Деятельность А.А.Дельвига как публициста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:13, Не определен

Описание работы

История жизни и творчества выдающегося публициста, анализ его общественной и журналистской деятельности.

Файлы: 1 файл

я дельвиг.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

1. Становление поэтической личности. Лицейские годы А.А. Дельвига

2. Участие А.А.  Дельвига в литературных кружках.

3. Альманах «Северные  цветы».  Редакторская деятельность  А.А. Дельвига.

4. «Литературная газета» Дельвига и Пушкина

5. Репрессии против «Литературной газеты». Кризис в творчестве А.А. Дельвига

6. Заключение

7. Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

В своей  статье о творчестве  А.А. Дельвига исследователь В.Н. Орлов пишет, что в истории русской литературы Дельвиг известен, прежде всего, как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкина, всецело находившийся под его влиянием.  Но, познакомившись с творчеством этого поэта и публициста, с высказыванием исследователя хочется не согласиться. В своей работе мы попытались доказать, что такое представление о Дельвиге следует признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путем.

«Творчество Дельвига нелегко для понимания. Оно нуждается в исторической перспективе, в которой только и  могут быть оценены его литературные открытия. Но понять его, осмыслить его внутреннюю логику и закономерности, почувствовать особенности его поэтического языка - значит во многом приблизиться к пониманию эпохи, давшей человечеству Пушкина», так писал о А.А. Дельвиге исследователь В.Э. Вацуро. В своей работе мы постарались раскрыть разные стороны этой личности, изучив различные сферы влияния на характер и становление А.А. Дельвига, как поэта и публициста.

В своем  реферате я попытаюсь отразить все  многообразие личности Антона Антоновича Дельвига.

Задачи нашей работы:

    - Наиболее полно осветить биографию А.А.Дельвига, определив основные этапы, на которых происходило становление личности поэта;

    - Определить  влияние людей и общественных  направлений XIX века на публицистическую деятельность А.А. Дельвига;

    - Оценить редакторскую деятельность А.А. Дельвига. 
     

 

1. Становление поэтической личности. Лицейские годы А.А. Дельвига. 

    Родился Антон Антонович Дельвиг 6 августа 1798 года в Москве. Он происходил по отцу из старинного, но сильно обедневшего рода прибалтийских баронов. К концу XVIII века семья Дельвигов настолько обрусела, что сам поэт даже не знал немецкого языка.

    Начальное образование он получил в частном пансионе. Родители добивались определения его в только что организованный Царскосельский лицей и пригласили учителя. Им стал литератор А. Д. Боровков, который отвез мальчика в Петербург. 19 октября 1811 г. начался лицейский период жизни Дельвига, под знаком которого протекли едва ли не все его юношеские и даже зрелые годы.

    О лицейском периоде Дельвиге исследователи располагают довольно обширными сведениями. Учился он очень плохо, и его несколько нарочитая лень служила в кругу лицеистов вечным предметом добродушных шуток и дружеских эпиграмм. Пушкин, ближайший и любимый его друг, вспоминал, что способности Дельвига развивались медленно, и что до четырнадцати лет "он не знал ни одного иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке".

    При всем том юный Дельвиг был очень  начитан в русской литературе, рано проявил свои поэтические способности. Он превосходно знал немецкую поэзию, наизусть цитировал Шиллера и Гете. Вместе с Кюхельбекером и Пушкиным она заучивали наизусть оды и стихотворения Державина, Жуковского и древнего Горация, которого Антон тщательно разбирал в классе под руководством профессора Н. Кошанского.

    Он  читает - жадно и бессистемно, большей  частью во время занятий, преимущественно  русские книги, - и за четыре года приобретает репутацию едва ли не лучшего знатока русской литературы среди лицеистов. В 1816 г. директор Лицея Энгельгардт замечает, что Дельвигу свойственно "какое-то воинствующее отстаивание красот русской литературы".

    "Первыми  его опытами в стихотворстве,- писал А. Пушкин,- были подражания Горацию. Оды "К Диону", "К Лилете", "К Дориде" были написаны им на пятнадцатом году и напечатаны в собрании его сочинений без всякого изменения. В них уже заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял."  В числе его первых стихов была его патриотическая стилизация народной песни по случаю занятия Москвы Наполеоном (1812) и оды. Война 1812 г. пробудила национальное самосознание и дала новый импульс русской литературе. В нее хлынул поток общественных и эстетических идей, опиравшихся на широкую европейскую просветительскую традицию.

