Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 10:55, курсовая работа
Актуальность проблематики определяется и тенденциями, которые происходят в современный период на российском социальном пространстве, на региональных рынках труда и связанных с этим фактором процессов адаптации населения. Особенности перехода к рыночной экономике, после относительно-стабильного существования административно-командной системы российского послеоктябрьского периода конца XX столетия привели к значительным изменениям социальной структуры, социальных факторов и особенностей, содействующих реальной адаптации населения в условиях экономических, политических и социальных преобразований.
Введение 3
1 Понятие о социальной адаптации 7
1.1 Определение и основные характеристики социальной адаптации 7
1.2 Формы и варианты социальной адаптации 8
1.3 Особенности социальной адаптации россиян 11
2 Социальная адаптация россиян как фактор социальной работы 24
2.1 Проблемы социальной адаптации 24
2.2 Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 27
Заключение 34
Список литературы 37
Большая активность «преуспевающих» в удовлетворении своих материальных притязаний с опорой на собственные силы сочетается у них с определенными особенностями менталитета, выражающимися в большей ориентации на либеральные ценности. Уже в самом типе целеполагания можно зафиксировать существенные отличия «преуспевающих» от других групп адаптации. Среди «преуспевающих» значительная часть (38 %) предпочитает ставить перед собой большие цели, хотя они не всегда достижимы. Только 25 % «адаптированных» и 14 % выживающих разделяют такое же мнение. В то же время следует подчеркнуть, что большинство респондентов во всех трех группах твердо стоят «на земле», предпочитая «синицу в руках журавлю в небе». Здравый смысл и осторожность не покидают россиян, мешая, может быть, достигать «прорывных» результатов во всех сферах жизни.
Среди целей, к которым стремятся «преуспевающие», достижение богатства имеет приоритетное значение. Для 67 % этой группы богатство - главный показатель успеха человека в жизни, не согласны с этим суждением только 12 %. В других группах – «адаптированных» и выживающих - также высоко оценивают богатство: так считают соответственно 50 и 48 %, но число несогласных с этим суждением значительно больше, 27 и 33 %.
Еще более контрастно выглядит ранжирование интересов групп разного уровня адаптации. Из шести областей интересов - (1) работа, (2) семья и дом, (3) заработок, (4) образование и квалификация, (5) общение, (6) духовная жизнь - три последние во всех группах заняли самые низкие места. А в пределах отдельных групп адаптации первые три области интересов распределились очень любопытно.
В группе «преуспевающих» на первом месте с большим отрывом работа, на втором - семья и дом, на третьем - заработок. Казалось бы, рассмотренная ранее высокая ориентация на богатство как главный показатель успеха человека в жизни в этой группе должна и при ранжировании интересов поставить заработок на первое место. Но очевидно, что для деятельных «преуспевающих» их интерес к работе и служит основой высоких заработков.
В группе «адаптированных» на первом месте - семья и дом, второе и третье места делят работа и заработок, причем их вес в 2,5 раза меньше, чем интересы семьи и дома. По сравнению с другими группами у «адаптированных» довольно высок интерес к образованию и повышению квалификации (12,4 %). Среди «преуспевающих» эту область интересов отметили только 5,1 %, а у «выживающих» еще меньше - 2, 4 %.
Для «выживающих» средоточие их интересов - также семья и дом (55,8 %), второе место занимает заработок, на третьем с большим отрывом - работа (15,9 %).
Итак, за 10 лет реформ сформировалась численно небольшая, но вполне определенная по социально-профессиональному составу группа людей, адаптированных к российским трансформациям. Их социально-экономическое положение закрепляется в системе интересов и ценностных ориентаций, которые все более принимают либеральный характер. Группа «выживающих» противостоит этой системе ценностей, поддерживая более традиционный набор прав и свобод. Промежуточную позицию между этими крайними группами занимают «адаптированные» [2, c.164].
Только в группе «преуспевающих» на первое место при оценке важности соблюдения прав и свобод вышло право на личную собственность с оценкой 4,8 балла по 5-ти балльной шкале. «Адаптированные» и в особенности «выживающие» поставили это право только на 5-е место. Второе место в группе «преуспевающих» заняло равенство перед законом, а такие ценности как право на образование и право на труд, которые были декларированы и обеспечены в социалистическом обществе, заняли 3-5 места. Для «адаптированных» и «выживающих» эти права остаются наиболее актуальными и сегодня. Следует отметить, что такое охранительное право как гарантия безопасности и защиты личности ни в одной из групп адаптации не получило первое место в этом рейтинге, несмотря на опасную криминогенную обстановку в обществе. Только в группе «адаптированных» это право было поставлено на второе место. Первое место во всех группах заняли права и свободы, несущие в себе возможность позитивной реализации способностей человека.
