Государственно правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование государственно-правового режима.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие формы государства и выявить ее элементы;
- изучить понятие государственно-правового режима, а также соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов;
- рассмотреть классификацию государственно-правовых (политических) режимов;
- охарактеризовать демократические режимы;
- проанализировать антидемократические режимы.

Файлы: 1 файл

диплом ТГП Гос прав режим понятие разнов характеристика (Готовый).doc

— 438.00 Кб (Скачать файл)

Другим примером может служить «новый курс» Ф. Рузвельта, проводившийся в 1933-1938 гг. опять-таки в рамках демократического политического режима.

2. Когда смена политического  курса вызревает в рамках старого  политического режима и, следовательно, подготавливает становление нового режима. В качестве примера можно привести изменение курса                          М.С. Горбачевым в апреле 1985 г. (когда в лексикон вошли понятия «перестройка», «гласность», «новое мышление», «плюрализм», «демократический социализм»), во внешней политике - предложения об «общеевропейском доме», создание всеобщей системы международной безопасности, сокращение вооруженных сил и военных бюджетов (Венские переговоры), вывод наших войск из Афганистана и сокращение их численности в Восточной Европе.

Подобное изменение политического курса подготовило проведение социально-экономических и политических реформ, а значит, и формирование нового политического режима.

3. Когда политический курс и  политический режим возникают  почти одновременно или с минимальным  опережением политическим курсом  политического режима. Такая ситуация возможна в условиях победы на выборах какой-то партии или лидера, выдвигающих программу, направленную на изменение политического курса, и начинающих воплощать ее в новом режиме. То же самое наблюдается и при свершении революции, когда старое уже разрушено, власть взята, а новое только намечается.

Еще одним из показательных примеров может служить ситуация экономического и политического кризиса и царящей анархии, когда лидер, группа или партия захватывают власть и начинают параллельное изменение политического курса и политического режима. Такой попыткой, к счастью, неудачной, явился, в частности, августовский путч 1991 г., когда был объявлен «политический режим чрезвычайного положения», а, следовательно, изменение политического режима в сторону отхода от начатых демократических преобразований и экономических реформ.

Таково, на наш взгляд, реальное соотношение политического курса и политического режима, несводимое к единственно возможному варианту, предложенному Б.П. Курашвили.

Таким образом, форма государства представляет собой триединство слагающих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима.

 

 

 

1.2. Понятие государственно-правового  режима.

Соотношение политического, государственного и

государственно-правового режимов

 

Множественность подходов к пониманию политического режима, сложная структура данного государственно-политического явления стала основанием для возникновения дискуссии в отношении определения места политического режима в среде схожих, но не тождественных ему явлений. Очевидно, что разграничение указанных явлений становятся необходимым элементом любого исследования, посвященного проблематике политических режимов. Совмещение, данных явлений приводит порой к отождествлению политического и государственного режима и формированию странного, но объяснимого в свете проблем науки теории государства и права гибрида политический (государственный) режим. Оно привносит значительную трудность в изучение политических режимов как самостоятельного политико-правового явления. Все эти попытки обнаружения связи между политическим режимом и иными политико-правовыми явлениями, широко представленные в отечественной науке теории государства и права делают необходимым более углубленный анализ этого вопроса.

Даже поверхностный взгляд на представленные политико-правовые явления позволяет выделить несколько уровней, по которым необходимо проводить исследование их соотношения.

В первую очередь, разделение следует проводить, исходя из структурно-содержательных различий между анализируемыми явлениями. Различие элементов, из которых состоят политический режим, государственный режим, политико-правовой режим и иные сравниваемые нами явления, позволяет говорить об их искомой разности. Кроме того, на данном уровне сопоставления мы можем оценить объем искомых явлений, сравнить их. Особую значимость приобретает данный уровень сопоставления в том случае, если мы оцениваем близкие по своей природе явления, такие как политический и государственный режим.

