Особенности организации туризма в страны востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2010 в 19:39, Не определен

Описание работы

Всего в мире сейчас около двадцати арабских стран, причем все они входят в основанную в 1945 г. Лигу арабских стран, созданную для защиты интересов арабских государств, для сплочения их и координирования их общей политики. Надо заметить, что арабы практически всех современных арабских государств, объединенные общей исторической судьбой, языком, религией, культурой, да и многими прочими этническими признаками, считают себя частями единой арабской нации. Однако это самосознание мало способствует их интеграции. Если не считать объединения в рамках Лиги, все прочие попытки интеграции обычно давали отрицательный эффект. Можно напомнить о непрочном, рухнувшем после нескольких лет существования объединении Сирии и Египта в рамках Объединенной Арабской Республики (1958–1961), упомянуть о нескольких экстравагантных попытках ливийского руководителя М. Каддафи соединить Ливию чуть ли не с каждым из ее арабских соседей, от чего все решительно отказывались. Единственное исключение на этом фоне – созданный сравнительно недавно из двух частей, северной и южной, единый Йемен.

Файлы: 1 файл

Магриб.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

    Африканская зона арабского мира часто именуется  сводным термином Магриб (Запад), хотя в строгом смысле этого понятия  термином Магриб обозначаются страны лишь к западу от Египта. Но так как  в Африке расположены и Египет, и еще одна арабская страна, Судан, которые находятся восточное, то целесообразнее говорить просто об арабских странах Африки, об арабской Африке или африканских арабах.

Страны  Магриба: Алжир, Марокко, Мавритания, Тунис, Ливия

 

    «Страны Магриба, представляя собой уникальный сплав культур, издревле были «западом» для Ближнего Востока и «востоком» для Западной Европы. Своеобразие и неповторимость этих земель средиземноморского уголка света — в органичном сплетении древних многовековых традиций множества народов и в формировании полифоничной культуры арабской Африки с европейским укладом жизни.», -так начинается статья В. Забелкиной «Андалусский стиль Магриба», опубликованная в журнале «Наука и жизнь» ( номер 11/2007 )

Группа  современных арабских государств Африки в историко-цивилизационном плане является прямым наследником арабского мира времен халифата, хотя некоторые из них, как Египет и Ливия, уходят корнями в глубь истории. Все они позже оказались в вассальной зависимости от турецкого султана и еще позже – в колониальной зависимости различной степени от европейских держав. Пройдя таким образом свой нелегий исторический путь, арабские страны Африки обрели в середине нашего века политическую независимость и вместе с другими странами арабского мира стали играть заметную роль на политической арене. Это земля Нумидийского царства, легендарного Карфагена и имперского Рима. Здесь поочередно властвовали короли вандалов, византийские императоры, арабские халифы, османские султаны. Отдельные страны Магриба помнят протекторат Франции, итальянскую и германскую оккупацию. Блуждающее на просторах Магриба эхо в разные века отзывалось берберским, финикийским, греческим, латинским, арабским, а также французским, испанским, итальянским языками. Разгадать Северную Африку — значит суметь выявить отдельные черты единого магрибского облика и отнести их происхождение к наследию одной из множества культур, привнесенных сюда многочисленными завоевателями. Однако поддавшихся соблазну разгадать тайну Магриба ждет разочарование. Настолько целостна культурная палитра этой земли, что уже невозможно четко дифференцировать ее фрагменты по эпохам, странам и народам.

Значительную  часть культурного богатства  Магриба составляет неповторимый андалусский  стиль его архитектуры, имевший  своим источником блестящую цивилизацию  арабо-мавританской Андалусии VIII—XV веков.

  ВVII веке нового времени военные отряды арабов-мусульман вторглись на территорию современного Туниса и основали свой первый город Кайруан, который стал центром распространения ислама в Северной Африке. Установив господство на землях Магриба, арабы-мусульмане и африканские берберы двинулись на Пиренейский полуостров. И под ударами завоевателей пало Вестготское королевство Испании, страна почти полностью вошла в состав Арабского халифата. Свои владения на полуострове арабы назвали страной аль-Андалус, то есть Андалусией. (Это название, по мнению многих ученых, происходит от искаженного «вандалус», латинского названия вандалов, вторгавшихся в Магриб именно с Пиренейского полуострова.)

   В первые века после арабского завоевания Андалусия становится одним из центров развития раннесредневековой культуры. Завоеватели — североафриканские арабы и берберы, бывшие в своем большинстве кочевниками, — по культурному уровню стояли не выше испано-римского населения. Но в дальнейшем покоренная арабами Испания восприняла многие достижения той культуры, которая сложилась из конгломерата культур — иранской, среднеазиатской, западноримской и византийско-сирийских. И все это развивалось в самом тесном соприкосновении с укладом жизни коренного населения Испании — потомков иберов, кельтов, римлян, вестготов и других народов.

