Сравнительная характеристика изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 14:04, Не определен

Описание работы

Цель данной работы – исследование и анализ некоторых уголовно-правовых проблем, относящихся к составу, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ, чтобы выявить противоречия и спорные вопросы квалификации данного состава в теории уголовного права, а также в следственной и судебной практике

Файлы: 1 файл

ВКР Юрист.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

      Предусмотренные п. "б" ч. 3 ст. 131 УК в качестве особо квалифицирующего обстоятельства "иные тяжкие последствия" - признак оценочный. Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. такими последствиями могут быть признаны, например, самоубийство потерпевшей, душевная болезнь, последовавшая в результате изнасилования27. Эти последствия должны находиться в необходимой причинной связи с изнасилованием. Отношение к таким последствиям может быть и в форме неосторожной вины. Покушение на самоубийство не может рассматриваться в качестве иного тяжкого последствия изнасилования. Квалификация по п. "б" ч.3 ст. 131 УК возможна лишь в случае, если в результате покушения на самоубийство здоровью потерпевшей был причинен тяжкий вред.

    В литературе высказано мнение о признании  квалифицирующим и особо квалифицирующим  признаком последующую в результате изнасилования беременность потерпевшей. Поскольку беременность является дополнительной травмой для потерпевшей, Т.В.Кондрашова предлагала закрепить законодательным путем такое последствие, как беременность, в качестве квалифицирующего обстоятельства в ч.2 ст. 117 УК РСФСР28*(292). По мнению А.П.Дьяченко, "во всех случаях беременность малолетних, несовершеннолетних и лиц, не достигших половой зрелости, следует признавать тяжким последствием изнасилования" 29.

    Более убедительны доводы А.Н.Игнатова, считающего, что, поскольку беременность является естественным, хотя и не обязательным последствием полового акта, рассматривать ее как особое последствие нет оснований, и такого рода последствия, равно как и возможность тяжелых моральных страданий потерпевшей, учтены законодателем при установлении санкции за изнасилование30. Аналогичное мнение высказали М.Д.Шаргородский и П.П.Осипов 31. Следует также добавить, что законодателем предусмотрены в качестве квалифицирующего и особо квалифицирующего обстоятельств изнасилование несовершеннолетней (п. "д" ч.2 ст. 131 УК) и потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста (п. "в" ч.3 ст. 131 УК).

    В то же время изнасилование беременной женщины, последовавший в результате этого выкидыш и утрата способности  к деторождению должны квалифицироваться по п. "б" ч. 3 ст. 131 УК по признаку причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей. 

    2.2.3. Изнасилование потерпевшей,  заведомо не достигшей  четырнадцати лет 

    Изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей  четырнадцатилетнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ). Объектом охраны по данному пункту является половая неприкосновенность, нормальное физическое и половое развитие, а также нравственное формирование девочек.

    Изнасилование малолетней считается преступление с использованием ее беспомощного состояния. Потерпевшая из-за своего возраста не способна понимать характер и последствия совершаемых с ней действий.

    До  принятия УК РФ 1996 года способность  девочки понимать названные обстоятельства всякий раз проверялась судом, который  при этом руководствовался возрастом потерпевшей, уровнем ее развития, условиями воспитания и т. п. Уголовный кодекс 1996 года, думается правильно подошел к решению данного вопроса, формализовав возрастной предел, разделивший потерпевших на две группы: несовершеннолетних и малолетних. Благодаря такому подходу у суда отпала необходимость выяснять у девочек все (нередко крайне жестокие и грязные) подробности изнасилования для проверки, понимала ли потерпевшая смысл, значение и характер совершаемых с нею действий.

    Заведомость знания, что потерпевшая является малолетней, доказывается гораздо легче, чем тот же признак, относящийся  к несовершеннолетней потерпевшей. Внешний облик, физиология в большинстве  случаев не дают повода для ошибки со стороны насильника. Вместе с тем незыблемым остается правило, гласящее, что объективная ошибка в возрасте потерпевшей исключает возможность квалификации действий виновного по п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ.

    Изнасилованию малолетней могут предшествовать развратные действия. При этом действия виновного могут быть квалифицированны по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 135 УК РФ и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ, если они совершались в разное время, с определенным разрывом во времени и каждое преступление – по самостоятельно возникшему умыслу; если же развратные действия непосредственно предшествовали половому акту, не совершенному по независящим причинам от воли виновного, то их следует рассматривать как приготовление либо покушение на изнасилование (ст. 30 и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ).

    Половой акт с малолетней, совершенный  сразу после развратных действий, надлежит квалифицировать по ст. 131 УК РФ, а указанные действия рассматривать  как начало выполнения объективной  стороны преступления.

    Судебной  практике известны факты, когда после  изнасилования добровольно вступает с виновным в половые контакты. Такая ситуация не исключает его ответственности, так как условия вменения ему п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ – изнасилование заведомо малолетней, находящейся в беспомощном состоянии, - сохраняются до достижения ею 14 лет. Последующие добровольные половые контакты должны квалифицироваться по ст. 131 УК РФ. 

§3. Насильственные действия сексуального характера. 

