Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:41, доклад
Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, по разным оценкам, составляет от 60 до 85 тыс. единиц. В 2007 г. действовало 219 АГНКС. Их суммарная ежегодная проектная производительность составляет около 2 млрд м3 . В собственности ОАО «Газпром» находится 191 АГНКС, то есть 88% всех станций. Существующая сеть станций позволяет заправлять компримированным природным газом 200–250 тыс. единиц техники и организовать грузовые и пассажирские автомобильные перевозки по большинству основных транспортных направлений.
Среди мер стимулирования развития сети АГНКС можно отметить:
• запрет
на строительство автозаправочных
станций без блока заправки машин
компримированным природным газом
(Италия);
• выделение грантов и дотаций на строительство
АГНКС (Австралия, Великобритания, Канада,
Малайзия, Япония);
• освобождение импортного газозаправочного
и газоиспользующего оборудования для
природного газа от ввозных таможенных
пошлин (страны Евросоюза, Иран);
• освобождение на определенный период
от уплаты налога на землю при строительстве
АГНКС (Япония);
• предоставление возможностей ускоренной
амортизации для АГНКС (Япония);
• снижение налога на имущество при строительстве
АГНКС (Япония);
• сокращение базы для исчисления налога
на имущество на определенный процент
от стоимости АГНКС и газобаллонных автомобилей
на компримированном природном газе (США).
К мерам стимулирования перевода автотранспорта на газомоторное топливо относятся:
В России
слабо развито специальное
Законопроект во многом носил рамочный характер и не содержал конкретных механизмов стимулирования развития рынка газомоторного топлива. Тем не менее данный закон, переработанный с учетом замечаний, существен для развития законодательства на региональном и местном уровнях. А именно: там детально видны социальные проблемы, вопросы развития малого бизнеса, более адекватно учитывается местная специфика.
Всем ли это интересно?
Основными
заинтересованными сторонами
Автовладельцы – население и малый бизнес – заинтересованы в снижении затрат на горюче-смазочные материалы. Использование природного газа способно это обеспечить, но требует дополнительных издержек, связанных с переоборудованием автотранспорта. При этом существует риск слабой обеспеченности АГНКС, что приведет к росту пробега и, как следствие, некоторому приросту затрат на топливо по сравнению с их базовой, оптимальной величиной.
Бизнес, связанный со строительством и эксплуатацией АГНКС, может и должен быть рентабельным. Но в современных условиях в России еще относительно небольшое количество автотранспорта работает на газомоторном топливе, загрузка действующих АГНКС довольна низкая – в среднем около 15%. По нашим оценкам, при такой загрузке окупаемость инвестиций в строительство газозаправочных станций достигается только через 8–10 лет (в то время как при загрузке в 50–70% окупаемость сокращается до 1,5–2 лет). Поэтому при существующем уровне развития рынка газомоторного топлива у потенциальных инвесторов риски значительны.
Вплоть до настоящего времени (по-видимому, и в ближайшей перспективе) основным игроком на рынке газомоторного топлива остается «Газпром», охватывающий все звенья производственной цепочки: добычу природного газа, транспортировку до потенциальных потребителей, развитие сети АГНКС. Он же и один из основных потребителей компримированного природного газа. В принципе такое положение вполне обоснованно на начальных этапах формирования нового сегмента рынка (фактически новой подотрасли). Крупнейшая компания берет на себе дополнительные затраты (относительно небольшие по сравнению с собственным масштабом – «Газпром» занимает 4-е место в списке крупнейших компаний мира) и риски (в какой мере будет использован создаваемый потенциал?). При этом развитие рынка газомоторного топлива положительно влияет на деятельность компании, связанную с газификацией регионов России – за счет комплексного использования газа и повышения загрузки газопроводов-отводов.
В 2007 г. «Газпромом»
утверждена целевая комплексная
программа «Развитие
По оценкам
«Газпрома», реализация программы позволит
к 2015 г. удвоить российский парк автомобилей,
работающих на природном газе, создать
1700 новых рабочих мест и сократить
суммарные выбросы вредных
Данная программа фактически становится национальной программой по использованию природного газа в качестве моторного топлива, имеющей важное стратегическое, социальное и экологическое значение. В то же время необходимо формирование условий, чтобы данное направление стало сферой интересов малого и среднего частного бизнеса – только в этом случае можно будет рассчитывать на дальнейшее эффективное развитие рынка газомоторного топлива в России.