   Культура Андалусии не была замкнутой. Мусульмано-христианская смесь арабов, берберов, вестготов и иберов фактически образовала новую народность. Андалусцы легко наследовали достижения соседних цивилизаций и принимали их исторические традиции, насыщая и создавая собственную культуру, вобравшую в себя колорит жизни населения, обитавшего на территории от Пиренеев до Малой Азии. Испано-мавританская земля Магриба стала лучшей культурной ее частью и начала диктовать свои законы в области музыки, архитектуры, живописи, поэзии, философии... Все это объясняет пышный расцвет андалусской культуры.

На территории Испании в то время складывался  местный архитектурный романский  стиль. Он породил могущественные сооружения, в основном постройки религиозного и государственного назначения. Главным строительным материалом в архитектуре романского стиля был камень, он и придавал всему основательность и монументальность. Детали декора часто асимметричны: каждая из капителей, пилястр и колонн имела свои особенности.

Романскому  стилю присуще комплексное воздействие  на человеческое восприятие: широкая  цветовая гамма, тончайшие инкрустации, многоплановость освещения, неповторимость изгибов, сложность деления пространства, в то время как арабский архитектурный стиль отличался прямыми линиями и многогранными формами. В нем можно было распознать скупой геометрический узор берберского мастера и затейливый растительный орнамент арабески иранского художника.

   Именно это соединение приемов, мотивов, сюжетов родило уникальный андалусский стиль в зодчестве, лепке и росписи. Он отличается пышным орнаментальным убранством, утонченными линиями, прихотливым выбором рисунка и насыщенностью тонов. Запрет ислама изображать живые существа заставил художников, резчиков, ремесленников направить всю свою фантазию и изобретательность на развитие арабесок и узоров. Виртуозно наполненный богатым растительным переплетом орнамент абсолютно скрывал гладь стен под своим рельефным ковром. Своды, арки и карнизы отделывали разноцветным мрамором (или раскрашенным алебастром), мозаикой, люстровой керамической облицовкой.

   Попавший в страны Магриба развившийся андалусский стиль архитектуры сегодня покоряет иноземного туриста, ступившего на землю Северной Африки, будь он простым обывателем или профессиональным арабистом. Характерные детали — плетеные узоры, лепные украшения, арки, капители в форме акантовых листьев — притягивают взор, заставляют задержать взгляд и рассмотреть пестрый рисунок. Мечети и дворцы украшены затейливой резьбой по дереву и стуку (алебастровой штукатурке), причудливо переплетающейся с арабской вязью каллиграфически выписанных изречений из Корана. Apкады и колоннады создают впечатление грандиозности. А применение разномасштабных арок и опор, то массивных и тяжелых, то легких и хрупких, преломляет пространство. Игра светотеней ложных каменных ниш и михрабов подчеркивает священную роль сооружения и таинство мусульманского обряда.

  Отдельно стоит сказать о традиционной цветовой гамме — о сочетании белого и голубого цветов. Голубым — цветом неба и моря — выделяют фрагменты и рельефные детали внешних частей здания. Голубые решетки, двери, балконы и лоджии, контрастируя, прекрасно смотрятся на фоне белых стен. В Алжире, Тунисе или Марокко можно увидеть целые кварталы подобных домов. Например, Сиди-Бу-Саид бело-голубой городок в Тунисе. Живопись и поэзия, чистота и гармоничность, сказочность и волшебство — такие ассоциации вызывает это место у посещающих его туристов.

  Входные двери домов, даже небольших, составляют особенный шик андалусского своеобразия. Массивные, часто арочного типа, они больше походят на тяжелые ворота. Плоскость двери украшена геометрическим узором, созданным с помощью черных шляпок гвоздей, и увенчана расписной, с многопластным барельефом подковообразной аркой. И неизменный атрибут — железное кольцо-молоток для стука. Своим сказочным обликом Сиди-Бу-Саид притягивает влюбленных, романтиков, поэтов и художников.

  Андалусский стиль часто именуют «мавританским». Многие исследователи считают такое название неточным. История термина «мавр», происходящего от греческого слова «темный», восходит к античной эпохе, когда маврами называли коренное берберское население древнего, расположенного в северо-западной части Африки государства, Мавритании. После вторжения арабо-берберских войск на Пиренейский полуостров название «мавр» распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки, — и берберов и арабов. Таким образом, этот термин стал условным. Помимо того, в создании арабо-мавританской государственности на территории Испании, так же как и в создании хозяйства и культуры Андалусии, участвовали и те, кого никак нельзя отнести к маврам, а именно европейцы, главным образом испанцы, культура которых также не лишена заимствований из наследия других народностей.

Достижения  андалусцев в философии, эстетике, медицине, ремесле, поэзии и живописи славятся на весь Магриб. Произведения, всемирно прославившие андалусский стиль в архитектуре: Великая мечеть Кордовы, минарет Ла Хиральды в Севилье, дворцы Альхаферийя в Сарагосе и Альхамбры в Гранаде — до сих пор вызывают восхищение у обывателей и знатоков.