Во-вторых, соответствующие явления могут быть разделены на уровне их функционального назначения. Политический, государственный и политико-правовой режимы проявляют свое назначение в жизни и деятельности общества в разных аспектах, имеют различные функции, а значит, могут быть оценены как разноплановые явления.

В-третьих, исследуемые явления характеризуются наличием специфических форм своего внешнего выражения, т. е. теми проявлениями, которые наиболее наглядно определяют их сущность. Особенно рельефно данное различие проявляется в анализе соотношения политического режима и политико-правового режима.

Очевидно, что, несмотря на значительные различия таких явлений, как государственный режим, политико-правовой режим, при анализе их соотношения с политическим режимом мы вынуждены проводить исследование по всем трем уровням. Между тем значимость уровней в отношении каждого из сравнений будет различна. Это вызвано, например, большей общностью между политическим режимом и государственным режимом, по сравнению с политико-правовым режимом и т.д.

Рассматривая соотношение государственного режима и политического режима, мы должны отметить, что основным критерием, по которому следует производить сопоставление данных явлений, следует считать сферу их действия в рамках политической системы общества. Анализируя проблемы дефиниции «политический режим», мы должны указать на то, что данное явление проявляется как совокупность методов, способов, средств и иных механизмов осуществления политической власти. Государственный же режим, в свою очередь, представляется нам в виде совокупности методов, средств и способов осуществления государственной власти. Таким образом, очевидно, что центральное различие нужно искать в рамках разделения политической и государственной власти. Под государственной властью понимают «важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной»40. При этом особо отмечается, что «государственная власть – это высшая власть в обществе; общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования государственного принуждения. Государственная власть в широкой трактовке этого понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства»41. Политическая же власть должна рассматриваться гораздо шире и включать в себя кроме государственной и иные формы власти, позволяющие осуществлять управление обществом.

Более отчетливо соотношение политического и государственного режима прослеживается при исследовании структуры данных явлений.

На наш взгляд, в составе политического режима можно выделить следующие элементы:

1. Совокупность методов, средств, способов  управления, использующихся органами государства и их должностными лицами для осуществления государственной власти. В настоящее время это является основным элементом политического режима, поскольку современный мир выделяет именно государство, как центральный элемент политической системы. Сравнение количества политических решений, принимаемых государством и иными субъектами политической системы, приводит нас к выводу о приоритете государства как субъекта политической системы.

2. Методы, средства и способы  непосредственного участия населения  в осуществлении государственной  власти. При этом мы должны  учитывать как легальные формы  участия населения в осуществлении  государственной власти (референдум, выборы, народная правотворческая инициатива и т. д.), так и нелегальные, в том числе восстания и акты гражданского неповиновения. Последние можно рассматривать как элемент политического режима только в том случае, если лицам, прибегнувшим к оперированию такими методами, удалось использовать их для принятия и реализации какого-либо политического решения.

3. Совокупность методов, средств  и способов воздействия, использующихся международным сообществом (зарубежными государствами, международными правительственными организациями) в отношении конкретного государства, общества. Международное сообщество является одним из наиболее активных игроков на всемирном политическом поле. Существующий массив международного права определяет ряд случаев, когда международное сообщество обладает легальным правом на применение определенных мер воздействия (экономического, политического, дипломатического и даже вооруженного) в отношении конкретного государства. Так, например, международным правом установлена возможность оказания воздействия на политику государства в случае выявления: актов агрессии42, геноцида43, апартеида44, несоблюдения режима разработки, испытаний и использования ядерного, химического, бактериологического и иных видов оружия массового уничтожения, обычных вооружений45 и т. д.). На наш взгляд, такое воздействие необходимо рассматривать как проявление политической власти, а значит и методы, средства и способы их осуществления должны рассматриваться как факторы, оказывающие значительное влияние на политический режим государства, в отношении которого осуществляется международное вмешательство.

Очевидно, что действия, предпринимаемые государствами в рамках международной системы, позволяют говорить о том, что совокупность методов, средств и способов воздействия, использующихся международным сообществом в отношении конкретного государства или общества, является также и совокупностью «инструментов» (в частности метода принуждения) по осуществлению политической власти.

