Информационные войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2010 в 10:23, Не определен

Описание работы

Содержание
1 Информационная война – как составная часть военных конфликтов
2 Информационное противостояние в современных военных конфликтов на примере Южной Осетии
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

     Коммуникационная  сфера вообще и СМИ в частности  – всегда были активными участниками  вооруженных конфликтов. В этом контексте  весьма символически выглядит факт, ставший 60 лет назад поводом для второй мировой войны – нападение на радиостанцию в Глейвице36. Историки отмечают, что Б.Муссолини, по мнению его же соратников, при планировании военных операций больше внимания уделял тому, какие заголовки появятся в газетах, чем воинской целесообразности . Однако во второй мировой войне испытали поражение именно те государства, у которых достижения в информационно-пропагандистской сфере были наиболее убедительными. Использование СМИ в то время имело сравнительно небольшое значение для военного успеха.

     Как правило, СМИ разделяют на два  типа: печатные и электронные (или  телерадиовещательные). Печатные СМИ (газеты и журналы) поставляют информацию путем  изготовления и распространения  множества экземпляров какого-либо периодического издания. В отличие от электронных СМИ, печатные обычно более долговечны – по крайней мере, были до широкого распространения видео- и аудиозаписи – и требуют грамотности от тех, кому они адресованы. Кроме того, печатные СМИ не ограничены количеством каналов, тогда как обычно существует определенное число возможных радиочастот и телевизионных каналов (сегодня быстро растущее). Количество же газет или журналов, которые могут быть опубликованы, как правило, не ограничено. В целом, печатные СМИ больше предназначены для подробного освещения событий, чем электронные СМИ.

     Электронные СМИ появились позже печатных, менее долговечны и меньше зависят  от общей грамотности человека или  доступности ему городской инфраструктуры. Последний пункт приобретает особо важное значение в отдаленных уголках мира. Человек может слушать транзисторный радиоприемник, при этом не имея возможности пользоваться электросетью, не посещав школу или проживая вдали от города. Из-за ограниченного количества каналов радио и телевидение обычно более строго регулируются государством, чем печатные СМИ (например, в США частоты телеканалов распределяет Федеральная комиссия по связи [FCC]). Чем более авторитарно общество, тем легче государству контролировать радио и (особенно) телевидение в те моменты, которые оно считает слишком опасными. Хотя телевизионные сети, как частные, так и государственные, как правило, вещают на определенную страну, их влияние часто распространяется далеко за ее пределами. В 1989 году одним из основных факторов демократических революций в Восточной Европе была возможность смотреть западные телепередачи.

     В наше же время даже возникновение  таких понятий как «информационная  война», «медиа-агрессия», «информационная  безопасность» свидетельствует  не только о тесной связи масс-медиа с конфликтными ситуациями, но и о том, что в вооруженных конфликтах современности борьба на информационном поле не менее важна, чем непосредственно военные действия. Это связано также и с приходом «информационной эры».  Само слово media – «посредник» – указывает на то, что средства массовой информации являются связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей где-то в этом мире. Западная культура приучила нас к такому взгляду. Однако следует иметь в виду, что журналисты и редакторы сообщают нам сведения об этой объективной реальности после тщательного отбора материала и решения, какое количество внимания уделять рассмотрению каждой конкретной темы. «Новости – это рамка, которая придает миру определенные очертания37». Если до недавнего времени война влияла большей частью на информационную сферу, в частности, на журналистику (например, первая мировая война стала стимулом для появления и развития в США аналитической журналистики, так как американцы не могли понять, каким образом убийство эрцгерцога Фердинанда послужило причиной такого конфликта), то в последнее время наблюдается обратная связь, причем как на макро, так и на микроуровне.

     В наше время СМИ играют все большую  роль как в решении вооруженных конфликтов, так и непосредственно в их ходе. Сегодня в развитых государствах любое действие невозможно без соответствующей информационной подготовки. Современные войны – это, прежде всего, вооруженные политические демонстрации. И демонстративный момент в них не менее важен, чем собственно момент применения оружия.

