Русские в современном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:37, научная работа

Описание работы

Рассматриваются социально-экономические факторы статуса, демографическая динамика, идентичность, умонастроения, предпочитаемые модели адаптации, стратегии поведения русского населения Казахстана.

Файлы: 1 файл

РУССКИЕ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ.docx

— 146.25 Кб (Скачать файл)

русскими своего социально-экономического положения  в РК.

Перемены можно  проиллюстрировать результатами опросов  населения, проведенных при участии  автора на территории Южного Казахстана в 1994, 1999 и 2004 гг. Выборка в каждом случае составляла не менее 500 человек. Использование материалов из Южного Казахстана представляется оправданным. Дело в том, что, в силу особенностей этнодемографической и социальной ситуации в этом регионе, русские здесь раньше и острее, чем в других частях страны, почувствовали особенности жизни в условиях доминирования новых моделей экономического и социально-культурного поведения.

Что показали опросы? При ответе на вопрос "Как Вы полагаете, что лично Вам принесет рыночная

экономика через  несколько лет?" русские респонденты  выразили в 2004 г. гораздо больший  оптимизм (18,6% ответили в положительном плане), чем в предыдущие годы (6,1% в 1990 г.). Как видим, экономический подъем сказался на сознании русского населения, повысив у них уровень позитивного самочувствия. Еще отчетливее проявилось понимание им значительного влияния на условия жизни внеэкономических факторов при ответе на вопрос "Поможет ли знание казахского языка получить более высокооплачиваемую или более престижную работу в Казахстане?". В 2004 г. 78% русских респондентов ответили на этот вопрос положительно. Примечательно единодушие и казахских, и русских респондентов в том, что знание казахского языка для профессионального роста оказывается гораздо более значимым фактором, чем квалификация и опыт.

Но диапазон различий позитивных оценок у русских  и казахов неодинаков. Отвечая  на вопрос "Как изменилось экономическое положение Вашей семьи после обретения Казахстаном независимости?", отметили в 2004 г. "улучшилось" и "немного улучшилось", соответственно, 9,2% и 23,9% русских и 31,3% и 30,1% казахов. Количество положительных ответов русских в 2004 г. в разы больше, чем у них же в 1994 и 1999 гг., но меньше, чем у казахов.

Некоторое сближение  позиций русских и казахских  респондентов в 2000 - 2006 гг. свидетельствует о возросшем уровне экономической уверенности русских в этот период. Об этом можно судить по ответам наших собеседников в Южном и Восточном Казахстане. В частности, в 2008 г., отвечая на вопрос в ходе глубинных интервью, какую роль в их повседневных делах играет этничность, своя или чужая, они подчеркивали, что в 2002 - 2006 гг., этнические различия стали менее заметными. Респонденты объясняли это тем, что "у всех людей появились заботы, связанные с улучшением своего благосостояния: увеличение заказов у предпринимателей, увеличение возможностей получения кредитов и т.д.". В тот момент люди чувствовали, что подобными возможностями, пусть и в разной степени, обладают все жители того или иного региона. Но в 2008 г., после наступления кризиса, подчеркивали собеседники, ситуация изменилась: в условиях сокращения кредитов и возможностей заработать усилилась роль

неэкономических факторов в экономическом  поведении. В выигрышном положении оказались те, кто могут использовать в своих интересах административный фактор, помощь со стороны родственников и членов неформальных сетей взаимопомощи. Понятно, что речь идет о казахах. Возможно, эта ситуация и определила рост эмигрантских настроений, который зафиксировала миграционная статистика в 2007 и 2008 гг. Тем не менее, в РК остались "русские" ниши, то есть, сферы, где остается заметной представленность русского населения. Это инженерные должности в высокотехнологичном производстве, информационные технологии и СМИ, небольшие предприятия, специализирующиеся на редких и уникальных услугах и товарах. Правда, доля русских в этих сферах постепенно сокращается в ходе естественной смены поколений.

