Понятие и виды преступлений, посягающих на свободу личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В Уголовном кодексе России на первом месте в ряду объектов уголовноправовой охраны стоит защита прав и свобод человека и гражданина. На охрану личности направлено большое число уголовно-правовых норм, а задача первостепенной защиты человека, его прав и свобод – главная для уголовного права. Решается она в главе 17 УК РФ путем установления высоких санкций за преступления против личности, человека, гражданина. Реализация права на свободу зависит от координации усилий законодательных и правоприменительных органов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….3
ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ
СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ ………………………………….…….…....5
ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА
СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ …………………………….……...……..….9
2.1. Похищение человека ………………………………………….9
2.2. Незаконное лишение свободы …………..…..………………13
2.3. Торговля людьми …...…………..……………………………16
2.4. Использование рабского труда …………..………………….20
2.5. Незаконная госпитализация в медицинскую организацию,
оказывающую психиатрическую помощь в стационарных
условиях …………………………………………………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………...27

Файлы: 1 файл

UP-kursovaya.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Деяния, предусмотренные п. «а», «в», «г», «д», «е», «ж», «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ, образуют квалифицированный состав этого преступления. В диспозициях п. «а» или «в» ч. 3 ст. 126 УК усматривается особо квалифицированный состав данного преступления. К квалифицирующим признакам законодатель относит деяния, совершенные:

– группой лиц по предварительному сговору;

– с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

– с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

– в отношении заведомо несовершеннолетнего;

– в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

– в отношении двух или более лиц;

– из корыстных побуждений.

К особо квалифицирующим признакам в ч. 3 ст. 126 УК РФ относят деяния, совершенные организованной группой и деяния, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

Субъект преступления – лицо, достигшее 14 летнего возраста.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Виновный сознает, что незаконно изымает потерпевшего из привычной среды обитания с перемещением в другое место, и желает этого. При указанном выше материальном составе преступления виновный мог и должен был предвидеть наступление таких последствий либо легкомысленно рассчитывал на их предотвращение (неосторожность).

Мотивы и цели похищения могут быть различными, чаще всего это корысть, т. е. стремление получить за похищенного выгоды материального характера. Корыстные побуждения могут проявляться и в стремлении виновного путем похищения потерпевшего освободиться от обязанности нести материальные затраты на содержание, обеспечение детей или других иждивенцев; освобождение от уплаты долга кредитору и т. п. Эта квалификация сохранится и в том случае, если виновный фактически не получил материальной выгоды или не освободился от несения материальных затрат. Определяющим для квалификации являются корыстные побуждения, толкнувшие субъекта на совершение преступления10. Кроме корыстных мотивами похищения могут быть: месть, хулиганские побуждения, устранение конкурента в бизнесе и другие.

Из числа субъектов по ст. 126 УК РФ следует исключить группу лиц, действия которых внешне выглядят как похищение, но фактически взаимоотношения похитителя, похищаемого и третьих лиц регламентируются законом или нормативными правовыми актами других отраслей права (Семейным кодексом РФ, в частности). Не может считаться похищением одним из родителей малолетнего ребенка, с которым второй не разрешает встречаться, нарушая тем самым права и ребенка, и другого родителя. Как указывает Н. К. Семернева: «Не могут считаться похитителями близкие родственники (братья, сестры, дед, бабка), если они действовали, по их мнению, в интересах ребенка, а не в интересах третьих лиц, не состоящих в родстве с малолетним и не являющихся его усыновителями. Для исключения уголовной ответственности в действиях названных лиц безусловно должен отсутствовать корыстный мотив»11.

Похищение из корыстных побуждений внешне схоже с захватом заложника из корыстных побуждений (п. "з" ч. 2 ст. 206 УК). Однако эти составы преступлений различны по объекту, объективной стороне и субъективной стороне12. Объектом преступления, предусмотренного ст. 206 УК, является общественная безопасность. Захват заложника не всегда связан с похищением человека, в качестве его обязательного признака является выдвижение какого-либо условия государству, организации или гражданину как основания освобождения заложника. При захвате виновный, как правило, заинтересован в широкой огласке своих требований, а при похищении – нет, требование о выкупе предъявляется узкому кругу лиц, как правило, родственникам, в тайне держится место содержания похищенного.

Отличительной особенностью ст. 126 УК РФ является примечание, гласящее, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Данный вид освобождения закреплен в ч. 2 ст. 75 УК РФ, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших любое по характеру общественной опасности деяние, в связи с деятельным раскаянием, включающим несколько обязательных условий: преступление совершено впервые; после совершения преступления виновный добровольно явился с повинной в правоохранительные органы, способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный преступлением.