После Реконкисты, отвоевания христианами  земель Пиренейского полуострова у  арабов, андалусцы переселились в северную часть Африки, но сохранили на новой территории чувство своего превосходства. До сих пор магрибинцы, имеющие прямых предков андалусцев, гордятся этим фактом биографии. Среди них есть такие, чьи черты лица явно выдают европейские корни, нередко можно увидеть североафриканца с голубыми глазами.

Крупнейшей  страной арабского Магриба считается  Алжир (ок. 25 млн. жителей). Завоевав в нелегкой борьбе с французскими колонистами свободу и торжественно объявив на Учредительном собрании 1962 г. о создании независимой Алжирской Народной Демократической Республики, новое государство с первых дней своего существования стало на путь радикальных реформ и преобразований. Оказавшаяся в руководстве страны марксистски ориентированная правящая элита вчерашних борцов за свободу сочла первое алжирское правительство А. Бен Беллы недостаточно радикальным, и в 1965 г. сместивший Бен Беллу глава Революционного Совета X. Бумедьен и правящая партия Фронт национального освобождения (ФНО) взяли курс на построение «социализма в рамках национальных ценностей и ислама». Национальная хартия и новая конституция 1976 г. выработали собственную линию развития, которая не совпадала с развитием по марксистско-социалистической модели, но кое-что из нее взяла. Социально-экономические преобразования свелись к национализации р значительной части собственности и национальных ресурсов страны при сохранении, однако, определенных позиций за частным капиталом; политико-идеологические – к стремлению совместить несколько секуляризованные ценности ислама с идеями социализма. Пятилетние планы с установкой на индустриализацию страны выявили неэффективность государственной экономики, которая до определенного момента гасилась доходами от нефти. Упадок наблюдался и в сельском хозяйстве: кооперативы и иные формы коллективного труда в деревне оказались нерентабельными, так что после эвакуации европейских колонистов до того кормивший себя Алжир стал удовлетворять свои потребности в продукции сельского хозяйства лишь на 30 %.

    Все это, включая и падение цен на нефть в середине 80-х годов, привело к острому кризису в экономике.

    Встал вопрос об экономической реформе (1986–1987), направленной на приватизацию промышленности, предоставление определенной самостоятельности  государственным предприятиям, на поощрение частного сектора в городе и деревне. Однако реформы явно запоздали. Несмотря на рост частного сектора – а в какой-то степени именно из-за этого, – в стране усилились кризисные явления, возросли безработица, инфляция и социальная напряженность, чем не преминули воспользоваться противники режима из числа исламских фундаменталистов. Преемник умершего в 1978 г. Бумедьена Ш. Бенджедид быстро терял доверие населения, явно уставшего от истощивших страну экспериментов, сопровождавшихся коррупцией и некомпетентностью руководителей страны и ее хозяйства. Под давлением изменившейся ситуации и оппозиции власти были вынуждены в 1989 г. принять новую конституцию, допускавшую многопартийность.

    Этим  воспользовались оппозиционеры  из числа экстремистских мусульманских  группировок. На выборах в муниципалитеты в июне 1990 г. Исламский фронт спасения получил большинство голосов избирателей и большинство мест в двух третях областей страны. Воодушевленные победой фундаменталисты стали требовать новых выборов в парламент. Этим требованием и успехами фундаменталистов были напуганы власти, да и не только они. Многие партии, вышедшие на арену политической жизни в 1990–1991 гг., заняли достаточно умеренные позиции. Назначенные на лето 1991 г. выборы в парламент были в последний момент отложены на полгода. Первый тур выборов на рубеже 1991–1992 гг. принес победу фундаменталистам, после чего руководство Алжира отменило второй тур, ликвидировало результаты первого и, воспользовавшись террористическими актами недовольных сторонников Исламского фронта спасения, объявило это движение вне закона. В стране резко ускорились темпы реформ, направленных в сторону создания основ рыночной экономики и светского плюралистического государства. Однако параллельно резко усилилась и политическая напряженность.

    Марокко  – независимое государство с 1956 г., конституционная монархия с населением ок. 25 млн. чел. По конституции 1972 г., дополненной в 1980 г., король Хасан II делит власть с парламентом, созванным на многопартийной основе. В политическом плане Марокко демонстрирует завидную стабильность, чему способствует устойчивая плюралистическая система с ориентацией на буржуазно-демократические нормы. Будучи страной в основном аграрной и в этом смысле более отсталой по уровню экономического развития, чем Алжир, Марокко, тем не менее, уверенно идет вперед по пути наращивания экономического потенциала. В стране преобладает частный капитал, включая иностранные инвестиции. Богатые залежи фосфоритов (3-е место в мире), а также уголь, металлические руды создают условия для развития горнодобывающей промышленности.

Информация о работе Особенности организации туризма в страны востока