Жизнестойкость, креативность и адаптивность как факторы здоровья спортсменов-футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 13:16, дипломная работа

Описание работы

Существует большое количество исследований посвященных изучению различных факторов, влияющих на здоровье человека в течение его жизни. В настоящее время большую актуальность в рассмотрении данного вопроса приобретает системный подход, здоровье рассматривается на всех его уровнях биологическом, психологическом и социальном. При этом очень мало исследований посвящено изучению здоровья людей занимающихся специфической профессиональной деятельностью, например, различными видами спорта. В нашей работе мы решили заняться изучением здоровья спортсменов-футболистов, так как на наш взгляд представителям данного вида спорта, приходиться переносить наиболее высокие как физические, так и психологические нагрузки в силу специфики своей профессиональной деятельности: ежедневные тренировки, колоссальные физические нагрузки, высокий уровень травматизации, выступления на различных соревнованиях и турнирах, постоянные командировки. В связи с этим спортсмены-футболисты, в отличие от представителей других видов спорта, как правило, в 35-37 лет уже заканчивают свою карьеру. Таким образом, становятся актуаль

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 Определение понятия «здоровье»

1.1 Различные подходы к определению понятия «здоровья»

1.2 Системный подход в определении понятия «здоровья»

1.2.1 Биологический уровень здоровья

1.2.2 Психологический уровень здоровья. «Жизнестойкость» как системный фактор, отражающий общий уровень психологического здоровья

1.2.3 Социальный уровень здоровья. Социально-психологическая адаптивность

2 Концепция личностной креативности

2.1 Различные подходы к определению понятия «креативность»

2.2 Исследование взаимосвязи между креативностью и состоянием здоровья человека

3 Выявление взаимосвязи между жизнестойкостью, личностной креативностью и социальной адаптивностью у спортсменов-футболистов

3.1 Методическое обеспечение

3.2 Интерпретация полученных результатов

3.3 Рекомендации для психологов, работающих со спортсменами-футболистами

Выводы эмпирического исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемых источников и литературы

Приложение А Бланк опросника жизнестойкости С.Мадди

Приложение Б Бланк теста личностной креативности Е.Е.Туник

Приложение В Бланк теста социально-психологической адаптивности Р.Даймонда и К.Роджерса 3

6

6

8

10

12

Файлы: 1 файл

Диплом работа_ЦОЙ В.Г..doc

— 877.00 Кб (Скачать файл)

     Д.А. Леонтьев водит понятие личностного  потенциала, как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни(Леонтьев Д.А.,1993).

     Одной из специфических форм проявления личностного  потенциала — это проблематика преодоления  личностью неблагоприятных условий  ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными ми условиями. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

     Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «жизнестойкость» hardiness, введенное С. Мадди.

     Теория  С. Мадди об особом личностном качестве «hardiness» возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. С его точки зрения, эти проблемы наиболее логично связываются, анализируются иинтегрируются в рамках разработанной им концепции «hardiness». Через углубление аттитюдов включенности, контроля и вызова (принятия вызова жизни), обозначенных как «hardiness», человек может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути.

     В отечественной литературе принято  переводить «hardiness» как «стойкость»  или «жизнестойкость», но, в связи с многоплановостью этого понятия и с целью максимального сохранения смысла в дальнейшем в тексте мы будем использовать авторский термин «Hardiness». Согласно Большому англо-русскому словарю, «hardiness» – выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, отвага, неустрашимость, дерзость, наглость. Соответственно «hardy» – выносливый, стойкий, закаленный, смелый, отважный, дерзкий, безрассудный; выносливый человек. С учетом широкого контекста и оттенков значения, которое имеет в переводе данное слово, мы считаем целесообразным использование данного термина без перевода. В отечественной литературе практически нет публикаций, посвященных «hardiness».

     Понятие «hardiness» отражает, с точки зрения С. Мадди и Д. Кошаба (Maddi S. & Khoshaba. D., 1994) психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека. Ими был разработан психометрически адекватный метод измерения «hardiness», изучались взаимосвязи между этим методом и шкалами Миннесотского Многофакторного личностного опросника. Результаты этой работы ярко продемонстрировали, что «hardiness» является общей мерой психического здоровья человека, а не артефактом контролируемых негативных тенденций человека. Понятие «hardiness» или стойкость используется в контексте проблематики совладания со стрессом. Личностное качество «hardiness» подчеркивает аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные события. Отношение человека к изменениям, как и его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять ими, определяют, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, с которыми она сталкивается каждый день, и с теми, которые носят около экстремальный и экстремальный характер. Жизнестойкость – это база, исходя из которой перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности (Наливайко Т.В., 2004).

