Возбудитель сибирской язвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Сибирская язва (лат. — Febris carbunculosa; англ. — Anthrax) — особо опасная, острая септическая болезнь животных многих видов и человека, вызываемая Bacillus anthracis, характеризующаяся поражением кожи, кишечника, легких, лимфатических узлов и гибелью заболевших животных.

Содержание работы

Определение болезни
2.Историческая справка об изучении возбудителя и болезни
3.Классификация возбудителя
4.Свойства возбудителя
а) антигенная структура
б) морфологические свойства, ультраструктура
в) химический состав
г) культуральные свойства
д) ферментативные свойства и токсинообразование
е) изменчивость
ж) резистентность
з) факторы патогенности
5.Лабораторная диагностика - бактериологическая, серологическая, аллергическая
6.Иммунитет и средства специфической профилактики
7.Заключение.
8.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МИКРА.docx

— 66.61 Кб (Скачать файл)

Интенсивность появления случаев заражения  и широта распространения инфекционных болезней животных на конкретных территориях  зависит не только от элементов эпизоотической цепи, но и от их активности и взаимодействия, что определяет характер проявления эпизоотического процесса.

Взаимодействие  движущих сил эпизоотического процесса в динамике эпизоотий осуществляется как среди домашних, так и диких  животных, сосредоточенных в различных  природно-климатических условиях с  неодинаковой вовлеченностью в хозяйственную  деятельность человека.

Это взаимодействие зависит от конкретных условий и  обуславливается природно-географическими  и социально-экономическими факторами. 
 

Ж. Резистентность.

Устойчивость  и длительность выживания бацилл и их спор различны. Первые относительно лабильны, вторые довольно резистентны. Бациллы в мягких тканях невскрытого трупа могут сохраняться 2—4 суток, разрушаются под воздействием протеолитических ферментов. В костном мозге неповрежденных костей этот процесс происходит несколько позже — бациллы остаются жизнеспособными здесь до 7 суток.

Плюсовые  температуры бациллы выдерживают недолго. Прямой солнечный свет убивает их за несколько часов. При нагревании до 50—55˚С они гибнут в течение 1 ч. при 60˚С – через 15 мин, при 75˚С - через 1 мин, при кипячении - моментально. Быстрое высушивание убивает бацилл, а медленное приводит к образованию спор. Бациллы могут погибнуть через 2 нед. при температуре 2-4˚С. В желудочном соке животных они погибают за 30 мин, в засоленном мясе сохраняются до 15 дней. Минусовые температуры консервируют бациллы: при минус 10˚С они выживают 24 дня, при минус 24˚С — 12 дней.

Высушивание не оказывает воздействия на споры. В высушенных агаровых и желатиновых культурах споры остаются жизнеспособными и вирулентными до 55 лет. Прямой солнечный свет разрушает споры лишь через 4 дня, но губительно на них действуют ультрафиолетовые лучи и Х-лучи - споры гибнут через 20 ч. Сухой жар (120—140˚С) убивает споры только через 2—3 ч, при 150˚С они гибнут через 1 ч, текучий пар при 100˚С разрушает их через 12—15 мин, автоклавирование при 110˚С - через 5—10 мин, кипячение в течение 1 ч. При 400˚С споры гибнут через 20—30 с. 
 

З. Факторы патогенности

Патогенность  bacillus anthracis прямо зависит от капсуло- и токсинообразования; штаммы, непроявляющие подобные свойства, обычно авирулентны.

В факторы патогенности входят

1.Образование капсулы, обладающей антифагоцитарной активностью и адгезивными свойствами. Капсула защищает возбудителя сибирской язвы от действия вне- и внутриклеточных продуктов фагоцитов и препятствует поглощению бактерий. 2.Образование термолабильного трёхкомпонентного экзотоксина, состоящего из трёх компонентов — эдематозного компонента, защитного протективного антигена и летального компонента. Токсин возбудителя сибирской язвы опосредует проявление признаков и симптомов сибирской язвы. Аккумуляция токсина сибирской язвы в тканях и его воздействие на ЦНС приводят к летальному исходу на фоне лёгочной недостаточности и гипоксии. Механизм передачи возбудителя контактный от падшего и больного скота, заражённой спорами бактерии, находящимися в почве. 
 

