Информационные войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2010 в 10:23, Не определен

Описание работы

Содержание
1 Информационная война – как составная часть военных конфликтов
2 Информационное противостояние в современных военных конфликтов на примере Южной Осетии
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

     Республика Южная Осетия - непризнанная республика, де-юре входящая в состав Грузии (в виде частей четырёх разных районов), но фактически самоуправляемая. Независимость Южной Осетии и её отделение от Грузии не признаны ни одним государством, кроме Российской Федерации и Республики Никарагуа.

     Мировое сообщество рассматривает Южную  Осетию — Цхинвальский регион как  зону этнополитического конфликта40.

     О важности сохранения территориальной  целостности Южной Осетии — Цхинвальского  региона говорится в Концепции  ОБСЕ по мирному урегулированию грузино-осетинского  конфликта от 1995 года: «Наряду с  территориальной целостностью Грузии, ОБСЕ признаёт и территориальную целостность Южной Осетии в границах бывшей Юго-Осетинской автономной области»41.

     Территории, населенные осетинами, вошли в состав Российской империи в конце XVIII –  начале XIX веков как самостоятельно, так и в составе феодальной Грузии. После революции 1917 года Северная Осетия вошла в состав Горской республики, а затем стала автономной республикой в составе РСФСР. Южная Осетия оказалась в составе Грузии, где в 1922 году получила статус автономной области. При этом до установления в Грузии советской власти на осетинских территориях произошло несколько национальных восстаний.

     С началом перестройки в Грузии и Южной Осетии активизировались национальные движения. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области преобразовал регион в автономную республику в составе Грузинской ССР. Президиум Верховного совета Грузии 16 ноября 1989 года признал это решение незаконным и создал "комиссию по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской АО". Осетины восприняли это как шаг к ликвидации автономии. 23 ноября 1989 года грузинские националистические движения попытались провести митинг в Цхинвали, из разных районов Грузии сюда прибыли, по разным данным, до 60 тыс. человек. Колонна была остановлена у въезда в город и после двух суток противостояния, в результате которого были убитые и раненые, повернула обратно. В регионе начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований.

     20 сентября 1990 года Юго-Осетинский  облсовет провозгласил регион  Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой. 10 декабря 1990 года парламент Грузии постановил упразднить Юго-Осетинскую автономную область. На следующий день, после гибели в межэтническом столкновении нескольких человек, Тбилиси ввел на территории Цхинвали и Джавского района чрезвычайное положение. По приказу председателя парламента Грузии Звиада Гамсахурдиа 6 января 1991 года в Южную Осетию были переброшены грузинские отряды, боевые действия резко активизировались, началась блокада автономии.

     19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу "о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией"42, большинство поддержало эти идеи. Одновременно части республиканской гвардии Грузии с тяжелой техникой продолжали безуспешно осаждать Цхинвали и другие населенные пункты. Всего в ходе боевых действий безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс. К середине 1992 года бои стали стихать, чему способствовала политическая нестабильность в самой Грузии, где началась гражданская война.

     В соответствии с Соглашением о  принципах урегулирования конфликта  в Южной Осетии, подписанным 24 июня 1992 года Россией и Грузией43, была создана смешанная контрольная комиссия в составе представителей Северной и Южной Осетии, Грузии и России. Перед комиссией была поставлена задача обеспечения контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечения режима безопасности в зоне конфликта.

     Для реализации данных задач при комиссии были сформированы смешанные силы по поддержанию мира и правопорядка, а также образованы смешанные группы наблюдателей, которые были размещены по периметру зоны безопасности. В Южную Осетию 9 июля 1993 года на основании распоряжения правительства РФ от 2 июля 1993 года44 были введены миротворческие силы в составе трех батальонов (российского, грузинского, северо-осетинского).

     Боевые  действия, сошедшие к тому времени  на уровень одиночных огневых  контактов и рейдерства, были прекращены после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией45. 14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

     Дагомысские соглашения предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и южноосетинская (в грузинских источниках называемая "Цхинвальской") стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия. Всего за период с декабря 1990 по июль 1992 года в результате конфликта в бывшей автономной области погибло от двух до четырех тысяч человек.

     В декабря 2000 года было подписано российско-грузинское межправительственное «Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев»46. В апреле 2001 года в Южной Осетии состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию республики, проведение которого руководство Грузии считает незаконным.

     6 декабря 2001 года президентом Южной Осетии после двух туров голосования был избран Эдуард Кокойты. Л. Чибиров проиграл ему в первом туре голосования.

     15 января 2002 года парламент Южной  Осетии принял поддержанное президентом  Кокойты постановление просить  российские власти принять Южную Осетию в состав России.

     В начале января 2004 года кандидат в президенты Грузии Михаил Саакашвили без согласования с цхинвальскими властями посетил грузинское село Тамарашени в Южной Осетии близ Цхинвали и в своем выступлении перед жителями села заявил, что 2004 год — это последний год, когда Южная Осетия и Абхазия не принимают участия в грузинских выборах.

     В конце мая 2004 года, заявив о своем  намерении бороться с контрабандой, Грузия ввела на подконтрольную Южной  Осетии территорию отряды МВД и армейского спецназа. 3 июня 2004 года Грузия направила в Цхинвальский регион 20 вагонов с танками и бронемашинами, несколько установок "Град" и 350 миротворцев. Грузия в Цхинвальском регионе располагала 150 военнослужащими, вооруженными стрелковым оружием. Всего в зоне конфликта Грузия должна была иметь 500 военнослужащих с ограниченным количеством тяжелой техники.

