Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:05, курсовая работа
Канал «Россия К» сильно отличается от других каналов на отечественном телевидении. Уникальность его программ во многом обусловлена спецификой того положения, в которое канал с самого начала был поставлен. Являясь государственным по способу управления, основному источнику финансирования, канал «Россия К» хотя и не полностью, но в значительной степени избавлен от груза политико-пропагандистских задач – в силу своей культурной специализации.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I.Место и роль программы «Власть факта» на канале «Россия К»…С.4
Глава II. Принципы программирования канала «Россия К», как элементы массовизации.………………………………………………………..………..С.9
Глава III. Просветительская функция программы «Власть факта»………С.22
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………
4.
Острота программных
Именно в мастерстве зрелищной, «вкусной» подачи материала «Культура» совершила за время своего существования самый впечатляющий прорыв.
Первое
время анонсы на телеканале выглядели
будто бы не вполне полноценной частью
телеэфира. Они могли быть оригинальными
или шаблонными, длинными или короткими,
запоминающимися или «проходными». Временами,
когда запускалась в эфир новая программа
(и спускалось соответствующее распоряжение
начальства), анонсы «переполняли» сетку;
даже «Новости культуры» начинали активно
участвовать в «продвижении» программ.
Временами случались «затишья». Постепенно,
однако, выработались общие критерии анонсирования.
К 2001-му – 2002-му годам рекламные ролики
программ и фильмов, по сути, сложились
в самостоятельную «телепередачу» канала
«Культура» со своими строгими правилами
оформления, узнаваемыми голосами дикторов
– и своим индивидуальным «почерком»,
отличным от «почерка» других каналов.
Так, например, можно утверждать, что «Россию
К» сегодня отличает особое – бережное
– отношение к материалу анонсируемых
передач. Если коммерческие каналы, сообщая
о скором показе фильма, обычно демонстрируют
«нарезку» его кадров, почти не связанных
между собой по смыслу (взрывы, падения,
столкновения, поцелуи, объятья), то канал
«Россия К» может предложить зрителям
в анонсе целый «микроэпизод» картины,
обладающий самостоятельной смысловой
ценностью. В этом случае анонс, кроме
привычной вспомогательной функции (привлечение
внимания к фильму), выполняет ещё и те
самые основные, фундаментальные задачи
– «информировать, просвещать, развлекать»,
– которые берёт на себя любая «полноценная»
телепрограмма. При этом «смысловое звучание»
анонса далеко не всегда повторяет звучание
фильма.
По сути, анонс превращается в самостоятельную передачу всякий раз, когда он содержит сведения, интересные сами по себе (а не только служащие «приманкой» к анонсируемой передаче). На канале «Россия К» такую информацию несут, к примеру, анонсы программы «Линии жизни», представляющие собой короткие отрывки из выступлений героев цикла. Удастся или не удастся зрителям успеть на телевстречу с Вячеславом Полуниным– наверное, им будет интересно узнать, что всемирно известный клоун завёл себе четыре комплекта реквизита в разных частях света, так как перемещается столь быстро, что один комплект не успевают привозить к месту его новых гастролей. Достаточно услышать всего одну фразу из выступления директора Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой, чтобы перевернулся в сознании образ «тишайшего» музейного работника: «Если бы я была не так мала в 30-х годах, то, наверное, поехала бы воевать в Испанию».
Стилистическая цельность и смысловое своеобразие анонсов «России К», общность используемых в них приёмов, – все эти качества позволяют говорить о том, что прежде разрозненные «напоминания» сложились на канале в единую согласованную систему анонсирования – подобно тому, как единичные объявления, публикуемые небольшой фирмой, постепенно, по мере роста предприятия, заменяются продуманной долгосрочной рекламной кампанией.
В отличие от большинства своих конкурентов,
«Россия К» не распределяет анонсы хаотически.
