Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:05, курсовая работа
Канал «Россия К» сильно отличается от других каналов на отечественном телевидении. Уникальность его программ во многом обусловлена спецификой того положения, в которое канал с самого начала был поставлен. Являясь государственным по способу управления, основному источнику финансирования, канал «Россия К» хотя и не полностью, но в значительной степени избавлен от груза политико-пропагандистских задач – в силу своей культурной специализации.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I.Место и роль программы «Власть факта» на канале «Россия К»…С.4
Глава II. Принципы программирования канала «Россия К», как элементы массовизации.………………………………………………………..………..С.9
Глава III. Просветительская функция программы «Власть факта»………С.22
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………
Так, театральные программы традиционно выходят в эфир «Культуры» по понедельникам, когда в большинстве театров бывает выходной день.
Следует признать, что продуманная система анонсирования, индивидуальный дизайн, единая «сетка», выстроенная в соответствии с интересами зрителей, – всё это «прописные истины» телевизионной практики. Следовать им – значит соблюдать простейшие приёмы, помогающие привлечь внимание публики. Благодаря анонсам и упорядоченной «сетке» зрителю легко найти в программе интересующие его передачи. Необычные заставки делают образ канала запоминающимся, узнаваемым. В то же время очевидно: значение и возможности программирования далеко не исчерпываются маркетинговыми функциями.
Создатели канала не раз говорили о том, что стремятся построить художественное телевидение. Поскольку художественное телевидение всё ещё остаётся гипотезой здесь не может быть однозначных ответов. Можно предположить, что художественное телевидение – это, прежде всего, не совокупность художественных передач, а их строй. Художественному телевидению необходим такой творческий замысел, который объединял бы отдельные прежде созданные произведения в новую неделимую цельность.
В любом случае очевидно, что канал, стремящийся быть художественным, должен предпринимать какие-то попытки осознанного творческого выстраивания своих передач. При этом организовать на канале тематические дни – ещё вовсе не значит решить проблему. Опыт того же театра подсказывает: пьесу делает пьесой не столько единство времени, места и действия, сколько единство авторского замысла, сплавляющего воедино темы, сюжеты, образы, взятые из совершенно разных «миров».
Между тем, появившись, «Культура» как раз опровергала своей программой эту самую очевидность. Уместно спросить: почему канал, создававшийся для интеллигенции, – то есть рассчитанный на ту аудиторию, которой в наибольшей степени присущ аналитический взгляд, способность «осмысленного смотрения», – почему этот канал как раз меньше всего заботился о выстраивании каких бы то ни было смысловых линий в своей программе? В первые же дни «Культура» показывает целый ряд выдающихся произведений кино- и театрального искусства, но произведения эти не объединяются в циклы, не обсуждаются в эфире, – так, словно «По закону» Льва Кулешова, «3-я Мещанская» Абрама Роома, «Борис Годунов» и «Марат, Лика и Леонидик» Анатолия Эфроса, «Соло для часов с боем» Олега Ефремова – вполне заурядные телевизионные события.
Стали традицией анонсы, которые знакомят зрителя сразу с несколькими программами, посвящёнными одной и той же теме (например, юбилею известного актёра).
Так 75-летию кинорежиссёра Георгия Данелии 25 августа 2005 года на канале «Культура» было посвящено сразу несколько телевизионных событий: демонстрация художественных фильмов «Слезы капали» и «Паспорт», премьера документального фильма «Страна Данелия», кроме того, фрагменты интервью с режиссёром показывались в «Новостях культуры». Всё это больше, чем элементарное «телевизионное удобство». В разных программах, объединённых в единый цикл, тема или личность, которой посвящены передачи, предстаёт «объёмной», видится одновременно с разных точек зрения. Здесь – присущее именно искусству соотношение единства (замысла, подхода) и множественности (возможных взглядов, прочтений), дающее зрителю (читателю, слушателю) возможность «со-мыслия», «со-чувствования», – сотворчества.
И тем не менее – большинство циклов построены
по готовым, давно опробованным «шаблонам»:
ретроспектива фильмов такого-то режиссёра,
цикл передач о представителях такого-то
вида искусства, – и только.
Глава III. Просветительская функция программы «Власть факта».
Российское телевидение последнего времени чрезмерно коммерциализировано. Развлекательная функция телевидения реализуется с подавляющим преимуществом по сравнению с другими функциями. Канал «Россия К» выглядит сегодня крохотным островком в огромном телевизионном море коммерции и развлечения Поэтому неслучайно на уровне Президента России обсуждался вопрос об открытии других специализированных каналов – детского, военно-патриотического, образовательного и т.д.
Любая телевизионная передача в идеале должна приобщать зрителя к культуре. Существуют такие программы на отечественном телевидении, которые в свое время специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры, цель которых – систематическое образование. При этом необходимо различать культурно-просветительскую и образовательную функции телевидения. Первая подобна клубу, вторая – школе.
Показ произведений искусства с комментариями писателей, искусствоведов, музыкантов строится, как и всякая передача, по законам драматургии и гармонии. Так, на канале «Россия К» транслируются передачи типа «Марийская осень», концерты оркестра народных инструментов «Марий кундем», «Телекаласс для вас», «Тулвий», «Арт-мари».
На телеэкране искусство обретает вторую, нетрадиционную форму социального бытия, стимулирует развитие народного творчества. Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать, что для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами мастеров искусства.
Таким образом, как было уже отмечено, в целом культурно-просветительская деятельность нашего телевидения, к сожалению, заметно уступает место развлекательной.
