Технология подлинного общения Э. Берна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2011 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Основатель трансактного анализа − американский психиатр Эрик Берн первоначально считал свою концепцию продолжением психоанализа, хотя эта его точка зрения не разделялась многими специалистами.

Содержание работы

Основные понятия трансактного анализа.
Структурный анализ Э.Берна.
Функциональный анализ личности.
Анализ трансакций.
Анализ жизненных сценариев.

Файлы: 1 файл

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.docx

— 322.06 Кб (Скачать файл)

Ребенок − это мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, тревог; грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности и любви. Это игра воображения  и кладезь творчества, креативности. Именно Ребенок − источник наших  побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости.

Ребенок обнаруживает себя в первую очередь  через позы и жесты: согнет ноги под  стулом, небрежно кивнет в ответ  на приветствие, испугавшись, напряженно сведет плечи, досадуя, будет выкручивать  себе руки, забывшись, станет почесываться, скучая − жонглировать карандашом или рисовать что-либо во время совещания. Его любимые выражения: «Я хочу»; «Прекрасно»; «Я боюсь»; «Я должен»; «Оставьте  меня в покое!»; «Проклятье».

Ценность  структурного анализа состоит в  том, что, внимательно наблюдая за внешними реакциями человека (вербальными  и невербальными), можно определить, что он чувствует, и понять некоторые  важные мысленные паттерны.

Ведь  суть модели эго-состояний и заключается  в том, что она позволяет нам  установить надежную связь между  мыслями, чувствами и поведением.

В самом  деле, если человек демонстрирует  нам поведение, соответствующее  эго-состоянию Родителя, то можно  предсказать, что он во власти мыслей и чувств, которые скопировал у  старших. Демонстрация сигналов, свойственных эго-состоянию Взрослого, недвусмысленно сообщает, что мысли и чувства  их обладателя соответствуют ситуации «здесь и теперь». Если же внешнее  поведение человека напоминает модели Ребенка, то можно предположить, что  он испытывает в этот момент чувства  из своего детства.

Заканчивая  характеристику структурной модели личности, подчеркнем, что  структурная  модель характеризует каждое эго-состояние, раскрывая тем самым содержание личности. Следующая проблема − как мы используем эго-состояние. Решая ее, Э. Берн создает функциональную модель личности и разрабатывает функциональный анализ. 
 

                         Функциональный анализ. 

Функциональный  анализ дает ответ на вопрос: как  функционируют

различные части личности? Оказалось, что Родитель, Взрослый и Ребенок ведут себя по-разному.

Бывает  время, когда ребенок ведет себя естественно и независимо. Он не приспосабливается к правилам взрослых и не бунтует против них. Он просто  делает то, что хочет. Он плачет, потому что больно. Рассердившись на сестричку, толкнувшую его, отвечает ей тем же. Читает или играет вместо того, чтобы  радовать родителей вниманием. Взрослый человек в эго-состоянии Ребенка  ведет себя иногда так же свободно, как в детстве: учитель идет по коридору непринужденной походкой и радостно напевает, один педагог, увидев директора школы, говорит другому: «Давай быстренько зайдем в класс, как бы нам чего-нибудь не поручили в конце рабочего дня!..» В таком случае они действуют из эго-состояния Свободного, или Естественного, Ребенка (СРе).

С другой стороны, в детстве ребенок довольно долго адаптируется к

требованиям родителей и других взрослых. Он учится быть вежливым, пользоваться носовым  платком, быть спокойным, не плакать  и не сердиться, оправдывать ожидания родителей, угождать им. В зрелом возрасте он продолжает поступать так, как  научился в детстве. Когда это  происходит, человек, по мнению Э. Берна, находится в эго-состоянии Адаптированного  Ребенка (АРе), т. е. в одной из частей детского эго-состояния. Таким образом, в функциональной модели эго-состояние  Ребенка подразделяется на эго-состояние  Свободного Ребенка и эго-состояние  Адаптированного Ребенка; при графическом  изображении круг Ребенка поделен  на две части (схема 4). Послушный  ребенок ведет себя так, как требуют  от него родители. Став взрослым, человек  в состоянии Послушного Адаптированного Ребенка действует в соответствии с внутренними нормами и убеждениями, не отступая от них ни на шаг.

Заслуживают особого внимания случаи, когда ребенок  восстает против правил и ожиданий взрослых: грубит, прыгает и шумит, хмурится и капризничает.