Говоря конкретнее, этот канал – первый
в России национальный канал тематического
анонсирования. По окончании программы
о литературе зрителю предлагаются анонсы
других литературных программ. Вслед за
художественным фильмом – информация
о будущих событиях кинопоказа. После
ток-шоу – обещание новых теледискуссий.
Такое распределение несёт, во-первых, совершенно очевидный прагматический смысл: вместо того, чтобы «перекармливать» анонсами всех без исключения зрителей, канал выдаёт информацию «дозированно» и «прицельно» – в основном, на заинтересованную аудиторию. Во-вторых – и это должно быть особенно интересно именно работникам «творческого телевидения» – такое распределение открывает доселе невиданные возможности «смыслового монтажа» фрагментов. Столкновение анонсов двух тематически связанных передач на фоне только что прошедшего фильма порождает появление в программе неожиданных смысловых нюансов. Здесь перекликаются темы, здесь пересекаются сюжетные линии – и всё это происходит совершенно непроизвольно. Кажется, в этой ситуации не хватает только одного человека, который станет «экскурсоводом», «гидом» по программам канала, перебросит мосты от одной темы к другой, организует воображаемую дискуссию между героями разных передач, приведёт к «общему знаменателю» разрозненные суждения.
О том, насколько продуктивны анонсы, обычно судят по итоговым рейтингам «обслуживаемых» ими передач. Но на этом канале и напрямую замерялись рейтинги программ, которые, по сути, можно причислить к «анонсным блокам» и которые выпускаются Службой оформления канала и анонсов, – это «Календарь» и «Афиша». (Рассказывая о «внеэфирных» событиях и фактах, – «родился… композитор», «состоится… премьера», – эти передачи в то же время «косвенно» рекламируют множество программ канала, ибо именно календарь и афиша – те самые «оси координат», по которым размечается сетка каждого дня. Ко дню рождения великих людей и памятным датам бывают приурочены показы фильмов, архивных передач; афиша же заранее определяет информационную картину дня: по ней верстаются «Новости культуры», с ней связан график прямых трансляций и т.д.) Социологические исследования, проводимые, в частности, летом 2004 года, свидетельствуют о том, что рейтинг «Календаря» и «Афиши» лишь незначительно уступает среднему рейтингу канала «Россия К» – что можно считать для этих передач большим успехом, так как традиционно рейтинги «выше среднего» на «Россия К» собирают, в основном, художественные и документальные фильмы. В июне 2004 года московская аудитория «Календаря» составляла 3.7% зрителей; «Афиши» – 3.5% зрителей (доля – share). В июле того же года – 4.1% и 3.5% соответственно. Среднесуточная же доля канала «Россия К» в июне-июле 2004 года по Москве составляла около 4.8% зрителей.
Перед дизайнерами канала с самого начала встала очень нелёгкая задача. «Культура» начиналась как «канал ретро»: именно архивные передачи долгое время составляли основу её эфира. Со временем наладилось производство собственных программ (а также целевой заказ новых передач: уже в 2001-ом году канал демонстрировал шесть тысяч премьер в год), но и сегодня частое обращение к «золотому фонду» по-прежнему остаётся отличительной особенностью канала. Трансляция старых программ вызывает множество технических сложностей – т.к. качество записей порой не соответствует современным эфирным стандартам. У архивных записей произвольная продолжительность – так что порой бывает трудно поместить их в «регулярные ячейки» сетки канала. Наконец, архивные записи, сделанные в разные годы на разных телеканалах, выполнены в совершенно разных стилях. У каждой программы – свой принцип оформления «шапок», «отбивок», титров, свои визуальные спецэффекты, – всё это требует если не унификации, то хотя бы упорядочения.
Первое время заставки канала и студийные декорации сами по себе были настолько пёстрыми, многоцветными, что «заглушали» собственной яркостью внутрипрограммную пестроту. Дизайнеры придерживались в своей работе принципа «калейдоскопа» – быстрой смены красочных узоров. В заставках, как правило, кружились «в быстром танце» картинки, изображающие разнообразные «культурные символы». Студийные выгородки состояли из крупных, бросающихся в глаза цветных панелей.