     Первой  характеристикой аттитюдов «hardy», согласно С. Мадди, является «включенность» (commitment) - важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений. «Hardy»-аттитюд, условно названный «контролем» (control), мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в противовес уходу в состояние беспомощности и пассивности. В противоположность чувству испуга от этих изменений, «hardy»-аттитюд, обозначенный как «вызов» (challenge), помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова и испытания лично себе. Суммируя, можно сказать, что «hardiness» -это особый паттерн установок и навыков, позволяющих превратить изменения в возможности.

     Понятие «hardiness» не тождественно понятию  копинг-стратегий, или стратегий  совладания с жизненными трудностями. С точки зрения Лазаруса и Фолкман (Lasarus R.S., Folkman S., 1984), это стратегии, направленные на преодоление жизненных трудностей: стратегию противостоящего совладания, стратегию дистанцирования, стратегию самоконтроля, стратегию поиска социальной поддержки, стратегию принятия ответственности, стратегию избегания, стратегию планового решения проблемы и стратегию переоценки. Во-первых, копинг-стратегии – это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, в то время как «hardiness» - черта личности, установка на выживаемость. Во-вторых, копинг - стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу, а «hardiness» - черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.

     Теперь  мы рассмотрим некоторые из исследований феномена «hardiness», имеющие концептуальное отношение к теме нашего исследования.

     Ла  Грека рассматривает психологические факторы совладания со стрессом. В медицинских и психологических исследованиях большое внимание уделяется взаимосвязи стресса и выживаемости.

     Но  динамика этой взаимосвязи пока до конца не осмыслена учеными. На данный момент известно, что стресс, не правильно разрешенный, может иметь серьезные патологические следствия для иммунной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Среди факторов, которые могут оказывать смягчающее действие на это напряжение, он называет: адаптацию детства, индивидуальность «Hardiness» (стойкость), и ожидание стресса, расчленение внутреннего переживания стресса, социальную поддержку, и окружающую среду. Важную роль для снятия стресса, с его точки зрения, играют развивающиеся приоритеты; избегание стресса; отдых; физические упражнения; расширение социальных связей; полноценное питание; и использование методов релаксации типа ,биологической обратной связи.

     С. Шарли, Ф. Кристофер и соавторы показали, что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии, и низкий уровень когнитивного компонента «hardiness» у человека, являются показателями, на основе которых можно прогнозировать более низкий уровень физическго и психологического здоровья. Мужчины, согласно их исследованию, оказались более здоровыми, чем женщины. Показатель когнитивного «hardiness» оказался наиболее тесно связан с хорошим общим здоровьем и низким уровнем стресса на работе.  В работе рассматриваются возможные направления, на которых «hardiness» может выступать буфером против стресса. Их исследование показало, что «hardiness» воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели «hardiness», имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни

     Исследование  М. Ли и Д. Хелен о взаимосвязи «hardiness» и субъективно воспринимаемого уровня здоровья у взрослых. Оказалось, что те респонденты, которые показали более высокий уровень выраженности черт «hardiness», ощущают себя более здоровыми психически и социально, но не физически.

     Работа  С. Сиддиги и Э. Хасана посвящена воздействию воспоминаний прошлого и их самооцененного воздействия на личностные характеристики, относящиеся к «hardiness». Выявлено, что среди воспоминаний тех респондентов, у которых выявлен низкий уровень «hardiness», преобладают события, в которых респондент чувствовал, что не управляет событиями, не может принять их вызов. У тех, у кого был выявлен высокий уровень «hardiness», в прошлом имели больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие события как несущего вызов и принятие этого вызова личностью.

     Флориан, Микулинчер и Таубман в своем исследовании задались вопросом, способствует ли высокий уровень «hardiness» сохранению психического здоровья в напряженной ситуации. Они рассматривали в этом контексте роль оценки и копинг-стратегий. Исследование показало, что компоненты «hardiness» (включенность и контроль) оказались прогностичными в отношении психического здоровья. Включенность повысила умственное здоровье, уменьшая оценку угрозы и использование сфокусированных на эмоциях копинг-стратегий, увеличивая роль вторичной переоценки событий. Показатель выраженности контроля положительно повлиял на умственное здоровье, вызвал снижение оценки угрозы события, способствовал переоценке события и стимулировал к использованию копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки.