5.Лабораторная  диагностика- бактериологическая, серологическая, аллергическая

  Для лабораторного исследования на сибирскую  язву чаще всего направляют ухо павшего  животного. Можно взять кровь  из надреза сосуда и нанести толстую  каплю на предметное стекло. При  вынужденном убое или подозрении на сибирскую язву во время вскрытия осторожно отбирают кусочки селезенки, печени, измененные лимфоузлы. От трупов свиней берут кусочки отечных  тканей в области глотки и заглоточные  лимфоузлы. Материал должен быть свежим: в разложившихся тканях бацилла  антракса лизируется. Исследуют также пробы почвы, фуража, воды, шерсти и кожевенно-мехового сырья. Объектами для серологического исследования по реакции преципитации служат пробы кожевенно-мехового сырья и разложившиеся ткани.

  Исследование  проводят по схеме: микроскопия мазков, выделение и изучение свойств  чистой культуры, Биопробу на лабораторных животных, при необходимости серологические исследования – реакция преципитации и иммунофлюоресцентный анализ.

Бактериологическое  исследование

Палочки сибирской  язвы неприхотливы и для получения культуры можно пользоваться обыкновенными средами.  
Делают посев в пробирках и чашках с простым агаром, желатиной и в пробирки с бульоном Хорошо наблюдается спорообразование на пшеничном агаре Колонии на агаре в бактериологической чашке серовато-белого цвета вырастают через 20-24 часа Под микроскопом они имеют вид переплетающихся нитей, более плотных в центре, и локонообразных завитков, направленных к периферии Под влиянием протеолитического фермента сибиреязвенной палочки свернутая кровяная сыворотка медленно разжижается Палочка створаживает молоко на 3-4-й день роста, разлагает сахар (глюкозу, мальтозу, лактозу) без газа с образованием кислоты.

  При посеве на косом агаре образуется серовато-белый налет. Сибиреязвенные палочки при посеве на бульон дают рост на дне пробирки в виде комка ваты при совершенно прозрачной среде. При посеве материала уколом в пробирку с желатиной через несколько дней образуется вдоль укола беловатая полоса, от которой отходят белые отростки, укорачивающиеся книзу и имеющие вид опрокинутой вниз елочки Через некоторое время происходит постепенное разжижение желатины от поверхности среды вглубь

Сибиреязвенная  палочка растет при температуре в пределах 15—43°. Оптимальная температура 30—40°С. С понижением температуры образование спор палочек замедляется. Наилучшая реакция среды рН—7,0—9,4.

Серологическое  исследование.

Для обнаружения  сибиреязвенных антигенов применяют  реакцию преципитации по Асколи. Эту реакцию используют для исследования на сибирскую язву кожевенного и мехового сырья, загнившего патологического материала, в котором происходит лизис бациллы антракса, а также для исследования свежего патологического материала и серологической идентификации выделенных культур. Реакция преципитации по Асколи – достоверный и широко применяемый в практике тест серологической диагностики сибирской язвы. В качестве серологического теста, главным образом для изучения антигенного спектра бациллы антракса, применяют реакцию диффузионной преципитации.

Для выявления  свежих случаев и ретроспективной  диагностики сибирской  язвы у  человека предложен аллерген антраксин. Им выявляют и специфическую поствакцинальную сенсибилизацию у сельскохозяйственных животных. Лучшие результаты получены у крупного рогатого скота и овец. 
 

6.Иммунитет и средства специфической профилактики.

Механизмы и факторы иммунитета разделяют  на неспецифические и специфические. Большинство факторов иммунитета неспецифические, то есть одинаково эффективные в отношении любого патогенного микроба. В противоположность этому специфические факторы и механизмы, проявляющиеся в процессе формирования иммунитета, направлены только против строго определенного вида или серотипа микроба. К неспецифическим факторам относятся: защитные свойства кожи и слизистых оболочек; фагоцитоз и барьерные функции лимфоидной системы; воспаление; С-реактивный белок; интерферон и др.

Специфическую защиту организма от генетически  чужеродных веществ осуществляет иммунная система. Механизмы специфической  невосприимчивости организма к  сибирской язве сложны и представлены комплексом факторов тканевой и гуморальной  защиты при более выраженной дифференциации клеточных элементов. Формируются  они в период внутриутробного  развития организма и всегда присутствуют в нем в проактивной или активной форме.

Имеется разница в восприимчивости к  болезням у животных различных пород  одного вида. Например, алжирские овцы более устойчивы, чем овцы европейских  пород.

