Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 12:47, курсовая работа
Сформировавшись сначала как ученый, а затем как общественный деятель, Н.А. Рожков отличался от многих представителей РСДРП тем, что он осмыслял и освещал современную ему общественно-политическую жизнь в свете собственных научно разработанных теоретико-исторических концепций. Оказавшись в ссылке, он порывает с большевиками, выступая с научным пониманием развития общества, схожим с тем, что поддерживалось представителями меньшевистского крыла партии.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ЖУРНАЛИСТИКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Журналистская
деятельность Н.А. Рожкова в период
сибирской ссылки (1910-1913).
Выполнила:
Студентка 2 курса д/о
Специальность журналистика
Сорокина Надежда
Проверил:
Доктор исторических наук
Профессор
Лобанов В.И.
Москва - 2009
В
настоящее время многие исследователи,
обращаясь к малоизученным
В
этой связи представляется актуальным
изучение журналистской деятельности
Н.А. Рожкова, ученого – историка,
приват-доцента Московского
Этот период интересен тем, что именно в сибирский период журналистский талант ученого развернулся в полной мере: современники единодушно отмечали мощную журналистскую жилку Рожкова, которая сильнее всего проявилась в годы его пребывания в ссылке.
Именно
богатое публицистическое наследие
Николая Александровича на сегодняшний
день является самым обширным и малоизученным
источником для воссоздания картины
сибирского периода его жизни.
Развитие периодической печати в начале XX в. было ознаменовано политической дифференциацией изданий. Если в предыдущие десятилетия первенство в формировании общественного мнения удерживали «толстые» общественно-политические журналы, то в 1900-е гг. эту роль взяла на себя и газетная периодика. Многие еженедельные и ежедневные из информационно-рекламных листков превращались в трибуны вновь создавшихся политических партий и союзов, утверждаясь в жизни общества как политическая сила. Так, разделяя периодику начала века по идейно-политической направленности и партийной принадлежности, можно выделить издания правительственного курса (как государственные, так и частные), реакционно-правовые, буржуазно-либеральные и демократические издания (включающие периодику левых партий, групп, течений и профсоюзов)1.
Стоит заметить, что периферию (в частности, Восточную Сибирь) процесс политической дифференциации периодики затрагивал несколько слабее: по сравнению с газетами Европейской России, местные выходили меньшими тиражами, быстрее закрывались в силу цензурных или материальных проблем. Само по себе развитие печати способствовало появлению новых форм правительственного контроля. С 1865 г. законы о печати принимались в виде «Временных правил», а к 1910 г. в силе были «Временные правила» от 1905 г. и именной высочайший указ «Об изменении и дополнении временных правил о периодической печати» от 1906 г. Взыскания в отношении редакторов повременных изданий были административными и включали судебную ответственность редакторов, выражались они в штрафах, арестах, в случае их несвоевременной выплаты, и высылке сроком от двух месяцев. В отношении самих изданий предусматривалось их приостановление, закрытие, конфискация и уничтожение. Введение исключительных мер по охране общественной безопасности расширяло полномочия генерал-губернаторов и градоначальников, предоставляя им право издавать обязательные постановления, касающиеся и региональной периодики. Эти постановления сохраняли силу в 1910-14 гг., так Иркутским генерал-губернатором налагались взыскания на основании правил, изданных им 2 марта 1912 г.
Несмотря на это, региональная пресса Восточной и Западной Сибири и Забайкалья, выходившая в предреволюционное десятилетие, представлена достаточно широким спектром разнонаправленных изданий. Это позволяет считать ее ценным источником для изучения общественно-политических настроений в Сибири, социального состава городов, источником, насыщающим и расширяющим картину политической истории России. Особенностью развития сибирской газетной периодики начала XX в. и формирования посредством ее общественного мнения является то, что выдающуюся роль в этом сыграла как местная интеллигенция, так и политическая ссылка.
При изучении истории сибирской печати 1910-х гг. фигуру Николая Александровича Рожкова нельзя обойти стороной. В качестве журналиста он выступил в начале 1900-х гг., приняв активное участие в выпуске большевистских газет «Борьба» (1905) и «Светоч» (1906) в Москве. До этого, с середины 1890-х гг., он сотрудничал в научных и образовательных журналах Москвы и Петербурга. Современники единодушно отмечали мощную журналистскую жилку Рожкова, которая сильнее всего проявилась в годы его пребывания в Сибири. Объяснялось это, во-первых, тем, что работа в газете представляла для ссыльных единственную возможность принимать участие в общественной жизни края, вести дискуссии с единомышленниками. Во-вторых, помимо морального удовлетворения, она приносила небольшой заработок (последующие газеты, редактируемые самим Рожковым, заработка ему уже не приносили).
Отчасти переосмысление задач политической борьбы у Рожкова началось еще до ареста в 1908 г. Однако наиболее полно трансформация взглядов Николая Александровича отразилась на страницах сибирской печати в Иркутске, а также Чите, Ново-Николаевске, Томске, где он выступал сотрудником и редактором ряда изданий социал-демократического направления. Удаленность от центра России, пагубно отразившаяся на судьбе многих ссыльных, не отождествлялась в глазах в глазах Рожкова с прекращением общественной деятельности. В течение семи лет, живя в разных уголках Сибири, он продолжал научную и журналистскую работу. С той разницей, что журналистика теперь стала доминирующей. Именно богатое публицистическое наследие Николая Александровича на сегодняшний день является самым малоизученным источником для воссоздания картины сибирского периода его жизни.
