Искусство задавать вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

С интервью сталкиваются все без исключения журналисты с самого начала своей профессиональной карьеры. Первые опыты не всегда бывают успешными. «Это было неудачное интервью»; «У меня был ужасный собеседник»; «Я не знал, что спрашивать»; «Этот человек больше не подаст мне руки»- такие слова слышат от молодых журналистов не только их бывшие преподаватели, но и более опытные коллеги. Причем - увы! - нередко. И хотя причины неудач в каждом случае весьма индивидуальны – от обычной стеснительности до крайней не самоуверенности, - эти неудачи и провалы есть следствие нарушений закономерностей профессионального поведения, которые необходимо обсуждать, чтобы не повторять неверных шагов.

Содержание работы

Введение

II.Вопрос ради ответа
2.1. Прямой и непрямой вопрос
III. Вопросы открытые и закрытые
3.1. Какой вопрос выбрать: открытый или закрытый
3.2. Как задать открытые вопросы

IV.Разновидности вопросов
4.1.Уточняющие вопросы
4.2. Развивающие вопросы
4.3.Количественные вопросы
4.4. Гипотетические вопросы
4.5. Проективные вопросы
4.6. Переходные вопросы
4.7. Пассивные и мимические вопросы

V. Вопросы, которых следует избегать
5.1. Риторические вопросы
5.2. Подсказывающие вопросы
5.3. Льстивые вопросы
5.4. Провокационные вопросы
5.5. Перегруженные вопросы
5.6. Два вопроса в одном
5.7. «Глупые» вопросы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

НА ТЕМУ: ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

 

СТУДЕНТКИ

 

ФИЛОЛОГИИ ОТДЕЛЕНИЯ «ЖУРНАЛИСТИКИ»

 

 

 

ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

                                                  

 

Содержание:

 

    1. Введение

 

II.Вопрос ради ответа

     2.1. Прямой и непрямой вопрос                    

III. Вопросы открытые и закрытые     

     3.1.  Какой вопрос выбрать: открытый или закрытый

    3.2.  Как задать открытые вопросы

  

IV.Разновидности вопросов

4.1.Уточняющие вопросы

4.2. Развивающие вопросы

4.3.Количественные вопросы

4.4. Гипотетические вопросы  

4.5. Проективные вопросы

4.6. Переходные вопросы

4.7. Пассивные и мимические вопросы

 

V. Вопросы, которых следует избегать

5.1. Риторические вопросы

5.2. Подсказывающие вопросы

5.3. Льстивые вопросы

5.4. Провокационные вопросы

5.5. Перегруженные вопросы

5.6. Два вопроса в одном

5.7. «Глупые» вопросы

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

 

 

Мария Лукина: Технология интервью

 

Евгений Прохоров: Газета: вчера, сегодня, завтра.

 

Пособие журналиста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Введение

С интервью сталкиваются все без  исключения журналисты с самого начала своей профессиональной карьеры. Первые опыты не всегда бывают успешными. «Это было неудачное интервью»; «У меня был ужасный собеседник»; «Я не знал, что спрашивать»; «Этот человек больше не подаст мне руки»- такие слова слышат от молодых журналистов не только их бывшие преподаватели, но и более опытные коллеги. Причем - увы! - нередко. И хотя причины неудач в каждом случае весьма индивидуальны – от обычной стеснительности до крайней не самоуверенности, - эти неудачи и провалы есть следствие нарушений закономерностей профессионального  поведения, которые необходимо обсуждать, чтобы не повторять неверных шагов.

   Сложности, возникающие у начинающих репортеров можно разделить на следующие группы проблем, очевидных и скрытых.

 

«Комплекс не полноценности». Чаще всего журналисты, вступая в общение с людьми, выступающими для них как источник информации, испытывают дискомфорт от сознания собственной незначительности, некомпетентности. Свои ощущения они выражают по-разному и, надо сказать, весьма эмоционально: «Каждый раз умираю от страха»; «Всегда пробивает холодный пот»; «Жутко волнуюсь»; «Стесняюсь своей молодости»; «Чувствую себя полным идиотом» и т.п. Однако какими бы словами и образами не определяли они свое состояние, пожалуй, наиболее типичной для начинающих журналистов остается проблема, как преодолеть барьер в общении, связанный с различием социальных статусов коммуникаторов. Один из исследователей технологии интервью подсчитал, что чувство неуверенности в себе отметили треть женщин журналисток и 20% мужчин, представляющих эту профессию. И действительно в ситуации интервью большинство людей почти всегда чувствуют себя дискомфортно, в то время как неформальная беседа, обычный разговор с теми же участниками не вызывает никаких проблем.

Дальше идут такие группы проблем  как «неполнота информации», «справиться с трудным собеседником», «разговор без энтузиазма», «вялые уши», «детские болезни», «право на информацию», «недостаточная подготовка». И есть такие проблемы, как «задавать вопросы, слушать и записывать» и «страх вопроса».

