Возбудитель сибирской язвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Сибирская язва (лат. — Febris carbunculosa; англ. — Anthrax) — особо опасная, острая септическая болезнь животных многих видов и человека, вызываемая Bacillus anthracis, характеризующаяся поражением кожи, кишечника, легких, лимфатических узлов и гибелью заболевших животных.

Содержание работы

Определение болезни
2.Историческая справка об изучении возбудителя и болезни
3.Классификация возбудителя
4.Свойства возбудителя
а) антигенная структура
б) морфологические свойства, ультраструктура
в) химический состав
г) культуральные свойства
д) ферментативные свойства и токсинообразование
е) изменчивость
ж) резистентность
з) факторы патогенности
5.Лабораторная диагностика - бактериологическая, серологическая, аллергическая
6.Иммунитет и средства специфической профилактики
7.Заключение.
8.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МИКРА.docx

— 66.61 Кб (Скачать файл)

На каждый стационарно неблагополучный пункт  должен быть заполнен паспорт. В некоторых  областях для учета и эпизоотологической характеристики сибиреязвенных природных  очагов применяют перфокарты.

На все  действующие и вновь организуемые биотермические ямы и скотомогильники следует оформлять ветеринарно-санитарные карточки, в которых кратко отражают особенности каждого из них. Во избежание вскрытия мест захоронения сибиреязвенных трупов установлен следующий порядок проведения проектно-изыскательских земляных работ:

- до  начала работ в обязательном  порядке запрашивают у местных органов ветеринарии и санитарно-эпидемиологической службы данные о времени и местах захоронения павших животных, расположенных в пределах проектируемых мелиоративных систем и площадок под строительство водохозяйственных объектов;

- проведение  изысканий в границах охранных  зон скотомогильников осуществляется в соответствии с требованиями местных органов ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб;

- бурение  скважин и закладка шурфов  в местах захоронения животных, павших от сибирской язвы, запрещаются;

- проекты  строительства мелиоративных систем и водохозяйственных объектов, где есть захоронения павших животных, надлежит согласовывать с ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами.

В связи  с изложенным необходимо взять на учет имеющиеся в районах скотомогильники, места захоронения сибиреязвенных трупов животных.

Скотомогильники — самый примитивный способ уничтожения трупов. Они довольно часто становятся фактором распространения возбудителей различных болезней. Скотомогильники и биотермические ямы должны быть обнесены изгородью, а с внутренней стороны обведены рвом. Для въезда на них делают ворота.

Запрещено ветеринарным специалистам государственной  ветеринарной службы, колхозов, мясокомбинатов и других предприятий хоронить сибиреязвенные трупы в землю и биотермические ямы. Такие трупы нужно сжигать, а участки почвы на месте падежа или случайной прирезки больных сибирской язвой животных подвергать дезинфекции в соответствии с действующей инструкцией.

Штаммы  с разной вирулентностью определяют неоднородную эпизоотическую характеристику сибиреязвенных очагов и их разную потенциальную опасность. Места захоронения трупов больных животных потенциально опасны в течение длительного времени (более 50 лет).

Изучение  причин возникновения сибиреязвенных вспышек показало, что болезнь  чаще регистрировали среди животных, которых выпасали на почвах, богатых  органическими веществами (черноземы), и заливных лугах, в руслах рек. Тогда как в зонах с преобладанием глинистых и подзолистых почв болезнь у животных наблюдали значительно реже. На территориях с кислыми почвами сибирская язва у животных возникала реже, на слабощелочных — чаще. Благоприятно влияет на вегетацию возбудителя наличие в почве гумуса, калия, кальция и фосфора.

