Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 23:29, курсовая работа
Данная работа поможет выявить основные причины возникновения этнического и расового неравенства, проанализировать сферы его проявления и раскрыть причину появления крайнего национализма среди народов России. К трудностям решения этой проблемы можно отнести невысокую степень её изученности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Факторы этнического и расового неравенства …...…………………..5
1.1. Политические факторы ………………….…………………………....5
1.2. Социально-структурные и культурные факторы………………..…..8
1.3. Экономические факторы..…………………………………………...14
Глава 2. Теоретико-методологические основы этнического и расового неравенства…………………………………………............................................15
2.1. История развития расоведения как науки……………….....…….....15
2.2. Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы изучения……………………………………………………………………...…...18
2.3. Этнос как особая социально-психологическая категория…………21
2.4. Этничность, раса, способ производства: марксистская парадигма……………………………………………………………………...…26
Глава 3. Этническая дискриминация и расовое неравенство на территории Российской Федерации………………………………………………………….33
3.1. Россия: регионализация социокультурного пространства...………33
3.2. Специфика межэтнических отношений в России .……………..….34
3.3. Проблемы национального, расового и религиозного неравенства в России…………………………………………………………………………….38
3.4 Законодательство, касающееся этнического и расового неравенства……………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...45
Одной из задач расоведения является поиск единой системы описания этого разнообразия - мы хотим видеть объективную научную картину сходства и различия расовых вариантов безотносительно к тому, живем ли мы в Европе, Америке, Азии или Африке, знать причины этого сходства и различия. Наконец, мы хотим знать, насколько объективным является само выделение рас - являются ли они реально существующими биологическими категориями, или опять же целиком обусловлены дискретностью нашего восприятия.
Предтечами современных научных расовых классификаций можно считать работы XVII и XVIII веков. Первая известная классификация человеческих рас опубликована в 1684 году Ф. Бернье. Он выделял четыре расы, первая из которых распространена в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Индии и к которой близки также коренные жители Америки, вторая раса распространена в остальной части Африки, третья - в Восточной Азии, четвертая - в Лапландии.
К. Линней в десятом издании «Системы природы» (1758 год) описал четыре географических варианта внутри введенного им же вида Homo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды.
В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ5. Он же впервые применил метод антропологической краниологии для построения своей системы. В последующем расовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX века зачастую служили черты культуры и язык.
Расоведение оказалось невезучей областью науки, поскольку в ней, как ни в какой другой, переплелись интересы политики и капитала, мировоззренческие вопросы и судьбы многих и многих людей. Различиям рас придавалось весьма разное толкование. В ходе накопления данных о разнообразии человечества появились и развились две тенденции, два подхода к этому многообразию - моногенизм и полигенизм. Исходной точкой зрения можно считать первую концепцию, поскольку она соответствует библейской легенде о происхождении всего человечества от Адама и Евы. Согласно моногенизму, все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории.
С начала XIX века в странах Западной Европы начинает преобладать полигенизм. Его возникновение связано с двумя разными причинами: борьбой научной мысли с религиозной традицией и политико-экономическими тенденциями в мире. Согласно полигенизму, разные расы людей произошли от разных видов обезьян.
В настоящее время споры моно- и полигенистов перешли в плоскость моно- и полицентризма. Уже давно никто из серьезных ученых не сомневается, что человечество представляет собой один вид. Но когда и как возникли расы, по каким законам они существуют и изменяются, реальны ли они вообще - эти вопросы остаются весьма актуальными и поныне.
В своем крайнем выражении полигенизм приводил к расизму - признанию неравноценности разных рас. Значительнее всего расцвел расизм в середине XIX века в Англии и Америке, а также во Франции и Германии. Он явился идеологической поддержкой работорговли и колониального захвата земель Африки, Америки, Азии, Австралии и Океании. Расисты утверждали, что между физическим строением человека и его интеллектуальными, психическими, социальными качествами есть непосредственная прямая связь. Якобы изначально возникли «чистые» расы, а позднейшие смешения только «портили кровь» некоторых этнических групп. Исходя из этого, расисты произвольно делили расы на «высшие» и «низшие», относя себя, естественно, к самой «высшей». В XIX веке «высшей» расой обычно считалась «арийская» - белокурая длинноголовая североевропейская. «Низшими» расами считались все остальные, но особенно негроидная раса, поскольку основной поток рабов шел из Западной Африки, да и внешне африканцы казались наиболее отличными от европейцев. Несколько позже, в конце XIX века, расизм переродился в социал-дарвинизм - псевдонауку, переносящую биологические законы эволюции на социальные взаимоотношения людей. Согласно социал-дарвинистам, представители высших правящих классов - победители в борьбе за существование, наследственно особо одаренные особи. Люди, относящиеся к другим классам, являются биологически неполноценными, им предписано быть внизу социальной лестницы.
