Технологии социальной работы в пенитенциарной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2016 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований, осуществляемых в нашей стране, является реформирование уголовно-исполнительной системы. Различные модели карательно-репрессивных подходов, прошедшие апробацию в ряде стран мира, в том числе и Советском Союзе, себя не оправдали. Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества, обострение социальных болезней, ужесточение нравов, необратимые личностные потери

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава I. Лица, отбывающие наказание, как объект социальной работы.
1.1. Общая характеристика пенитенциарной системы.............................................6
1.2 Основные категории осужденных..............................................................................10
1.3 Особенности субкультуры мест лишения свободы..........................................14
Глава II. Технологии социальной работы в пенитенциарной системе.
2.1 Специфика пенитенциарной работы с заключенными.....................................18
2.2 Технологии социальной работы с осужденными.............................................23
2.3 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению..................34
Заключение.................................................................................................................39
Список литературы....................................................................................................40

Файлы: 1 файл

Курсовая 2013.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Основные  категории осужденных

 

Классификация осужденных к лишению свободы – это разделение их на определенные категории (группы) в зависимости от характера и степени опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности осужденных. Выделение различных групп среди осужденных дает возможность дифференцировать процесс их исправления, способствует повышению его эффективности.

Осуществление классификации осужденных продиктовано, во-первых, необходимостью исключения или ослабления разлагающего влияния наиболее отрицательной части осужденных на иных лиц, отбывающих лишение свободы; во-вторых, требованием дифференцированного применения карательно-воспитательного воздействия к отдельным категориям лиц, совершивших преступления.

Юридические критерии классификации осужденных содержатся в Уголовном кодексе. Так, уголовное законодательство выделяет некоторые категории преступников в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: опасные и особо опасные рецидивисты (ст. 18 УК); несовершеннолетние (ст. 20 УК); лица, совершившие преступления по неосторожности (ст. 26 УК) и т.д. Кроме того, уголовное законодательство (ст. 58 УК) определяет, каким категориям осужденных надлежит отбывать наказание в тех или иных видах исправительных учреждений. К критериям классификации осужденных к лишению свободы также относятся возраст, пол.

Несовершеннолетние традиционно отделяются от взрослых осужденных к лишению свободы. Выделение их в самостоятельную группу обусловлено необходимостью предотвращения отрицательного влияния на них более запущенных в социально-нравственном и криминальном отношении преступников, психофизиологическими особенностями их личности, а также спецификой организации воспитательного процесса при исполнении наказания7.

 Женщины выделяются в самостоятельную категорию осужденных, главным образом, в целях обеспечения их личной безопасности, а также необходимости проведения с ними воспитательной работы с учетом психофизиологических особенностей их личности. Объем карательного воздействия наказания при его исполнении в отношении указанных категорий осужденных к лишению свободы значительно снижен. В частности, на строгом режиме содержатся только осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений, колонии особого режима им не назначаются (ч. 5 ст. 74 УИК)8.

Закон также выделяет такие категории осуждённых, как лица, осуждаемые впервые к лишению свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В данном случае учитывается сам факт отбывания осуждённым ранее наказания в виде лишения свободы и наличие у него судимости.

Осуждённые к лишению свободы разделяются по тяжести совершённого преступления. Самостоятельным критерием классификации осуждённых в виде срока лишения свободы выступает пожизненное лишение свободы. Осуждённые к пожизненному лишению свободы содержатся отдельно от иных осуждённых к лишению свободы.

Критерием классификации осуждённых к лишению свободы является и наличие у них инфекционных заболеваний. Однако такая классификация производится исключительно из соображений охраны здоровья остальных осуждённых.

Уголовно-исполнительное законодательство для обеспечения безопасности осуждённых выделяет и такую категорию осуждённых, как бывшие работники судов и правоохранительных органов.

Выборочные криминологические исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом, например, женщины чаще совершают преступления против собственности, в сфере экономики, с целью завладения чужим имуществом: их удельный вес в числе лиц, совершивших присвоение или растрату, по данным за 2007 год, составил 42,7%, мошенничество - 28,4%, взяточничество - 20,5%. Растет доля женщин в числе лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (16,84% осужденных за этот вид преступлений и содержавшихся в исправительных колониях в 2009 году)9. Возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп10.

Лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Имеющиеся данные показывают, что наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 14–24 лет, в целом же преступники чаще всего принадлежат к возрастной группе до 29 лет. Далее следует группа 30–39 лет, а затем преступная активность значительно спадает. Наименьшая доля среди преступников падает на лиц старше 60 лет.