     Журналисты  давно стали третьей стороной едва ли не каждого вооруженного конфликта, и от того, какую сторону СМИ  склонны поддержать, в значительной мере зависит его результат. Ученые, которые исследуют влияние информационных процессов на ход современных вооруженных конфликтов, отмечают: «Политические, идеологические и геополитические взгляды формируются у значительной части общества исключительно на основе телекоммуникаций»38. Медиа-образ фактически является атомарным синтезом, в котором сосредоточенно сразу несколько подходов – этнический, культурный, идеологический, политический.

     Информационное  обеспечение последних военных  кампаний США в Югославии, Ираке, Афганистане стало темой отдельных  исследований. Началу военных действий всегда предшествовали мощные информационные кампании, целью которых, прежде всего, являлась дискредитация противника, создание образа врага. Основной этап информационной войны (как свидетельствует опыт операций в Ираке и Югославии) состоит в демонстрации преимуществ американского оружия, утаивании собственных потерь, преувеличении вреда, причиненной вражеской армии, военно-промышленным объектам и средствам коммуникации, в том числе теле- и радиостанциям противника. При этом такую информацию распространяют через контролируемые военными пресс-центры. Исследователи отмечают, что в начале кампании всегда нужны большие ресурсы, чтобы успеть быстро сформировать в общественном сознании нужный стереотип. А сломать сформировавшийся стереотип практически невозможно.

     Основными инструментами воздействия на аудиторию  являются: главные новости и политической пропаганда.

     Главные новости можно определить как  сообщение о событии, которое  произошло или стало известно за последние 24 часа и может иметь важные последствия в дальнейшем. Событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет пять главных признаков: оно должно быть персонифицированным, драматичным и наполненным конфликтами, актуальным и конкретным, новым или отклоняющимся от нормы и иметь привязку к темам, которые и в дальнейшем будут интересовать новостные масс-медиа. Новости также разделяют по нескольким второстепенным признакам. Обычно это отсутствие оскорбительного тона, восприятие новостей как заслуживающих доверия, компактность и ориентирование на интересы местной аудитории.

     Важной  разновидностью главных новостей являются чрезвычайные или кризисные новости, которые можно определить как природное или обусловленное человеком событие, представляющее собой непосредственную серьезную угрозу жизням и имуществу или душевному спокойствию многих людей. Такие чрезвычайные события отличаются внезапным началом, неопределенностью и слабым контролем, выраженной эмоциональной реакцией и угрозой человеческим жизням и имуществу. Во время чрезвычайных событий роль масс-медиа в обществе становится особенно важной. Исследователи установили и изучили несколько различных видов воздействия чрезвычайных событий. Исследования распространения новостей концентрируются на сообщении новостей и их распространении среди аудитории посредством печатных и вещательных медиа или межличностных каналов. В других работах исследуется воздействие того или иного чрезвычайного события на сами информационные организации — в фокусе внимания оказывается их особое значение для общества и их деятельность в ответ на кризис. Другим типом воздействия чрезвычайного события является эффект сплочения, проявляющийся в объединении людей в неспокойное время вокруг лидера, например президента.

     Данные  о силе воздействия политической пропаганды на протяжении многих лет отличались друг от друга. Исследования поведения избирателей в 1940-х и 1950-х годах показали ограниченное воздействие масс-медиа, а более поздние работы показали более прямое и мощное воздействие медиа на избирателей.

     На  характер политической пропаганды в  обществе воздействуют несколько динамичных сил. Они касаются социальной сферы, политической ситуации, медиаокружения и медиасодержания. В США можно наблюдать значительное воздействие масс-медиа на процессы политической коммуникации, поэтому СМИ ответственны за осуществление ряда специальных функций.

     Политическая  реклама представляет собой основную форму коммуникации между политическими кандидатами, с одной стороны, и избирателями — с другой. Политическая телевизионная реклама эффективна при формировании имиджа конкретного кандидата, сообщении информации, касающейся ключевых пунктов его программы, и, иногда, при воздействии на решение избирателей.