Свобода слова более важна для «преуспевающих», чем для «адаптированных» и тем более для «выживающих». У последних более значимы право народа на язык, культуру и религиозные свободы. Наименее актуальны и весомы для всех трех групп по уровню адаптации право на эмиграцию и свобода объединений, групп и союзов.
Итак, уровень адаптации к проводимым реформам служит фактором, стратифицирующим российское население по новым основаниям. Анализ трех идеально-типических групп адаптации показал, что они существенно различаются отношением к проводимым в стране реформам, стратегиями экономического поведения, интересами и ценностными ориентациями, социальной устойчивостью и оценкой своих перспектив.
«Преуспевающие» наиболее успешно прошли адаптацию, повысив свой социальный статус за годы реформ. Они вышли за пределы традиционного социального действия, в рамках которого предполагается следование устоявшимся образцам и привычкам, и использовали активные социально-экономические стратегии. Среди них доминируют два вида деятельности - предпринимательство, в том числе индивидуальная трудовая деятельность, и высококвалифицированная работа, позволяющая получать хороший доход. Члены этой группы активно освоили новый для России частный сектор, они отличаются высоким образовательным уровнем, заметно превосходящим остальные две группы. Среди преуспевающих преобладают мужчины в активном трудоспособном возрасте, проживающие в крупных городах и Москве, где новые экономические формы получили большее развитие. Практически все они сторонники рыночной экономики, сложившейся в России, поскольку реально адаптированы именно к таким формам рынка и активно используют предоставленные возможности. Существенной особенностью «преуспевающих» является то, что хотя сами они надеются прежде всего на свои силы, но считают, что государство должно заботиться о тех, кто не может сам обеспечить себе минимум доходов и работу. В то же время они против вмешательства государства в деятельность частного сектора, отстаивают его самостоятельность.
«Преуспевающие» не только самостоятельные люди, рациональность сочетается у них со смелостью - они готовы ставить перед собой большие цели, даже если они трудно достижимы. Главная цель - богатство, и для ее достижения они готовы самозабвенно работать. Именно работа поглощает их прежде всего, оставляя далеко позади все прочие интересы, даже семью и заработок, который является для них производным от их успешной работы.
Менталитет «преуспевающих» наиболее близок к либеральной системе ценностей. Для них свобода личности почти столь же значима, как и личная безопасность, а среди прав и свобод только они ставят на первое место право на личную собственность и на второе место - равенство перед законом.
Таким образом, можно сказать, что в составе населения России сформировалась новая социальная страта, которая не относится к элите, но у которой доминируют продуктивные модели экономического поведения и складывается либеральная система ценностей. Весьма важно, что эта страта состоит из достаточно молодых и работоспособных людей, но сейчас она локализована преимущественно в Москве и крупных городах и отчасти на селе.
Оппонирует «преуспевающим» группа, расположенная на другом полюсе по уровню адаптации – «выживающие». Здесь большинство составляют женщины и лица старших возрастных групп. Социальный потенциал - уровень образования и профессиональной подготовки, существенно ниже, чем у “преуспевающих”, распределение по типам населенных пунктов - более равномерное. Трудовой статус за годы реформ не претерпел каких-то изменений, инициированных самими респондентами - они продолжают трудиться на государственных или бывших государственных предприятиях, которые были акционированы, но не стали при этом эффективными. В частном секторе трудятся немногие и преимущественно в качестве наемных работников. У каждого четвертого «выживающего» нет постоянной работы. Практически не получив ничего от реформ и многое потеряв, эти люди хотели бы возврата к плановой экономике, хотя каждый третий не смог определенно высказаться по этому вопросу. Многие «выживающие» пытаются найти дополнительные источники дохода, но вследствие низкого социального потенциала этой группы приработки весьма незначительны и не позволяют перейти в более высокую имущественную страту. Другие живут на один, невысокий доход. Уныние, переходящее в крайний пессимизм, характерно для «выживающих». Продуктивные модели экономического поведения недоступны этой группе, стратегии адаптации построены на пассивных способах поддержания своего материального уровня. Патерналистские настроения сочетаются с неприятием частного сектора как независимого от государства образования, и сама эта группа ощущает высокую степень зависимости в решении своих проблем от государства, в том числе в обеспечении личной безопасности. Невысокую ценность в глазах «выживающих» имеет такая либеральная ценность как свобода личности.
