Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 11:07, курсовая работа
Система государственного управления, которая сложилась в России в 90-е годы, содержала в себе серьезные недостатки, которые были и до сих пор остаются одним из основных препятствий для модернизации российской экономики. Низкий уровень исполнительской дисциплины, повсеместное распространение коррупции, неэффективные технологии работы административного аппарата, наличие большого количества дублирующих и излишних функций у органов государственной власти приводят к неэффективности работы государства как такового
В концепции политической социологии П. Бурдье политическая пария - одна из структурных частей политического поля. Её можно было бы считать важнейшей наряду с политическими группировками, ассоциациями социальных агентов. Её специфику подчёркивают как число её членов, что важно при участии в конкурентной борьбе за власть, так и размер политического капитала. Эти предпосылки обуславливают сохранность политической партии, рост важности её роли не только на политическом, но и на других социальных полях.
Рассмотрению сущности политического процесса в России в контексте логики спроса и предложения посвящены исследования отечественных политологов. Так, С. Н. Пшизова считает, что, и в России, и на Западе происходит постепенное вытеснение из современного политического процесса идей и механизмов социального, классового представительства, «выражающегося в изменении статуса партий, деградации роли программ и идеологий... трансформирует систему репрезентативного правления в систему правления с помощью репрезентаций». Репрезентация (фр. representation - представительство) может рассматриваться как форма представления для общественного сознания событий политической жизни в том или ином ключе с целью спровоцировать ту или иную реакцию политических субъектов. В современной России именно репрезентация становится ведущим механизмом политического воздействия.
1.2. Административный ресурс.
Административный ресурс — это система
управленческих методов
и средств, реализуемых должностными лицами
и государственными органами в целях,
противоречащих базовым принципам государственной
службы.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой. [3]
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно - правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон
данных отношений связаны с
деятельностью исполнительных
- всегда одной из сторон в
таких отношениях выступает
- административные
- если произошло нарушение
- разрешение споров между
Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Глава 2. Административный ресурс и несовершенство политического рынка.
2.1 Политический рынок и административный ресурс.
Подробное исследование постулатов и гипотез общественного выбора было проведено Е.Г. Морозовой, на основании которого были сделаны следующие выводы:
1. Предположения,
лежащие в основе теории
2. Предположение о том, что избирателя на выборах интересуют вопросы публичной политики, и на их основе базируется голосование, является спорным. Несомненно, что общезначимые вопросы играют важную роль в процессе принятия индивидуального решения. Однако, как показывают многочисленные исследования социологического и социопсихологического направления, не менее важную роль играет идентификация избирателя с определенной партией, или личная привлекательность кандидата.
3. Все пространственные модели требуют, как минимум, чтобы индивидуальный избиратель мог ранжировать предлагаемые ему политические альтернативы в порядке, который его устраивает. Дальнейшее функционирование модели опирается на это ранжирование как устойчивое и переходящее от одних выборов на другие. Жизнь, однако, показывает, что рядовой избиратель не так сильно интересуется политикой, чтобы иметь устойчивые, не изменяющиеся от одних выборов к другим, предпочтения по большинству общественно значимых проблем.
Многократные опросы показывают, что даже простейшие политические вопросы получают примерно у 20% опрашиваемых ответы «не знаю», «затрудняюсь ответить».5
Даже тогда, когда предпочтения у избирателей имеются, это не означает, что люди иммунизированы против мощной пропагандистской кампании, способны устоять против убеждения. Подобные факты доказывают, что выборы не могут рассматриваться как простое агрегирование предпочтений избирателей, как это постулируется позитивистским направлением.
4. Не подтверждается
современными исследованиями и
предположение относительно
Именно этот момент имел в виду П. Бурдье, говоря о том, что рынок политики - один из наименее свободных рынков. Один из самых сильных ограничителей свободы этого рынка - профессионализм игроков, производителей политической продукции; требования по части их компетенции все время ужесточаются: так, например, для понимания смысла какой-нибудь политической позиции, программы, заявления, решения и проч. необходимо хорошо ориентироваться в универсуме конкурирующих товаров.6
Поскольку рядовой гражданин прекрасно понимает, что ценность его индивидуального голоса не так уж и велика, то для поиска политической информации он приложит самые минимальные усилия. В условиях дефицита серьезной политической информации избиратель станет использовать ту, которую получить легче - например, о личности, свойствах характера кандидата, его семье, лицах, его поддерживающих и т.д.
В такой ситуации возрастает значимость СМИ, напрямую работающих с избирателями и создающих благоприятный или неблагоприятный имидж кандидатам и партиям.7
Одним из наиболее существенных недостатков, по мнению Н.Ю. Алтуховой, является огосударствление политического рынка России, при этом выявляются следующие основные признаки этого явления:
- превращение
федеральных представительных
- активная «зачистка» медиа-рынка, лишение общероссийских СМИ возможности информационно поддерживать оппозиционные политические фигуры и проекты;
- укрепление политической власти по линии центр-регионы;
- формирование партийной системы, «убивающей» любые общественно-политические импульсы к ее развитию;
- жесткая правоприменительная
практика по отношению к
- точечное использование
технологий принудительного
- политический
раскол бизнеса и создание
структур управления
Особенность российского политического рынка состоит в том, что он складывается гораздо быстрее, чем рынок обычных товаров и услуг. На Западе секуляризация и маркетизация происходит медленнее, чем в новых политических системах, поскольку там продолжают существовать нерыночные элементы, заполняющие «вакуум» между управляющими и управляемыми. В России после крушения символической системы власти их почти нет. В силу отсутствия демократических традиций, структур и стереотипов сознания рыночный характер российских политических отношений гораздо более откровенен и очевиден.