Современному
исследователю досталось в
«Исключительное
влияние на зарождение и развитие в эти
годы легальной с.-д. печати оказал Н.А.
Рожков. Он поистине был душою всякого
литературного с.-д. начинания в Сибири
с 1911 по 1917 гг.», - отмечал современник Рожкова,
политический ссыльный В.И. Николаев2.
Именно в сибирский период журналистский
талант ученого развернулся в полной мере.
Так, только в 1910- 1914 гг., живя в Иркутской
губернии, Рожков принял участие в общей
сложности в 12 изданиях Восточной и 2-х
– Западной Сибири. В 1915-17 гг., живя в Забайкалье,
Томске и Ново-Николаевске, он был сотрудником
и редактором 4-х изданий. Это число сибирских
изданий с участием Рожкова, возможно,
далеко не полное. Активная журналистская
деятельность Николая Александровича
объяснима и недостаточно подходящими
для научной деятельности сибирскими
условиями (переезды, отсутствие необходимых
архивов и библиотек), и общей политической
ситуации в стране. В то же время рассматриваемый
период отмечен тем, что общественный
резонанс публицистики Рожкова превосходил
по значимости резонанс его научных работ.
Точкой отсчета в сотрудничестве Рожкова с сибирскими изданиями стало лето 1910 г., когда по прибытию в Иркутскую губернию он наладил сотрудничество с газетой «Восточная заря». В Иркутске 1910 г. существовало две крупных ежедневных газеты: «Сибирь», традиционно областнического, либерального направления, и «Восточная заря», определявшая себя как «прогрессивная, внепартийная газета, уделяющая особое внимание областному отделу и вопросам городского самоуправления»3. В тот период в ней уже сотрудничал политический ссыльный Н.Ф. Насимович – Чужак, при участии которого к работе в газете был привлечен Рожков, а также его сопроцессник по делу МК большевиков В.Н, Соколов, отбывавший ссылку в Енисейской губернии4.
Итак, с июня 1910 г. по март 1911г. Рожков сотрудничал в Иркутской газете «Восточная заря», в декабре 1911 г. переименованной в «Голос Сибири». Это издание, меняя названия, просуществовало с 1907 по 1913 год. На тот момент, когда с ним установил контакты Рожков, оно имело свои пристрастия и своих читателей, пусть и те и другие оставляли желать лучшего. В разное время в нем публиковались и либералы, и областники, и эсеры, но с середины 1910 до марта 1911 гг. газета носила социал-демократическую направленность в связи с тем, что существенную роль в ней играли ссыльные социал-демократы Н.А. Рожков, Н.Ф. Насимович – Чужак и В.Н. Соколов.
Официально участие политических ссыльных в периодической печати не поощрялось, однако репрессии по отношению к ним проявлялись, как правило, в тех случаях, когда их публикации шли в разрез с «Временными правилами» и «Обязательными постановлениями», касающимися периодики. Несмотря на то, что публикации выходили под псевдонимами (в данном случае – «Н.А. Р - ов», «Н.Ф. Насимович-Чужак» и «Мих. Садко»), и личности авторов, и их роль в редакции всегда были доподлинно известны жандармерии.
Фактически ответственность в подготовке материалов для «Восточной зари» и «Голоса Сибири» лежала на Н.Ф. Насимовиче – Чужаке: единственный из троих, он имел возможность непосредственной работы в газете, регулярно наведываясь в Иркутск. Также социал-демократический костяк редакции составили Рожков и Соколов. Первая публикация Николая Александровича в сибирской печати датирована 29 июня 1910 г., называлась она «К современному положению аграрного вопроса в России»5. Всего за время его сотрудничества в «Восточной заре», переименованной в дальнейшем в «Голос Сибири», Рожковым было опубликовано 56 статей, которые можно подразделить тематически и в порядке приоритета следующим образом:
Исходя из тематики статей, можно заметить, что Н.А. Рожкова интересовали ключевые вопросы современной России: все они так или иначе затрагивались в прениях III Государственной Думы, деятельность которой также широко отражалась в его публикациях. Вместе с тем явственно прослеживался марксистский подход автора к проблемам современности, т.к. преобладающее число публикаций выделяло приоритет экономических отношений в обществе.
Основополагающими темами работ этого периода было развитие идеи становления в России «культурного капитализма», проблемы переселенцев и последствий Столыпинской аграрной политики6. В ряде публицистических работ Рожкова отслеживается взаимосвязь с его научными трудами прежних лет.
Для достижения поставленной цели необходимо придать реальные очертания творчеству Н.А. Рожкова, так как за цифрами и перечислением фактов оно не раскрывается: не определяется во всей полноте жизненная позиция, профессиональный уровень автора.
Информация о работе Журналистская деятельность Н.А. Рожкова в период сибирской ссылки (1910-1913)