Журналистская деятельность Н.А. Рожкова в период сибирской ссылки (1910-1913)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Сформировавшись сначала как ученый, а затем как общественный деятель, Н.А. Рожков отличался от многих представителей РСДРП тем, что он осмыслял и освещал современную ему общественно-политическую жизнь в свете собственных научно разработанных теоретико-исторических концепций. Оказавшись в ссылке, он порывает с большевиками, выступая с научным пониманием развития общества, схожим с тем, что поддерживалось представителями меньшевистского крыла партии.

Файлы: 1 файл

Курсовик Новикову.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Основные  вопросы, затрагиваемые Рожковым в  статьях, включали социально-экономические, внешнеполитические аспекты государственного устройства. В передовых статьях написанных Николаем Александровичем содержался, чаще всего, обзор III Государственной Думы за прошедшую неделю, анализировалось соотношение сил в Думских фракциях а также определялись позиции конкретной политической группировки по отношению к вырабатываемым законопроектам. Стоит лишь заострить внимание на той роли, которую весной 1912 г. сыграла редактируемая Рожковым газета. И меньшевик В.С. Войтинский в 1924 г., и большевик В.Н. Соколов в 1935 г. были единодушны в своих воспоминаниях, говоря, что именно «Иркутское слово» первым подняло на своих страницах вопрос о положении рабочих на приисках, еще до начала забастовки и расстрела рабочей демонстрации. После трагических событий газета приняла все усилия, чтобы осветить положение на Лене как можно шире14.

     Когда весной того же года в губернской столице  проходили забастовки пекарей и  рабочих типографии «Макушина и  Посохина», «Иркутское слово» на своих  страницах вело пропаганду развития и укрепления профессиональных организаций  рабочих и служащих. Закрытие газеты в конце мая было обусловлено, с одной стороны, работой сенаторской комиссии по расследованию Ленских событий, с другой – забастовкой типографских рабочих, в связи с которой редакция и некоторые сотрудники подверглись обыску.

     В итоге иркутским жандармским  управлением был сделан вывод  о недостаточности экономических  оснований для возникновения  означенных забастовок пекарей и  типографских рабочих. В качестве реальных причин забастовок, в первую очередь, выступал ряд газетных статей, главным образом газеты «Иркутское слово», в которых указывалось на ненормальные условия труда местных рабочих и эксплуатацию их со стороны хозяев и в силу этого на необходимость рабочих к объединению. Указанные статьи порождали, с одной стороны, неприязненное отношение к хозяевам. А с другой стороны создавали среди рабочих тревожное состояние, которое по малейшему поводу и разрешилось забастовками.

     Несомненно, идеи публикаций «Иркутского слова» содействовали росту сознания и  укреплению профессиональных организаций рабочих. Однако по всей видимости, должны были иметь место и гораздо более объективные причины забастовок, как-то: реально ухудшающиеся условия труда, наличие организаторов среди самих типографских рабочих и булочников и т.п. Только сочетание этих объективных причин и пропаганды «Иркутского слова» могло способствовать организации рабочих для проведения данных забастовок. В свою очередь, жандармское управление, как звено единого государственного аппарата, было заинтересовано сузить проблему, представив дестабилизацию обстановки лишь как следствие газетной пропаганды, не объясняя ее серьезными экономическими причинами.

     Несколько позже сам Рожков будет характеризовать  обе забастовки как стихийные  и неспланированные, а повторение подобных акций найдет нежелательным. В этот период он видел в забастовке «крайнее средство, применяемое только тогда, когда все другие исчерпаны»15.  
 
 
 
 

Параграф 2. Газеты «Молодая Сибирь»  и «Новая Сибирь».