     28 июня 2004 года трое сотрудников  МГБ Грузии были задержаны  по подозрению в проведении  диверсионно-террористических акций  в Южной Осетии. После этого Грузия отказалась участвовать в заседании Смешанной контрольной комиссии по урегулированию в Южной Осетии, которое планировалось провести в Москве 30 июня. 3 июля представители грузинских спецслужб были освобождены. Грузия заявила о намерении продолжить работу в рамках комиссии.

     Обстановка  в зоне грузино-осетинского конфликта  обострилась 8 июля 2004 года в связи  с вооруженным столкновением  в Лиахвском ущелье Южной Осетии. По поступившим из Тбилиси данным, двое грузинских миротворцев ранены, один похищен. 8-9 июля в Цхинвали прошли переговоры по урегулированию грузино-осетинского конфликта между государственным министром Грузии Георгием Хаиндравой и заместителем командующего сухопутными войсками РФ генерал-лейтенантом Валерием Евневичем – была достигнута договоренность об освобождении задержанных в Южной Осетии военнослужащих внутренних войск Грузии.

     19 августа 2004 Цхинвали был обстрелян  из минометов, погибли четыре  человека. В тот же день произошли  боевые столкновения у села  Тлиакан, в ходе которых погибло 16 грузинских военнослужащих и один осетинский ополченец. Грузинские власти также сообщили о гибели восьми казаков, якобы поддерживавших осетин, однако эта информация была опровергнута осетинской стороной. 20 августа 2004 года грузинские войска выведены из зоны конфликта.

     12 декабря 2005 года Эдуард Кокойты  обратился с официальным заявлением  к президенту РФ Владимиру  Путину, президенту Грузии Михаилу  Саакашвили и главам государств  ОБСЕ, выступив с новой инициативой  по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта. Предусматривалась трехэтапная схема урегулирования, включающая демилитаризацию зоны конфликта, социально-экономическую реабилитацию региона и политические переговоры. Кроме того, предполагалась создание зоны экономического благоприятствования которая, как вариант, могла бы включать Алагирский район Северной Осетии РФ, Южную Осетию и Горийский район Грузии.

     В январе 2005 года на заседании ПАСЕ в Страсбурге президент Грузии Михаил Саакашвили озвучил мирные инициативы в отношении Южной Осетии. В соответствии с ними, Южной Осетии предложен широкий автономный статус в составе единого грузинского государства. Инициативы Саакашвили в телефонном разговоре 15 февраля поддержал президент США Джордж Буш. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, комментируя инициативы Саакашвили, заявил, что "Южная Осетия - давно уже независимая республика", и о создании единого с Грузией государства речи быть не может.

     15 февраля 2006 года парламент Грузии  принял постановление, предусматривающее  прекращение миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта. Действия России в регионе в этом документе расценивались как "интервенция".

     Также в феврале 2006 года Э. Кокойты обвинил  Тбилиси в подготовке спецоперации по уничтожению руководства Южной Осетии, в том числе и его самого47. В марте того же года он подал в Конституционный суд РФ заявление о присоединении непризнанной республики к Российской Федерации.

     31 мая 2006 года была проведена  ротация российских войск в  составе Смешанных сил по поддержанию  мира в зоне грузино-осетинского  конфликта. Ротация российских  военных проходила через Рокский  тоннель, который Грузия не  контролирует. Официальный Тбилиси  счел действия российской стороны вызовом в свой адрес. Власти страны заявили, что под видом ротации Россия вводит в регион дополнительные войска.

     14 июня 2006 года главы Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья — Кокойты,  Сергей Багапш и Игорь Смирнов  — подписали декларацию о сотрудничестве. В этом документе говорилось о намерении непризнанных республик создать совместные миротворческие силы в том случае, если из зон конфликтов выведут российских миротворцев. В документе подчеркивалось стремление трех непризнанных государств развивать отношения с Россией.

     18 июля 2006 года парламент Грузии  принял постановление о немедленном  выводе российских миротворцев  с территории страны.

     Осенью 2006 года Кокойты обвинил руководство  Грузии в наращивании военных  сил в верхней части Кодорского ущелья, на границе с Абхазией и пообещал оказать военную помощь Абхазии в случае нападения со стороны Грузии.

     12 ноября 2006 года президентом Южной  Осетии вновь избран Э. Кокойты,  набрав 96 % голосов избирателей. Одновременно  с выборами президента проходил референдум, на котором 99 процентов проголосовавших жителей Южной Осетии высказались за независимость (явка избирателей составила 95,2 процента); референдум не был признан международным сообществом48. На альтернативных выборах в селах (преимущественно грузинских), контролируемых правительством Грузии, победил Дмитрий Санакоев, возглавивший прогрузинскую администрацию Цхинвальского региона в селе Курта.

     29 ноября 2007 года власти Цхинвали  передали российским властям  и международным организациям обращение с просьбой признать Южную Осетию.

     В начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между  Россией и Грузией.

      16 апреля 2008 года МИД России сообщил,  что Президент России В. Путин  дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией особые отношения.

     17 апреля 2008 года Кокойты заявил, что  грузинские военные подразделения  подтягиваются к границам его  республики и призвал «воздержаться  от необдуманных шагов, которые могут привести к трагическим последствиям».

     Во  второй половине июля, одновременно с  совместными учениями Грузии и США  «Немедленный ответ», Россия проводила  крупномасштабные учения «Кавказ-2008», в которых были задействованы  подразделения различных силовых структур, несмотря на предостережения со стороны Грузии.

     В конце июля — начале августа происходила  эскалация грузино-южноосетинского  конфликта. Регулярно происходили  перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

     Днём 7 августа 2008 секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией  наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что  Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики»49.

Информация о работе Информационные войны