Журналистский эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:47, Не определен

Описание работы

методы сбора информации

Файлы: 1 файл

Эксперимен1.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Эксперимент

Одним из важнейших, используемых в журналистском расследовании (и как нельзя более адекватный сути этого вида журналистики) является метод эксперимента («провокации  действительности»). «Прародителями»  его были научный и следственный эксперименты. В науке и юриспруденции этот метод применяется очень широко. Причем в последние годы он стал активнее, чем ранее, осваиваться и отечественными расследователями.

Эксперимент очень  близок методу включенного наблюдения и нередко их считают одним  и тем же методом. Иногда эксперимент определяют как разновидность включенного наблюдения. На наш взгляд, эксперимент можно считать самостоятельным методом. Прибегающий к нему журналист не слишком афиширует на страницах своего издания, при каких условиях и каким образом получены необходимые ему сведения. И вот почему.

Дело в том, что, применяя включенное наблюдение, журналист внедряется в уже существующую ситуацию и просто фиксирует факты, которые возникают по ходу ее развития. После завершения включенного наблюдения ситуация эта (объект наблюдения), как правило, не исчезает, а продолжает существовать в основных параметрах. В том же случае, когда журналист проводит эксперимент, он обязательно создает не существовавшую до него, то есть искусственную, ситуацию (например, организует письменное обращение к себе из разных районов города ста адресатов и ждет, когда и как каждое из них к нему поступит) и уже затем изучает ее, применяя, в числе других, метод наблюдения. Намеренно созданная ситуация позволяет журналисту увидеть в наиболее ярком свете то, что при обычном наблюдении было бы растянуто во времени и не проявилось настолько концентрированно и наглядно. После того как эксперимент завершен, созданная журналистом искусственная ситуация «снимается». Различие изучаемых ситуаций довольно легко обнаруживает себя, если сравнить, например, уже описанный метод включенного наблюдения, примененный Гюнтером Вальрафом, с использованным им при проведении другого журналистского расследования методом эксперимента.

В 1967 году Вальраф  располагал фактами о том, что на крупных промышленных предприятиях создаются вооруженные отряды, которые тренируются под руководством бывших нацистов и предназначены для усмирения бастующих рабочих. Поначалу публицист пытался проверить факты путем обычного метода – интервью с компетентными людьми. Но тайну перед журналистом со скандальной репутацией раскрывать никто не собирался. Поэтому в дальнейшем он прибегает к «провоцированию» действительности, с тем чтобы сделать ситуацию наблюдаемой, контролируемой им самим. И вот Вальраф представляется лицом, посвященным в подноготную вопроса, министерским советником Кревером, сотрудником несуществующего комитета гражданской обороны при Министерстве внутренних дел. Провокация срабатывает: от человека, посвященного в тайну, нечего скрывать. Информационный барьер снова приподнимается. В результате появляется статья «Беда, если им дадут волю» в журнале «Пардон», в которой журналист вскрывает тайную организацию.

Вот еще один пример обращения Гюнтера Вальрафа к методу эксперимента. В 1967 году он решил расследовать причины антифашистских студенческих демонстраций в Берлине, а главное – выяснить отношение к этим демонстрациям местных жителей, так как, по слухам, они призывали полицию избивать студентов, использовать против них газовое и огнестрельное оружие, а некоторые даже выражали сожаление о том, что пал режим Гитлера. Проводя расследование, Вальраф выступал сначала как участник и наблюдатель событий, а затем осуществил эксперимент. С этой целью он создал комитет «Чистый Берлин» – организацию, якобы преследовавшую цели борьбы с бастующими студентами. Вальраф представлял ее своим собеседникам как реальную организацию, что было важно для получения информации, которая могла бы прояснить ситуацию. При этом он хочет получить конкретные факты.

Беседы от имени  «Чистого Берлина» с представителями  влиятельных кругов Западного Берлина  подтвердили догадку о негативном их отношении к студентам. В продолжение  эксперимента публицист пытается найти  работу: он прогуливается по улицам Берлина с плакатом, на котором написано: «Студент, исключенный из университета за участие в демонстрациях, ищет любую работу и жилье». Фашистские по духу высказывания градом сыпались на голову Вальрафа-«студента», что подтвердило его уверенность в нетерпимости бюргеров к требованиям студентов. Полученные в ходе эксперимента факты Вальраф использует при подготовке публикации под названием «Чистый Берлин», в которой он убедительно обрисовал ситуацию, демонстрирующую, что с идеями фашизма в Германии отнюдь не покончено.

В настоящее  время в России появилось множество  последователей Вальрафа, испытывающих страсть к авантюрным экспериментам. Например, пытаясь проверить качество работы таможни (или изобличить ее сотрудников  во взятках), корреспонденты провозили  в багаже гранаты, наркотики, непродекларированную валюту. Подобные расследования имеют широкий резонанс. И хотя граната, как правило, является учебной, наркотики – муляжом, а валюта – «куклой», такие действия необходимо четко взвесить и продумать. По сути, они возможны, если не наносят реальный ущерб конкретному лицу. Но не могут быть оправданными, когда влекут тяжелые (вплоть до уголовного наказания) последствия для журналиста или других лиц.

