Психологическое направление в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 12:44, реферат

Описание работы

Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Психологизм в социологии – попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. Представители этого направления, с разных сторон рассматривая суть психических явлений, старались с их помощью объяснить социальные явления и процессы.

Файлы: 1 файл

Психологическое направление в социологии.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

Психологическое направление в  социологии. 

Кризис биолого-натуралистических  теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Психологизм в социологии – попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. Представители этого направления, с разных сторон рассматривая суть психических явлений, старались с их помощью объяснить социальные явления и процессы. В развитии психологической социологии выделяют следующие самостоятельные направления: “психологию народов”, тесно связанную с этнографией; групповую психологию и интеракционизм. 

Ярким представителем “психологии народов” можно назвать  Вильгельма Вунда, групповой психологии - Гюстава Лебона и Габриеля Тарда, интерак-ционизма - Джорджа Герберта Мида. “Психология народов” была одной из первых попыток начать конкретное исследование взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Ценна была прежде всего сама установка на сближение психологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований. Однако в конце XIX в. стало ясно, что ни психология индивида, ни абстрактный “народный дух” не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно группового и массового поведения. 

По мнению Г.Лебона, европейское общество вступает в новый период своего развития - в “эру толпы”, когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Трактуя толпу как группу людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами, Лебон выделял характерные черты толпы: зараженность общей идеей, сознание собственной силы, утрату чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами. 

Элементарным  социальным отношением, по Г.Тарду, является передача или попытка передачи верования или желания. Простейшая модель такого отношения – состояние гипнотического сна (“Общество — это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм”). Теория подражания Тарда выходит за рамки интерпсихических (социально-психологических) процессов, делая предметом социологического исследования не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия. Он объяснял общественную жизнь и ее процессы действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. 

Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является мозг ин-дивидума. Он видел в психологии ключ к пониманию социальных явлений. Задачей социологии, по его мнению, является изучение законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой, развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения. 

Попыткой соединить  психологизм с органицизмом была зародившаяся в США интеракционистская ориентация в социологии. В центре ее внимания стоит процесс взаимодействия индивидов. Отсюда и ее название – интеракцио-низм, то есть взаимодействие. Личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения. 

Основоположник  символического интеракционизма, американский философ и социолог Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) исходил из признания примата социального над индивидуальным. Квалифицируя свою позицию как “социальный бихевиоризм”, Мид особенно подчеркивал, что единственно правильное объяснение сознания человека может быть дано лишь в терминах поведения, а не наоборот, как полагали ранее. 

Мид считал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет “символическое окружение”. Согласно его концепции, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым он относил жесты и язык. По мнению Мида, человек осознает себя, всматриваясь в других людей, как в психологическое зеркало, а также действуя совместно с ними. При этом он полагал, что человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Люди постоянно разгадывают намерения других людей, анализируют их поведение, опираясь на свой опыт действий в подобных ситуациях. 

Сущность теории символического интеракционизма состоит в том, что межличностное взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог. Осмысление и интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между его воздействием и ответной реакцией. В это время стимул связывается с определенным символом, на основе которого строится ответная реакция. 

Отказавшись от биологизации общества, психосоциологи пытались преодолеть ограниченность эволюционизма. Их теоретические подходы приобретали все более аналитический характер. Однако это не избавило данное направление, как и всякое другое, от кризиса. Наиболее остро дискуссия о путях развития социологии проявилась в конце XIX в. в Германии и была связана с именем Фердинанда Тенниса (1855 - 1836). 

Теннис рассматривает  общественные отношения как волевые. Он подразделяет их в зависимости  от выраженного в них типа воли. Естественная инстинктивная воля, примером которой может быть материнская  любовь, направляет поведение человека как бы бессознательно. Рассудочная  воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером может служить  торговля. Естественная воля порождает  общину, рассудочная – общество. В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения; в  обществе – расчетливый разум. В  ходе истории отношения первого  типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже во “Введении  в социологию” Теннис усложнил эту  типологию, совместив ее с делением на отношения “господства” и “товарищества”, группы и объединения. 
 

 
 

Психологическое направление в русской социологии связано с обращением к психологии как основе человеческого общества. Это направление (Е.В. Роберти, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов) выдвигала на первый план значимость психологических основ формирования социального самосознания индивида и

группы. Один из виднейших представителей психологического направления Е.В. Роберти подчёркивал, что задача социологии – "познание законов психологического взаимодействия". В той или иной степени элементы психологизма заметны и у представителей "натуралистических" направлений.

 
 

Психологическое направление

 

Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в  это время вышли фундаментальные  труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как и указанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.

 

Главные труды  Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

 

Такой теоретический  и методологический подход к исследованию общественных явлений Е.В. Де-Роберти развивал в своих трудах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии», «Философия и ее задачи в XX веке» и др. Его работы по теоретической социологии тесно смыкались с работами по социальной психологии и философии.

 

Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое (опытное.- Авт.) знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». В духе позитивизма О. Конта он называл социологию опытной наукой об обществе, как и В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод «в изучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные и политические науки».

 

В своей «психологической социологии» Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании "законов психического взаимодействия» . Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

 

Говоря о психическом  взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так н коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. В Западной Европе проблемы коллективной психологии исследовали Э. Дюркгейм, Г. Лебон, М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт и другие мыслители. Многие из них характеризовали коллективную психологию как психологию народов и масс. Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т. д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией. Значение последней он раскрывает в своем труде «Социальная психика».

 

Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.

 

Существенный  вклад в обоснование роли и  значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Уже простое перечисление его  работ свидетельствует о широте мышления ученого: «Основные вопросы  философии истории» в двух томах, «Общий ход всемирной истории», семитомный труд «История Западной Европы и Новое  время», «Сущность исторического  процесса и роль личности в истории», «Историко-философские и социологические  этюды», «Историология. Теория исторического процесса», «Общие основы социологии» и др.

 

Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.

 

В работе «Основные  направления социологии и ее современное  состояние» Н. И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.

 

Социология, - писал  Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Необходимо «пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т. е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься произвольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходе и оценок».

 

Подобно другим представителям психологического напрасления в социологии, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате ко торой воплощаются их чувства, воля и представления о чем либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей.

 

Н.И. Кареев обращал  внимание на три основные стороны  духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.

Информация о работе Психологическое направление в социологии