Информационные войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2010 в 10:23, Не определен

Описание работы

Содержание
1 Информационная война – как составная часть военных конфликтов
2 Информационное противостояние в современных военных конфликтов на примере Южной Осетии
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

     Во  время Первой мировой войны немецкое командование полностью взяло управление печатью в свои руки. Формы этого  руководства были следующие:

     1) Собеседования с  представителями  печати. Целью собеседований с представителями печати было правильное ориентирование их во всех происходящих на фронте событиях, комментирование и разъяснение официальных сообщений о ходе военных действий.

     2) Осведомление о  ходе военных действий. Право осведомления о ходе военных операций принадлежит исключительно Верховному командованию, причем ни один орган печати не должен был ни в малейшей мере выходить из рамок официального сообщения. Передача газетам официальных сведений о военных действиях производилась Управлением печати через Центральное телеграфное агентство (Бюро Вольфа).

     3) Работа с военными  корреспондентами. Из всех многообразных и сложных вопросов подготовки печати к войне единственный вопрос — о командировании в действующие армии военных корреспондентов — попал в поле зрения германского Генерального штаба в период подготовки его к мировой войне и был отражен в его мобилизационных соображениях. Еще в мирное время был произведен выбор подходящих лиц, исходя, главным образом, из степени доверия, которое то или другое лицо заслуживало с точки зрения соблюдения военной тайны. Однако мирный выбор не вполне оправдал ожидания. Многие весьма ценные кандидаты в корреспонденты должны были во время мобилизации отказаться от этой роли вследствие неудовлетворительного состояния их здоровья и тех трудностей, с которыми связана жизнь на фронте.

     4) Организация снабжения  фронта общей прессой.  Информация из внутренних областей государства имела очень важное значение ввиду огромного влияния, которое оказывали эти известия на дух и настроение войск. Солдаты особенно интересовались тем, что происходило в местах их постоянного жительства. Вот почему на снабжение войсковых частей газетами, издававшимися в районах их комплектования, было обращено преимущественное внимание. Основными читателями их являлась главная масса войск — рядовой и унтер-офицерский составы. Не встречали препятствий доступу на фронт и крупные политические газеты, но они читались преимущественно офицерами. Запрещены были только немногие газеты независимого социал-демократического направления.

     В странах Антанты пропаганда была организована по-разному. В Англии  она прошла долгий и сложный путь изменений.

     Уже в первые месяцы войны государства  Антанты решили помещать в своих и нейтральных газетах статьи такого содержания, которое содействовало бы формированию благоприятного для них общественного мнения и в то же время вызывало бы осуждение политического и военного образа действий Германии и ее союзников. Этим имелось в виду оказать непосредственное влияние на нейтральные и колеблющиеся страны.

     Одновременно  Англия взяла на себя инициативу вести  соответствующую пропаганду также  и среди неприятельского населения, для чего командировала в штабы союзных с ней армий по нескольку офицеров, получавших для своей деятельности указания от специального отдела Министерства иностранных дел в Лондоне и издателей «Морских известий» и «Военных известий».

     В США, спустя неделю после их вступления в войну, 14 апреля 1917 года был образован  по распоряжению президента Комитет общественной информации (Си-пи-ай)24. В его руководство вошли военный и морской министры, государственный секретарь и известный журналист Джорж Криль, который являлся председателем Си-пи-ай. Одним из результатов указанного мероприятия было то, что работавшие за границей представители комитета пользовались престижем названных выше крупных органов государственного управления.

     «Комитет  Крила» состоял из двух отделов внутренней и внешней пропаганды, которые делились на секции. Так, отдел внутренней пропаганды состоял из секций новостей, гражданского просвещения, кино, военных выставок, отношений с промышленниками, «союза труда и демократии», лекторов, рекламы и карикатур.

     Главным направлением в работе международного отдела комитета было воздействие на зарубежную аудиторию в духе идей американизма.

     Американская  система пропаганды возникла сразу  и не менялась существенно в течение  всей войны.