Демографические тенденции русского населения. Как отмечалось, с конца 1960-х гг. русские стали уезжать из Казахстана. Этому способствовала политика более активного привлечения "национальных кадров", реализуемая в тот период ЦК Компартии Казахстана. Открывались казахские отделения на многих факультетах вузов и устанавливались квоты для выходцев из сельской местности, которые в большинстве своем были казахами. В таких условиях часть русских специалистов посчитала целесообразным искать себе применение в России и стала выезжать из республики. В 1970 - 1980-е гг. существовала устойчивая тенденция отрицательного миграционного баланса Казахстана в несколько десятков тысяч человек, который был самым заметным из всех советских республик. Но в тот период убыль населения перекрывалась естественным приростом. Ситуация радикально изменилась в период с 1989 по 1995 г., когда республика потеряла в миграционном обмене с другими государствами около 1200 тыс. человек. Одновременно, в этот период у представителей так называемых европейских народов смертность стала превышать рождаемость и началось абсолютное сокращение численности (см. табл.).

Внешняя миграция продолжала влиять на численность русских  Казахстана и в последующее время, но никогда она не была столь значительной, как в период 1993 - 1995 гг. Так, в 1992 г. число выехавших из Казахстана составило 326 672, а въехавших - 162 111; в 1994 г. - 480 839 и 70 542 соответственно. К 2002 г. ситуация несколько меняется: 120 150 человек уехавших и 58 162 приехавших [6]. В приведенных данных не отражена национальность участников миграционного обмена, но на протяжении многих лет русские составляли 70 - 80% выезжающих из Казахстана в Россию. Например, по официальным данным за 2006 г., русские составляли 85,4% среди эмигрирующих в страны СНГ.

Отрицательное сальдо внешней миграции сохранялось  и в 2003 г., но, начиная с 2004 г., оно  сменилось положительным. За январь-ноябрь 2009 г. в Казахстан въехало 36 965 человек, выехало 32 300. Если же рассмотреть те же показатели применительно к миграционному взаимодействию со странами СНГ, то картина несколько изменится. Число выехавших (30 221) превысит число въехавших (28 807). Основная убыль происходит из-за выехавших в Россию.

На фоне положительного общего сальдо внешней миграции в  некоторых регионах оно было

отрицательным на протяжении рассмотренного периода. Это области Севера и Северо-Востока Казахстана, где когда-то преобладало, а сейчас сохраняется в значительных масштабах русскоязычное население. Сказанное позволяет реалистичнее подойти к анализу причин выезда русскоязычного населения из Казахстана. В первую очередь можно назвать "социальное" давление, которое включает в себя разрушение привычной социально-экономической и культурно-информационной среды. Разрушение социально- экономической среды произошло вследствие развала общесоюзной производственной инфраструктуры, а также появления в городах, где в большинстве жили русские, огромного количества сельских казахов, которые бежали туда из различных мест. Они принесли с собой иные принципы организации социальной среды и иные стратегии поведения. Культурно-информационная среда, привычная для городских русских,

была дискредитирована идеологией деколонизации и дерусификации. В результате, многие русские были лишены как социальных (в виде профессиональной квалификации), так и 
 
 
 
 
 
 

Динамика  численности населения  Казахстана (1989 - 2010 гг.)

Примечание: Таблица составлена по материалам Агентства РК по статистике.

символических (в виде общесоюзной идеологии) ресурсов и стремились выйти из сложившейся  ситуации путем эмиграции. Говоря о возрастной структуре русского населения, нужно отметить, что она сильно отличается от таких же показателей у казахов и узбеков. Так, доля детей до 6 лет составляет у русских 6%, у казахов и узбеков 12% и 15% соответственно6 . В возрастной когорте 20 - 39 лет доля русских - 29,7%, казахов - 38,6%, узбеков - 37,6%. За 10 лет после переписи 1999 г. перспективы отрицательного естественного прироста у русских стали очевиднее. Ведь уже в год переписи доля старше 50 лет составляла у них 10,3%, тогда как у казахов - 6,1%, у узбеков - 5,8%.

