Сравнительная характеристика изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 14:04, Не определен

Описание работы

Цель данной работы – исследование и анализ некоторых уголовно-правовых проблем, относящихся к составу, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ, чтобы выявить противоречия и спорные вопросы квалификации данного состава в теории уголовного права, а также в следственной и судебной практике

Файлы: 1 файл

ВКР Юрист.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

    Ориентируясь, видимо, на законодательство зарубежных стран, Уголовное Уложение 1903 года пошло  по несколько иному пути. Его разработчики, отказавшись от наказуемости скотоложства, ответственность за которое в  то время стало восприниматься как анахронизм, значительно расширили круг преступных посягательств, включив в него две группы преступлений: непосредственно связанные с удовлетворение сексуальных потребностей самим виновным (любострастные действия; любодеяние, мужеложство); непосредственно несвязанные: сводничество, потворство, притоносодержание.

    Кроме того, в данном Уложении были детализированы основания дифференциации наказания  за посягательства, связанные с половыми отношениями. Тяжесть санкции основного  состава ставилась в зависимость и от возраста потерпевшего, и от его согласия на совершаемое «любодеяния», и от сопряженности «любодеяния» с обольщением девицы в возрасте от четырнадцати лет до двадцати одного года, и от многого другого. Ясно, что такая позиция законодателя диктовалась его стремлением обеспечить повышенную защищенность детей и несовершеннолетних, причем обоего пола от посягательств, совершаемых на сексуальной почве, и применительно к существовавшему тогда уровню развития законодательной техники была вполне обоснованной. Особое внимание в Уголовном Уложении 1903 года уделялось охране интересов лиц, так или иначе зависимости от виновного1.

    УК  РСФСР 1922 года, выделив в главе  «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности»  раздел, именуемый «Преступления в области половых отношений», также исходил из обоснованности включения в него посягательств, связанных и несвязанных с удовлетворением сексуальных потребностей самим виновным. При этом первую разновидность образовали составы ненасильственного (половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, а в более поздней редакции дополнительно – половое сношение с лицами, не достигшими половой зрелости, сопряженное с растлением или с удовлетворением половой страсти в извращенных формах; развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий) и насильственного удовлетворения половой страсти (изнасилование, основные признаки которого понимались как «половое сношение с применением физического или психического насилия или путем использования беспомощного состояния потерпевшего лица», а квалифицированные – «если изнасилование имело своим последствием самоубийство потерпевшего лица»). Наказуемость за мужеложство была исключена. Что касается второй разновидности посягательств, то в их числе выделялось: принуждение к занятию проституцией, совершенное путем физического или психического воздействия; сводничество, содержание притонов разврата, а также вербовка женщин для занятия проституцией2.

    УК  РСФСР 1926 года, базируясь на тех же принципах построения системы рассматриваемых преступлений, изменил формулировку определения состава изнасилования, которое стало пониматься как «половое сношение с применением физического насилия, угроз, запугивания или с использованием путем обмана беспомощного состояния потерпевшего лица», расширил перечень отягчающих обстоятельств за счет признания таковыми изнасилования лица, не достигшего половой зрелости, или изнасилования несколькими лицами; предусмотрел ответственность за «понуждение женщины к вступлению в половую связь или удовлетворение половой страсти в иной форме лицом, в отношении коего женщина является материально или по службе зависимой»3.

    УК  РСФСР 1960 года, отказавшись от наказуемости вербовки женщин для занятия проституцией, впервые отнес сводничество с корыстной целью и содержание притонов разврата к деяниям, предусмотренным главой «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения», в результате чего в качестве разновидности посягательств против личности ограничился выделением группы преступлений лишь из пяти составов: изнасилования, понуждение женщины к вступлению в половую связь, полового сношения с лицом, не достигшим половой зрелости, развратных действий и мужеложства (в 1993 году уголовная ответственность за так называемое добровольное мужеложство была исключена)4. В рамках такого законодательного решения вопроса о системе сексуальных преступлений их в юридической литературе чаще всего подразделяли на три разновидности: посягательства на половую свободу взрослых; посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних и лиц, не достигших половой зрелости; иные половые преступления.

      Заметим, что некоторые авторы  считали правомерным включать  в систему половых преступлений  содержание притонов разврата, изготовление и распространение порнографии, сводничество и т. д. Придерживаясь различных мнений относительно характеристики половых преступлений (их непосредственной направленности, понятия полового сношения и т. д.), представители отечественной уголовно-правовой науки обычно определяли эти акты как направленные на удовлетворение сексуальных потребностей самого виновного или других лиц общественно опасные деяния, нарушающие установленный уклад половых отношений и основные принципы половой нравственности.

    До  распада СССР в ряде бывших союзных  республик (Украина, Молдавия, Эстония, Латвия) в уголовные кодексы были включены статьи, предусматривающие  ответственность за «удовлетворение  половой страсти в извращенной  форме». Целью включения этих норм в УК было стремление установить ответственность за насильственное совершение оральных или анальных сексуальных контактов с женщиной, поскольку такие действия не подпадают под понятие «половое сношение».

    Однако  приведенная редакция уголовно –  правовых норм была неудачной. Во-первых, преступлением являются общественно опасные действия или бездействие. Во-вторых, термин «извращенные формы» не несет никакой смысловой нагрузки, так как любые формы добровольных сексуальных контактов и удовлетворения половых потребностей взрослых лиц не наказуемы. Такой термин способен только запутать судебную практику. В прошлом только в УК Армении (ст. 1121) был использован термин «насильственное совершение действий сексуального характера», который достаточно точно отражал характер уголовно наказуемого деяния5. 