     Наибольшим  воплощением журналистских помыслов Рожкова, наверное, можно считать ежедневную газету «Молодая Сибирь»,  выходившую с осени 1912 г. Она создавалась по собственному почину сложившейся редакционной группы после закрытия «Иркутского слова», имела достаточно устойчивый журналистский костяк. А ежедневный выход открывал больше возможностей для освещения местных и российских событий. Название газеты полностью соответствовало мировоззренческой установке Рожкова и его товарищей, Н. Чужака и В.Н. Соколова.

     Равно как и в «Иркутском слове», на страницах «Молодой Сибири» Рожков выступал в качестве политического обозревателя, публикуя проблемные статьи и передовицы (общим числом 40 статей в 50-ти газетных номерах). На страницах этого издания увидело свет 13 подписанных им материалов (из них одна передовица). Ряд неподписанных передовиц (22 публикации), а также проблемных статей (5 публикаций) так же, как и в предыдущем издании, умеренно можно отнести его перу. Публицистика Рожкова в «Молодой Сибири» отличается большим накалом, радикальностью взглядов, политической остротой. В то же время все эти работы Николая Александровича отличались большей ценностью, так как имели объединяющее начало.

     Если  взглянуть на заглавия статей «Молодой Сибири», окажется, что почти все  они посвящались разнородным  вопросам сибирской жизни. В них  нашли отражение перспективы развития городского хозяйства, современная переселенческая политика, а также столь сложные аспекты культурной эволюции общества, как свобода совести или открытие ВУЗа в Иркутске16. Отличительной чертой и этих публикаций Рожкова по-прежнему являлись аналогии со странами Европы: к историческому опыту Запада он обращался, говоря о развитии избирательной системы, профессионального движения и организаций, разработке земельного законодательства и т.п.17Основополагающими в данном издании являлись статьи, посвященные сибирскому землеустройству и всеобщему избирательному праву. 

     Вскоре  после проведения выборов издание  было закрыто, а подставной редактор осужден за дискредитацию работы Иркутской губернской комиссии по выборам  в Государственную Думу.

     Менее чем через месяц Рожков с товарищами (Н.Ф. Насимович – Чужак, В.С. Войтинский и др.) открыли ежедневную газету «Новая Сибирь», которая идейно продолжала предыдущую и рассылалась ее прежним  подписчикам. Этому изданию в  советских изданиях не уделялось такого внимания, как «Иркутскому слову» и «Молодой Сибири»18. При этом материалы данной газеты являют собой не менее ценный источник для изучения политической и литературной истории края.

     Что касается публикаций Рожкова на страницах  этого издания, то в основной массе они были посвящены проблеме введения земства в Сибири, а также частным вопросам (например, развитию иркутского городского хозяйства). Анализ местных проблем подводил автора к выводам о необходимости распространения на Сибирь общедемократических реформ, что актуализировалось предстоящими в конце 1913 г. городскими выборами19. Однако, если в «Иркутском слове» и «Молодой Сибири» Рожков почти всегда выступал с политической агитацией в рамках предвыборной кампании, то «Новая Сибирь», в силу других задач, объединяла его разноплановые статьи. В их числе был краткий анализ научных публикаций о социальной эволюции рабочих; материал о роли изучения сибирской истории; серия обзорных статей о русско-монгольских отношениях20. Неизменно разрабатывалась Николаем Александровичем тема становления профессиональных организаций рабочих и служащих и выработка страхового рабочего законодательства по аналогам европейских стран21. Все эти идеи находились в русле его концепции легализации политической борьбы в условиях развивающегося капитализма. В общей сложности на страницах «Новой Сибири» в 1912-13 гг. (в 45-ти газетных номерах) было опубликовано 15 подписанных и 2 неподписанных проблемных статьи Николая Александровича, а также 21 неподписанная передовица.

     С начала 1913 г. газета подверглась административным взысканиям: на редактора А.П. Маркачева были наложены штрафы, а в дальнейшем – арест за неуплату в срок22. Ежедневно ухудшающееся материальное положение газеты не позволяло вносить штраф. В свою очередь, редакция договорилась с дирекцией городского театра о постановке спектакля в пользу издания, в результате чего долю от выручки с ближайшей премьеры было решено передать на поддержание «Новой Сибири». Часть билетов по льготным ценам была распространена среди типографских рабочих, набиравших это издание, однако о плане редакции стало известно полиции. Жандармы немедленно конфисковали в кассе выручку.