Для начинающего интервьюера характерен страх, задавать вопросы, а точнее - формулировать их в процессе интервью. «Представляете, я задаю вопрос, а в ответ получаю нечто неожиданное. Что делать дальше? Что спрашивать?»- типичная ситуация для молодого журналиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава 2. Вопрос ради ответа.

                    Понятно, что вопросы — не самоцель журналистского интервью. Конечно, оно проводится ради ответов. Однако они не рождаются сами по себе, их вызывает к жизни вопрос. Говорят, каков вопрос, таков и ответ. Хорошие, полные ответы, зависят от удачного вопроса, Плохие же, т.е. не наполненные содержанием, - зависят от слабого и непродуманного ответа.

Эта глава посвящена важнейшему компоненту интервью - вопросам, а также умению их задавать. Однако нельзя не учитывать, что успешное общение, как уже говорилось, включает в себя еще и умение слушать, а также пользоваться всеми возможностями невербальных форм коммуникации. Поэтому, рассматривая отдельно вопросно-ответную составляющую, надо всегда помнить о ее интеграции в более широкий круг факторов, влияющих на процесс общения в целом.

 Еще одно замечание  напрашивается в связи с бытующим, особенно среди                                                                                                                                                                                                                                                                                 непрофессионалов мнением, что беседа журналиста с героем интервью сродни         обычному человеческому разговору, в который входят самые разные формы речи, в том числе вопросы и ответы. Такой точки зрения придерживаются и некоторые журналисты.

Что может быть легче для журналиста, чем интервью, утверждают они: сиди себе и спрашивай о том, что необходимо узнать. И все же профессиональное интервью отличается от повседневного вопросно-ответного диалога.

Люди задают друг другу вопросы  и в обыденном разговоре, а  в ответах на них получают информацию, которая в дальнейшем становится переработанным сырьем, уже свершившимся опытом собеседников. Естественно, что в последующем разговоре этот опыт учитывается и невольно перерабатывается говорящими в некие умозаключения, версии, предположения. Дальнейшие вопросы, поэтому с неизбежностью содержат элементы утверждения. Вопрошающий собеседник как бы забегает в своем вопросе вперед, додумывает за своего партнера ответ. Отвечающий же подтверждает либо опровергает его мысль. Таков механизм повседневной бытовой беседы: она, с одной стороны, почти всегда ориентирована на поиск понимания, согласия, сочувствия, с другой — носит соревновательный характер. В негласной борьбе «кто кого» происходит львиная доля человеческого общения.

Прислушайтесь к разговору двух соседей, обсуждающих кражу в квартире их дома: короткий незамысловатый диалог — обычный человеческий разговор двух вполне заинтересованных лиц. В нем есть все компоненты спонтанной беседы: вопросы, сочувствие, эмоциональные предположения, версии случившегося, есть даже «новое знание» о том, как «залезли». Однако нет того, что является одним из условий профессионального общения журналиста - целенаправленного и углубленного поиска информации, неизвестной ранее хотя бы одной из сторон.

Вот что следовало бы спросить журналисту на месте происшествия у жильцов дома, в котором произошла квартирная кража: «Кто потерпевший? Когда произошло событие? Где был сосед в момент кражи? Что видел, что слышал? Что вынесли из квартиры?» А уж потом поинтересоваться их соображениями о причинах кражи.

Но и журналисты нередко пользуются «бытовым» подходом, имея склонность заранее знать, какой поворот событий их ждет, причем задолго до того, как они приступили к своей работе. Многие заранее продумывают лиды, чтобы сэкономить драгоценное время.

Чаще всего журналисты идут по этому  проторенному пути, задавая собеседнику вопрос, в котором есть вариант ответа. Последнему, ничего не остается, как реагировать каким-то образом на предположение интервьюера. И даже если он станет все отрицать, запрограммированность ответа, его загнанность в определенные рамки все равно окажется очевидной. На «нужный» вопрос, поэтому будет дан «нужный» ответ.

 

 

 

4

Полнота и объективность полученной информации зависит от нескольких условий  и факторов. Во-первых, от того, как  сформулирован вопрос и на что  сделаны акценты. Понятно, что на два таких, казалось бы, похожих вопроса: «Какие вещи, были украдены?» и «Какие вещи украдены не были?» — будут даны совершенно разные по содержанию ответы. Так же как и на вопросы, в которых слегка изменен порядок слов: «Вы что-нибудь видели, слышали в момент кражи?» и «Что вы видели, слышали в момент кражи?» На первый, закрытый вопрос, вполне вероятно, будет, получен односложный ответ «да» или «нет». На второй же, открытый, собеседник по идее должен дать развернутый. Следовательно, умение так поставить вопрос, чтобы на него был получен прямой, полный и объективный ответ, - второе условие этого искусства.