Добровольное освобождение похищенного, согласно примечанию к ст. 126 УК РФ, означает, что похититель, сознавая возможность удержания потерпевшего, отказывается от дальнейших действий и отпускает (передает) похищенного правоохранительным органам или родственникам. Инициатива освобождения может исходить от самого похитителя, родственников потерпевшего, работников правоохранительных органов и других лиц или организаций. Мотивы принятого решения значения не имеют. Ими могут быть раскаяние, сострадание к потерпевшему или его близким, страх перед наказанием и др.

Примечание к ст. 126 УК РФ может способствовать исправлению лица, совершившего тяжкое преступление, переходу его к нормальному законопослушному образу жизни.

 

2.2. Незаконное лишение свободы

 

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления (ст. 127 УК РФ) является личная свобода человека. Дополнительным объектом может быть безопасность жизни или здоровья человека.

Объективная сторона преступления характеризуется тем, что потерпевший лишается возможности передвижения в неограниченном пространстве по собственному желанию. Наказание по ч. 1, ч. 2, преступление организованной группой по ч. 3 ст. 127 УК РФ устанавливается за само деяние – лишение свободы, под которым понимается лишение потерпевшего возможности выбора места нахождения или передвижения в пространстве по собственному желанию13. Это может быть связывание, запирание в помещении либо транспортном средстве, насильственное задержание и т. д. Оно может производиться дома у потерпевшего, на улице, в любом общественном месте. Лишение свободы может осуществляться путем физического, психического насилия, либо с помощью обмана.

Вместе с тем названные действия не связываются с похищением человека. Его не изымают с привычного места обитания и не увозят куда-либо в другое место. Лишение свободы должно быть незаконным, т. е. виновный не имел права на совершение таких действий.

Состав преступления по ч. 1, ч. 2, деянию организованной группой по ч. 3 ст. 127 УК РФ является формальным; оно считается оконченным, с момента, когда потерпевшему стало известно, что он лишен свободы, либо с момента фактического лишения свободы лица, которое в силу малолетства, старости или психического расстройства не в состоянии осознать состояние лишения свободы. Деяния, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия ( в ч. 3 ст. 127 УК РФ), образуют материальный состав преступления с двойной формой вины.

Основное отличие незаконного лишения свободы от похищения человека состоит в способе совершения преступления. Это вытекает из диспозиции  
ч. 1 ст. 127 УК РФ, которая исключает из этого состава преступления похищение потерпевшего. Продолжительность незаконного лишения свободы на квалификацию содеянного не влияет14.

Субъект преступления – частное лицо, достигшее 16 лет. Должностные лица за незаконное лишение свободы несут ответственность как за злоупотребление должностными полномочиями, превышение полномочий или за преступления против правосудия (ст.285, 286, 301, 305 УК РФ). В этих случаях основным критерием разграничения с незаконным лишением свободы служит субъект преступления (частное или должностное лицо).

Субъективная сторона незаконного лишения свободы характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что лишает потерпевшего свободы передвижения и выбора места нахождения и желает этого. При указанном выше материальном составе преступления виновный мог и должен был предвидеть наступление таких последствий либо легкомысленно рассчитывал на их предотвращение (неосторожность).

Мотивы преступления могут быть самыми различными: от озорных побуждений до мести, корысти, хулиганства. Они не входят в конструкцию  
ст. 127 УК РФ в качестве обязательных или квалифицирующих признаков и, следовательно, могут учитываться судом при индивидуализации наказания  
(ст. 61–63 УК РФ).

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки незаконного лишения свободы, выделенные в ч. 2 и ч. 3 ст. 127 УК РФ, полностью совпадают с одноименными признаками похищения человека, указанными соответственно в ч. 2 и 3 ст. 126 УК РФ, за исключением одного. Законодатель не предусмотрел ответственности за незаконное лишение свободы из корыстных побуждений.

Статьи 126 и 127 УК РФ схожи по конструкции между собой, и, кроме того, они имеют значительное сходство со ст. 206 УК РФ («Захват заложника»). Во избежание ошибок при квалификации необходимо проводить разграничение между ними. Следует иметь в виду, что действия, начатые как лишение свободы, могут затем перерасти в похищение человека. В зависимости от наличия дополнительных обстоятельств ст. 127 УК РФ может войти составной частью (без самостоятельной квалификации) в ст. 126 УК РФ. Обе эти статьи следует отграничивать от ст. 206 УК РФ («Захват заложника»). Основное различие между ст. 126, 127 и 206 УК РФ производится по объекту, объективной и субъективной сторонам состава преступления.

Незаконное лишение свободы, являвшееся следствием похищения человека, должно квалифицироваться по ст. 126 УК РФ, а незаконное лишение свободы, связанное с выкупом за освобождение, следует рассматривать как захват заложника (ст. 206 УК РФ). Объектом по ст. 206 УК РФ, в отличие от ст. 126 и 127 УК РФ, выступает общественная безопасность.