     С приходом к власти Гитлера роль пропаганды в управлении государства была увеличена, в связи с чем в 1933 году было образовано министерство пропаганды, которое сотрудничало в отдельных областях с другими ведомствами. Так, готовясь к войне, немецкая армия намеревалась помимо оружия использовать пропаганду. По согласованию с Геббельсом для этой цели при генеральном штабе было создано специальное управление по пропаганде среди войск и населения страны противника. В армейских группах функционировали отделы пропаганды.

     Были  созданы и специальные войска пропаганды. Их организация началась после того, как в 1938 году представитель вермахта генерал Кейтель и Геббельс заключили основополагающее соглашение о ведении пропаганды во время войны25. В том же году в немецких вооруженных силах началось формирование специальных рот пропаганды. Первые пять рот пропаганды были приданы командованию армейских корпусов в Дрездене, Бреслау, Нюрнберге, Вене. Осенью 1938 года они участвовали в оккупации Судет. В июне 1941 года, к моменту нападения на СССР, в немецких войсках, предназначенных к войне на советско-германском фронте, было 17 рот пропаганды. В 1943 году роты пропаганды были выделены в особый род войск. Общая численность их в то время составляла 15 тысяч человек, а в штатный состав обычной роты пропаганды входило 115 человек. В зависимости от выполняемых задач ее состав мог увеличиваться или уменьшаться.

     В состав рот пропаганды входили военные  журналисты, фото-, кино- и радиорепортеры, персонал по обслуживанию пропагандистских радиоавтомобилей и киноустановок, специалисты по созданию и распространению антисоветской диктатуры, плакатов, листовок.

     Роты  пропаганды были призваны обслуживать не только средства массового воздействия гитлеровского рейха. До начала военных действий подразделения пропаганды проводили работу среди своих войск и немецкого населения. С началом войны в их действиях преобладала пропаганда, нацеленная на войска и население противника.

     Что касается СССР, то там в первый же день войны было принято решение о реорганизации отдела по работе среди войск и населения противника ГУПП РККА26 — в его составе создавались два пропагандистских отделения. Первое, ведущее — по Германии, включающее также инструкторов по странам — ее союзникам, второе — по работе среди населения оккупированных немецкими войсками стран: Польши, Югославии, Чехословакии и др. Первое возглавил батальонный комиссар И. С. Брагинский, хорошо владевший немецким, а также знавший некоторые другие языки, а батальонный комиссар С. А. Лесневский, специалист по Польше и другим славянским государствам, второе. В связи с переходом на штатное расписание военного времени отдел пополнился новыми сотрудниками — мобилизованными в армию учеными, редакторами, журналистами, переводчиками.

     25 июня 1941 г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП (б) и правительства о систематическом проведении пропаганды среди войск и населения противника. Было создано Советское бюро военно-политической пропаганды, которому вменялось в обязанность определять содержание, формы и методы пропаганды среди войск и населения противника. Бюро осуществляло координацию  пропаганды среди войск и населения противника, проводимую как военными, так и партийными органами пропаганды и информации. Отдел по работе среди войск и населения противника ГУПП РККА стал рабочим органом  бюро военно-политической пропаганды. Он обязан был им формировать его о политико-моральном состоянии войск противника, об изменениях, происходящих в его войсках и тылу, разрабатывать по указанию бюро пропагандистские документы, обращенные к войскам и населению противника, к военнопленным.

     Содержание  пропаганды Красной Армии среди  войск противника определялось следующими основными направлениями: разъяснение справедливого характера войны со стороны СССР и агрессивного захватнического — со стороны Германии; разоблачение как виновников войны фашистского режима лично Гитлера и его окружения; показ роста сил и могущества Красной Армии, гибельности для Германии войны на два фронта, неизбежности ее поражения; пропаганда плена как пути спасения и возвращения на родину.

     Аппарат отделов по работе среди войск  и населения противника политуправлений фронтов развертывал свою работу. В июле 1941 г. издавалось 18 газет на иностранных языках, из них 10 — на немецком27. В Москве с августа выпускалась газета «Фронтиллюстрирте». («Фронтовая иллюстрация». Ее тираж был 200 тыс. экземпляров.) Начались регулярные передачи на радио на немецком языке, финском, румынском языках. За первые две недели было издано 67 листовок тиражом 90 млн. экземпляров28. Был налажен выпуск листовок на фронтах. В июле—августе 1941 года стали издаваться серии информационных листовок: «Международная информация», «Известия с фронта», «Что происходит в Германии», «Как живут военнопленные в Советской России».