Говоря о предпосылках успешности проведения эксперимента в  расследовании, необходимо отдельно упомянуть такой важный момент, как его планирование. В этом отношении опыт Гюнтера Вальрафа исключительно поучителен. Надо заметить, что в необходимости планирования он убедился не сразу. В первых расследованиях он действовал исключительно «на ощупь», проверяя себя в ходе эксперимента. Но по мере усложнения задач, которые он ставил перед собой, усложнялся и процесс подготовки, так как успех зависел от продуманности сценария. Уже к 1974 году публицист понимает, что на место интуитивного представления должен прийти четкий анализ ситуации и степени опасности очередного эксперимента. Планирование у Вальрафа – это всегда детальная предварительная проработка всех эпизодов эксперимента.

Показательно  в этом отношении планирование им расследования антиправительственного заговора Спинолы в Португалии[19]. Все шаги расследователя были продуманы, подготовлены до последнего штриха. Журналистка Хелла Шлумбергер, ассистировавшая Вальрафу во время работы над репортажем, разговаривая по телефону с телохранителями и помощниками бывшего португальского президента, намеренно проявляла неосведомленность, чтобы не спугнуть доктора Спинолу излишней готовностью к встрече. Второй телефонный разговор – уже более определенный: назначена предварительная встреча с доверенными лицами Спинолы. Предусмотрены были меры предосторожности: найден человек на роль мнимого президента мнимой организации (от ее лица выступил Вальраф), заказан роскошный стол с букетом цветов на нем в ресторане. Вальраф и его помощники заранее позаботились о том, чтобы о готовящемся мероприятии не пронюхал кто-нибудь из ведомства по охране конституции. Продуманы и внешние атрибуты – галстук Вальрафа в черно-красно-желтую полоску (цвета флага ФРГ), золотая зажигалка и прочие «погремушки».

Беседа прошла без неприятных неожиданностей. В  случае затруднений, возникавших у  помощников, журналист сам вмешивался в беседу, опытной рукой режиссера  корректируя ее. И все это записывалось на магнитофон. Разговор со стороны Вальрафа вели его адвокат и «президент» – сотрудник одного из издательств. Таким образом, Вальраф ввел еще одно новшество в метод сбора информации – активное участие других людей, тогда как раньше он добывал информацию, не посвящая никого в замысел работы. Однако надо специально подчеркнуть, что расследователь привлекал к непосредственному участию в экспериментах самых надежных своих помощников.

Криминолого-следственные методы

Любое расследование, включая журналистское, будет проведено эффективно, если расследователь подходит к нему творчески, применяет нестандартные приемы и методы (оставаясь, разумеется, в рамках прав, предоставленных ему законом). Поэтому ему необходимо постоянно пополнять свой «методологический арсенал», в том числе и получая знания о криминолого-следственных методах. Их журналист-расследователь может изучать не только по имеющимся в открытой продаже учебникам для следователей, но и по выступлениям сотрудников правоохранительных органов в прессе.

Например, 13 февраля 2001 года по НТВ прошла передача о  том, как в 1999–2001 годах в городе Рязани милиция расследовала преступления банды «слонов» – рэкетиров и  убийц, которые вымогали деньги у  бизнесменов, убивали своих конкурентов-преступников и пр. Милиция знала о преступлениях. Но «раскрутить» их по обычной схеме «от преступного факта – к преступнику» было очень трудно. Поэтому придумали иной метод – идти от известных криминальных личностей к возможно совершенным ими преступлениям. С этой целью был собран материал об их местонахождении и занятиях в период, предшествующий убийствам, другим известным преступлениям. С помощью Интернета проверили, какие машины с рязанскими номерами были зарегистрированы автоинспекцией в Набережных Челнах во время случившихся там криминальных разборок (были предположения, что рязанцы побывали там в это время), потом установили, чьи это машины, кто на них ездил туда и т.п. Так и вышли на след киллеров – «слонов», которые свели счеты со своими конкурентами (по «черному» авторынку) из Набережных Челнов.

Бандитов поймали. Они признались в разных преступлениях, в том числе и в вымогательствах, совершенных на территории Рязани. Нужны были лишь подтверждения этих преступных деяний со стороны самих  потерпевших. Но бизнесмены, у которых «слоны» вымогали деньги, боялись что-либо говорить об этом милиции, поскольку были запуганы бандитами. После долгих размышлений в УВД области создали спецгруппу, которая явилась к бизнесменам под видом представителей новой банды и предложила им «крышу» (защиту от посягательств других рэкетиров). И тут бизнесмены заявили, что она у них уже есть и назвали конкретных «слонов», получавших с них «оброк», включая и тех, кто уже был арестован.