При всей этой пестроте и разноголосице оформление «Культуры» выделялось теплотой и человечностью на фоне облика её коммерческих конкурентов. К концу девяностых годов оформление большинства каналов вполне соответствовало содержанию их программ; повсеместным «подтекстом» произведений теледизайнеров стало само агрессивное вторжение телевидения в жизнь людей. «Любыми средствами вывести из себя зрителя!» – такая, очевидно, цель была поставлена перед оформителями. На одном из каналов, к примеру, в заставке появлялись два клоуна, один из которых доставал огромный молоток и бил товарища по голове; тот падал. В точном понимании характера тогдашнего коммерческого вещания автору этой работы не откажешь – ведь телевидение, в самом деле, всеми силами стремилось шокировать, «оглушить» своих зрителей (и примеряло к тому же разноцветные клоунские башмаки).
Телеканал «Культура», напротив, успокаивал, умиротворял; излечивал своих зрителей от «телевизионного стресса» – в том числе и средствами теледизайна. Его студии были скроены по человеческим меркам: мягкий цветной картон и фанера – вместо холодного блеска стекла и стали дорогих останкинских студий. Выгородки «Культуры» рождали воспоминания о старом советском телевидении; казалось, и голоса ведущих звучали в них по-особенному: мягко, приглушённо, не раздражая слух металлическими нотами. Телезаставки напоминали обложки учебников для младших классов: перо и книжка, блокнот и лупа, мольберт и кисти.
С приходом на должность главного дизайнера Елены Китаевой в оформлении «Культуры» совершился настоящий переворот. Это была революция. Облик «ретроканала», который долгое время отказывался от разговора о современном актуальном искусстве, теперь зависел от одного из самых активных и, что называется, «продвинутых» деятелей современного арт-дизайна. Раньше студийные декорации канала с легкостью «вписывались» в пространство комнаты. Пока студийные декорации «Культуры» всё больше удалялись от идеала домашнего, уютного, обжитого пространства, её телевизионные заставки, в свою очередь, лишались былой предметности. Из них вдруг стали исчезать вещи, символы, знаки, – палитра, кисточка, театральная маска, – с которыми раньше у зрителя ассоциировался образ канала.
Истинно революционным на «России К» был сам отказ от традиционного представления о том, что телевизионная заставка непременно должна что-нибудь «значить». На экране потекли реки букв – и если зрители ждали, что эти буквы сложатся, наконец, в слова или что из них, в конечном итоге, будет выстроен предмет, ассоциирующийся обычно с представлением о культуре. Буквы появлялись из ниоткуда – и улетали в никуда; во всём этом не было вовсе никакого значения, а только упоение плавным движением этих никогда не существовавших потоков, их растворением в безграничном и ирреальном пространстве. В теледизайне «Культуры» совершился переход от «символизма» к «абстракционизму».
Дизайн канала «Культура» был удостоен целого ряда высоких наград (ТЭФИ-2002, ТЭФИ-2004, серебряная награда в Риме на конкурсе Promax & BDA Europe в 2004-м году). Он помог избавиться «Культуре» от комплекса старомодной ограниченности, превратил его из «бабушкина сундука» со старыми оперными пластинками и пожелтевшими репродукциями – в яркое самобытное явление современного телевидения.
При продуманном выстраивании эфирной
сетки передачи канала ставятся в такие
условия, когда они сами себя рекламируют.Такая
«продуманность» предполагает соблюдение
двух условий. Первое из них: дать каждой
программе твёрдо установленный эфирный
«участок», чтобы заинтересованный зритель
точно знал, когда её можно ждать.