     В период холодной войны главными участниками, как военного, так и информационного  противостоянии стали СССР и США. Информационная борьба проявлялась  и в мирных условиях (формирование образа врага, «железный занавес», неверная подача информации о жизни в других государствах), и в условиях военных действий.

     В холодной войне СССР и США использовали не только свои информационные возможности, но и задействовали ресурсы контролируемых территорий. В геополитическом плане США имели важное преимущество – изолированное положение на американском континенте, в окружении лишь двух государств, не представлявших угрозы их интересам. СССР после Второй мировой войны смог создать вокруг своих границ пояс из дружественных стран, также почти во всех странах Африки, Америки, Азии возникли коммунистические партии, усилилось влияние коммунистической партии США. Это существенно усложнило задачу США в плане непосредственного воздействия на главную целевую аудиторию информационно-психологического воздействия – население СССР, поскольку требовало преодоления определенной буферной зоны.

     Ареной  психологического противоборства становились  и территории дружественных и  нейтральных США государств. Отмечалась важность того, чтобы территории, богатые природными ресурсами, стратегически важные регионы, обладающие значительным производственным потенциалом, людскими ресурсами и военной силой, находились в «дружественных руках», что позволяло усилить влияние США на «стабильность, безопасность и мир».

     Локальные войны и вооруженные конфликты  второй половины XX века, а их насчитывают  более 300, происходили на различных  театрах военных действий: в Юго-Восточной Европе, Восточной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной, Центральной и Южной Африке, в Центральной и Южной Америке. В ходе их ведения совершенствовались формы и методы психологической войны. Например, война в Корее стала первым открытым столкновением двух противоположных идеологий после второй мировой войны. Опыт психологических операций, накопленный США и другими государствами в той войне, был использован для психологического и идеологического воздействия на противника.

     В Корее (1950-1953) американцы столкнулись  не только с решительным вооруженным, но и с активным идеологическим сопротивлением. Впервые за послевоенные годы в ходе ведения боевых действий из вооруженных сил США в течение полутора лет дезертировало 47 тыс. человек, в последующем их количество продолжало держаться на уровне 35-40 тыс. в год.

     Обновленная концепция специальных методов  войны прошла проверку в ходе войны  во Вьетнаме. Для централизации планирования, руководства и контроля всеми  психологическими операциями в рамках информационного агентства США  был создан объединенный отдел по связям с общественностью. Вместе с традиционными формами ведения психологической войны впервые широкомасштабно стало использоваться телевидение. Телепрограммы разрабатывались для гражданской и военный аудиторий. Были созданы студия и четыре передающие станции, вещавшие по 6 ч в сутки. Среди вьетнамцев были распространены 3,5 тыс. телевизионных приемников, во многих школах и читальнях установлены телевизоры. В 1971 году уже 80 процентов местного населения могло смотреть телепередачи.

     Анализ  печати, литературы и источников позволяет  сделать вывод о том, что информационные действия имели важное значение во всех локальных войнах и вооруженных  конфликтах второй половины XX века, в которых участвовал СССР. Прежде всего, это было в военно-политических кризисах в Восточной Европе. Кубинская революция 1953 – 1958 годов и ее победа широко освещались в СМИ Советского Союза. Проводилась идея защиты свободы и суверенитета Кубы и обеспечения возможности для ее народа создать «свободное и демократическое общество».

     Еще во время подготовки к вводу советских войск в Афганистан на заседании Политбюро ЦК КПСС от 27 декабря 1979 года был утвержден специальный документ, который назывался «О пропагандистском обеспечении нашей акции в отношении Афганистана». В нем указывалось, что во всей нашей пропагандистской работе – в печати, по телевидению, по радио надлежало исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и сообщения ТАСС на этот счет, проект которого был утвержден на заседании Политбюро ЦК КПСС29.

     Холодная  война оказалась не чисто информационной. Точнее в ней существенную роль играли другие носители информации - нетрадиционные. Основной "коррозиционной" составляющей стала пропаганда с помощью материального мира, в рамках которой можно увидеть три измерения.

Информация о работе Информационные войны