Согласно  статистическим данным за 2004 г., общий коэффициент рождаемости у всего населения

Казахстана  составлял 18,1 промилле, в том числе 21,4 у казахов, 10,9 - у русских, 27,3 - у узбеков. При среднем уровне естественного прироста по стране в 8 промилле, у казахов он составляет 15, у русских - (- 4,6), у узбеков - 21,8. Исходя из этих данных, можно прогнозировать весьма значительное сокращение русских. Такая тенденция вряд ли обратима, и в республике уже существуют прогнозы этнодемографического развития страны с учетом такой перспективы. Так, по мнению некоторых казахских публицистов, уже через 15 лет русских в Казахстане будет менее 15%, и тогда можно будет ставить вопрос о практической государственной моноэтничности.

Русская идентичность сегодня. Для характеристики самоощущения русского этноса в Казахстане воспользуемся данными, полученными Институтом стран СНГ в ходе опроса русских в 2006 г.* [8].

Согласно  материалам этого опроса, около 60% считали, что их положение "улучшилось" и 26% -

"ухудшилось". То есть русские не стали исключением в общеказахстанских тенденциях. Но при ответе на вопрос "Если сравнивать положение Вашей и других русскоязычных семей с семьями казахов, кому сегодня в Казахстане жить легче?", только 5,4% сказали, что русским живется лучше, а почти 50% отметили, что русскоязычным живется хуже, 37% убеждены, что всем в Казахстане живется нелегко. Очевидно, на ответы повлияло ощущение зыбкости имеющихся в распоряжении русских социальных ресурсов, которые позволяли бы им поддерживать достаточный уровень благосостояния. Что касается ресурсной базы, то, на наш взгляд, в современных условиях она истончается. Во-первых, теперь гораздо меньшее значение имеют трудовые навыки предшествующих поколений, и заметное когда- то преимущество русских в овладении техническими специальностями сходит на нет перед лицом поколения казахской молодежи, выросшей не под скрип арбы и звуки пастушьего бича, а под перекличку

модемов и  мобильных телефонов. Во-вторых, приход рыночных отношений не уменьшил значения внеэкономических отношений, заметно влияющих на социально экономический статус

людей. В эмоциональной, но довольно отчетливой форме это выразила моя собеседница - русская в Чимкенте в июне 2008 г., отвечая на вопрос, чувствует ли она себя казахстанкой. Надо сказать, что ей было тогда около 30 лет, она работала в сфере образования, имела определенные планы и профессиональные амбиции и не помышляла об отъезде из Казахстана. Меня интересовало, насколько ее современная идентичность связана с имеющимися в ее распоряжении возможностями для профессиональной самореализации. И вот, что я услышал в ответ: "Нет, я не чувствую себя казахстанкой ... несмотря на то, что здесь родилась и это моя родина, я не чувствую, что президент и его "программа 2030" что-то делает для людей обычных

и простых. Я вижу постоянно, что у нас везде  коррупция ... пойти  в налоговую, пойти в финполицию, финконтролъ, везде надо дать на карман и везде казахские фамилии. Никакие мы не казахстанцы. Почему- то так получается, что все руководящие должности должны занимать или казахи или корейцы, а русские нет. Я вот в суд хожу, все судьи вышли из залов на перекур, все казахи. О чем здесь еще можно говорить?

Какие казахстанцы? А русские где? Только прислуживают и моют полы. Все учителя русские. Все домработницы. 70 школ в городе и в 68 из них казахи директора. И ждут, когда эти двое на пенсию уйдут". О том, что это не уникальное мнение отдельного человека, свидетельствуют некоторые ответы из упоминавшегося опроса 2006 г. Тогда только 17,1% респондентов были удовлетворены возможностями карьерного роста и 18% - справедливой оценкой своих заслуг. При этом 25% опрошенных полагали, что русские в России живут лучше их. Вряд ли можно в данном случае говорить о прямом свидетельстве распространенности миграционных настроений, но и их также нельзя сбрасывать со счетов. Так, 47,4% респондентов склонялись к переезду в Россию в рамках программы переселения соотечественников

Информация о работе Русские в современном Казахстане