Информационные войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2010 в 10:23, Не определен

Описание работы

Содержание
1 Информационная война – как составная часть военных конфликтов
2 Информационное противостояние в современных военных конфликтов на примере Южной Осетии
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

       Что касается заявлений официальных  лиц, то здесь российская сторона была единодушной. К примеру, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил: «В соответствии с конституцией и федеральным законодательством, как президент РФ, я обязан защитить жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились, – отметил Дмитрий Медведев на экстренном совещание с членами Совета безопасности России. – Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание»61.

     Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин заявил 11 августа, что западные СМИ и политики цинично пытаются представить агрессора в качестве жертвы: «Удивляет, конечно, не сам цинизм политики — политика, как часто говорят, сама цинична — удивляет масштаб цинизма, умение выдавать белое за чёрное, чёрное за белое, умение ловко выставлять агрессоров в качестве жертвы агрессии и возлагать ответственность за последствия на самих жертв… Нынешних грузинских политиков, которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, — вот этих деятелей надо взять на защиту»62.

     Представитель Российской Федерации при НАТО Дмитрий  Рогозин обвинил Михаила Саакашвили, который заявлял, что "Грузия находится в состоянии войны с Россией", в попытке "интернационализировать" конфликт в Южной Осетии. По словам Рогозина, грузинский лидер "даже не может себе представить, что это такое - быть в состоянии войны с Россией"63.

     Таким образом, можно сделать выводы о соответствии информационной политики государства общественным настроениям россиян. Грузино-южноосетинский конфликт 2008 года всколыхнул общественность России. Российская сторона сразу стала позиционировать себя как носителя гуманитарных идей, спасителя осетинского народа и гаранта мира на Кавказе. Неуступчивость и четкая позиция России в этом конфликте тоже сыграли свою роль - на этот раз Россия дала понять западу, что не собирается опять уступать.

     Однако  реальную информационную войну Россия проиграла, несмотря на военные и дипломатические победы. Россия не готовилась к информационной войне. Если общественное мнение внутри России сформировалось естественным образом и в правильном ключе (по данным исследования, проведённым ВЦИОМ64, 76% россиян хорошо осведомлены о трагических событиях в Южной Осетии; две трети уверены, что России следовало немедленно вступить в конфликт и более половины уверены, что именно правительство Грузии виновато в его развязывании), то информационную войну за пределами России мы проиграли. Единственным реальным противодействием были постоянные кибер-атаки на web сайты Грузии, США и Евросоюза.  

     2.3 Грузино-южноосетинский конфликт как поле информационного противостояния и давления на Российскую Федерацию со стороны США, ЕС и Грузии     

     Еще до конфликта всем заинтересованным сторонам был известен расклад позиций - Грузия говорит "нам нужна территория", Россия говорит "нам нужны граждане" - и, хотя в обеих позициях была изрядная доля лицемерия, в этой компоненте Грузия априори проигрывала. Ведь и Саркози при подписании соглашения об урегулировании - необходимо чтобы как можно скорее перестали гибнуть люди. И даже если в Старом свете это не имеет значения, оно поставлено как главный аргумент. В первый день Грузия стала себя позиционировать как сильная сторона-победитель65. При этом фотографии ГРАД-ов, стреляющих по городу распространяла сама. Сразу же после вступления России в конфликт - Грузия объявила что маленькая грузинская демократия воюет с Россией. Была даже идея объявить России войну, но к счастью это не было сделано, ибо последствия были бы совершенно непредсказуемы. США позиционировали себя как "арбитра", однако Бернард Кушнер объявил их тоже стороной конфликта. Грузия стала позиционировать себя как жертва российской агрессии, повторяя эти слова в день по тысячу раз. Говоря о том, что стали жертвой, просили "Save Georgia", "Stop Russia", а Саакашвили даже два раза сделал "неадекватные шаги", тоже чтобы вызвать жалость - сначала убегая от самолета в Гори, а потом чуть ли не съев свой галстук в эфире. Он также многократно дезинформировал общественность Грузии о готовящемся наступлении русских на Тбилиси и призвал "быть едиными".

     А на внутренней арене Грузия позиционировала  себя абсолютным победителем, героем, с солдатами и жителями героями, на фоне непрекращающихся патриотических речей, националистического скандирования и призывов и митинге с тысячами грузинских флагов. Это также не осталось незамеченным в международных СМИ. Выяснилось, что глобалистский мир гораздо менее приоритетная задача в мире, чем конкретный интерес - и грузинская нация требует поддержки всего цивилизованного мира.