§2. Общая характеристика половых преступлений 

    Преступлениями  против половой неприкосновенности и половой свободы личности (половыми преступлениями) называются предусмотренные  гл. 18 УК РФ общественно опасные, виновные деяния, посягающие на сложившийся в обществе уклад сексуальных отношений: половую неприкосновенность и половую свободу личности, нормальное сексуальное развитие несовершеннолетних (ст. 131-135 УК РФ).

    Родовой объект  половых преступлений шире, чем указано в названии главы 18 УК РФ – половая неприкосновенность и половая свобода личности. Например, такие преступления, как насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), развратные действия в отношении малолетних (ст. 135 УК РФ), направлены не против половой свободы и половой неприкосновенности, вследствие чего родовым объектом половых преступлений следует признать личность и уклад половых отношений, основанный на нормах половой морали6.

    В ст. 134, 135 УК, а также в п. «д»  ч. 2 ст. 131 УК (изнасилование заведомо несовершеннолетней), п. «в» ч. 3 ст. 131 УК (изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста), п. «д» ч. 2 ст. 132 и п. «в» ч. 3 ст. 132 УК  (насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних и лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста), дополнительным объектом является нормальное физическое и нравственное развитие детей и подростков.

    По  объекту посягательства половые  преступления следует отграничивать  от преступлений против общественного порядка, например хулиганства (ст. 213 УК) и преступлений против жизни и здоровья. Названные преступления в определенных случаях образуют реальную совокупность (например, ст. 213 и 131 УК, ст. 105 и 131 УК), либо конкурируют между собой как часть (ст. 115, 116 УК) и целое (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст.132 УК).

    Характеристику  потерпевших от данных преступлений целесообразно давать по конкретным статьям Уголовного кодекса, ограничившись  указанием лишь на то, что, по смыслу закона, таковыми могут быть женщины и мужчины, несовершеннолетние и малолетние как мужского, так и женского пола. Отметим, что право на половую неприкосновенность и половую свободу предоставлено всем лицам и в равной степени обеспечивается уголовным законом, независимо от пола и возраста.

    Общим для всех половых преступлений является то, что их объективная сторона  выражается в активных действиях, т. е. активными телодвижениями и поведенческими актами, посредством которых причиняется  или создается угроза причинения вреда половым интересам личности. Простые составы преступлений данной группы являются формальными. Преступление считается оконченным при совершении действий. Квалифицированные составы в ст. 131 и 132 УК содержат указания на последствия от совершаемых действий, т. е. относятся к материальным. Для правильной квалификации необходимо установление причинной связи между действиями виновных и наступившими последствиями.

    Субъективная  сторона для всех преступлений, названных  в настоящей главе, является совершение этих преступлений только с прямым умыслом. Мотивы и цели – чаще сексуальной направленности. Однако в некоторых случаях возможны и иные мотивы. Например, при изнасиловании возможна цель добиться  согласия потерпевшей на вступление в брак, а при понуждении лица к совершению действий сексуального характера с третьим лицом возможны корыстные или карьеристские мотивы и цели. Их установление по конкретным составам учитывается для криминологической характеристики личности преступника и индивидуализации наказания.

    Субъект преступления однозначно определить невозможно. В зависимости от конструктивных признаков той или иной статьи субъекты различаются по возрасту, наличию иных признаков, позволяющих отнести их к специальным. Субъектом половых преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее установленное законом возраста:

  • 14 лет – в случае совершения преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ;
  • 16 лет – при совершении преступлений, предусмотренных ст. 133 и 135 УК РФ;
  • 18 лет – за деяние, предусмотренное ст. 134 УК РФ.

    Субъектом изнасилования может быть только лицо мужского пола.

    Содержащиеся  в этой главе составы преступления имеют неодинаковую степень общественной опасности, в связи с чем, целесообразно  квалифицировать их на две группы7:

    1. насильственные половые преступления на половую неприкосновенность и половую свободу личности (изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера – ст. 131, 132 и 133 УК);
    2. ненасильственные половые преступления, которые также называются посягательствами, выражающимися в грубом нарушении половой морали по отношению к лицам молодого возраста (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста; развратные действия ст. 134, 135 УК).
 
 

Глава 2. Сравнительная характеристика изнасилования и насильственных действий сексуального характера 
 
 

§1. Изнасилование 

2.1.1. Объективные признаки  изнасилования 

    Изнасилование - самое опасное и наиболее распространенное из половых преступлений. Не случайно законодатель отнес изнасилование к категории тяжких преступлений, а его особо квалифицированные виды - к категории особо тяжких преступлений. До введения в действие Уголовного кодекса РФ изнасилования составляли 85-90%. С выделением в самостоятельный состав насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК) изнасилования составили в 1997 г. 59,6% (9307 из 15 620), а в 1998 г. - 50,6% (9014 из 17 809)8. Повышенная общественная опасность определяется насильственным характером этих преступлений, причинением серьезного физического вреда потерпевшей, унижением чести и достоинства женщины. Психическое расстройство, наступившее в результате изнасилования, нередко преследует женщину в течение всей жизни. Иногда не в силах преодолеть полученную травму, потерпевшая кончает жизнь самоубийством.

    Определение изнасилования дано в ч.1 ст. 131 УК РФ (основной состав), согласно которой  изнасилование – это "половое  сношение с применением насилия  или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей". Отсюда можно сделать вывод, что диспозиция  ст.131 УК РФ охватывает три состава изнасилования, каждый из которых имеет свой непосредственный объект:

  • принудительное половое сношение с совершеннолетней женщиной с применением к потерпевшей или другим лицам физического насилия ил угрозы;
  • половое сношение с совершеннолетней женщиной с использованием ее беспомощного состояния;
  • половое сношение с потерпевшей, не достигшей  четырнадцатилетнего возраста или принудительное половое сношение с несовершеннолетней.

Информация о работе Сравнительная характеристика изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правовой аспект