     На  политическую пропаганду также влияет содержание сюжетов новостей, в особенности их фреймы и признаки. Фрейм представляет собой абстрактное понятие, используемое специалистами в области медиа для передачи новостей определенным способом. Особенности фрейминга часто влияют на восприятие аудитории и ее интерпретацию новостей. Четырьмя основными видами искажения новостей являются персонализация, фрагментация, драматизация и нормализация.

     Также существуют определенные приемы и тактики  ведения информационной войны.

     «Утечка информации». Это своего рода диверсионная атака по тылам. В некоторых СМИ появляется закрытая информация негативного характера по отношению к оппоненту. Затем она разносится с помощью тяжелой артиллерии серьезных изданий и при необходимости поддерживается авиационной бомбежкой — листовками и плакатами.

     Противодействовать такой атаке достаточно сложно, поскольку, как правило, закрытая информация базируется на реальных, но непубличных фактах. Многие политики и компании «прячут скелеты в шкафу» в надежде, что никто об этом не узнает. Их же оппоненты радостно эти «скелеты» извлекают и выставляют напоказ общественности.

     «Лихая  кавалерийская атака». Как правило, она проводится в несколько этапов, когда в информационном пространстве массово появляются материалы с «нужной» информацией об оппоненте (как на основе реальных, так и виртуальных фактов). Используется, естественно, и легкая кавалерия: новости на телевидение и в интернет-изданиях. Пока атакуемая сторона начнет разворачиваться и опровергать факты — атакующие исчезают.

     «Наступление  по всему фронту». Классическая схема: в зарубежных СМИ появляются две-три публикации скрыто негативного характера. Затем они широкомасштабно транслируются с усилением акцента на негатив и разворачиваются в массированную кампанию. Используется весь арсенал информационного оружия вплоть до пикетов и манифестаций.

     Удовольствие  дорогое, поэтому случаи разворачивания таких кампаний можно пересчитать  по пальцам.

     «Окружение  противника». Скрытно готовятся минные поля (информационные закладки), задача которых — сковать передвижение противника и подготовить почву для атаки. Для этого на второсортных информационных ресурсах подчас размещается откровенная ложь. Затем готовятся два фланговых удара, когда по двум, на первый взгляд, независящим причинам начинается масштабная атака.

     Фланговые удары смыкаются, и становится понятно, что речь шла об одном и том же предприятии и одной и той же проблеме. А объект уже прочно сидит в информационном котле без всякого шанса вырваться наружу. Применяется в локальных информационных войнах, как правило, в политике на региональном уровне. Эффективное противодействие — своевременное обнаружение и обезвреживание информационных «мин-закладок».

     «Поднятие полем». После украинского «майдана» многие обратили внимание на массовые акции и манифестации, призванные наглядно демонстрировать «народный гнев». Поэтому не удивительно, что «поднятие полем» является на сегодня наиболее популярным айвар-приемом.

     При «поднятии полем» кризис инициируется на уровне «поля» — трудового коллектива, жителей города или района. Это  становится информационным поводом для создания видимости кризиса и используется как платформа для разворачивания медийной атакующей кампании. Противодействие — дезавуирование заказного характера «народного гнева» и переход в контратаку по основным спорным позициям.

     Таким образом, СМИ становятся важнейшим  фактором, обеспечивающим поддержку  или осуждение той или другой военной акции, и они создают  и разрабатывают специальную  систему "всеобщих" человеческих ценностей и прикрепленных к  ним структур дискурсов, обращение к которым должно быть самоочевидным для конструируемого сознания члена мирового просвещенного сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Информационное противостояние  в современных военных конфликтах на примере Южной Осетии

     2.1 Предпосылки конфликта 

     Грузино-осетинский конфликт длится уже не первый год. Противостояние между Тбилиси и Цхинвали своими корнями уходит в далекое прошлое. Зачатки конфликта проявились еще в 20-х годах XX века, после того, как Южная Осетия решением И.В.Сталина была передана в состав Грузии39.

Информация о работе Информационные войны