Он как  будто выворачивает наизнанку правила  родителей, изо всех сил стараясь сделать все наоборот. Взрослый человек  тоже может восставать подобным образом, при этом, часто не осознавая, что его поведение является бунтом. Например, когда начальник предлагает трудную работу, а он вдруг заявляет, что у него нет времени. Отказываясь от задания, он, возможно, испытывает необъяснимое удовлетворение типа: «Вот так-то!» В возрасте четырех лет он, по-видимому, чувствовал то же самое, когда давал понять родителям, что они ни за что не смогут заставить его съесть «эту противную кашу». Когда взрослый человек бунтует подобным образом, он все еще следует детским правилам и действует из состояния Адаптированного Ребенка. В качестве примера приведем реплики учителей: «Завуч может сделать со мной все, что угодно, но я не буду работать завтра на замене!» или «Но почему всегда я, почему другим вы не даете таких поручений?» Иногда такое поведение изображают отдельным эго-состоянием и называют его Бунтующим Ребенком (БРе). Граница между эго-состояниями Адаптированного Ребенка и Бунтующего Ребенка весьма

условна, и энергия, переходя из одного состояния  в другое, меняет свой знак. 

                                  

Схема 4. Функциональная модель личности

Поведение взрослого человека в позиции  Адаптированного Ребенка (АРе) может  быть позитивным и негативным. Мы находимся  в Позитивном Адаптированном Ребенке (АРе+), когда проигрываем продуктивные способы поведения и без труда  достигаем желаемого результата, сохраняя при этом большое количество энергии. Так, мы автоматически следуем  тысячам правил: переходим улицу по светофору, говорим «пожалуйста» и т.п. Однако иногда наше «детское» поведение не соответствует взрослой ситуации «здесь и теперь», т. е. мы находимся в эго-состоянии Негативного Адаптированного Ребенка (АРе). Например, в детском возрасте человек обнаружил, что самый лучший способ привлечь внимание отца или матери − обидеться на них. Став взрослым, он может иногда демонстрировать обиду или недовольство в надежде получить желаемое. В этом случае он игнорирует свои взрослые возможности удовлетворения потребностей. Или, может быть, человек решил в детстве, что демонстрировать себя перед другими опасно. Он помнит, как его отшлепали родители за то, что он

«выставлялся», или сверстники дразнили его, когда  он читал стихотворение в классе. Став взрослым, он обнаружил, что ему  трудно выступать перед людьми, он краснеет, заикается и мямлит, смущается  и убеждает себя в том, что он никудышный оратор. На самом деле, теперь он может  свободно выступать перед аудиторией: он уже вырос и ничем не рискует. Каждый человек иногда проявляет паттерны поведения Негативного Адаптированного Ребенка. Однако их можно изменить и приобрести новые, более эффективные, позволяющие полностью использовать возможности взрослой личности.

Поведение Свободного Ребенка можно также  классифицировать как позитивное и  негативное. Взрослый человек в эго-состоянии  Свободного Ребенка ведет себя, не обращая внимания на правила и  ограничения. Будучи детьми, приспосабливаясь к родителям, люди учатся сдерживать свои чувства: неуместный смех, агрессию, обиду, боль. Во взрослой жизни обретенное умение может привести к физическому  напряжению, а часто и к проблемам, комплексам, болезням. Чтобы избежать этого. Взрослый может позволить Свободному Ребенку выражать свои эмоции позитивными, конструктивными способами. Так, выбрав безопасное место и ситуацию, можно неистово ударить по подушке, громко прокричать воображаемому обидчику все, что вы о нем думаете, сделать серию энергичных физических упражнений, просто пробежаться или быстро пройтись, принять душ, сделать массаж, написать гневное письмо, но не отправлять его и т.п. Однако в ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Например, быстрая езда по переполненной машинами дороге, долгий сон по утрам в рабочий день, заканчивающийся опозданием, и т. п.

Некоторые специалисты ТА выделяют в Ребенке  Маленького Профессора, или Ребенка-Манипулятора, который выполняет функции творческой, интуитивной части, отличающейся тонким чувствованием человека или ситуации, высокой креативностью. При этом Маленький Профессор рассматривается  не как отдельное функциональное эго-состояние, а как внутренняя инстанция, которая примиряет и согласовывает действия Родителя, Взрослого и Ребенка или улавливает суть происходящего в той или иной ситуации без стремления попасть в гущу событий. Его любимые слова: «У меня есть идея!», «Эврика!» Для него характерны: чарующий взгляд, склоненная к плечу голова, улыбка заговорщика.

     Эго-состояние Родителя, представленное  на схеме 4, делится на две  части: Контролирующего Родителя (КР), которого некоторые авторы  называют Критикующим, и Заботливого Родителя (ЗР). Его же иногда называют Воспитывающим. Родители часто говорят ребенку, что надо делать и каким образом, контролируют, критикуют, оценивают его: «Иди спать!», «Не выбегай на дорогу!», «Высморкайся!», «Умный», «Глупый», «Хороший», «Капризный», «Честный», «Нечестный» и т. п. Став взрослым, человек копирует своих родителей и сам контролирует и критикует себя или других подобным образом. В  таких случаях говорят, что он находится в эго-состоянии Контролирующего Родителя. В других случаях родители оберегают ребенка, заботятся о нем. Мама обнимает малыша, отец читает или рассказывает ему сказки перед сном. Родители утешают ребенка, когда он разобьет коленку, успокаивают, если грозный учитель не хочет ставить хорошую оценку. Когда взрослый человек проигрывает подобное поведение своих родителей, заботясь о себе или о других, он пребывает в эго-состоянии Заботливого Родителя.