В оценке богатства как ценности «выживающие» более сдержаны, чем «преуспевающие», считая, что к нему не сводится успех человека в жизни. На первом месте в системе интересов стоят чисто традиционные ценности - семья и дом. В менталитете «выживающих» сохранилось то представление о важности прав и свобод, которое было воспитано советским периодом российской истории, а сами права и свободы, окрашены традиционализмом. Такая же ценность либерального, рыночного общества, как право на личную собственность поистине не актуальна для тех, кто не имеет этой собственности и только выживает.
Положение между «преуспевающими» и «выживающими» занимает группа «адаптированных». Эта группа сумела сохранить свой социальный статус в отличие от окружающих, но для того, чтобы удержаться в нем, прибегает к новым, доступным ей стратегиям поведения. Весьма важно, что можно говорить о массовости этого слоя, в котором представлены в равных пропорциях мужчины и женщины, сосредоточены активные возрастные группы и присутствуют все типы поселений. Анализ стратегий адаптации этой группы позволяет увидеть, как удается приспособиться к реформам основной массе трудоспособного населения страны. Группа «адаптированных» имеет меньший социальный резерв, чем «преуспевающие», у них нет такого преимущества как высокое образование, их трудовая деятельность связана в основном с государственным или смешанным сектором, каждый пятый не имеет постоянной работы. Но тем не менее их отношение к рыночной экономике не однозначно отрицательное - половина из них выбирает экономику этого типа. «Адаптированные» менее активны в улучшении своего материального положения, чем «преуспевающие», часто довольствуясь только одним источником дохода, очень мала доля тех, кто занимается предпринимательством. Свое положение они воспринимают достаточно инертно - либо надеются на стабильность, либо не могут сказать ничего определенного о своем будущем, считая, что государство, правительство играют большую роль в решении проблем человека, чем он сам.
Но, в отличие от «выживающих», в своей собственной жизни эти люди в большей степени полагаются на себя, чем на государство, очевидно, в силу возможностей их активного трудоспособного возраста. Промежуточное положение группы «адаптированных» характерно для их системы интересов и ценностных ориентаций, но они ближе к «выживающим», чем к «преуспевающим», в большей степени разделяют традиционные ценности.
Избирательный характер адаптации, который сложился за годы реформ в России, блокирует реализацию большинством населения своих социально-экономических ожиданий и поддерживает высокий уровень пессимизма в обществе в целом. Лишь группа «преуспевающих» демонстрировала свою уверенность в улучшении, или стабильности жизни в следующем году. Из них 48 % отмечали, что будут жить лучше, 48 % надеялись, что ничего не измениться, и только 4,2 % сказали, что будут жить хуже. Теперь известно, что августовский финансовый кризис 1998 г. нанес основной удар по тем, кто занимался предпринимательством, а в группе «преуспевающих» их число достигало 36 %. Но накануне, в середине 1998 г., когда проходил опрос, оптимизм относительно жизни в следующем году «преуспевающие» выказывали почти в три раза чаще, чем «адаптированные» и в 13 раз чаще, чем «выживающие». В составе адаптированных» почти 30 % не смогли оценить свою жизнь в следующем году, а 16 % говорили, что ждут ухудшения. Самую высокую степень пессимизма высказывали «выживающие». Из них более половины считали, что жить будут хуже, в том числе почти 30 % - значительно хуже.
Таким был (и, по данным других исследований, остается) социальный фон проведения реформ в обществе, способствовавший все большему распространению в нем аномии.
Итак, социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды [6, c.113].
Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.
В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.
Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам [17, c.178].
Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.
Педагогическая адаптация.
Это приспособление к системе образования,
обучения и воспитания, которые
формируют систему ценностных ориентиров
индивида. Следует указать и на то, что
адаптация человека зависит от комплексного
воздействия на него природных, наследственных,
географических факторов, хотя последние
и не играют решающей роли в его социализации.
Адаптационные изменения представляют
собой более или менее сознательные изменения,
через которые проходит личность в результате
трансформации, перемены ситуации. Изменения
постоянно сопровождают жизнь человека,
поэтому для каждого индивида важно быть
готовым к критическим периодам, поворотным
моментам, сознательному пересмотру своей
жизненной позиции в новых обстоятельствах.
Это создает реальные предпосылки готовности
к полноценной, активной адаптации.