Публицистика в годы ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть публицистику в годы Великой Отечественной Войны.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- показать работу периодической печати накануне ВОВ.

- проследить произошедшие изменения и перестройку печати.

- отметить работу основных периодических изданий.

- обзорно рассмотреть творчество выдающихся публицистов того времени.

- рассмотреть на примере статьи Милюкова «правда о большевизме» изменение отношения к СССР русского зарубежья.

Файлы: 1 файл

ПУБЛИЦИСТИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.doc.docx

— 101.94 Кб (Скачать файл)

  Когда боевые действия переместились на территорию противника, перед всей советской прессой, встала неотложная задача – с еще большей активностью вести работу по интернациональному воспитанию, по пропаганде освободительной миссии Красной Армии. Удачно действовала в этом отношении газета 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». Ей удалось установить тесные контакты с газетами «Московский большевик», «Рабочий путь» (Смоленск), «Советская Белоруссия», «Советская Литва» и с их помощью выпускать целевые полосы о трудовых успехах населения тех районов и областей, по территории которых прошли с боями бойцы и командиры фронта от Москвы до Восточной Пруссии.

  Систематически публиковала «Красноармейская правда» подборки патриотических высказываний бойцов и командиров о родной стране. В одном из таких материалов красноармеец С. Евсеев с удовлетворением отмечал: «Когда мы пробивали немецкую оборону под Витебском, я диву давался: откуда у нас столько самолетов, танков, орудий, такая неисчислимая сила? Потом меня ранило, и я попал в госпиталь. Вернулся на фронт, когда наши войска стояли на границе с Восточной Пруссией. В октябре мы пошли в наступление, и все, что я видел под Витебском, меня уже не удивило бы. Теперь самолеты сосчитать не было возможности. Артиллерия дала такого огоньку – душа радовалась. Я лежал в цепи и говорил себе: гляди, Сергей Петрович, какая мы держава. Воюем, воюем, а сила у нас все больше и больше. А когда мы штурмовали Кенингсберг и Пиллау, мне кажется, что самолетов и орудий было больше, чем пехотинцев. Родина дала нам все, что требовалось для победы».

  В ходе войны, несмотря на потерю больших производственных мощностей в ее начале, Советский Союз выиграл экономическое противоборство с Германией и ее сателлитами и произвел больше своего противника автоматов в 4,7 раза, пулеметов – в 1,4, орудий всех калибров – в 1,5, минометов – в 5, самоходно-артиллерийских установок – в 2,2, боевых самолетов – в 1,1 раза. И это благодаря поистине трудовому подвигу тружеников тыла. «В военное время – работать с удесятеренной энергией!», «Пусть идут на фронт нескончаемым потоком эшелоны с вооружением и боеприпасами!», «Больше металла, больше танков – ближе к победе» – эти призывы стали постоянными на страницах газет и в радиопередачах. По примеру Ферапонта Головатого по всей стране развернулось патриотическое движение по сбору средств на боевую технику Красной Армии. Средства массовой информации оперативно освещали поступление народных средств в фонд обороны. На полях сражений фашистов громили танковые колонны «Тамбовский колхозник», «Московский колхозник», «Архангельский колхозник», «Рязанский колхозник», «Ивановский колхозник», «Колхозник Грузии», «Колхозник Узбекистана», а также авиаэскадрильи, подводные лодки и катера. За счет средств населения были построены и переданы защитникам Отечества более 2,5 тысяч боевых самолетов, несколько тысяч танков, более 20 подводных лодок, много другой военной техники. 
 
«Все для фронта! Все для победы!» – под таким призывом печатались материалы о трудовых достижениях в тылу. Печать немедленно поддерживала все патриотические почины по увеличению выпуска военной продукции, по созданию трудовых бригад, боровшихся за досрочное выполнение производственных заданий. Со страниц центральных, местных и военных газет о патриотизме советских людей, о повседневной помощи, которую они оказывают фронту, рассказывали нарком вооружения Герой Социалистического Труда Д. Устинов, академик А. Богомолец, Алексей Стаханов, Герой Социалистического Труда Ф. Токарев и другие.

  Правдиво отражая трудовые достижения в тылу, советские журналисты успешно использовали многие формы массовой работы, появившиеся еще в годы первых пятилеток. Особенно эффективной была деятельность выездных редакций. Около 30 выездных редакций «Правды» и около 40 «Комсомольской правды» действовали на строительстве домен в Магнитогорске и Нижнем Тагиле, на шахтах Караганды, Кузбасса, на восстановлении Сталинградского тракторного завода. Журналист К. Деветьяров, оказавшийся в выездной редакции «Комсомолки», вспоминает: «Ни одного целого здания вокруг. Одни в пробоинах с пустыми окнами, обгорелые, еще стоят, у других только остовы с провисшими лестницами, третьи лежат на мостовой глыбами обломков... Привлекает внимание на остатках стены крупная надпись: «Отстоим родной Сталинград!». Сделана, видно, в разгар боев. Теперь в середине первого слова кто-то вписал еще одну букву, и лозунг уже звучит по-новому: «Отстроим родной Сталинград!». В возрождение города-героя внесла свой вклад и выездная редакция                        «Комсомолки», возглавлявшаяся известным фельетонистом С. Нариньяни,                              в состав которой входил также известный поэт Семен Гудзенко.  
 