Государство заинтересовано в развитии рынка газомоторного топлива, поскольку это ведет к более рациональному и квалифицированному использованию его собственности – ресурсов недр, улучшению экологической обстановки, прежде всего в городах, и как следствие, улучшению здоровья населения.
Потенциальные риски государства могут быть связаны с уменьшением доходов бюджета: в цене используемого 1 л бензина или дизельного топлива налогов «содержится» меньше, чем в 1 м3 газа. При этом 1 м3 газа по энергетической составляющей и по расходу эквивалентен 1 л бензина. С другой стороны, государство может получить дополнительные налоги от пользователей газомоторного топлива: за счет роста прибыли автотранспортных предприятий, доходов малого бизнеса. Также надо иметь в виду, что значительная часть муниципального транспорта дотируется из местных бюджетов, и, соответственно, использование компримированного природного газа будет сокращать нагрузку на данные бюджеты (табл. 3).
Таблица 3
Основные выгоды, издержки и риски заинтересованных сторон
Другой важный (и, вероятно, более значимый) аспект – это гарантии от формирования «антистимулов» для развития рынка газомоторного топлива. В качестве такого примера можно привести серьезные изменения в налоговой политике, а именно – многократный рост единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для АГНКС.
Каковы эффекты для потребителей?
Одним из главных при переводе автомобильного тран- спорта на газовое топливо является вопрос экономической целесообразности такого переоборудования. Он имеет большое социально-экономическое значение, определяя стимулы для населения и хозяйствующих субъектов использовать газомоторное топливо. Данная эффективность зависит от целого ряда факторов, включая:
• соотношение
цен на нефтяное и газомоторное топливо;
• годовой пробег автотранспорта и, соответственно,
расход топлива;
• затраты на переоборудование автотранспорта
в связи с переходом на природный газ;
• доступность АГНКС, что определяет вероятность
и масштаб дополнительного пробега с целью
заправки;
• динамика и жесткость требований государства
по переходу на более «экологичное» топливо
(стандарты «Евро»).
Для автотранспортных предприятий показатели экономической эффективности затрат на переоборудование автотран-спорта во многом зависят от структуры переводимого автопарка и его технико-эксплуатационных показателей – главным образом среднегодового пробега автомашин, а фактически – расхода горючего. Для получения значимого эффекта в первую очередь на газ следует переводить пассажирские автобусы и грузовой транспорт с большим расходом топлива (от 20 л на 100 км) и годовым пробегом более 30 тыс. км.
Опыт Муниципального
екатеринбургского грузового
В табл. 4
представлены оценки эффективности
перевода автотранспорта на компримированный
природный газ для
Таблица
4
Оценка
эффективности перевода
автотранспорта
|
Результаты расчетов свидетельствуют, что перевод автотранспорта на природный газ – достаточно эффективная мера. Срок окупаемости для различных видов автотранспорта (при достаточно большом пробеге) – от 7 до 13 месяцев. Экономия на топливе для легковых автомобилей может достигать 30–50 тыс. руб. за 2 года, а для маршрутных такси («Газелей») – более 100 тыс. руб. |
При этом эффективность перехода существенно зависит от годового пробега автомобиля. Наиболее значим этот эффект для автотранспорта граждан с относительно небольшим уровнем годового пробега (использование машин преимущественно в летний период). Нужны дополнительные меры стимулирования (например, погашение части затрат на переоборудование автомобилей) для этой группы населения, чтобы обеспечить «народное топливо по народной цене».
Пример антистимула
С 1 января
2008 г. вступили в действие положения
Налогового кодекса РФ, согласно которым
деятельность по розничной реализации
газомоторного топлива
Таблица
5
Изменения в порядке уплаты ЕНВД для АГНКС
|
Данная ситуация
подрывает деятельность по реализации
потребителям экологически чистого, социально
значимого газомоторного Фактически торговое место для розничной реализации газомоторного топлива представляет собой топливно-раздаточную колонку (ТРК), используемую для заправки автомобилей, – по сути, это выводные трубопроводы (или заправочные «пистолеты»). Вся остальная площадь АГНКС – охранные зоны, места для хранения топлива, подъездные пути, места для стоянки автомобилей, полосы разгона и торможения, хозяйственные блоки, пожарные резервуары – предназначена для обеспечения производственного процесса, а не для розничной торговли. |