 

2.3. Торговля людьми

 

Непосредственным объектом этого преступления (ст. 127.1 УК РФ) является свобода человека, его личные права. В качестве дополнительного объекта может выступать жизнь или здоровье потерпевшего.

С объективной стороны преступление характеризуется рядом активных альтернативных действий, таких как купля-продажа человека, его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях эксплуатации потерпевшего. Под эксплуатацией в соответствии со вторым примечанием к данной статье понимается использование потерпевшего в различных формах сексуальной эксплуатации, рабского труда, подневольном состоянии. Все перечисленные в диспозиции статьи действия могут совершаться как по отдельности, так и при наличии нескольких деяний одновременно.

Купля-продажа человека как вид сделки состоит в продаже одним лицом другому человека, который не сознает совершаемого с ним действия по малолетству, будучи введенным в заблуждение, вследствие беспомощного состояния (больного с травмой черепа продать с целью изъятия у него органов или тканей). Купля-продажа совершается и тогда, когда потерпевший сознает факт продажи, однако, находясь в зависимости от продавца, не может сопротивляться осуществлению сделки. Так, в обзоре практики одного из областных судов Российской Федерации приводился пример продажи командиром воинской части фермерам солдат для работы на поле. Стоимость работы солдат получал продавец – командир части15. Преступление, совершаемое путем купли-продажи человека, имеет усложненную объективную сторону. Моментом его окончания является начало передачи купленного человека покупателю. Одна покупка (продажа) может рассматриваться как покушение на совершение данного преступления. Оконченным для покупателя и продавца преступление будет считаться в момент передачи живого товара.

Вербовка с точки зрения А. Г. Кибальника и И. Г. Соломоненко охарактеризована так: «…это склонение человека к тому, чтобы он дал согласие на совершение с ним сделки имущественного характера такими способами, как обещания, уговоры, шантаж…»16. Фактически же вербовка представляет собой закамуфлированную торговлю людьми. Она может выражаться в подборе, поиске кандидатов, агитации, записи желающих, и т.д. Периодическая печать и судебная практика приводят примеры таких сделок, когда в страны дальнего зарубежья вербуются девушки из России, якобы для работы, а фактически они оказываются проданными в публичные дома17.

Перевозка означает перемещение человека из одного места в другое любым видом транспорта. Дальность перемещения для квалификации значения не имеет.

Передача предполагает действия, заключающиеся в предоставлении другим лицам потерпевшего после его купли-продажи самим покупателем, например для временного размещения и проживания, использования, продажи и т.д. Передача может быть осуществлена и в виде дарения, в счет возмещения долга и т.п.

Укрывательство предполагает сокрытие потерпевшего при совершении указанных в законе действий, например содержание человека в подвале дома после сделки купли-продажи.

Получение человека означает совершение действий, носящих ответный характер передаче.

В диспозиции ч. 1 ст. 127.1 УК РФ устанавливается ответственность и тех лиц, которые, участвуя в перевозке, передаче, получении либо укрывательстве «живого товара», сознают незаконность своих действий. Способы выполнения каждого действия и обстоятельства их совершения могут быть разными. Они могут учитываться как квалифицирующие либо особо квалифицирующие признаки преступления, если они предусмотрены анализируемой статьей. В иных случаях их учет возможен при индивидуализации ответственности (ст. 63 УК РФ).

Состав преступления по ст. 127.1 УК РФ (за исключением п. «а» ч. 3 этой статьи) – формальный. Момент окончания преступления – выполнение любого действия, названного в данной части. Все действия, перечисленные в диспозиции статьи, совершаемые виновным, незаконны, так как никому не дано право их совершать, используя в качестве предмета человека. Материальный состав рассматриваемого преступления с двойной формой вины предусмотрен в п. «а» ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (деяния, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия).

С субъективной стороны торговля людьми осуществляется с прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает незаконное общественно опасное действие, и желает его совершить. При указанном ранее материальном составе виновный мог и должен был предвидеть наступление таких последствий либо легкомысленно рассчитывал на их предотвращение. Мотив совершения преступления – корысть, т. е. желание получить материальную выгоду от совершения какого-либо действия, входящего в понятие «торговля людьми». Не исключаются и другие низменные мотивы: месть, ненависть к продаваемому лицу или его близким, желание оказать услугу покупателю, с которым продавец состоит в дружеских отношениях, и т. д. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершаемых действий – эксплуатация продаваемого человека. Продавец сознает, что совершает какое-либо действие, входящее в понятие «работорговля», и желает его совершения.

Информация о работе Понятие и виды преступлений, посягающих на свободу личности