Преступления в сфере экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:10, Не определен

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Юридический анализ элементов состава преступления
2. Ошибки в практике применения ст.174 УК РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

легализация курсовая.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

     Подобную  практику можно объяснить конструкцией данной нормы. В ее диспозицию включены два противоправных деяния, при наличии  которых возможна уголовная ответственность: непосредственно легализация в форме финансовых операций и других сделок, а также осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности с использованием "незаконных" денежных средств (иного имущества) и приобретение этих ценностей заведомо незаконным путем.

     До  настоящего времени среди практических работников и представителей научных  кругов нет единого подхода к  понятию "незаконный путь". Большинство  высказывают мнение, что оно нуждается  в ограничительном толковании и должно охватывать лишь случаи совершения уголовно наказуемого деяния. Другие придерживаются иной точки зрения: под незаконным получением денежных средств или имущества понимают доходы, полученные не только в результате совершения преступлений, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ, но и гражданско-правовых деликтов, а также административных проступков. И с ними следует согласиться, поскольку данное толкование прямо вытекает из смысла диспозиции ст.174 УК РФ. Поскольку обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ст.174 УК РФ является установление "первичного" факта приобретения имущества или денежных средств незаконным путем, то все уголовно наказуемые деяния, в результате которых приобретаются материальные ценности, с неизбежностью будут образовывать с легализацией (отмыванием) совокупность, если последующие действия с незаконно полученным имуществом носили характер сокрытия источника его происхождения и совершены одним и тем же лицом.

     В то же время субъектом легализации ("отмывания") может быть как лицо, участвовавшее, так и не участвовавшее в первичных (предшествовавших легализации) незаконных действиях.

     Как показывают проведенные нами исследования, при квалификации деяний по ст.174 УК РФ работники следствия под субъектом легализации обычно подразумевают лицо, совершившее операцию с имуществом, приобретенным незаконным путем, и придавшее ему статус законности в процессе его реализации. Но есть и такие, кто под субъектом легализации подразумевает лиц, действия которых направлены на операции с имуществом, относительно которого приобретатель не знал о его незаконном происхождении и совершал с ним операции, не нарушая требований закона. Многие практические работники под субъектом легализации понимают лиц, совершивших операции с имуществом, приобретенным незаконным путем, но использовавших его для удовлетворения личных или хозяйственных потребностей.

     Подобная  трактовка диспозиции ст.174 УК и определение  субъекта преступления привели на первых порах ее действия к ошибочной практике; более 90 процентов уголовных дел за 2000 - 2003 гг. было неверно квалифицировано. В первые годы действия нового уголовного законодательства ст.174 УК применялась в совокупности с другими статьями Особенной части УК РФ повсеместно, и связана подобная негативная практика с тем, что суды, а в бoльшей мере работники следствия, неверно толковали ст.174 УК. В чем заключались ошибки?6

     1. Диспозиция ст.174 УК подразумевает  наступление ответственности лица, совершившего хищение либо иное  корыстное преступление либо вступившего в противозаконную сделку, придавая незаконным доходам вид правомерного владения, пользования или распоряжения с последующим использованием их в финансовых операциях или иных сделках либо для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Другими словами, лицо, совершившее преступление, деньги или имущество, полученные таким образом, легализует, то есть придает им статус законности. Следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ст.174 УК, может быть лицо, приобретшее денежные средства или имущество в результате нарушения российского законодательства, а затем принявшее меры по его легализации.

     2. Субъектами преступления могут  быть и лица, которые непосредственно  принимают участие в финансовой  операции или сделке с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, в целях придания ему статуса легитимности. В данном случае лицо, незаконно приобретшее имущество или иные денежные средства, вступает в сговор с другим лицом, через которое или посредством которого незаконные доходы и будут легализовываться, то есть это лицо помогает или создает условия для реализации результатов незаконной деятельности мнимого владельца. Именно в этом случае действия лица, непосредственно осуществляющего финансовые операции или сделки с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, должны квалифицироваться по ст.174 УК как исполнителя объективной стороны данного состава. Действия же лица, предложившего легализовать денежные средства или имущество, приобретаемые им незаконно, в таком случае должны квалифицироваться через ст.33 УК как организатора, подстрекателя или пособника этого преступления. Помимо этого действия виновного должны быть квалифицированы и по основному составу, предусматривающему ответственность за незаконные действия, в результате которых виновный приобрел это имущество.

     Следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ст.174 УК, могут быть любые лица, участвующие  в финансовой операции или сделке с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, как те, кто непосредственно приобрел незаконным путем данное имущество, а затем сам же и легализовал его, так и те, кто непосредственно принимал участие в финансовой операции или сделке с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, в целях его легализации. Определенные сложности у оперативных и следственных работников при квалификации деяний по ст.174 УК вызывает используемая в диспозиции этой статьи терминология, не характерная для уголовного права и недостаточно раскрытая в данной норме. Сложности вызывают такие понятия, как "финансовые операции", "другие сделки", "приобретение денежных средств или иного имущества заведомо незаконным путем", "иная экономическая деятельность", "крупный размер". Низкую правоприменительную практику применения нормы, предусматривающей уголовную ответственность за легализацию незаконных доходов, можно объяснить отсутствием соответствующего опыта работы с преступлениями экономического характера.

     Результаты  анализа существующей правоприменительной  практики приводят к выводам, подтверждающим, что принимаемые меры борьбы с экономическими преступлениями не отвечают реалиям сегодняшнего дня, когда преступления в сфере экономической деятельности всерьез угрожают устоям государства. 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Преступления  экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджет значительной части доходов. По оценкам специалистов - криминологов, экономистов, политиков, ежегодные масштабы утечки средств за рубеж многократно превышают объемы кредитной и гуманитарной помощи, получаемой Россией от различных международных организаций и государств. Из страны в нарушение действующего законодательства за год вывозится иностранная валюта на сумму, превышающую 20-25 млрд долларов США. Эксперты утверждают, что в России около 40 тыс. различных фирм контролируются криминальными группировками и принимают участие в легализации ("отмывании") денежных средств, полученных незаконным путем. Основными направлениями вывоза считаются офшорные зоны, в первую очередь Кипр, где "отмываются" до 12 млрд. долларов США ежегодно. Активно используются также подставные фирмы в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.

    На  состоянии борьбы с легализацией незаконных доходов серьезно сказываются отсутствие необходимой законодательной базы, просчеты в государственной системе контроля, недостатки во взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. К таким неутешительным выводам пришли органы прокуратуры, обобщившие практику следствия в сфере экономической деятельности.

      В своей курсовой работе автор ответил  на поставленные вопросы  и пришел к выводу, что:

  • в уголовном законодательстве Российской Федерации под легализацией незаконных доходов понимаются умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению доходами, полученными заведомо незаконным путем;
  • при изучении проявления данного преступления в реальной действительности следует исходить из того, что денежные средства или имущество, приобретенные заведомо незаконным путем, названы законодателем именно так потому, что они приобретены любым противоправным способом, в том числе и преступным;
  • в течение нескольких лет единственным уголовно-правовым средством борьбы с отмыванием «грязных» денег в России являлась ст. 174 УК РФ, где предусматривалась ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;
  • норма, содержащаяся в ст. 174 УК, направлена на пресечение любых попыток ввести в легальный оборот средства, приобретенные преступным путем, в крупном размере, т. е. на сумму, превышающую один миллион рублей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

  1. Конституция РФ, М.,-76с.
  2. Уголовный кодекс РФ – М.:ООО «Вершина», 2004г, 121с.
  3. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002г. N9.
  4. Волженкин Б.В. Экономические преступления. Спб., 2002 г. 540с.
  5. Уголовное право России. Особенная часть/Под ред. А.И.Рарога. М., 2003г. С. 413.
  6. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 2000г. С.376.
  7. К истории проектов уголовных кодексов Российской Федерации//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999г. N 2. С. 54-56;
  8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.И.Радченко. М., 2004г. С. 468.
  9. Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2000г. N 4. С. 13;
  10. Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 2002г. С. 230с.
  11. Михайлов В.И. Криминологические особенности отмывания денежных средств//Законодательство. 2003г. N 4. С. 75.
  12. Российское уголовное право. Особенная часть/Под ред. В.Н.Кудрявцева и А.В.Наумова. М., 2004. С. 179.
  13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 11. Ст. 1194.
  14. Уголовное право. Особенная часть/Отв. ред. И.Я.Козаченко, З.А.Незнамова, Г.П.Погосян. М., 2004г. С. 267-345.

Информация о работе Преступления в сфере экономической деятельности