Социологическая мысль в России второй половины ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Суть этого метода П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью».

Содержание работы

1.Субъективная школа в социологии. Психологическое
направление………………………………………………………………….3 2.Многофакторная концепция М.М.Ковалевского…………………….
3.Русский историк 19века Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского
«самым крупным социологом в России до возникновения в ней
социологии». Объяснить, что означает это суждение?................
4.Заключение………………………………………………………
5.Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

контр. Социология!матюшенко.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

        Говоря  о психическом взаимодействии  людей, Де-Роберти указывал на  значение как  индивидуальной, так н коллективной психики.  Последняя предстает как совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т. д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. 

     Существенный  вклад в обоснование роли и  значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая  социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией. 

        В работе «Основные направления  социологии и ее современное  состояние» Н. И. Кареев указал  на две основные стороны   социологии. Во-первых, социология выступает  как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений. 

        Социология, - писал Кареев, - исходит  из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Необходимо «пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т. е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься произвольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходе и оценок». 

        Подобно другим представителям  психологического направления в социологии, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате ко торой воплощаются их чувства, воля и представления о чем либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. 

     Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и  волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов. 

        По  мнению Кареева, психическая  жизнь  человека вытекает из  его «психической природы» и  обусловлена ею. Эта  зависимость  проявляется в деятельности людей  и в их взаимоотношениях. При  этом психологического объяснения  требуют их полезные и вредные  поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления». Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов. 

        Коллективная  психология, по Карееву,  лежит в основе развития духовной  культуры, которая  представляет  собой «результат коллективного   творчества и психического взаимодействия». В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни, «Без известной психической основы, - уточняет он, - практические отношения между людьми были бы невозможны». Это касается экономических, политических и других «практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей. 

     Исходя  из данных положений он строит свою теорию общества. Последнее, в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Многофакторная  концепция М.М. Ковалевского.  

        М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший  русский социолог конца XIX —  начала XX в. Он оказал огромное  влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Социологическая концепция Ковалевского сложилась под влиянием двух источников: позитивизма и марксизма (он называл себя учеником Конта и последователем Маркса). Такой необычный на первый взгляд синтез противоположных друг другу теорий на самом деле был распространен в 70-90-х гг. как в Западной Европе, так и в России. К этому времени вышли в свет основные труды основоположников марксизма, и ни один исследователь в области общественных наук, к какой бы политической платформе он ни примыкал, уже не мог пройти мимо «Капитала». 

        В своих  социологических исследованиях  Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал  сравнительно-исторический метод. Н. Кареев назвал Ковалевского «историком-социологом». Историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества. 

     Смысл этого метода заключается в том, что социолог и историк, подобно  биологу, придерживающемуся эволюционной теории, при рассмотрении ступеней в развитии общества, следующих одна за другой, а также при рассмотрении жизни различных народов, прибегает к сопоставлениям, устанавливая степени сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности. Согласно требованиям этого метода, социолог должен охватить весь естественно-исторический процесс, историю народов, находящихся на разных ступенях развития. Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. 

        Сравнительный (генетический) метод  высоко ценился  О. Контом и социологами органической школы. Как вспоминал Н. Кареев, брошюра М. Ковалевского «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права» (1880) была длительное время его единственным трактатом в области социологии. 

        Социологические взгляды Ковалевского  складывались под воздействием  различных идейных течений. Его  социологическая деятельность во  многом определялась позитивистскими  принципами философии О. Конта,  с которой он познакомился  в 70-х годах во Франции. Сильно укрепили в Ковалевском позитивистскую методологию личные встречи со Спенсером. 

        Ковалевского  привлекал позитивизм, прежде всего, подходом к развитию  общества как  к закономерному  процессу, его  также привлекала  Контовская идея прогресса   и Контовский же принцип «консенсуса».  

        Отпечаток на социологию Ковалевского  наложили его знакомство с  теорией марксизма и личные  встречи с Марксом. М. Ковалевский  признавал, что, несмотря на  различие их политических и  философских взглядов, общение с  Марксом до некоторой степени определило направление его научной деятельности. Вместе с тем позитивизм Конта и Спенсера он рассматривал как более универсальную систему и пытался соединить положения Маркса с воззрениями Конта и Спенсера. 

        К основополагающим принципам научного подхода Ковалевского относятся генетический метод и теория факторов, которые органически вписывались в основные положения и идеи классического позитивизма, а все это завершала теория прогресса. «Без идеи прогресса, подчеркивал Ковалевский вслед за О. Контом, — не может быть и социологии». Важной частью его социологической деятельности являлся историко-критический анализ концепций многих современных ему авторов: Тарда, Гиддингса, Уорда, Гумпловича, Дюркгейма, Зиммеля, Маркса и др. 

        Для М. Ковалевского социология — это, прежде всего, «синтез результатов, полученных конкретными общественными науками». Сравнительная история права, история различных учреждений (институтов), этнография служат социологии, доставляя огромный материал для ее общих построений. Частные науки (история, этнография, право и др.) могут дать лишь эмпирические обобщения. 

        Занимаясь исследованиями истории  отдельных  стран, историей  экономического, социально-политического   развития Западной Европы, М. Ковалевский   видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов. 

        Он  отрицал наличие единого  определяющего  фактора. По  Ковалевскому, говорить о  главном  факторе, увлекающем за собой   все остальные, — то же самое,  что  говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обуславливают ее течение. В действительности, считал он, мы имеем дело со множеством факторов, каждый из которых так или иначе связан с массою остальных, ими обуславливается к их обуславливает. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни. 

        Принцип «плюрализма факторов»  был результатом эволюции взглядов  русского социолога. П. Сорокин  писал, что в более ранних  работах Ковалевский еще не  акцентирует внимание на множественности факторов. Причем его эволюция в отношении признания теории множественности факторов шла по пути замены причинной связи функциональными отношениями.  

        Ковалевский проводит мысль о  великом значении для прогресса  развития знания: факторы — рост населения и рост знаний — находятся между собою в постоянном взаимодействии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Русский  историк 19века Н.И. Кареев назвал  Н.Г. Чернышевского «самым крупным  социологом в России до возникновения  в ней социологии». Объяснить,  что означает это суждение? 
 

        Н.Н. Кареев считал, что Чернышевский, как  никто в его время,  был «всем  направлением своей  мысли, своими умственными и  общественными интересами, своими  познаниями в области философии,  политической экономии и истории  подготовлен к тому, чтобы сделаться у нас начинателем новой науки». Как материалист по своим философским воззрениям, Чернышевский мог быть особенно предрасположен к тому, чтобы усвоить идею об общей теории общества без всякой мистической, метафизической и романтической примеси. Из всех общественных наук он ближе всего был знаком с политической экономией, которая гораздо более, чем всякие политические и юридические науки, была свободна от метафизики и в то же время особенно помогала понимать реальные общественные отношения, освещавшиеся, в его глазах, вдобавок, с усвоенной им социалистической точки зрения. У Чернышевского были и большие исторические знания, почерпнутые им не только из книг, но и из наблюдения над текущей политической жизнью, которые он излагал в своих журнальных статьях и обозрениях. Однако труды основателя социологии Огюста Конта не были распространены в России, и Чернышевский не был с ними знаком. 

        Труды Чернышевского дали исключительно   экономическое обоснование социологии, а через два с половиной  десятка лет после возникновения  русской социологии, экономический  материализм явился у нас как  новое слово, хотя основная его идея была высказана Чернышевским чуть ли не за полвека перед тем. 

Информация о работе Социологическая мысль в России второй половины ХIХ века