Определенную  пользу журналисту-расследователю, особенно начинающему, может оказать знакомство с основами криминалистики. Учебники и пособия по этой дисциплине продаются во многих книжных магазинах. Неплохо познакомиться и с возможностями технических средств, применяемых в ходе криминального расследования, о которых сообщается в открытой печати. Вот, например, два таких сообщения.

«Валерий Ильичев:

От  лупы Шерлока Холмса до детектора лжи

“Легче разгадать  тайны космоса, чем сущность человека”. Это утверждение находит подтверждение  в борьбе с преступностью. В последние годы в практике правоохранительных органов большое распространение получают новые нетрадиционные методы использования знаний о психологическом состоянии лиц, связанных с криминальными действиями.

ОШИБАЕТСЯ ЛИ ПОЛИГРАФ?

Это техническое  устройство, получившее известность как “детектор лжи”, состоит на вооружении у криминалистов. Обращение с полиграфом требует одновременно опыта сыщика и хорошего владения аппаратом. Результаты проверки на полиграфе не могут служить доказательствами по уголовному делу, а всего лишь дают повод для ориентирующей информации в части установления виновных лиц. Это позволяет правильно строить допрос подозреваемых и свидетелей.

По вполне понятным причинам, не рекомендуют использовать полиграф в отношении наркоманов и психически больных людей. Полиграф может ошибаться при испытании серийных убийц и наемных киллеров. Эти люди не испытывают жалости к своим жертвам, и их психофизиологическая реакция довольно спокойна при выявлении обстоятельств преступления. Но в большинстве случаев полиграф дает объективную информацию и помогает удостовериться в виновности проверяемого лица. Больше того, применение полиграфа помогает установить местонахождение трупа, похищенных вещей. Испытуемому предъявляется перечень мест, где может находиться предполагаемый тайник. И невольное волнение, зафиксированное детектором, подсказывает сыщикам, где следует проводить поиск. С помощью полиграфа возможно исключение из числа подозреваемых невиновных лиц. Если полиграф твердо подтверждает правдивость человека, отрицающего вину, то это не только позволяет снять с него обвинение, но и подтолкнет сыщиков к отработке новых версий.

Например. Все  обстоятельства дела свидетельствовали  о причастности к краже из квартиры одного из знакомых хозяйки. На это  указывали его пребывание в момент совершения преступления возле дома, где жила потерпевшая, и продажа им кулона, похожего на похищенный. У следователя и сыщиков не было сомнений в его виновности. И, тем не менее, обследование на полиграфе показало, что этот запутавшийся в своих показаниях человек не причастен к краже. Сыщики отнеслись к результатам обследования скептически, подняв оператора полиграфа на смех.

Каково же было удивление сыщиков, когда вором  оказался другой знакомый потерпевшей. Если выводы тестирования противоречат полученным ранее оперативным данным и предварительным выводам, то сыщики часто игнорируют полученные результаты. Поэтому в процессе служебной подготовки необходимо организовать углубленное ознакомление сыщиков с возможностями полиграфических устройств. Эффективность этого сравнительно нового технического средства в предупреждении и раскрытии преступлений отлично дополняет профессионализм мастеров розыска.

БЕСКОНТАКТНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ СТРЕССА

Но использование  полиграфа имеет ряд недостатков, в частности обязательное согласие подозреваемого лица на проведение тестирования и необходимость присоединения к его телу датчиков. Такое согласие удается получить не всегда, и тогда следователи и сыщики используют методы бесконтактных измерителей стресса. Принцип основан на том, что человеку свойственно реагировать на внешние раздражители. Чем значимее для конкретного человека информация, тем сильнее его психофизиологические реакции. Это отражается на тембре голоса, напряжении и кровоснабжении отдельных участков тела, изменении теплового, электромагнитного поля и т.д. Именно на этих особенностях реакции организма и основана работа бесконтактных измерителей психологического стресса. Преимуществом технических средств такого класса является отсутствие необходимости размещения на теле обследуемого человека специальных датчиков.

Кроме того, бесконтактное  измерение психологического состояния  позволяет осуществить испытание  незаметно для подозреваемого лица, замаскировав, например, такой прибор в стенных часах или настольном календаре. Выявление эмоционально значимой информации при проведении допросов или разведывательных бесед позволяет определить искренность тестируемого лица и наметить наиболее перспективные пути дальнейших оперативно-разыскных и следственных мероприятий. Пока недооценена возможность использования таких бесконтактных приборов измерения психологического стресса в борьбе с терроризмом. Их установка в местах массового скопления людей (крупных универмагах, рынках, аэропортах, вокзалах) позволяет своевременно выявлять беспричинную психологическую напряженность у некоторых из них. Организация непрерывного слежения за ними позволит более эффективно предупреждать террористические акты.

Информация о работе Журналистский эксперимент