Данные о социальном положении и роде занятий лиц, совершивших преступления, позволяют сделать выводы о том, в каких социальных слоях и группах, в каких сферах жизнедеятельности наиболее распространены те или иные преступления. Например, почти половина преступников к моменту совершения преступления не состояла в браке, что значительно выше доли не состоявших в браке среди всего населения. При этом коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших. В немалой степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления значительную долю составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей.

Существует и другая закономерность: с ростом числа судимостей увеличивается количество лиц, не состоявших в зарегистрированном браке.

Больше всех среди лиц, совершающих преступления, рабочих (преимущественно средней и низкой квалификации), значительно меньше колхозников, служащих и учащихся11.

Отчетливо прослеживается тенденция концентрации в УИС лиц, характеризующихся комплексом сложных, накладывающихся друг на друга, взаимодополняющих социальных проблем, и являющихся носителями социальных пороков и патологий: болезней (на 1 января 2010 г. более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. – алкоголизмом; более 25 тыс. осужденных являются инвалидами)12 социальной неустроенности и дезадаптации (почти 70 процентов осужденных не имеют семей, 56,3 процента составляют лица, бывшие на момент совершения преступления без определенных занятий и законного источника существования, 68,1 тысячи отбывают наказание за совершение преступлений при особо опасном рецидиве, более половины всех содержащихся в УИС (364,7 тысячи) отбывают наказание в местах лишения свободы два и более раз, что свидетельствует об устойчивости асоциальных установок поведения, доминировании криминального опыта и способов разрешения собственных проблем13.

Таким образом, классификация осужденных к лишению свободы осуществляется по разным основаниям: характер и степень общественной опасности деяния; пол и возраст; наличие/отсутствие судимости и предшествующего факта отбывания наказания в виде лишения свободы; наличие/отсутствие инфекционного заболевания; предшествующая работа в суде и правоохранительных органах. К основным категориям осужденных традиционно относятся следующие:  несовершеннолетние осужденные, осужденные женщины, лица, осужденные впервые, опасные и особо опасные рецидивисты.

 

 

 1.3 Особенности субкультуры мест лишения свободы. 
         Уголовный мир, среда мест заключения - особый мир со своими законами и правилами, обеспечивающими выживание тому, кто строго их придерживается.  
        Эта субкультура служит для институционализации уголовного сообщества.    Под субкультурой в целом понимается особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами14. В первую очередь она закрепляет разделение на касты. Основных каст три. 
      Первая— «воры», «авторитеты», «паханы» и т. д. Им «воровской закон» категорически запрещает трудиться на производстве и по самообслуживанию. Это — главная каста. Она определяет всю внутреннюю жизнь того или иного сообщества заключенных. «Воры» — наиболее закрытая каста. Проникновение в нее возможно только при соблюдении ряда весьма жестких условий, главное из которых заключается в том, что вся жизнь такого человека должна быть подчинена строгому соблюдению «закона», малейшее отступление от которого навсегда отрезает дорогу к вершинам уголовной иерархии. Часто «воры» вынуждены идти на совершение преступлений, чтобы подтвердить свою приверженность «закону», особенно когда последний вступает в противоречие с официальными законами общества. В прошлом господство «воров в законе» над всеми остальными кастами достигалось путем наличия грубой физической силы в лице «бойцов», или «торпед». Сейчас более сильным стимулом стали деньги.  
      Вторая категория заключенных - основная и наиболее многочисленная - каста «мужиков», или «фраеров». Это так называемое «болото», которое должно обеспечивать материальные потребности высшей касты. Как правило, между ними раскладывается норма выработки на производстве, которую должны делать представители высшей касты. За счет «мужиков» пополняется рацион питания «авторитетов». Эта каста выполняет все работы по обслуживанию учреждений, за исключением самых грязных работ. 
И наконец, третья каста - «чушки», «опущенные», «козлы», «петухи» и т. д. Это каста «неприкасаемых», которые обеспечивают потребности в комфорте (например, чистота в помещениях) и физиологические потребности (в первую очередь сексуальные) высшей касты. В результате проведённого криминологического исследования в одном из исправительных учреждений Владимирской области были получены следующие данные: к «блатным» относятся 60%; к «мужикам» - 30%; к «обиженным» - 10% осужденных15.