Просветительская идея, по сути, и создала «Культуру». Время от времени у руководителей канала менялось представление о том, какие темы он должен затрагивать, на какого зрителя работать, но задачи просвещения неизменно понимались ими как основные и первостепенные.
Российское телевидение в известном смысле агрессивно, и в известной степени оно вырабатывает пассивное восприятие. Там много готового. По методике воздействия на людей телевидение работает на некоторых достаточно общеупотребительных символах, вырабатывая в индивидуальности готовность не работать. Оно не требует внутренней отдачи. Когда говорят о культуре, представляют себе что-то мертвое, поэтому важно сформировать канал, который бы вырабатывал и формировал именно творческую потенцию нации.
Любая телевизионная передача в той или
иной мере приобщает зрителя к культуре.
Даже в информационных выпусках сам облик
показываемых людей, их манера общения,
степень грамотности оказывают влияние
на зрительские установки. Ведущие информационных
и других программ воспринимаются как
некие эталоны. Не случайно телекритика
в газетах и журналах забила тревогу при
появлении на экране – множества малокультурных,
маргинальных ведущих – самодовольных,
высокомерных, бесцеремонно перебивающих
собеседника: «а как же, у нас свобода,
и мы – четвертая власть». К счастью, протест
зрителей и критиков оказался так силен,
что телекомпании стали требовать от своих
работников следования элементарным нормам
вежливости, правильного употребления
слов. От наиболее одиозных фигур общероссийский
эфир избавился. Можно сказать, что у россиян
сработал инстинкт самосохранения – против
погружения в тотальное хамство.
Итак, к культуре имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование.
Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики и, следовательно, за пределами нашего рассмотрения. Вместе с тем использование образных возможностей экрана как в целом в тележурналистике, так и – в особенности – в передачах культурно-просветительского направления есть важнейший признак профессионализма.
На телеэкранах искусство обретает вторую, нетрадиционную форму социального бытия. Государственное вещание стимулирует развитие народного творчества, в пример можно привести состязание хоровых коллективов за звание «Хор года», организуемое вторым каналом Би-би-си, а также периодически возникающие у нас конкурсы типа «Алло, мы ищем таланты!» (частичное совпадение с организаторской и рекреативной функциями).
Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.
На региональных телеканалах получает развитие краеведческое направление: образ жизни россиян, история городов и усадеб, традиции, нравы. Призерами всероссийских конкурсов стали журналисты Липецка, Самары, Воронежа, Перми, любовно проследившие события и характеры своих земляков на протяжении XX в. Методы создания программ различны: если в Самаре журналисты работают сплоченной командой, разрабатывая одну тему («Цыгане», «Художники», «Зона для малолеток», «Подземелья», «Дом-коммуна» и т.п.), то в Воронеже режиссер и автор В. Герчиков один снял 24 передачи в селе Кучугуры, исследуя мировоззрение и нравы сельчан, а А. Никонов (автор, режиссер и оператор в одном лице) рассказал о судьбе «дворянских гнезд» Центрального Черноземья.
В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.
«Культура» создавалась как канал нравственности. Вот почему на вопрос о границах культуры «идеологи» канала отвечают довольно расплывчато, представляя их максимально широкими (Михаил Швыдкой: «Простите, культура – это и просто человеческая жизнь, поэтому наш канал будет рассказывать о сегодняшней России, о том, кто мы такие на самом деле…», зато о нравственной задаче формирования полноценной личности говорят вполне определённо.
Неизменность нравственной «сверхзадачи» отнюдь не мешала каналу меняться; и даже напротив: серьёзность поставленной цели требовала постоянного поиска новых, лучших путей её достижения. Эволюция канала «Россия К» – это меняющаяся «тактика» при неизменной «стратегии». Не изменение цели – но изменение подходов к её осуществлению.
Таким образом, идея культурного разнообразия и равноправия оказывается изначально неотделимой от идеи просвещения. Разнообразие на экране – предметов, лиц, тем, трактовок, – сознательная борьба с идеологической и жанровой узостью ради формирования разносторонней личности, – всё это и есть просветительство.
И если мы говорим сегодня о просветительском советском вещании – по сути, мы говорим о чуде. Можно подыскивать этому чуду рациональные объяснения, но от этого не станет менее удивительной способность советских сценаристов, режиссёров выходить за рамки декларируемой идеологической узости; вопреки тематической и жанровой ограниченности – докапываться до таких глубинных слоёв в рассмотрении «дозволенной» темы, которые компенсируют внешнюю односторонность.
И если мы говорим о просветительстве канала «Культура» в первые месяцы его существования (когда наиболее последовательным было следование советскому опыту), то это ещё одно чудо – теперь уже в большей степени чудо самого телевидения, органически неспособного быть «архивным». Благодаря этому феномену сиюминутности давным-давно созданные передачи заново переосмыслялись зрителями, становились фактом сегодняшнего дня, – и несмотря на то, что вместо культуры канал предлагал зрителям классику отдельных видов искусства, его программы приобретали широкое звучание, становились явлением общественной жизни (по контрасту с откровенной примитивностью программного продукта других каналов).
Эволюция канала – путь от чуда «культуры вопреки» к неизбежности появления «культуры благодаря». Путь от модели советского государственного телевидения к наивысшим достижениям европейского общественного телевидения, построенного на принципах жанрового и тематического многообразия, на стремлении удовлетворить запросы разных кругов аудитории, стремящихся к просвещению.
Информация о работе Элементы массовизации в программе «Власть факта»