Второе:
выбрать этот самый «участок»
таким образом, чтобы передача по
возможности удовлетворяла
Можно
предположить, что отсутствие программной
упорядоченности в первые годы вещания
«Культуры» было вызвано не тем, что люди,
работавшие здесь, не знали, как выстроить
сетку, чтобы зрителю было удобно «общаться»
с каналом. Для создания так называемых
«линеек» каналу, как минимум, нужно иметь
собственные цикловые программы. Когда
у канала появляются в достаточном количестве
свои собственные передачи, то появляется
и возможность упорядочить их, создать
постоянный эфирный график. Сетка эта
построена в соответствии с двумя «константами»,
это – календарь и афиша. Программа каждого
дня состоит из довольно большого числа
«окон», которые и заполняются в соответствии
с требованиями двух «неизменных». Первая
группа «окон» («календарь») – передачи
и фильмы к датам (как правило, это праздники
и дни рождения деятелей культуры). Праздники
«притягивают» к себе передачи всех жанров
(музыкальная программа «Романтика романса»,
в которой на Рождество звучали колядки;
ток-шоу «Апокриф», в Татьянин день посвящённое
теме «вечной молодости»; цикл документальных
фильмов об отважных женщинах, показанный
к Восьмому марта). К юбилеям приурочиваются
показы художественных фильмов, спектаклей
(«Конёк-Горбунок», вышедший в эфир к столетию
со дня рождения выдающегося киносказочника
Александра Роу; спектакль «Мораль пани
Дульской», показанный к юбилею актрисы
Ольги Аросевой); документальных программ
(«Эпизоды» к юбилею поэта Юрия Ряшенцева;
«Тринадцать плюс…»к годовщине со дня
рождения учёного-физика Александра Прохорова).
Вторая группа «окон» – это те программы и фильмы, которые демонстрируются в связи с сиюминутным событием («афиша»). События эти как правило, запланированы заранее: прямые трансляции концертов «…Булату Окуджаве посвящается», театральных спектаклей (25 декабря 1997 года на телеканале состоялась первая прямая трансляция – из Большого театра, где в тот вечер давали «Жизель». В исключительных обстоятельствах канал оперативно реагирует на внезапные происшествия; например, в случае кончины выдающегося деятеля культуры программа канала быстро перевёрстывается. Так 19 октября 2005 года, спустя пять дней после ухода из жизни джазового музыканта Олега Лундстрема, «Культура» показала документальный фильм «Олег Лундстрем. Попурри на темы прожитой жизни». А 10 декабря 2005 года, в день похорон Георгия Жжёнова, в эфир вышла программа «Эпизоды» памяти артиста. Ещё один пример максимально оперативного отклика на актуальное культурное событие: 7 октября 2003 года было объявлено о присуждении Нобелевской премии по физике академику Виталию Гинзбургу – и уже на следующий день, 8 октября, Гинзбург был гостем программы «Ночной полёт» на канале «Культура», – это было первое большое интервью нобелевского лауреата.
В целом же «Россию К» можно назвать каналом, всё ещё медленно реагирующим на происходящие «здесь и сейчас» культурные события. Если нечто из ряда вон выходящее происходит в политике – другие каналы сразу же организуют специальные выпуски новостей, дискуссии с политологами в прямом эфире. Если же из ряда вон выходящее и неожиданное событие происходит в культуре – одноимённый канал, как правило, отвечает на него лишь коротким новостным репортажем (и никогда – спецвыпуском новостей).
Что же касается социологической обоснованности появления определённых программ в определённое время, то она соблюдается на канале с того самого времени, когда у него появились «линейки». Здесь стараются учитывать интересы не абстрактной «публики», а преимущественно тех зрителей, которые в данный момент оказались у телеэкрана. На дневное (рабочее) время, когда у канала сравнительно большая региональная аудитория, «сдвигаются» передачи, посвящённые регионам – «Российский курьер», «Письма из провинции», «Живое дерево ремёсел». В послеобеденное время, когда дети возвращаются из школ, обычно показываются мультфильмы. В прайм-тайм в программе передач – популярные кинокартины. На построение «сетки» влияет не только возрастной состав телеаудитории и общее количество зрителей, смотрящих в то или иное время телеканал – в программном построении культурного канала учитывается расписание театральных и концертных залов.
Информация о работе Элементы массовизации в программе «Власть факта»