При анализе  статистических материалов за 20 лет  установили, что в зимний период вспышки сибирской язвы возникали  обычно спорадически, индекс заболеваемости удерживался почти на одном и том же уровне. Некоторый рост числа вспышек наблюдали в апреле (достигал максимума в июле). С сентября начиналось сокращение числа неблагополучных пунктов. Наибольшее количество заболевших животных отмечают в июне—августе. Сезонность болезни менялась в зависимости от особенностей и вариабельности факторов передачи возбудителя инфекции. Изучение сезонности появления сибиреязвенных очагов по месяцам позволило правильно определить время проведения вакцинации животных и других противосибиреязвенных мероприятий.

Стационарность  сибиреязвенных очагов обусловлена  экологическими факторами, температурой окружающей среды, количеством осадков, рН почвы, содержанием в ней органических и минеральных веществ. Поэтому мероприятия по профилактике сибирской язвы следует проводить на основе изучения эпизоотологической ситуации по болезни на данной территории или в регионе. Ведущим аспектом в ее профилактике остается плановая вакцинация животных.

Вакцины.

Известно, что формирование иммунитета у молодых  и взрослых животных происходит по-разному. Так, у последних, имеющих хорошо развитую нервную систему и мощный защитный аппарат, в результате введения иммуногенного антигена образуется специфический иммунитет. Введение этого же антигена молодому животному не всегда дает тот же эффект, что зависит от особенностей иммунологической реактивности на ранних этапах онтогенеза. Свойства реактивности, лежащие в основе взаимодействия организма с возбудителями инфекций, слагаются в растущем организме постепенно и оформляются лишь на определенном уровне его общефизиологического созревания. В постнатальном периоде у новорожденных животных сохраняется состояние пониженной реактивности, поэтому молодняк характеризуется слабой способностью к продукции антигена при активной иммунизации.

Вопросы формирования иммунитета при сибирской  язве у молодняка сельскохозяйственных животных, в частности у ягнят различного возраста, в литературе освещены крайне недостаточно. В то же время выяснение оптимальных сроков вакцинации ягнят при этой болезни имеет важное значение в практике.

Опыты по вакцинации ягнят в 2-, 3- и 4-месячном возрасте показали, что наиболее выраженный иммунитет создается при вакцинации животных в 4-месячном возрасте. Напряженный  иммунитет у ягнят, привитых в 3- и 4-месячном возрасте, сохраняется не менее 6 мес. (срок наблюдения). Местная реакция на введение вакцины у ягнят всех возрастов отсутствовала, а на введение вирулентной культуры у ягнят 3,5- и 4,5-месячного возраста она характеризовалась припухлостью в месте инъекции, а на введение вирулентной культуры у ягнят 3,5- и 4,5-месячного возраста она характеризовалась припухлостью в месте инъекции, достигая максимальных размеров 2x2 см. У ягнят, зараженных в 2,5-месячном возрасте, местная реакция отсутствовала. Температурная реакция у ягнят 2-, 3- и 4-месячного возраста на введение вакцины СТИ была выражена сильнее у животных старшего возраста.

Реакция на введение вакцины у ягнят 2—3-мссячного  возраста протекает в виде выраженного доброкачественного лимфаденита и селенита. Эти процессы более интенсивно проявляются в регионарных к месту введения вакцины лимфатических узлах и затухают после 6-го дня.

Инфекционный  процесс у ягнят этого же возраста протекает в виде злокачественного деструктивно-геморрагического процесса в исследованных органах. 
 

7.Заключение.

На территории стран СНГ числится 71 755 почвенных  очагов сибирской язвы, зарегистрированных во всех республиках, основное их количество сосредоточено в Российской Федерации и на Украине (90 %). В странах СНГ в основном ликвидированы многие особо опасные болезни животных, но ряд инфекций, в том числе сибирская язва, наносят еще значительный ущерб народному хозяйству.

Со времени  открытия возбудителя сибирской  язвы были проведены исследования по выяснению природы возбудителя, эпизоотологии, иммунитета, методов диагностики, ветсанэкспертизы, профилактики и терапии (Ф. Брауэль, Луи Пастер, Л. С. Ценковский, Ф. А. Терентьев, А. А. Поляков, С. Н. Вышелесский, С. Г. Колесов, Н. Н. Гинсбург, Н. Г. Ипатенко, X. X. Абдуллин, Г. В. Дунаев, Д. М. Тетерник, М. Steme, N. Stomatin и др.).