Третий фактор, влияющий на результат  интервью, о котором следует помнить, когда задаются вопросы, - уважение к собеседнику со всеми его (ее) человеческими слабостями. Какие страхи испытает он (она) еще до того, как интервью состоялось? Как показала практика, большинство людей не столько боятся процесса интервью, сколько не хотят быть выставленными в глупом, неприглядном свете. Они упрекают репортеров в том, что те не всегда бывают, аккуратны и честны с предоставленной им информацией, а на самом деле волнуются, что подумают друзья, не будет ли стыдно за них близким.

Журналисты могут допустить  и серьезные просчеты в обращении с персонами, располагающими важными сведениями. «Представляете, он (журналист) звонит мне, просит прокомментировать вчерашнее заявление президента!

-Жалуется один «весьма осведомленный источник». — Конечно, я бросил трубку!» Звонок в неурочное время — показатель неуважительного отношения — обязательно вызовет негативную реакцию интервьюируемого, которая либо выразится в вялых ответах-отговорках, либо просто приведет к отказу говорить, как это произошло с «весьма осведомленным источником». Еще один немаловажный момент, которому журналисты часто не придают большого значения, связан с многообразием человеческих индивидов и абсолютной их уникальностью. Можно ли найти «золотой» подход, приемлемый для всех? Или человеческая природа так многообразна, что нет секрета единого решения? В череде встреч с разными людьми журналисты невольно выстраивают в голове некие схематические образы, классифицируют людей по каким-то своим признакам, часто поддаваясь сложившимся в обществе стереотипам. При этом забывают, что нет людей, похожих друг на друга, и к каждому человеку нужен свой, индивидуальный подход. Без учета этого фактора журналист не будет готов к самым непредсказуемым ситуациям и может оказаться застигнутым врасплох бурной реакцией собеседника на вполне безобидный, казалось бы, вопрос.

Бережное, внимательное отношение  к каждому собеседнику поможет журналистам справиться еще с одной профессиональной проблемой. Как говорить с преступником, нанесшим серьезный урон обществу, с убийцей, сутенером, совратителем несовершеннолетних, да просто с человеком, который ведет образ жизни, осуждаемый значительной частью общества? Нет сомнений, что непредвзятое отношение, спокойное, уважительное обращение и четко поставленные вопросы приведут к тому, что собеседник не замкнется в себе, не откажется давать интервью. А его ответы, в которых, возможно, найдется место и анализу причин трагедии, принесут большую социальную пользу, чем

осуждение и разоблачение.

 

 

 

 

 

 

 

5

2.1 Прямой и непрямой вопрос.

 

Журналист по роду своей деятельности должен обладать умением «прямого погружения» в ситуацию и проблему. Связанный условиями командной работы (особенно на радио и телевидении), а также в силу строгости временных ограничений, он вынужден приступать к делу без промедления, как говорят, «брать быка за рога». Начиная с интервью, он, как правило, быстро переходит к сути дела, задавая вопросы напрямую, без обиняков:

«Господин президент, как вы планируете провести отпуск?»;

«В котором  часу состоится стыковка двух космических  аппаратов?»;

«Когда начнется следующий этап прокладки трубопровода?».

Несложно выявить целевую направленность перечисленных вопросов — они побуждают собеседника к прямому и вполне конкретному ответу:

«Я собираюсь  в августе на пару недель в Сочи»; «По графику стыковка должна состояться в пять часов утра по московскому времени»;

«Мы планируем начать работы по прокладке трубопровода в начале следующего квартала».

Прямой, т.е. ясный, прозрачный вопрос «по делу» эффективнее непрямого, дающего собеседнику возможность уйти от ответа. Однако непрямой вопрос иногда бывает полезным для замены прямого, нелицеприятного вопроса, если вы не хотите поставить собеседника в неловкое положение. Особенно он выручает в ситуации прямого эфира. Но непрямой вопрос может и воодушевить героя на откровенные, подробности своей биографии.

Прямые вопросы и конкретные ответы на них — это, конечно же, самый эффективный вариант вопросно-ответного общения. Однако он возможен только в том случае, когда ваш герой настроен на диалог и готов отвечать на вопросы. В противном случае задавать прямой вопрос не всегда представляется целесообразным.

Вряд ли вам удастся, например, получить у политика, известного своими националистическими воззрениями, прямой ответ на вопрос, считает ли он себя националистом? Правила приличия и господствующее в общественном сознании отрицательное отношение к этому явлению не позволят ему не только быть откровенным, но даже эпатировать публику утвердительным ответом. Вполне вероятна ситуация, что собеседник вместо ответа откажется продолжить с вами разговор. Однако, смягчив прямоту вопроса и перефразировав его в непрямой, например в такой: «Как вы в принципе относитесь к националистическим идеям?» — вы, с одной стороны, дадите собеседнику возможность избежать ответа на прямой вопрос, с другой, возможно, получите весьма откровенные размышления о его отношении к национализму.

Информация о работе Искусство задавать вопросы