     Распоряжением Иркутского губернатора 1 февраля 1913 г. Н.А. Рожкова был выслан в с. Нижнеилимское  Киренского уезда, а на следующий день редактор «Новой Сибири» А.П. Маркачев сделал заявление о приостановлении этого издания23.

     Когда встал вопрос о закрытии «Новой Сибири», типографские рабочие набрали бесплатно  несколько номеров из солидарности с газетой. Материальное положение изданий всегда оставалось тяжелым, а сами сотрудники работали из энтузиазма, жалование для них было редкостью.

     Если  сотрудничество в «чужих» изданиях, какими были «Восточная заря», «Голос Сибири» или томское «Сибирское слово», еще служило для Рожкова источником небольшого заработка, то «свои» газеты, действительно, приносили лишь моральные и материальные затраты.

     Последующие попытки воссоздания в Иркутске социал-демократического издания, предпринимаемые  Н.Ф. Насимовичем – Чужаком и  В.С. Войтинским, не увенчались успехом. В конце 1913 г. при ближайшем участии последнего вышло по единственному номеру газет «Сибирское слово» и «Новое сибирское слово». Публиковался в них и Рожков, проживавший в то время в с. Бельское.

     С весны 1913 г., по высылке из Иркутска, рожков сотрудничал в ново-николаевских ежедневных газетах социал-демократического направления «Алтайское дело» и «Сибирская новь», редактируемая ссыльным В.М. Бахметьевым. В них было помещено несколько его статей, каждая из которых достаточна важна. Так, наиболее известная статья «Областничество и его сибирские защитники», появившаяся на страницах «Сибирской нови», в которой Рожков выступал против идеи создания Областной Думы24.  
 

Заключение.

      Вынужденный постоянно менять место своего жительства, Н.А. Рожков всюду делал попытки основать газеты и журналы, которыми и руководил. Николай Александрович при малейшей возможности принимался за любое ремесло редактора, внося оживление и в среду ссыльных, и в местную жизнь.

     Таким образом, роль Н.А. Рожкова в истории сибирской печати 1911-1913 гг. была отмечена тем, что им осуществлялось редактирование трех газет, выходивших в рассматриваемый период в Иркутской губернии, проработав до этого журналистом в нескольких печатных изданиях Сибири. Общественный резонанс, вызываемый этими изданиями в целом, а также отдельными публикациями Николая Александровича в частности, усиливался проходящей в то время предвыборной кампанией в IV Государственную Думу. Фактически в то время Рожкову принадлежала роль политического обозревателя, соответственно, его статьи, посвященные реформированию государственного устройства, во многом определяли все политическое направление газет.

     Способность к популяризации и актуализации помогла Рожкову настойчиво и  последовательно проводить на страницах редактируемых им изданий свою политическую концепцию. В рассматриваемый период она заключалась в обосновании Рожковым перехода страны к культурно-капиталистическому развитию, предполагавшему легализацию политической борьбы отечественной социал-демократии. В отличие от работ, опубликованных в сибирской прессе в 1910 – начале 1911 гг., статьи конца 1911 – начала 1913 гг. уже не содержали прямых доказательств вступления страны в стадию культурного капитализма, а проводили идеи практического осуществления поэтапного государственного реформирования. Одной из форм легальной борьбы была парламентская деятельность, которая, однако, являлась для Рожкова не самоцелью, а дополнительной вехой в демократизации.