Современный российский политический рынок далек от модели политического рынка «свободной конкуренции» и больше тяготит к командно-административной системе регулирования политических ресурсов.8
По моему мнению, одним из наиболее ярких негативных явлений в политической жизни нашего общества является активное использование административного ресурса в процессе проведения предвыборных кампаний.
Само проявление административного ресурса следует из несовершенства политического рынка. Интерпретация административного ресурса как фактора, ограничивающего политическую конкуренцию, - это проявление степени монополизма на политическом рынке.
Административный ресурс может проявляться через ограничение политической конкуренции (создание барьеров входа для потенциальных конкурентов, использование зависимых информационных ресурсов для политической агитации и т.п.). Неконкурентный политический рынок, в свою очередь, становится фактором формирования административного ресурса.
Политическая конкуренция выступает частью механизма контроля над действием политиком, в том числе над взятыми ими на себя обязательствами. Ослабляя конкуренцию, политик расширяет возможности по использованию доступных ему ресурсов, т.е. увеличивает свой «административный ресурс». С его помощью в дальнейшем он может в большей степени ограничивать конкуренцию.9
Одной из форм борьбы за власть при представительной демократии является борьба за поддержку избирателей. Придя к власти и обладая определенной свободой в принятии решений, политик может воспользоваться ею для сохранения занимаемого положения.
В частности, так возникают оппортунистические политико-деловые циклы, в которых политик создает положительный образ успешного руководителя, манипулируя денежной или фискальной политикой перед выборами.10 Отсутствие в России работоспособных нормативно-правовых и иных регуляторов деятельности политиков приводит к дальнейшему увеличению роли административного ресурса. Появляются черты автократического режима, когда власть концентрируется в одних руках.11
2.2. Административный ресурс в избирательной кампании.
Избирательная кампания это тотальная война в которой задействованы самые различные ресурсы. Законодательства некоторых стран для обеспечения так называемого равенства кандидатов, бывает даже предусматривают полное государственное финансирование всех кандидатов, чтоб никто не мог ничем злоупотребить со стороны.
Существует масса неформальных способов сделать так чтобы человек, не принадлежащий к элите и не являющийся кандидатом в нее не смог попасть во власть. В общем, никакого равенства возможностей в избирательном праве нет, не было и не будет (за исключением особых исторических моментов). В конце концов некто не для того всю жизнь создавал себе репутацию, обзаводился связями, стремился и достигал власти, зарабатывал деньги и проч., чтобы потом все это не применять на выборах только для того, чтобы соблюдать «равенство» с соперником у которого нет ни имени, ни денег , не связей, ни власти. Ведь если так рассуждать, то можно отказаться и от других отличий и преимуществ личного характера. Наоборот, выборы и существуют для того, чтобы задействовать и продемонстрировать всю силу своих преимуществ не только избирателям, но и соперникам осмелившимся пойти в пику, не признать вашей власти, авторитета, способностей и проч. на выборах человек доказывает ( или тестирует на прочность) свое положение , свою власть, свои убеждения, свои ресурсы. Доказывает себе, людям и сопернику, что именно он «самый достойный».
Другое дело, что зачастую все имеющиеся ресурсы используются либо не полностью, либо во вред себе и вот как раз, чтобы этого не допустить пишется нижеследующий текст. Неправильное использование административного ресурса. Неправильное использование административного ресурса, как правило, бывает четырех видов. Первый – приказ голосовать протранслированный через всех, на кого кандидат имеет влияние и который должен быть передан далее вниз по пирамиде. То есть, это просто замена агитации приказом. Например, губернатор требует от замов и от олигархов, чтобы те скомандовали по отраслям бюджетников (врачи, учителя и проч.), а бизнесмены – по предприятиям, чтобы все голосовали «только за губернатора». Иногда этот приказ подкрепляется обещаниями или какими-то другими выгодами. Иногда угрозами. Как правило, все замы и все олигархи берут под козырек, говорят, что все сделают. А дальше начинается игра в глухой телефон. Чем дальше вниз пирамиды, тем все больше и больше затухает. Олигархи говорят своим директорам, те – начальникам цехов, те – бригадирам. На уровне бригадиров все глохнет. Когда подобный приказ идет по второму разу, то даже начальники цехов его не доносят («я уже один раз людям сказал, чего я как клоун буду их по пять раз собирать ради одного и того же», - думают они). Может возникнуть иллюзия, что если пирамида невелика, то есть выборы не губернаторские, и кандидат может сам объехать и проверить, и даже напрямую отдать приказ всем, это будет эффективнее. Нет, не будет. Но в силу уже других причин. А именно: никто не голосует по приказу. Точнее, количество голосующих по приказу равно или чаще меньше чем число тех, кто специально голосует против приказа. А тех, кто думает «сам решу», вообще подавляющее большинство. Еще один момент. Практически невозможно эффективно проконтролировать результата такого рода «агитации». Точнее, эффективность становится ясна только в ночь подсчета голосов, когда сделать уже ничего нельзя.
Информация о работе Административный ресурс как выражение несовершенства политического рынка