4. Совокупность методов, средств, способов  управления, использующихся в политически автономных социальных общностях (нация, народ, племя и т. д.) для осуществления политической власти. Мы вправе констатировать факт, что в ряде государств существуют территории практически не подконтрольные законной государственной власти. Население данной территории, не подвергающееся политическому управлению со стороны государственной власти, либо игнорирующее решения последней создает свои собственные механизмы управления, хотя и близкие по характеру к элементам механизма государства, но таковыми не являющиеся. Территория компактного проживания курдов на Севере Ирака в 90-х гг. XX в., территории проживания некоторых племенных союзов в Арабских государствах практически не контролируются правительствами данных стран, однако поддаются управлению самостоятельно созданных структур негосударственной политической власти.

5. Совокупность методов, средств  и способов осуществления политической власти на территориях с негосударственным статусом. Несмотря на то, что в современном мире государство является одним из важнейших атрибутов цивилизации, мы должны указать на факт существования территорий, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств. К таким территориям можно отнести Западную Сахару, Нейтральную зону между Ираком и Саудовской Аравией. Несмотря на то, что на данных территориях отсутствует система органов государственной власти и не может осуществляться государственное управление, имеет место функционирование управленческих структур, осуществляющих негосударственную политическую власть.

6. Совокупность методов, средств  и способов воздействия, при помощи  которых некоторые негосударственные  политические организации осуществляют политическое управление обществом. Надо отметить, что в данном случае мы должны выделять не осуществление власти отдельной политической партии над своими членами, а воздействие, оказываемое политическими структурами на общество. Примерами такого политического управления можно назвать: деятельность правящей партии в государствах с тоталитарным режимом, приобретающую, правда, скорее квазигосударственные черты; функционирование Советов в России в феврале-октябре 1917 г., которые, по словам Дж. Боффа, «... становились органом реальной власти»46. Таким образом, возможно функционирование в определенной политической системе некоторых структур управления, которые действуют параллельно органам государственной власти. Значит и осуществляемая ими власть должна рассматриваться как политическая, но негосударственная.

7. Совокупность методов, средств  и способов осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»47). Так местное самоуправление представляет собой, на наш взгляд, одну из форм осуществления негосударственной (политической) власти. Негосударственный характер местного самоуправления подтверждается и Конституцией РФ (ст. 12): «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В системе местного самоуправления очевидна возможность требования от неограниченного иными формальными критериями кроме места проживания числа людей подчинения решениям, принятым органами местного самоуправления и их должностными лицами. Таким образом, в рамках местного самоуправления осуществляется негосударственная политическая власть и функционирует политический режим. Единственным случаем, когда мы можем рассматривать методы, применяемые местным самоуправлением как элемент государственного режима, является осуществление власти в порядке реализации делегированных государственных полномочий.

Структура государственного режима ограничена по сравнению с политическим режимом и включает лишь элементы, характеризующие реализацию функций государства. К ним можно отнести: методы, средства и способы осуществления государственной власти органами государства и их должностными лицам; «инструменты» осуществления непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти; методы, использующиеся международным сообществом в отношении конкретного государства; наконец, методы, средства и способы управления, осуществляемого иными субъектами в порядке делегирования государственных полномочий. Очевидно, что данный перечень полностью включается в совокупность элементов политического режима. Следовательно, мы обоснованно можем сделать вывод о том, что государственный режим является частью режима политического.

Можно отметить, что функциональные особенности государственного и политического режима и их формы внешнего выражения должны быть охарактеризованы аналогичным образом. Основная функция государственного режима – предоставление властвующему субъекту методов, средств, способов и иных инструментов для осуществления государственной власти, должна рассматриваться как элемент и частный случай функции политического режима – предоставить властвующему субъекту инструменты для осуществления политической власти. Внешние проявления государственного режима будут являться и внешними проявлениями режима политического, но лишь их органической частью.

Информация о работе Государственно правовой режим