     Раш, Шоел и Барнард рассматривали психологическую устойчивость в плане стойкости в отношении принуждения к изменениям. Подтверждено, что принуждение к изменениям связано с чувствами напряжения, последующей неудовлетворенности и стремлением избежать изменений. Психологическое качество «hardiness» оказывает прямое негативное воздействие на стресс и прямое позитивное на чувство удовлетворенности. Роль копинг-стратегий как медиатора взаимоотношений между качествами «hardiness» и стрессом, не подтвердилась. Воздействие «hardiness» является значимой альтернативной силой в отношении воздействия фактора принуждения к изменениям на намерения персонала сменить вид деятельности.

     Мадди и Кошаба (Khoshaba D., Maddi S.,1994) рассматривают роль раннего прошлого в «hardiness». Личностное качество хардинесс рассматривается в исследованиях как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь. В отношении раннего опыта, лежащего в основе «hardiness», науке в настоящее время известно немногое. В предпринятом авторами исследовании на основе применения корреляционного и регрессионного анализа выявлена высокая роль в повышении показателей «hardiness» таких факторов, как компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие.

     Исследования  Д.А. Шепарда и Д.Э. Кашани выявили связь между «hardiness» полом и стрессом с проблемами в здоровье. Молодые мужчины с низким уровнем стресса имели небольшое количество физических и психологических симптомов, вне зависимости от уровня включенности и контроля, мужчины, характеризующиеся высоким уровнем стресса, испытывали больше проблем. У женщин такой зависимости не обнаружено: компоненты «hardiness» не имеют связи со стрессом в плане предсказания здоровья у женщин.

     Исследования  Е.Дэвида посвящены уязвимости к стрессу как функции возраста, пола, локуса контроля, «hardiness» и характера типа А. У студентов наиболее информативными в плане предсказания степени уязвимости в отношении стресса оказались такие факторы, как «hardiness» и возраст. Более уязвимыми оказались те, кто старше, и те, испытуемые, кто имеет более низкую выраженность качества «hardiness». Более младшие, а также имеющие большую выраженность качества «hardiness», оказались более устойчивыми к воздействию стрессогенных факторов.

     В исследовании Н. Вибе рассматривались «hardiness» и проблемы ослабления действия стресса. Испытуемые, имеющие более выраженные качества «hardy», продемонстрировали более высокую фрустрационную толерантность, оценивали задачи как менее угрожающие и реагировали на задания более позитивными эмоциями, чем испытуемые, имеющие более низко выраженные качества «hardy». В то же время, у мужчин с высокими показателями «hardy» были сильнее напряжены копинг-механизмы в процессе решения задач, что выражалось в повышении частоты сердечных сокращений. «Нardiness», согласно данному исследованию, не оказывает влияния на сердечный ритм у женщин.

     Согласно исследованию М. Нэги и С. Никс, имеется тесная взаимосвязь между поведением, направленным на профилактику болезней и «hardiness»: это психологическое качество вносит весомый вклад в адаптивную деятельность человека, помогая снизить риск заболеваний.

     Ф. Олред и С. Смит изучали реакции людей, обладающих качествами «hardy» на угрозу. Они исходили из предположения, что такие личности являются более стойкими в отношении нарушений, связанных со стрессом, благодаря своему адаптивному когнитивному стилю и сниженного уровня физиологического возбуждения. Оценивались когнитивные и физиологические реакции мужчин с высокой и низкой степенью выраженности качества «hardy» на задачи (задания) с высокой и низкой степенью угрозы. Как и предполагалось, испытуемые с высокой степенью выраженности качества «hardy» давали больше позитивных самоотчетов и меньше негативных, чем те, кто имел низкий уровень «hardy» в условиях высокого уровня угрозы.

     В исследовании Р. Линды и У. Кэннона, посвященном влиянию «hardiness» на связь между стрессорами и психосоматической патологией, показано, что субъекты, обладающие более выраженными качествами «hardy», имеют тенденцию испытывать стрессы менее часто и воспринимать мелкие неприятности как менее стрессогенные. Данные свидетельствуют о том, что жизненные события, трудности, препятствия тесно связаны с болезненными симптомами.

Информация о работе Жизнестойкость, креативность и адаптивность как факторы здоровья спортсменов-футболистов