  В годы войны была продолжена традиция издания красочных сатирических «Окон РОСТА», по примеру которых советские художники и поэты незамедлительно приступили к выпуску «Окон ТАСС». Когда враг лез к самым московским заставам, стены Москвы провожали идущих на фронт призывами: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Ни шагу назад!», «Огнем истреби врага!». Это были первые «Окна ТАСС», появившиеся в столице уже 26 июня 1941 г., а всего за годы войны их издано около 1,5 тысяч. Вслед за московскими «Окна ТАСС» появились в Ленинграде и других городах. Неизменными авторами «Окон ТАСС» были художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля, В. Дени, М. Черемных, М. Савицкий, Г. Нисский, поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, С. Кирсанов. Всего в издании «Окон ТАСС» принимало участие примерно 80 поэтов и 130 художников. Выходившие тиражом до нескольких тысяч экземпляров «Окна ТАСС» распространялись в основном по подписке, а также рассылались в действующие армии, вывешивались в витринах на улице.

  Не ослабевала в годы войны и связь редакций с читателями: около 400 тысяч писем получила в военную пору «Правда», многие сотни откликов приходили в редакции на взволновавшие читателей письма. Так произошло, например, с письмом командира Тихоокеанского флота Безносикова и телеграммой фронтовика Корниенко о помощи детям, у которых погибли родители. На письмо и телеграмму, опубликованные 4 и 6 февраля 1942 г. в «Комсомольской правде», откликнулись 1380 читателей, поддержавших патриотический призыв воинов.

 

 

 

 

 

4.Публицистические работы.

4.1. Памфлеты и статьи И.Г. Эренбурга. 
 

  Огромную роль в годы войны играла военная публицистика И.Г. Эренбурга. Илья Григорьевич Эренбург (1891 - 1967) был лишь одним из многих литераторов и журналистов, в годы войны отдавших всего себя на службу сражающемуся народу, его жизненным интересам, его справедливым историческим целям.

 Большое патриотическое значение имели в годы войны публицистические статьи и памфлеты И. Эренбурга, который выступал в печати, с первых же дней войны, почти ежедневно и опубликовал за это время свыше тысячи статей. Опираясь на огромный фактический материал, Эренбург рассказывал о героизме и могуществе советских людей, о величии нашего стойкого и смелого народа, призванного освободить человечество от фашистского рабства, спасти мировую культуру. Прекрасные статьи посвятил писатель друзьям Советского Союза, тем борцам за свободу, которые не сложили оружия в самые тяжелые дни временных успехов фашизма: бойцам французского Сопротивления, чешским и норвежским партизанам, датским морякам, греческим повстанцам.

 
  Особо важную роль сыграл Эренбург в развитии советской антифашистской сатиры. Разоблачая фашизм в самых различных его проявлениях, писатель показывает аморальный, звериный облик гитлеровской армии. Конкретными фактами он убеждает, что разбой, варварство, жестокость, жадность, тупоумие, слепое подчинение начальству и другие типичные качества фашистских захватчиков вырабатывались в результате многолетних усилий гитлеровских главарей, которые истребляли немецкую культуру и воспитывали молодежь в духе человеконенавистнической «философии» расизма. Вся система гитлеризма ведет к духовному обнищанию, нравственному падению, к полной потере человеческого облика — вот вывод, сделанный писателем на основе личного ознакомления с документами гитлеровского командования, с письмами и дневниками фашистских солдат и офицеров, в результате бесед с военнопленными (статьи «Фабрика убийц», «Хуже зверей», «Когда они обезоружены»).

 
  Для разоблачения так называемого нового порядка Эренбург широко обращается к жанрам сатирического портрета и обозрения. Эти формы позволили ему заклеймить различных представителей фашизма, выставить напоказ уродства и язвы всей чудовищной гитлеровской системы. Многие названия его статей напоминают подписи к карикатурам: «Бешеные волки» (подзаголовки — «Адольф Гитлер», «Маршал Герман Геринг»), «Зверь в очках», «Шут». Писатель как бы демонстрирует разнообразных представителей фашистского лагеря. Он постоянно обращается к читателю как к зрителю, предлагая ему наглядно убедиться в сходстве портрета с оригиналом: «Вот шагают пленные по дороге. Впереди СС — на черных эполетах инициалы Гитлера, на рукаве череп...» ; «Волк сидит в бабьем чепчике, подвязал щеку и блеет, но посмотрите — волчья морда в свежей крови»...