    Как и изнасилование, насильственные действия сексуального характера относятся  к одному из наиболее распространенных и опасных половых преступлений. Глава 18 УК РФ содержит уголовно – правовой запрет на совершение ряда деяний против половой неприкосновенности и половой свободы личности. И если половая неприкосновенность предполагает запрет на совершение любых сексуальных действий против личности, то половая свобода – право самостоятельно решать, как и с кем удовлетворять свои сексуальные желания. Исходя из этого, нужно говорить о том, что ст. 132 УК охраняет не «нормальный уклад» половых отношений в традиционном советском его понимании. Данная норма, вытекающая из действующего уголовного законодательства, ставит под охрану те же общественные отношения и интересы, которые охраняются нормой об ответственности за изнасилование. Но если в изнасиловании речь идет только о половой свободе и неприкосновенности женщины, то при совершении действий насильственных  сексуального характера нужно говорить о причинении вреда половой свободе и половой неприкосновенности любого человека. При этом критерии и границы допустимости собственной половой свободы, несомненно, должны определяться потерпевшим лицом – оно и только оно должно определять, страдает ли в результате совершенного с ним деяния его половая свобода32.

    Это новый состав преступления, введенный  в УК РФ 1996 года. Общественная опасность данного преступления состоит в посягательстве на половую неприкосновенность и половую свободу не только женщин, но и мужчин. Кроме того, уголовно наказуемым является и насильственное лесбиянство, за которое ранее женщины к уголовной ответственности не привлекались.

    Соглашаясь, в принципе, с возможностью сосуществования  различных сексуальных взаимоотношений  между людьми (гетеросексуальных, гомосексуальных  и др.), законодатель считает их допустимыми  на добровольной основе и между совершеннолетними, так как удовлетворение биологических потребностей организма не является антиобщественным.

    Насильственные  действия сексуального характера влекут уголовную ответственность наравне  с изнасилованием. Тяжесть анализируемого преступления справедливо соотнесена с тяжестью действий, названных в ст. 131 УК, независимо от того, чья половая неприкосновенность, половая свобода (женщины или мужчины) страдает от сексуальных действий.

    Мужеложство – половое сношение мужчины с  мужчиной, при котором половой  орган активного партнера вводится в заднепроходное отверстие (прямую кишку) пассивного. Иные формы удовлетворения половой потребности двух партнеров мужчин мужеложством в юридическом смысле не являются. До 1993 года в российском уголовном праве мужеложство являлось уголовно наказуемым от согласия совершеннолетних партнеров на сношение. Однако в 1993 году добровольное мужеложство было декриминализировано. По УК РФ 1996 года недобровольное мужеложство рассматривается как одно из насильственных действий сексуального характера33.

    Лесбиянство (от названия греческого острова Lesbos) – половое сношение женщины с женщиной. УК РФ 1996 года впервые в отечественной практике установил уголовную ответственность за лесбиянство с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, как одно из насильственных действий сексуального характера. В СССР существовала практика "лечения" лесбиянок в психиатрических больницах34. Однако в отличие от мужеложства юридическая практика еще не выработала четкого критерия того, какие действия лиц можно считать фактом лесбиянства35. Одной из форм лесбиянства является трибадия (от греческого tribo - тереть), при котором половое удовлетворение достигается путем трения половыми органами о различные части тела партнерши 36.

    В литературе обоснованно отмечается сложность привлечения к уголовной  ответственности за лесбиянство, так  как ни уголовный закон, ни толковые словари не дают криминального понятия  этой формы гомосексуализма. По мнению Ю.Трунцевского и И.Уварова, уголовная ответственность за насильственное лесбиянство вообще невозможна, так как гомосексуальные ласки лесбиянок предполагают взаимное половое влечение37. Можно согласиться с тем, что насильственное лесбиянство в такой форме действительно трудно представить, однако насильственное лесбиянство в форме, например, трибадии вполне возможно.

    Иные  действия сексуального характера охватывают все другие (кроме мужеложства  и лесбиянства) насильственные эротические  формы половой активности, независимо от полового признака партнеров. Действия сексуального характера в зависимости от способа можно разделить на две самостоятельные группы:

  1. совершаемые в виде полового акта;
  2. совершаемые путем воздействия на тело без признаков полового акта.

    К действиям первой группы следует  отнести:

    а)  изнасилование, совершенное в извращенных  формах;

    б) междубедренный коитус, т. е. осознанное совершение полового акта без введения полового члена  во влагалище (анус).

    Такие преступления чаще всего совершаются при удовлетворение половой страсти в общении с маленькими детьми независимо от их пола.

    К преступлениям второй группы относятся:

    а) удовлетворение половой страсти мужчины путем  совершения садистских способов (без  полового акта) обращения с женщиной. К нему можно отнести введение во влагалище руки, инородных предметов (судебная практика чаще всего называет палки, бутылки), вызывающих повреждение стенок влагалища, матки и иных внутренних органов;

    б) удовлетворение половой страсти путем истязания, сечения розгами, прижигания сигаретами, укусами. Половое возбуждение и оргазм у виновного наступают от самого процесса воздействия на тело жертвы без совершения полового акта.

    Для решения вопроса об отнесении  тех или иных насильственных действий к действиям сексуальным, возможно проведение экспертизы с участием врача - сексопатолога.

    В соответствии с диспозицией ч.1 ст. 132 УК РФ объективную сторону насильственных действий сексуального характера составляют мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей). Объективная сторона рассматриваемого состава носит сложный характер, выражаясь в наличии минимум двух последовательных действий виновного: применения насилия (физического или психического) к потерпевшему (потерпевшей) или иным лицам, либо использования беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей; совершения собственно действия сексуального характера).

    Таким образом, насильственные действия сексуального характера, с точки зрения конструкции объективной стороны, являются сложным (составным) преступлением. Состав данного преступления носит исключительно формальный характер с точки зрения конструкции объективной стороны.  Поэтому оконченными насильственные действия сексуального характера должны признаваться в момент начала совершения собственно самого сексуального действия, вне зависимости от его продолжительности или физиологической завершенности38.

Информация о работе Сравнительная характеристика изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правовой аспект