     С самого начала конфликта грузинская сторона реагировала достаточно нервно, закрыв доступ к российским сайтам и российскому новостному ТВ66 (даже фактически не российскому, но русскоязычному, такому как РТВИ). Российская сторона не предпринимала подобных шагов, правда следует учесть, что в объеме информации, получаемой грузинским читателем российские сайты и ТВ играли куда большую роль, чем в России западные и грузинские СМИ вместе взятые. Фактический отход от демократии в Грузии в данном вопросе, хотя и был озвучен российской стороной, но упоминался нечасто.

          Грузинские лидеры обзванивали  чуть ли не каждого влиятельного  человека с Уолл-стрит, убеждая их, что Грузия стала жертвой российское агрессии еще в то самое время, когда грузинские ракеты обстреливали Цхинвали67. И это было еще до того, как Россия вообще вмешалась в конфликт. Затем Саакашивили сделал себя круглосуточно доступным для интервью CNN и BBC. Он повторял одни и те же простые строчки на практически превосходном английском и всегда рядом с флагом ЕС: "Россия - агрессор. Мы маленькая демократическая страна. Пожалуйста, помогите нам"68. Грузия применяла "эффект CNN", как его любят называть в военных кругах, с очень хорошей отдачей. Эффект прогрузинского CNN был настолько силен, что в действительности CNN использовали кадры из Цхинвали, чтобы показать это в репортаже о разрушениях в грузинском городе Гори.

     Кроме того, с начала военных действий грузинской стороной был создан клон осетинского новостного сайта Осинформ с похожим адресом (ориг. osinform.ru, клон - os-inform.com), на котором подаётся грузинская версия происходящих событий и размещаются фальшивые заявления от имени президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты.

     Как только русские СМИ начали распространять сообщения о том, что грузинские обстрелы Цхинавали повлекли за собой  более тысячи жертв среди мирного  населения, Грузия начала обороняться. Их брутальный бросок в попытке захватить  город был очень скоро забыт и заменен грузинскими отчетами о российских авиаударах по гражданским целям. Теперь Грузия была жертвой российского военного вторжения. Когда Россия обвинила Грузию в этнических чистках в Южной Осетии, грузины противопоставили этому заявления о российском геноциде против грузин69. Снимки кровавых тел, снятые западными журналистами, появились в каждой западной газете. Разъясняя это, Саакашвили лично выехал в город. Правда пиар-акция была свернута, как только российские истребители появились в небе. Трясущегося от страха Саакашвили посадили в гражданский 'Хаммер' и быстро увезли. Это фиаско убедило российских зрителей, что Саакашвили был просто трусом, в то время как для западных зрителей это было больше свидетельством того, что российские истребители действительно атаковали Гори. Грузинской контрпропаганде помогало то, что Грузия не препятствовала попаданию западных журналистов в зону конфликта. В то время как русские сделали практически невозможным доступ к Южной Осетии для нероссийских журналистов. Пока Россия снова и снова повторяла, что удары по гражданским объектам не наносились, Грузия утверждала, что русские истребители наносят бомбовые удары по финансируемому Западом нефтепроводу глубоко внутри Грузии. Это была абсолютная ложь, однако это не помешало этой новости провисеть в заголовках целых два дня. И после того, как Россия подписала соглашение о прекращении огня, растрепанный и не выспавшийся Саакашвили обвинял российские войска в том, что они берут штурмом центр Гори и продвигают свои танковые колонны по направлению к Тбилиси.

     Международные СМИ (более всего CNN, BBC, Wall Street Journal) вели даже более топорную пропаганду, чем  каждая из сторон, рисуя по старинке медведя времен холодной войны в  страшном мраке, борющегося против маленького отважного рыцаря. Как можно судить по комментариям, приведенным на InoSMI, большинство иностранных пользователей не поддерживали и не разделяли точки зрения, им навязываемой70. Международные СМИ очень потеряли в весе за это время из-за тенденциозного освещения ситуации. Даже комментарии, переведенные на русский язык на сайте ВВС, показывают далеко не однозначное отношение западного читателя и зрителя к этому конфликту.

