Роль женского предпринимательства в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2010 в 12:17, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

новый реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

      Введение

     Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам.

     Годы  перестройки вернули понятию  «дела» рыночный, предпринимательский  оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки — торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Женское предпринимательство – явление сравнительно новое для российской действительности. Декларация равных прав мужчин и женщин на рынке труда не имела адекватной практической реализации ни в советский период, ни в постсоветской практике. Поэтому данная тема в наше время, как никогда актуальна.

     Портрет женщины – предпринимателя

     Женщины гораздо осторожнее мужчин начинают собственное дело. В качестве возможной для себя цели «открытие собственного дела» рассматривают 10% мужчин и только 4% женщин.

     Немногие  рискуют открыть собственное  дело на голом месте, и с годами их становится все  меньше. Всего 27 % опрошенных женщин по сравнению с 53% хотели бы не только управлять предприятием, но и стать его единоличным владельцем. Мотивы, по которым женщины не хотят единолично владеть предприятием, распределились следующим образом: слишком велика ответственность перед членами трудового коллектива – 44%; трудно идентифицировать себя с собственником, так как «по натуре я не собственник» - 27%; неблагоприятное хозяйственное положение предприятия – 17%; не ответили – 12% /1, с.75/.

     Переход к рыночной экономике формирует  новый социальный слой, а именно женщин-предпринимателей. На вопрос «Могут ли женщин успешно заниматься предпринимательством?» 55% респондентов ответили вполне уверенным «да». Остальные 21% опрошенных негативно отнеслись к возможности женщин быть «удачливым бизнесменом», а каждый четвертый респондент затруднился ответить. На вопрос о том, почему женщины не могут успешно заниматься предпринимательством, респонденты, ответившие негативно, назвали следующие причины: 22% «просто» считают, что женщины вообще не способны заниматься такими делами; 22% сочувствуют женщинам, но считают, что им труднее получить поддержку со стороны официальных организаций, лиц, взять кредит в банке и т.д.; 12% обращают внимание на то, что женщинам труднее получить соответствующую подготовку; 21% отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию предпринимательством.

     Проблема  женского предпринимательства продолжает оставаться актуальной для России, где женщина, несмотря на более чем  семидесятилетний период утверждения  равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного  стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры.

       Женщиной освоены многие сферы  проявления деловой профессиональной  активности, но именно бизнес  с его динамикой способен в  сравнительно кратчайшее время  обнаружить способность или неспособность руководителя вести организацию к успеху, а это означает, что приход женщины в бизнес проявит деловой потенциал и вселит уверенность, и тем самым поможет преодолеть устаревшие представления. Женщинам необходимо решиться попробовать свои силы в малоосвоенной сфере /1, с.76/.

     Жизненные ценности женщин-предпринимателей

     В структуре жизненных ценностей  бизнес-леди доминируют два: материнство  и самореализация. Жизненный успех  и благополучие детей является главной ценностью в их жизни. Столь же высокие позиции занимает и возможность работать с полной отдачей, раскрыть свои способности. Либеральные ценности: свобода, независимость существования так же весьма значимы в жизни бизнес-леди. В числе других наиболее часто упоминаемых ценностей: материальный достаток, счастливый брак, уверенность в завтрашнем дне, возможность путешествовать, своими глазами увидеть мир. Однако далеко не всем удается реализовать свои главные ценности в реальной жизни. Жизненный успех и благополучие детей сопутствует лишь 1/5 женщин-предпринимателей.

     Но  зато работать с полной отдачей имеют  возможность свыше половины, а свободу, независимость существования обрела половина опрошенных. В числе факторов, омрачающих жизнь бизнес-леди, главными являются трудности в предпринимательской деятельности, тревога за детей, а также отсутствие свободного времени, болезни близких людей /1, с.76/.

     Социальные  ожидания женщин, идущих в бизнес.

     На  первый план выходят ожидания, связанные  с самоактуализацией: стремление к  независимости и самостоятельности в работе (2/3 обследуемых), желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности (1/4 обследуемых), попробовать себя в новом деле (1/4). Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее. На него указали свыше трети женщин. При этом одна половина этой трети назвала обеспеченную богатую жизнь, другая – отсутствие хоть каких-либо средств к существованию, экономическую нужду. Заметна роль престижных стимулов прихода в бизнес: элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Согласно имеющихся данных, лишь каждая 6-я бизнес-леди пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. В этой связи невольно возникает гипотеза о том, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди.

     Социальные  ожидания, связанные с приходом в  бизнес, полностью оправдались к  моменту опроса у каждой второй женщины, у каждой третьей – лишь частично, и совсем мала доля тех, кто вовсе не достиг своих целей. Степень готовности к новой социальной роли несмотря на резкий, радикальный характер реформ, в целом бизнес-леди, по собственной оценке, оказались готовы к новой социальной и профессиональной роли, находясь уже на самом начальном этапе новой своей деятельности (в полной неподготовленности призналась лишь одна бизнес-леди). Каждая вторая отметила свою высокую готовность к этому роду деятельности /1, с.77/.