    Литературная  жизнь Лицея развивалась под  знаком новых веяний. Юный Дельвиг  был непосредственным и ближайшим  ее участником. Он постоянный сотрудник  рукописных лицейских журналов, а с 1814 г. его стихи начинают появляться в печати. Его формирование как поэта идет стремительно. То, что написано им в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет, стоит на уровне профессиональной поэзии.

    Дельвиг, по совету Жуковского, упорно занимается немецким языком. Кюхельбекер пишет по-немецки не дошедшую до нас книгу о древней русской поэзии, стремясь познакомить Европу со "Словом о полку Игореве", сборником Кирши Данилова и народными песнями.

    В 1817 г. Дельвиг и Плетнев с восхищением читают слабые стихи Востокова. В том же году Кюхельбекер пропагандирует в Благородном пансионе востоковский "Опыт о русском стихосложении".

    И отсюда же удивительное сходство стихов Дельвига и Кюхельбекера в первые послелицейские годы, - сходство жанровое, образное, метрическое. Оба пишут "горацианские оды", элегии античным элегическим дистихом, гекзаметрические послания, дифирамбы; оба насыщают свои стихи античными мифологическими и историческими ассоциациями. И даже избирают сходные темы. Так, Дельвиг пишет "Видение", где имитирует античную метрику, и посвящает его Кюхельбекеру, у которого тоже есть "Видение" и "Призрак". Последнее стихотворение варьирует те же мотивы, что и "Видение" Дельвига. Многое приходит к обоим поэтам от их образцов; так тема исчезающего призрака возлюбленной была популярна V "геттингенцев" (ср. "Die Erscheinung", 1781, или "Die Traume", 1774, гр. Фридриха Леопольда Штольберга). Но заимствованные образы и темы порой изменяются до неузнаваемости. Так происходит с сюжетом идиллии Гельти "Костер в лесу", на основе которой выросла впоследствии одна из лучших русских идиллий Дельвига "Отставной солдат".

    Новая русская поэзия осваивала опыт европейского преромантизма, включая его в  культурный фонд национальной русской  литературы.  

 

2. Участие А.А. Дельвига в литературных кружках.

 

       Конец 1810-х гг. - период литературных кружков  и обществ. Лицейские поэты также  сформировали кружок, оказавший затем  мощное влияние на всю литературную жизнь. В него входили Дельвиг, Кюхельбекер  и Пушкин.

       Дельвиг окончил Лицей в 1817 г. и вынужден был искать средства к существованию. Он служит в Департаменте горных и соляных дел, в Министерстве финансов и наконец в 1821 г. обосновывается в Публичной библиотеке, где начальниками его были И. А. Крылов и А. Н. Оленин. Служебные занятия его не слишком привлекают; большая доля времени его проходит в литературных общениях.

       Дельвиг был первым, кто гласно предсказал Пушкину блестящую будущность. Его  стихи "Пушкину" ("Кто, как лебедь цветущей Авзонии...", 1815) и в особенности "На смерть Державина" (1816) декларативно указывали на Пушкина как на преемника Державина, - то есть на главу современной поэзии. Подобно "арзамасцам", участники кружка адресуют друг другу послания; культ дружбы, составлявший в эти годы своего рода литературную тему, здесь приобретает специфические черты: поэтизируется именно лицейская дружба, союз поэтов-единомышленников. Эти формулы - "союз поэтов", "любимцы вечных муз", "святое братство" - возникают в лицейских посланиях и становятся своеобразным знаком связи, за которым реакционерам чудилось нечто вроде масонской ложи. Адресаты посланий, носящие реальные имена, вместе с тем обобщены. Это не "поэты", а "Поэты" с прописной буквы, пророки, страдальцы, противопоставленные "безумной толпе" и презираемые ею, бросающие свой вызов року и судьбе. Самая поэзия рассматривается как жертвенное служение. Поэтому приобщение к ней есть своего рода акт посвящения. О нем постоянно упоминают в стихах: так, Дельвиг называет Кюхельбекера своим "вожатым" в поэтический мир ("К Кюхельбекеру", 1817) и гордится тем, что "первый (...) услышал пенье" Пушкина ("К Языкову", 1822), - но это отнюдь не только литературный мотив. Когда в Петербург приезжает Баратынский, за мальчишескую шалость исключенный из Пажеского корпуса с запрещением служить иначе как солдатом, Дельвиг берет его под свое покровительство. Они поселяются вместе (это происходит в 1819 г.), ведут веселую, полунищенскую богемную жизнь, и Дельвиг оказывается первым, кто приобщил будущего поэта к творчеству; без ведома Баратынского он посылает в печать его ранние стихи. "Союз поэтов" приобретает нового члена.