Однако  проблема ликвидации сибирской язвы еще далека от решения. Все еще  не разработаны надежные и пригодные  для широкого применения методы санации  сибиреязвенных очагов. Массовая вакцинация животных снижает заболеваемость, но не устраняет постоянную угрозу новых  вспышек этой болезни. Согласно данным Международного эпизоотического бюро (МЭБ), ФАО ООН, а также Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние 15 лет в мире произошло более 150 тыс. вспышек сибирской язвы, ежегодно регистрируется от 5 до 6 тыс. вспышек этой болезни, погибает более 2 млн. животных и заболевает свыше 40 тыс. человек.

Решение проблемы ликвидации сибирской язвы зависит от изучения экологии Вас. anthracis с учетом всех факторов внешней среды, выявления общих закономерностей распространения болезни, установления связей между особенностями эпизоотического и эпидемиологического ее проявлений. Изучение эпизоотологии в разных природно-климатических зонах страны позволит выявить и установить степень влияния тех или иных внешних факторов на ее распространение.

Необходимость изучения сибирской язвы обусловливается  сравнительно широкой ее распространенностью, опасностью для животных и человека. Многие вопросы в этой большой проблеме остаются совсем или недостаточно изученными, например: значение дикой фауны и почвы в сохранении возбудителя в природе; особенность атипичных и локальных форм проявления болезни; сущность течения патологического процесса, вирулентность и изменчивость возбудителя при длительном нахождении его в организме животного; культурально-морфологические и вирулентные свойства Вас. anthracis, выделенных из почвы, от больных и павших животных; характер эпизоотического процесса в зависимости от внешних климатических факторов, зон и сезонов года; продолжительность естественного и искусственного, активного и пассивного иммунитетов; эффективность применяемых ветеринарно-санитарных мероприятий, включая методы лечения, диагностику и специфическую профилактику, а также диагностику сибирской язвы при ветеринарно-санитарной экспертизе туш на мясокомбинатах, мясопищевых контрольных станциях, убойных пунктах колхозов и совхозов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Список использованной  литературы

1) Ипатенко Н. Г. Формирование иммунитета против сибирской язвы у животных. Профилактическая эффективность специфических средств защиты животных и методы контроля качества биологических препаратов//Сб. научн.тр. - Т. 53, М., 1991.

2) Ипатенко Н. Г. и др. Профилактика сибирской язвы//Ветеринария, № 2, 1992.

3) Ипатенко Н. Г. Сибирская язва свиней. — М.: Колос, 1992.

4) Ипатенко Н. Г. Дифференциально-диагностическая питательная среда для выращивания Вас. anthracis//C6. научн. тр. ВГНКИ. — Т. 55, 1994.

5) Ипатенко Н. Г. Почва — основной резервуар возбудителя сибирской язвы//Сб. научн. тр. — Т53,М., 1990.

6) Ипатенко Н. Г. Значение экологических факторов в сохранности возбудителя сибирской язвы в природе//Актуальные вопросы профилактики сибирской язвы. - М.. 1990.

7) Ипатенко Н. Г Патогенез сибирской язвы у сельскохозяйственных животных //Ветеринария, № 7, 1990.

8) Ипатенко Н. Г. и др. Почва — основной резервуар возбудителя сибирской язвы //Ветеринария, № 12, 1991.

9) Ипатенко Н. Г. Формирование иммунитета против сибирской язвы у животных. Профилактическая эффективность специфических средств защиты животных и методы контроля качества биологических препаратов//Сб. научн. тр. — Т. 53 .-М., 1991.

10) Румянцев  С. Микробы, эволюция, иммунитет//Наука  и жизнь. — 1984, № 8. Сибирская  язва. — М.: Колос, 1976.

Информация о работе Возбудитель сибирской язвы