     Ранее, до своей предпринимательской деятельности, более половины были рядовыми специалистами с высшим или средним специальным образованием, и только свыше трети занимали руководящие посты (директор, начальник, управляющий, главный специалист и пр.). Как видно, организаторские способности и активность «рядовых исполнительниц» не были по достоинству оценены на прежнем месте работы.

     Отраслевая  принадлежность и  размер предприятий, возглавляемых женщинами

     В странах с развитой традицией  женского предпринимательства многочисленные исследования фиксируют наличие – «традиционно женских отраслей», где женщины чувствуют себя более комфортно за счет прошлого, в том числе домашнего опыта. А как обстоят дела в России?

     Предполагая, что многопрофильность деятельности современных предприятий является элементом стратегии выживания, респондентам и в режиме интервью, и в ходе анкетного опроса было предложено указать до трех вариантов отраслевой принадлежности из всех возможных. Опрос показал, что большинство предпринимателей (65%) идентифицируют свои предприятия как монопрофильные, только 35% респондентов указали две сферы деятельности и лишь 10% - три /2, с.75/.

     По  данным опроса, к отраслям, наименее освоенным женщинами, принадлежит  строительство и транспорт. В группу отраслей, не имеющих явно выраженной тендерной составляющей, вошли промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансовая сфера, где доля женщин-предпринимателей составляет от 13% (в промышленности) до 20% (финансы). И, наконец, к группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежит розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, где доля женщин-предпринимателей составляет от 39% (в розничной торговле) до 56% (в науке). Такие выводы согласуются с данными других опросов. Таким образом, отраслевая специфика женского бизнеса оказалась явно выраженной.

     Каковы  причины приоритетности сферы обслуживания и торговли в развитии женского предпринимательства? Анализ интервью позволяет назвать следующие: предыдущий опыт, в том числе домашний труд, формирует навыки и знания, адекватные работе в этих отраслях ("Я, пока своих детей вырастила, академиком "детских наук" стала"); женщины реже имеют техническое образование, что препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства; женщинам труднее найти заемный капитал, а именно "нетрадиционные" для женщин отрасли требуют большего объема первоначального капитала ("Тут вопрос не в том, в какой сфере я бы хотела фирму создать, а в том, где это было реально. Все-таки для рекрутской конторы кроме компьютера, по большому счету, ничего не надо было покупать. Это был решающий довод"); предпочтения по складу характера, имитация "домашности" в отношениях с коллегами.

     Обобщения западного опыта зачастую сводятся к констатации роста числа  женских предприятий при сохранении незначительности их размера по обороту и числу занятых. По статистическим данным, эта тенденция имеет место и в российском предпринимательстве /2, с.76/.

     Очевидно, что с точки зрения оборота  и численности занятых доля мелких предприятий в женском бизнесе значительно выше, чем в мужском. Это  объясняется тремя обстоятельствами.

     Первое. Женское предпринимательство преимущественно  сконцентрировано в отраслях, технология которых не претендует на многочисленность работников.

     Второе. Женщины-предприниматели более ориентированы  на контроль за своим временем, нежели на рост прибыли. Попытка найти удачный  баланс между работой и домом  выступает ограничителем расширения масштаба предприятия. «Я, конечно, работаю на износ, но это пока выбора нет. Как только фирма начнет меня обеспечивать так, чтобы самые насущные расходы не превращались в трагедию, я дам себе команду "отбой"» (директор аудиторской фирмы). Причем это не чисто российское явление. Двойственность отношения общества к феномену женского предпринимательства четко фиксируется при анализе конструирования понятий "норма" и "отклонение" в сфере пола на страницах российских средств массовой информации.

     Третье. Скромный размер женского бизнеса во многом определяется незначительным "возрастом" возглавляемых женщинами предприятий. Приток женщин в ряды предпринимателей был крайне неравномерен по времени. Наиболее интенсивно женщины вторгаются в предпринимательскую деятельность в течение последних двух лет. Это во многом связано со снижением неопределенности "правил игры" бизнес-среды. По данным анкетного опроса, женщины среди пришедших в бизнес в 1996-1997 гг. составили более трети (33%). Наименее благоприятным для женщин периодом был 1989-1991 гг., когда их доля среди пополнивших предпринимательство была почти в два раза меньше (17%). Следует условно называть предпринимателей этого периода "первопроходцами", поскольку они вторгались в игру, правила которой устанавливались по ее ходу, что, в свою очередь, компенсировалось высокими выигрышами. Заметим, что своего рода прописку в общественном сознании получила идея ужесточения условий бизнес-деятельности, что проявляется в снижении доходности и маневренности предприятий, в росте контроля за их деятельностью государственных структур. Однако, судя по нашим данным, женщин это пугает менее, нежели неопределенность условий и отсутствие гарантий долговременности выбранного экономического курса, характерных для начального периода предпринимательства. Женщин волнует не столько размер дохода, сколько его стабильность и легитимность. «Я без сотового телефона как-нибудь проживу; мне важнее, чтобы дети потом передачки в "казенный дом" не носили». Кстати, то обстоятельство, что женщины-предприниматели менее мужчин ориентированы на вывески и внешние атрибуты успеха, было отмечено и в ходе других обследований /2, с.77/.

Информация о работе Роль женского предпринимательства в экономике России