     Существенную  роль рассматриваемые издания играли в формировании мировоззрения и общественной инициативы различных слоев местного населения при том, что в основе своей публикации Рожкова были ориентированы не на интеллигенцию, а на рабочую и крестьянскую публику, ремесленников и мелких служащих. Практическим результатом предвыборной агитации на страницах данных газет стала победа выборщика от социал-демократии А.А. Тюшевского, однако результаты выборов были аннулированы Губернской комиссией по выборам в IV Государственную Думу.

     Организаторские способности, журналистский талант Рожкова, его широкие связи с демократической общественностью центральной России способствовали усилению позиций данных изданий и их популярности в определенных кругах сибирской общественности.

     Редакционная  работа Николая Александровича определяла политическое направление выпускаемых газет. Все это позволяет говорить о немаловажности влияния Рожкова на развитие местной печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники.

  1. Борисова  Т.А. Общественно-политическая, журналистская  и научная деятельность Н.А. Рожкова  в сибирской ссылке (1910-1917). – Иркутск, 2003.
  2. Войтинский В.С. Годы побед и поражений. – Берлин, 1924. – Кн.2. – С.367;
  3. Восточная заря. – 1910. – 29 июня
  4. Восточная заря. – 1910. – 31 октября.
  5. Городская хроника. Административные вести // Сибирские вести. – 1913. – 1 февр.
  6. Ломзин К. Дней минувших анекдоты и история Сибири // Новая Сибирь. – 1912. – 25 декабря.
  7. Ломзин К. Еще о крестьянском землеустройстве в Сибири // Молодая Сибирь. – 1912. – 25 октября.
  8. Ломзин К. К эволюции рабочего пролетариата в России // Новая Сибирь. – 1913. – 11 января.
  9. Ломзин К. Наши избиратели // Молодая Сибирь. – 1912. – 20 сентября.
  10. Ломзин К. Строительные порядки и выборы в городскую думу // Новая Сибирь. – 1913. – 11 янв.
  11. Ломзин К. Уроки недавнего прошлого // Молодая Сибирь. – 1912. – 22 сентября.
  12. Маркачев А.П. Письмо в редакцию // Сибирские вести. – 1913. – 3 февр. 
  13. Молодая Сибирь. – 1912.
  14. Наумова Л.С. Периодическая печать перед первой мировой войной // Вопросы истории. – 1983. – №6.
  15. Николаев В.И. Сибирская периодическая печать и политическая ссылка // Каторга и ссылка. – 1928. - №6
  16. Письма Рожкова Н.А. Ольминскому М.С. // РГАСПИ, фонд Ольминского М.С. 91, опись 1, дело 211, л.14.
  17. Рожков Н. // Сибирская новь. – 1913. – 12 мая.
  18. Рожков Н. К современному положению аграрного вопроса в России // Восточная заря. – 1910. – 29 июня
  19. Рожков Н. Кризис переселенческого движения // Восточная заря. – 1910. – 21 июля;
  20. Рожков Н.А. К экономическому положению политических ссыльных // Сибирская мысль. – 1911. – 7 июля.
  21. Рожков Н.А. Ликвидаторская истерия // Голос Сибири. – 1911. – 27 февраля.
  22. Рожков Н.А. Противоречия интересов господствующих классов // Восточная заря. 1910. – 12 сентября;
  23. Рожков Н.А. Современное положение народного хозяйства в России // Восточная заря. – 1910. – 16 октября.
  24. Русская периодическая печать (1895-октябрь 1917): Справочник. – М., 1957.
  25. Хроника. Штраф внесен. // Новая Сибирь. – 1913. – 13 янв.
  26. Хроника. Штраф за газету // Новая Сибирь. – 1913. – 9 янв.
  27. Чужак Н. Рожков в ссылке: («Статейный список») // Каторга и ссылка. – 1927. - №3
  28. Щербаков Н.Н. Влияние ссыльных пролетарских революционеров на культурную жизнь Сибири (1907-1917). – Иркутск, 1984.

Информация о работе Журналистская деятельность Н.А. Рожкова в период сибирской ссылки (1910-1913)