ближнему  сотворил обиду личную, или в  имении, или в добром звании, да  удовлетворит по возможности.

    В добром помогите  друг другу, веди слепого, дай  кровлю неимеющему, напой жаждущего.

    Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.

    Блажен кто и скот  милует, буде скотина и злодея  твоего спотыкнется, подыми ее.

    С пути сошедшему указывай  путь.

65. Общее учреждение министерств: структура и место в системе  органов государственного управления.

Манифест  явился  завершением  министерской реформы, начатой введением министерств в 1802 г. На смену устаревшей коллежской системе управления со смешанными функциями, коллегиальным принципом принятия решений была введена, более прогрессивная и отвечающая потребностям государства министерская система управления, основанная на принципе единоначалия.

«Общее учреждение министерств» было разработано М. М. Сперанским. Структурно оно состояло из двух частей: 1). «Образование министерств»; 2). «Общий наказ мини­стерствам». Вместе они составляли 401 параграф и одно приложение («Формы письмоводства»).

Манифестом были определены штаты министерств, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел; степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью, а также ответственность, как министров, так и разных чинов, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

Согласно новому закону, министерство возглавлялось министром, и его товарищем (заместителем). При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министр подчинялся императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Непосредственно министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии; директорам департаментов подчинялись начальники отделений; начальникам отделений — столоначальники.

«Общий наказ министерствам» устанавливал степень и пределы власти министров, департаментов и их директоров, обязанности канцелярии министра и её директора, обязанности и степень ответственности всех департаментских чиновников. Приложением к «Общему учреждению министерств» «Формы письмо­водства» вводились единые формы делопроизводственных документов всех центральных учреждений государственного управления.

«Общее учреждение министерств» от 25 июня (7 июля) 1811 г. стало единой законодательной основой формирующейся министерской системы управления, воплощение ведомственно-линейного образа органов центрального управления с широкими, точно очерченными исполнительно-распорядительными функциями, высокой меры ответственности.

Правовое оформление министерской системы управления было завершено распространением «Общего учреждения министерств» на каждое центральное учреждение государственного управления в течение 1811-1835 гг.

66. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных: общее понятие преступления и проступка; состав преступления.

Разработка Уложения велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии, оно введено в действие с 1 мая 1846 г.

Содержало более 2 тыс. статей. I раздел- общая часть II раздел- особен. часть→ распадались на главы, была сплошная нумерация→ главы распадались на отделения. Критерием выступала тяжесть наказания. I раздел определял порядок формы вины, стадии совершения преступлений, были прописаны как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. Уложение представляло собой достаточно объемный документ. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, хотя граница была проведена не слишком четко. Так, по Уложению преступлением или проступком признавалось нарушение или неисполнение установленных законом предписаний. Разграничение преступлений и проступков проводилось по объекту посягательства, хотя и не очень четко.

Информация о работе Лекции по "Праву"