 

   В серии сатирических портретов, рельефно выделяя наиболее существенные черты в облике врага, И. Эренбург использует разнообразный жизненный и документальный материал: он изобличает темное прошлое заправил фашистской Германии; приводит секретные приказы, дневники и письма гитлеровцев и, пользуясь признаниями врага, показывает лживость его официальной информации; ссылается на статьи и речи фашистских главарей, разоблачая идеологию расизма; прибегает к историческим сопоставлениям и параллелям; рассказывает о зверствах оккупантов. 
Для заострения образов писатель широко пользуется приемом сатирического контраста и, сближая явления различных планов, показывает резкое несоответствие между лицемерными разглагольствованиями гитлеровцев и их действиями. Гитлер «любит сниматься с детьми и собаками — хочет показать, что у него нежная душа. А Гиммлер ежедневно представляет ему доклады о пытках, о казнях». Геринг «сентиментален, как Гретхен. Он запретил вивисекцию и разъяснил, что ученые, которые осмелятся мучить морских свинок, будут посажены в концлагерь». Остро высмеивает И. Эренбург напыщенные фашистские бахвальства о господстве над всем миром. Документальная точность, боевая идейная целеустремленность, предельная сжатость, афористичность изложения, сарказм и гневный пафос в обличении фашизма — отличительные черты публицистического стиля И. Эренбурга. Острое, разящее слово Эренбурга-публициста бойцы сравнивали со штыком, с пулей снайпера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, М.А. Шолохов среди фронтовиков.

  Среди писателей военной поры Симонов Константин Михайлович (1915-1979) был одним из наиболее подготовленных в военно-профессиональном отношении, глубоко знавшим военное дело, природу военного искусства, и особенно его морально-психологические аспекты. Его биографы объясняют это тем, что он рос и воспитывался в семье кадрового офицера, в военной среде. Будучи еще совсем молодым человеком, Константин Симонов участвовал в боевых действиях под Халхин-Голом. Непосредственно перед войной дважды учился на курсах военных корреспондентов при Военной академии имени М.В. Фрунзе и Военно-политической академии.

  В первый месяц войны Константин Симонов работал во фронтовой газете Западного фронта «Красноармейская правда», а затем, с июля 41-го до осени 46-го служил военным корреспондентом «Красной Звезды», где и печатались его корреспонденции и статьи, его очерки и стихи, рассказы и повести.. Публицистика Симонова находило свое почетное место во многих других газетах, распространялись по каналам Совинформбюро, передавались по радио. В годы Великой Отечественной войны Симонов был военным корреспондентом и побывал почти на всех фронтах. Поэт П. Антокольский вспоминал: «Когда говоришь о Симонове, война вспоминается прежде всего». Широкую известность и любовь читателей принесли Симонову стихотворения: «Жди меня, и я вернусь…», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Родина», «Майор привез мальчишку на лафете» и другие.

  Писатель первым создал повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи» (1943-1944). Книга была посвящена героической защите Сталинграда. Многие персонажи этого произведения имели реальных прототипов.

  Лирика военных лет принесла Симонову еще более широкую популярность. Он показывал войну "в настоящем ее выражении, в крови, в страданиях, в смерти", нарисовав почти пустынную и печальную в своей наготе" многострадальную землю, по которой прошла война, страшные развалины городов, пепелища деревень и сел. 
К.М. Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: «В Керченских каменоломнях», «Осада Тернополя», «У берегов Румынии», «На старой Смоленской дороге». Результатом командировки в Феодосию, только что освобожденную советским десантом и яростно бомбардируемую вражеской авиацией, явился первый в творческой биографии Симонова рассказ «Третий адъютант». Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников – в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что «храбрых убивают реже, чем трусов». Рассказ был опубликован в «Красной звезде» в январе 1942 г.

  В годы Великой Отечественной войны написал и пьесы «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

  В послевоенные годы К. Симонов - поэт и воин, журналист и общественный деятель - пишет по впечатлениям поездок за границу книгу стихотворений «Друзья и враги» (1948), повесть «Дым отечества», много работает в драматургии, создает эпическое повествование в прозе об Отечественной войне - романы «Живые и мертвые» (1959) и «Солдатами не рождаются» (1964).

  Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. «Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым...».

 

  В годы Великой Отечественной войны Михаил Александрович Шолохов(1905 -1984) - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Шолохов писал с первых же дней войны статьи и очерки зажигавшие в сердца советских людей ненависть к врагу призывал беспощадно громить фашистские полчища. Он писал о неразрывном единстве фронта и тыла («На Дону», «В казачьих колхозах»), рассказывал о трудной кровавой войне советских людей с фашистами, о неизбежном процессе разложения гитлеровской армии («По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Гнусность», «Военнопленные», « На юге»).В годовщину войны в «Правде» был напечатан проникнутый уверенностью в торжестве правого дела рассказ Шолохова «Наука ненависти», в основу которого положен действительный факт, поведанный писателю на фронте одним из участников войны, потомственным уральским рабочим Крупным планом рисуя лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом «науку ненависти», Шолохов раскрывал характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, прослеживал возмужание и закалку советского воина. Воля к жизни, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух героя Шолохова, неистребимая уверенность в победе предстают в рассказе как особенности русского народа, раскрывшиеся со всей силой в годы тяжкой и великой битвы с фашизмом.

Информация о работе Публицистика в годы ВОВ