       "Союз  поэтов" был очень характерным  явлением в кружковом литературном  быту 1810-х гг. Он не был оформленным  объединением и включал очень  разных поэтов, тем не менее ощущавших свой кружок как некую общность - личностную, психологическую, литературную, социальную. В последнем отношении этот кружок составлял как бы периферию будущего декабризма. И Дельвиг, и Баратынский (не говоря уже о Кюхельбекере) находятся почти в открытой оппозиции к режиму последних лет александровского царствования - к аракчеевщине, официальному мистицизму, цензурной политике. Дух религиозного и политического вольномыслия пронизывает стихи Дельвига начала 1820-х гг. - от "Подражания Беранже" до послания "Петербургским цензорам". О "глупых" и "очень опасных (...) разговорах" Дельвига с беспокойством упоминал Энгельгардт; по некоторым косвенным признакам можно предположить, что Дельвиг склонялся иной раз к весьма радикальным взглядам. Имя его мы находим в числе участников целого ряда преддекабристских и связанных с будущим декабризмом обществ: еще в Лицее он посещает вместе с В. Д. Вольховским и Кюхельбекером "Священную артель"; он участвует в "Зеленой лампе"; наконец, он заседает в масонской ложе "Избранного Михаила", через которую прошли многие из будущих декабристских деятелей.

       Все это определило его позицию в  двух больших петербургских литературных обществах: "Вольном обществе любителей  словесности, наук и художеств" ("Михайловское" или "Измайловское") и "Вольном обществе любителей российской словесности", называемом иногда "ученой республикой".

       В первое из них Дельвиг был принят в 1818 г. Это было общество под председательством  известного баснописца А. Е. Измайлова, где задавали тон литераторы старшего поколения, традиционалисты и рационалисты. Первым стихотворением Дельвига, прочитанным для избрания, было "На смерть Державина". Через месяц он уже сам читает "К Пушкину"; еще через два месяца Кюхельбекер выступает со своим "Посланием к Пушкину". Вся эта кампания, утверждавшая литературный авторитет главы лицейского кружка, почти неизвестного широкой публике, предшествовала приему в общество самого Пушкина. В день же его избрания (18 августа 1818 г.) Кюхельбекер читает "Послание к Дельвигу и Пушкину" - апологию "тройственного союза" "питомцев, баловней и Феба, и природы". Это был почти вызов, литературная "агрессия" группы новых поэтов, только что покинувших лицейские стены.

Не довольствуясь  публичными выступлениями, они несли  свою эстетику и психологию за кулисы общества, в домашний кружок Софьи Дмитриевны Пономаревой, где безраздельно царили А. Е. Измайлов, платонически влюбленный в хозяйку, идиллик В. И. Панаев, Орест Сомов, впоследствии автор трактата "О романтической поэзии" и ближайший сотрудник Дельвига, а в те годы - защитник просветительского нормативизма. Назревавшее литературное столкновение осложнялось личным.

       Салон Пономаревой был одним из самых  значительных и самых демократических  дружеских литературных объединений 1820-х гг. Здесь бывали почти все знаменитости петербургского литературного мира, привлекаемые более всего любезностью, образованностью и неотразимым обаянием хозяйки. Появление молодежи - Дельвига, Баратынского и других было встречено старшим поколением весьма неодобрительно, тем более что бесцеремонные пришельцы явно завладевали вниманием капризной и непостоянной Софьи Дмитриевны. Дельвиг, несомненно, пережил сильное увлечение и, по некоторым сведениям, пользовался какое-то время взаимностью. След этого чувства остался в ряде его стихов, в том числе в нескольких сонетах, посвященных Пономаревой. Выбор этой формы характерен: в начале 1820-х гг. сонет (не вполне законно) воспринимался как жанр романтической поэзии.

Информация о работе Деятельность А.А.Дельвига как публициста