     Контролирующий Родитель хранит  определенные нормы, запреты,  правила и совокупность предрассудков.  Он может быть позитивным, если  его директивы и запреты искренне  направлены на защиту или поддержку  человека. Так, доктор может приказать  пациенту: «Бросьте курить», проигрывая  одну из команд, усвоенных в детстве. Негативный Контролирующий Родитель унижает другого человека. Начальник, который кричит на своего подчиненного: «Вы опять сделали ошибку!» или «Неужели вы всегда так плохо работаете?» − возможно, воспроизводит тон и жесты раздраженного учителя, который говорил этому человеку то же самое, когда ему было всего семь лет.

Позитивный  Заботливый Родитель помогает другому, исходя из подлинного уважения к нему. Негативный оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя своего подопечного. Поведение Позитивного Заботливого Родителя может быть проиллюстрировано следующим отношением к ребенку или коллеге по работе: «Тебе помочь? Если да, то скажи мне». Негативный Заботливый Родитель отличается чрезмерной заботливостью. Сначала он предлагает помочь, а затем сам делает всю работу.

В функциональной модели Взрослый не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как Взрослое, если человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь», используя все свои ресурсы и возможности.

Эго-состоянию  Взрослого мы обязаны нашей рассудительностью  и

склонностью к эксперименту, способностью обрабатывать внешнюю

информацию, принимать решения и вести  переговоры. Оно разрешает наши противоречия и внутренние конфликты. Наиболее подходящая метафора для характеристики Взрослого − образ ЭВМ. 

                            Анализ трансакций

Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (или взаимодействием).

Э. Берн считал трансакцию основной единицей общения. При этом первая сказанная  фраза, взгляд или жест называются побуждающим  ходом-стимулом, а ответный ход партнера — реакцией. Самая простая трансакция состоит из обмена двумя ходами и очень напоминает торговую операцию с ее принципом «ты − мне, я − тебе». Именно поэтому обмен ходами часто называют сделкой (лат. transaction), откуда и происходит название «трансактный анализ».

Используя модель эго-состояний для анализа  взаимодействия между двумя людьми, Э. Берн различает параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и  угловые трансакции. Кроме того, он разработал три правила коммуникации.

В параллельной (называемой также простой или дополнительной)

трансакции  векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

Существует  несколько основных типов параллельных трансакций, где участвуют только два эго-состояния: «Взрослый −  Взрослый», «Родитель − Родитель»  и «Ребенок − Ребенок», а также: «Ребенок − Родитель», «Взрослый  − Родитель», «Родитель − Ребенок», «Взрослый − Ребенок». Например, ученик может спросить учителя, какой  параграф учебника ему необходимо подготовить  к следующему занятию. Это можно  сделать прямо и просто, исходя из обстоятельств настоящего момента. Запросив информацию, ученик находится во Взрослом. Учитель может ответить на вопрос также прямо и просто и тоже в соответствии с настоящим моментом, сообщая чистую информацию. Тон голоса и телесные сигналы подтверждают эго-состояние Взрослого.

На схеме 8 изображена трансакция «Взрослый  − Взрослый». Стрелки

показывают  направление каждой коммуникации. «С»  обозначает стимул, «Р» − реакцию. Этот пример иллюстрирует один из видов  параллельной трансакции. 

Второй  ученик совсем другой. Из своего раннего  детства он вынес

уверенность в том, что взрослые должны заботиться о нем, и он не научился сам нести  ответственность за свое поведение. Он может задать тот же самый вопрос из эго-состояния Ребенка. Подойдет к учителю так, как он обычно подходил к маме и папе, и будет общаться с ним так, как с родителями, т.е. взаимодействовать из своего Ребенка с Родителем учителя. Если тот будет давать необходимую информацию заботливым теплым тоном или, наоборот, раздраженным, разгневанным тоном, он обратится из своего эго-состояния Родителя к эго- состоянию Ребенка ученика. Эта серия параллельных трансакций показана на схеме 9. 

Параллельная  трансакция содержит в себе элементы ожидания и

предсказуемости происходящего. Когда ученик спрашивает учителя, какой параграф ему следует  подготовить, он ожидает ответа и  получает его. Идея предсказуемости  ответа лежит в основе первого  правила коммуникации.

Информация о работе Технология подлинного общения Э. Берна