Научная несостоятельность расизма и социал-дарвинизма была полностью доказана еще в XIX веке. Многочисленные «доказательства» близости негра к обезьяне, «высшем положении» североевропейской расы были целиком опровергнуты.
Однако расизм не исчез. До сих пор можно слышать утверждения о принципиальном отличии людей разных рас по жизненно важным признакам, интеллекту и способности к восприятию культуры, рассуждения, ошибочность которых была показана уже более 100 лет назад.
Продолжительность существования такого понятия, как расизм объясняется фундаментальными психологическими системами распознавания «свой-чужой». У каждого человека в раннем детстве складывается определенный образ представителя «своей» группы. Этот механизм предназначен природой для сплачивания и выживания группы животных, борющейся за свое место под солнцем. Однако у современного человека этот механизм становится социально опасным, поскольку возможности и ужасающая эффективность такой «борьбы за существование» уже совершенно не соответствуют целям, заложенным в него природой. Именно благодаря этой системе распознавания расовую терпимость надо постоянно воспитывать, тогда как расизм возникает как бы сам собой.
Стоит
знать и помнить, что расоведение
и расизм - не синонимы, знание изменчивости
и ее причин не то же самое, что констатация
неравенства.
2.2.
Этнический стереотип:
понятие, функции, основные
методы изучения
Этнический стереотип можно определить как «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
В приведенном определении не учитывается один важный аспект, связанный с социальными стереотипами: их существование определяется не только и не столько представлениями отдельного индивида, сколько фактом «группового согласия». Австралийские ученые отмечают, что исследователи стереотипов обычно исходят из понимания стереотипа как индивидуального, «частного» явления. Тем не менее, сама возможность возникновения и воздействия стереотипных представлений на межличностное восприятие, а также интерес к ним науки и необходимость их изучения определяется свойством стереотипов возникать не просто в «головах» отдельных людей, а в сознании целых групп: стереотипы могут стать социальными, только когда они разделяются большой группой людей внутри социальной общности – разделение означает процесс эффективного проникновения данных стереотипов в сознание людей.
Явление
стереотипизации обусловлено
Чрезвычайно интересна в этой связи проблема происхождения и формирования стереотипов, уже косвенно затрагиваемая нами ранее: являются ли социальные стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека или вызваны иными причинами. В психологии существует ряд теорий, пытающихся по-своему ответить на этот вопрос. Одной из них является теория фрустрации и агрессии, разработанная в русле необихевиоризма. Неудовлетворенное, заблокированное стремление человека создает в психике состояние напряженности, фрустрации, которое в поисках разрядки часто находит ее в акте агрессии. На уровне общественной психологии объектом вымещения оказывается расовая или национальная группа.
Психологический подход к вопросу о происхождении этнических стереотипов не обладает достаточным арсеналом фактов для исчерпывающего обоснования причин и механизмов формирования стереотипов исключительно исходя из индивидуально-психологических характеристик. Как известно, этнические стереотипы детерминированы, во-первых, реальными специфическими чертами стереотипизируемой группы; во-вторых, спецификой преломления этих черт через аппарат восприятия стереотипизирующей группы; в-третьих, всем комплексом экономических, политических и культурных взаимоотношений стереотипизирующей и стереотипизируемой групп6.
Этнический
стереотип поведения
Тэджфел выделяет две функции стереотипа на индивидуальном и две – на групповом уровне.
К индивидуальному уровню относятся:
К социальному:
Вместе с тем, этнический стереотип отражает стремление людей к сохранению и укреплению позитивной этнокультурной идентичности, играя важную социальную роль как фактор консолидации и фиксации этнической группы. Важно отметить, что в условиях роста межэтнической напряженности функция этнических стереотипов по защите позитивной этнической идентичности гипертрофируется7. Они трансформируются и делают этнические границы более плотными.
Таким
образом, объективный характер взаимоотношений
между этническим группами придает
ту или иную окраску и направленность
стереотипам: при ухудшении межнациональных
отношений этнические стереотипы приобретают
негативный аффективный заряд, отмечается
рост неадекватности и упрощенности их
когнитивного содержания, что, в свою очередь,
способствует воплощению установок в
реальное поведение.
2.3.
Этнос как особая социально-психологическая
категория
Национальная проблематика – исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений – издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения. Вообще, принадлежность к группе, ощущение себя частью «мы» является доминирующим, базовым стремлением человека и уже давно рассматривается в психологии в качестве общего психологического закона.
Формирование чувства причастности к некоему «мы» неразрывно связано, или даже является следствием появления концепции «чужие». Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о «них». Только ощущение, что есть «они», рождает желание самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы»… Именно противопоставление своей общности другой всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и тем самым – скреплению общности.