Иммунитет развивается двумя фазами – индуктивной и продуктивной. Наиболее подробно механизм возникновения иммунитета изучен при введении вакцин. Механизм формирования невосприимчивости под воздействием вакцин понимают как процесс создания антитоксического иммунитета. Из места введения вакцины протективный антиген, вырабатываемый вакцинными штаммами бацилл поступает в организм животного и вызывает раздражение лимфоидных и ретикулярных элементов лимфатических узлов и селезенки. В организме происходит глубокая иммунная перестройка. Иммунологические процессы протекают на уровне не только отдельных клеток, но и всего организма. Воспалительную реакцию в виде припухлости обнаруживают на месте введения сибиреязвенных вакцин. Степень выраженности местной реакции бывает различной и зависит от типа применяемых вакцин. В некоторых случаях местную реакцию трудно обнаружить пальпацией.

Лечение.

Современные средства, применяемые для лечения  животных, больных сибирской язвы можно разделить на специфические и неспецифические. К первым относится серотерапия. С лечебной целью сыворотку используют при всех формах болезни, при том чем раньше ее вводят, тем эффективнее ее действие. Ее используют, когда установлен диагноз на сибирскую язву. Больным животным ее вводят подкожно.

Противосибиреязвенный глобулин применяют с лечебной целью как дополнительное средство; он обладает нейтрализующим действием на энтеротоксины, выделяемые бациллами. Лучший лечебный результат от его применения достигается при использовании препарата на ранней стадии болезни.

Наиболее  широко при сибирской язве применяют  антибиотики. При лечении пенициллином отмечается быстрое исчезновение возбудителя  из мест поражения. Пенициллин рекомендуется  применять в быстро высасывающихся формах в начальной стадии болезни, чтобы быстрее создать большую их концентрацию в крови. Лечение необходимо продолжать еще несколько дней после того, как температура станет нормальной. При использовании пенициллина иногда наблюдаются аллергические реакции, и он неэффективен при местных поражениях, и не может нейтрализовать тканеповреждающий фактор, выделяемый бациллами.

Под воздействием антибиотиков наступают морфологические  изменения бацилл: набухание, укорочение, появление дегенеративных форм, особенно шарообразных, лизирование палочек и бациллярных цепочек.

Эффективность применения антибиотиков зависит от количества токсина и Bac. anthracis в крови больного животного.

При местном  течении болезни необходимо вводить  антибиотики вокруг пораженного  участка; внутримышечная инъекция их в  другое место может оказаться  неэффективной.

Специфическое лечение целесообразно сочетать с применением симптоматических средств, из которых выделяют сердечные, а также глюкозу (внутривенно). Основным лечебным средством при сибирской  язве должны стать антибиотики (в  первую очередь пенициллин) в сочетании  с противосибиреязвенной сывороткой или глобулином.

Профилактика.

Профилактику  сибирской язвы необходимо начинать с изучения эпизоотической ситуации по данной болезни за прошедши годы. Без выяснения этого вопроса нельзя надеяться на благополучие хозяйств по сибирской язве. Многочисленными исследованиями установлено, что возбудитель сибирской язвы не только сохраняется в почве в виде спор, как считали долгие годы, но и при благоприятных почвенно-климатических условиях способен вегетировать в ней и тем самым увеличивать контаминацию почвы бациллами, а затем и спорами. Наличие очагов возбудителя сибирской язвы обусловливает постоянную угрозу возникновения данной болезни. Поэтому нельзя рассчитывать на стойкое благополучие по сибирской язве без выявления указанных природных очагов и надежной их санации. Распространение сибирской язвы в ряде случаев во многом как раз определяется тем, что практически не ведется надлежащей работы по уничтожению возбудителя данной болезни во внешней среде.

Своевременное выявление, учет и постоянный эпизоотический надзор за пунктами, стационарно неблагополучными по сибирской язве, должны стать важнейшими мероприятиями в профилактической работе. Этому следует придавать первостепенное значение, так как от его выполнения во многом зависит успех всей работы по профилактике сибирской язвы.

Необходимо  выявить все почвенные очаги  сибирской язвы путем сбора и  анализа отчетных данных о санитарном состоянии хозяйств, движении заболеваемости и падежа сельскохозяйственных животных от сибирской язвы. Должны быть точно выявлены места расположения скотомогильников, случайных захоронений животных, биотермических ям, животноводческих хозяйств, где наблюдались случаи падежа животных от сибирской язвы, включая дворы колхозников, рабочих и служащих, а также территории бывших кустарных кожевенных заводов и примитивных утилизационных установок («салотопок»).

Информация о работе Возбудитель сибирской язвы