     Россия "осталась глуха" к призывам Грузии к прекращению огня, пишет британская Independent71. "В то время, как дипломаты со всего мира пытаются найти способы остановить насилие, Россия четко дала понять, что не рассматривает президента Грузии  Михаила Саакашвили как партнера,  спровоцировав этим обвинения со стороны его основного союзника, Соединенных Штатов".

     Грузия  объявила, что вывела войска из Южной  Осетии, а Саакашвили сказал, что  его правительство "целый день пыталось связаться с Россией" для  обсуждения условий перемирия. Саакашвили утверждает, что Россия хочет захватить его страну, чтобы получить доступ к каналам энергетических поставок из Средней Азии.

     Британские  и американские СМИ заявляли, что  причина "российской агрессии" в  ее давнем недовольстве Саакашвили, его  союзом с США и его стремлением  вступить в НАТО. Грузия объявила о приостановлении боевых действий, пишет Independent, "в день, когда разъяренный русский медведь предстал во всей красе".

     Financial Times72 пишет, что в выходные Россия и Грузия вели "битву за образ", ключевую для получения преимущества в будущих миренных переговорах. Грузия, пишет газета "видит в себе Давида, сражающегося с Голиафом в лице России".

     "Одна  из задач Тбилиси - убедить  мир, что Москва не может  считаться эффективным миротворцем  в регионе", - пишет издание.  По мнению газета, судя по тону  большинства западных источников, Тбилиси в этом преуспело.

     К примеру, министр иностранных дел  Финляндии, возглавляющей в настоящее  время ОБСЕ, сказал: "Россия в настоящее  время является участником конфликта, а не посредником, и это должно быть отражено, когда начнутся мирные переговоры".

     В другой статье на тему конфликта,  Financial Times утверждает, что война на Кавказе  вспыхнула из-за уязвленной гордости, и уличает Тбилиси и Москву во взаимных обвинениях73.

     "Истина  заключается в том, что вся  эта сага представляет собой скорее случайность, чем спланированный заговор. Однако эта случайность должна была произойти. Россия преднамеренно годами провоцировала Грузию, поддерживая Абхазию и Южную Осетия и вводя торговые эмбарго.  Саакашвили повышал оборонные расходы и отказывался исключать применение силы. Однако он не собирался прибегать к силе. Он, по всем признакам, не  был готов к нынешней конфронтации - у него был забронировал билет в Пекин".

     Британская  газета полагает, что если бы Грузия собралась захватить Южную Осетию, она бы позаботилась о перекрытии туннеля Роки, через который через несколько часов после нападения Грузии на Цхинвали, на территорию Северной Осетии прибыло подкрепление из России".

     В американской газете Wall Street Journal опубликована статья за авторством самого Михаила Саакашвили, которая начинается так: "Сейчас, когда я пишу эти строки, Россия ведет войну против моей страны"74. Саакашвили в своей статье сравнивает теперешнюю ситуацию с "пражской весной" 1968 года и утверждает,  что Кремль давно спланировал эту войну. "Этот конфликт - война за будущее свободы в Европе", - пишет он.

     "Народ  Грузии громко и ясно дал  понять, что видит свое будущее  в Европе. Грузия - древняя европейская  страна, связанная с Европой культурой,  цивилизацией и ценностями. В  январе трое из четырех грузин проголосовали за членство в НАТО. Мы не поступимся этими целями, и сейчас расплачиваемся за наши демократические устремления".

     "Помимо  будущего Грузии на кону стоит  будущее России" - утверждал М.  Саакашвили. "Может ли Россия, которая развязывает агрессивную войну, быть партнером Европы?" - спрашивает он. "Если Грузия падет, - заключает он, - это будет означать падение Запада во всем бывшем Советском Союзе и за его пределами".

     Корреспондент Washington Post, побывавший в Тбилиси, описывает ситуация в столице Грузии как "смесь патриотизма и вызова"75. "В воскресенье на улицах города царило почти праздничное настроение, когда десятки тысяч людей шли по улицам, размахивая флагами и распевая национальный гимн".

     Многие  участники демонстрации, пишет газета, говорили, что, несмотря на отступление из Цхинвали, война далеко не окончена. За пределами Тбилиси, пишет Washington Post, там, где подчитывали жертв, настроение не такое радостное. "Хотя в основном ярость направлена в адрес России, многие также обвиняют правительство Грузии ".

Информация о работе Информационные войны