      Тюремные  касты очень устойчивы. Если уж  ты попал в касту обиженных, то это навсегда. Ты можешь  сделать этот промах случайно, но с этим в тюрьме не  считаются16. 
     Специфика лагерной среды состоит в том, что выживание в одиночку там практически невозможно. Каждый заключенный старается найти себе среди земляков «кента», т. е. закадычного лагерного друга. 
     Существуют и определенные обряды инициации в уголовной среде, например «прописка» в камере или нанесение себе каких-либо телесных повреждений с целью доказать невосприимчивость к боли или совершить своеобразно модифицированный обряд жертвоприношения. Эти и многие другие специфические элементы субкультуры мест лишения свободы являются способом вхождения в сообщество заключенных. На основании успешности или, наоборот, неуспешности прохождения этих обрядов новичку определяется место в уголовной иерархии. Каждый обряд направлен на выявление знаний и способностей нового члена сообщества. Например, «прописка» часто заключается в том, что новичку задают вопросы, в которых проверяется знание «воровского закона», а также сообразительность. Обряды инициации при вхождении в тюремное сообщество могут носить и характер физического воздействия, часто весьма болезненного и опасного для жизни и здоровья. 
       Различные ритуалы широко распространены в тюремной среде. Так, существует, например, такой ритуал. Если два вора садятся играть в карты, то как знак того, что игра будет честной, они в центр стола втыкают нож. Это означает, что, если один из игроков играет нечестно, другой имеет право взять нож и убить его. Также и различные типы строго регламентированных наколок, символизирующие социальный статус заключенного и ритуалы воровского сходняка, напоминающие архаические собрания, и многое другое17. 
В последние 2-3 десятилетия уголовный мир сильно изменился. Он характеризуется все большим проникновением в его среду товарно-денежных отношений. Если еще в начале 80-х гг. XX в. попадание в высшую касту лиц, осужденных за изнасилование или развратные действия в отношении несовершеннолетних, было исключено, то сейчас это встречается часто. Даже сами «зоны» разделились на «воровские», где опираются главным образом на авторитет «воров в законе», и «беспредельные», где господствует исключительно власть денег и силы. Первых становится все меньше и меньше. «Воровской закон» уступает место «понятиям». 
      Для уголовной среды характерно деление на группировки по принципу «свой—чужой». Суть этого деления чрезвычайно проста — «своих» защищать, «чужих» притеснять и эксплуатировать. 
Изменились и межнациональные отношения. Еще совсем недавно выражение «преступность не знает национальности» было справедливым, но теперь оно уже устарело. В преступную среду понятие «национальное» вошло прочно. Раньше в «зонах» такое деление проходило по «мастям» (т. е. по виду «криминального промысла» и места в уголовной иерархии). Теперь — по национальному признаку. В «зоне» господствуют представители той национальности, которая составляет большинство среди заключенных. При таком разделении меркнет даже деление на касты. Особенно такое «землячество» характерно для выходцев из регионов Кавказа и Средней Азии18.

     Тюрьмы и  лагеря являются испытанием личности  на прочность, на адекватную самооценку, поскольку в тюрьмах приходится  преодолевать сплошные лишения, испытывать необычные физические  и психологические нагрузки. Например, в тюрьме человек попадает  в ситуацию вынужденного общения. Он попадает в среду, с которой, хочет он этого или не хочет, вынужден общаться19.

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что иногда приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях и поступках.

Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне часто выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость20.

Человек попадает в тюрьму надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет ее стены. Ему предстоит функциони- 
ровать в непривычной среде, поэтому психологическое сопровождение процесса «привыкания» к условиям изоляции крайне важно, особенно в период следствия и суда, т. е. до вынесения приговора. В этот период заключенный находится в очень тяжелом состоянии: он неожиданно вырван из привычного мира и помещен в достаточно агрессивную среду. Он не знает своего будущего, того положения, в котором находится его уголовное дело (например, какими доказательствами его вины располагает следствие), он боится сказать лишнее слово и в то же время стремится выговориться, чтобы снять сильное эмоциональное напряжение.

Таким образом, человеку, попавшему в места лишения свободы крайне сложно адаптироваться к  кардинально отличающимся условиям жизни в тюрьме. Лица, отбывающие наказание, сталкиваются с проблемами психологического, правового, социального характера. Все сказанное свидетельствует о том, что нужно создание комплексной системы пенитенциарной адаптации. В связи с этим возникает вопрос: какие технологии социальной работы необходимо использовать в  пенитенциарных учреждениях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

2.1 Специфика пенитенциарной  работы с заключенными.

Ранее функции социальных работников в исправительных учреждениях 
частично выполнял начальник отряда, в обязанности которого входило, помимо прочих прямых задач, обеспечение социальной защиты осуждённых. 
При этом нагрузка на начальника была предельно высокой и реальной возможности для проведения социальной работы с каждым осуждённым у него 
не было.

Информация о работе Технологии социальной работы в пенитенциарной системе