Характер этнической миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2016 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В 1990-е гг. на пространстве бывшего СССР миграционные процессы претерпели существенные изменения. Это произошло под влиянием кардинального изменения социально-политической ситуации в Российской Федерации и бывших союзных республиках, резкого обострения и расширения географии межнациональных и религиозных конфликтов, экономического кризиса, сопровождавшегося глубоким социальным расслоением населения. Усиление крайне националистических настроений и формирование атмосферы нетерпимости к представителям нетитульных национальностей, политика «мягкой этнической чистки» под лозунгом защиты коренного населения, проводимая в основном в отношении русскоязычного населения, привели к его масштабному оттоку из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, стран Балтии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Понятие и причины этнической миграции……………………………………………5
2.Миграция как совокупность социальных процессов ……………………………….10
3.Критерии группировки и классификации этнических миграционных процессов...13
4. Формирование поля правовой регуляции миграционных процессов в Российской Федерации………………………………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………………20
Список использованных источников ………………………………………………….

Файлы: 1 файл

характер этнических миграций Русаков Д.А. СР-112.docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)

Критерием определения криминального характера деятельности по перемещению выступает нарушение прав человека.

От криминального перемещения людей следует отличать криминальную миграцию, криминальную эксплуатацию и т. д.

Криминальная миграция - это перемещения с целью совершения преступлений, а также иные перемещения, связанные с преступной деятельностью (например, смена преступником места жительства после совершения преступления с целью скрыться от органов предварительного следствия и суда). Криминальная миграция характеризуется перемещением лиц, совершивших различного рода правонарушения (включая преступления). По мнению М.П. Клейменова и B.C. Свиридова, криминальное перемещение людей и криминальная миграция - явления одного ряда, в некоторых аспектах пересекающиеся, поскольку организация и осуществление криминального перемещения людей требуют мобильного движения (миграции) самих преступников . Однако, разделяя в целом предложенную позицию, следует отметить, что криминальная миграция может быть включена в легитимную миграцию как средство скрыть факт и место перемещения преступников. Таким образом, криминальная миграция является составной частью миграционных процессов.

Рассматривая характеристику миграционных процессов во всем их многообразии, следует отметить предложенную В.А. Ионцевым классификацию, которая базируется на пяти категориях, обусловленных временным фактором: тип, вид, форма, причина, стадия. В.А. Ионцев предлагает выделить межконтинентальную и внутриконтинентальную (межгосударственную) миграции. По отношению к конкретной стране внешнюю миграцию ученый подразделяет на эмиграцию, иммиграцию и реэмиграцию (репатриацию), а внутреннюю миграцию - на внутрирегиональную и межрегиональную.

 

3.Критерии группировки  и классификации этнических миграционных  процессов

В предлагаемой классификации этнических миграций в современной России мы исходим из необходимости использования в ее разработке критериев общего и специфического характера. В этой классификации учитываются также особенности этнического представительства, причины, воздействующие на поведение мигрантов, направленность и формы миграционного движения.

Общие критерии: пересечение государственной границы (внутренние и международные миграции), стационарность (временные, постоянные мигранты), форма движения (добровольные, вынужденные миграции), допуск на территорию и совпадение с целями пребывания по определению принимающей стороны (трудовые и экономические, легальные, нелегальные мигранты).

Специфические критерии: характер и содержание влияния этнического фактора; принадлежность к автохтонной (титульной) нации. Одним из важнейших критериальных признаков этнических миграций являются то, что они совершаются относительно этнической родины (этнической территории).

Обобщая случаи, в которых определяющее значение принадлежит этническим факторам, представляется возможным выделить следующие виды миграций:

1. Реэмиграция (внешняя и внутренняя) русских и другого славянского населения.

К этой группе относятся мигранты, добровольно, хотя в той или иной степени вынужденно (под действием «выдавливающих» этнических факторов) покинувшие места своего постоянного проживания в странах СНГ и Балтии, в субъектах РФ, не обращавшиеся за получением статуса вынужденного переселенца или не получившие такового после обращения в органы ФМС. Общий приток мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья в 1989–2002 гг. составил около 11 млн. чел, миграционный прирост составил более 5 млн. чел. Доля русских в числе мигрантов – около 70%. Из Таджикистана и стран Закавказья выехало более половины русского населения. Из Киргизии, Туркмении и Узбекистана – более четверти. Казахстан потерял 19% русских, обеспечив 38,8% от общего числа тех, кто переехал в Россию за 1990–2001 гг., притом, что там в 1989 г. было сосредоточено 24,5% русского населения вне РСФСР. Азербайджан покинули порядка 250 тыс. русских. В целом более чем 25-ти миллионное русское население в неславянских постсоветских странах к началу 2002 г. сократилось на 23% [20].

Согласно переписи 1989 г., общая численность русских, проживающих на территориях национальных республик составляла 10,1 млн. чел. или 8,4% от всех русских в РФ. В 1990–e годы русские стали выезжать из всех российских республик, где тенденция их оттока была хронической уже на рубеже 1980–1990–х гг., а прирост русского населения в Татарстане и Башкортостане сменился миграционным оттоком. Причины здесь во многом те же, что и в случае с бывшими союзными республиками. В тройку лидеров самой неэффективной русской миграции (без учета Чеченской Республики и Республики Ингушетия) входят Дагестан, Саха (Якутия) и Тува. Например, в Дагестане, в 1959 г. русские составляли 20% населения. Начиная с 1970 г., их доля в составе населения стала снижаться: 1970 г. – 14,6%, 1979 г. – 11,1%, 1989 г. – 9,2%, 1998 г. – 6,5% [21].

2. Репатриация (внешняя и внутренняя) представителей русского и других этносов.

В эту группу включаются вынужденные переселенцы и беженцы, признанные РФ в соответствующем статусе. В 1990–х годах вынужденные мигранты составляли пятую часть (21,2%) от всех мигрантов на территории России из бывших республик СССР. За 1992–2000 годы в Российской Федерации получили статус вынужденных переселенцев и беженцев 1612,4 тысячи человек из более 2 миллионов подавших соответствующие ходатайства. Из государств – участников СНГ и стран Балтии получили статус 1 369 тыс. чел., а из регионов России (Чечня, Осетия и Дагестан) – 241,5 тыс. чел. В среднем за все годы доля русских составила 71 % (в 1995–1996 гг. их доля достигала 80%). Заметную долю в общем составе составляют осетины, татары, украинцы, чеченцы, ингуши [22].

3. Репатриация и реэмиграция автохтонных (титульных) этносов Российской Федерации из стран дальнего зарубежья, стран СНГ и Балтии не в свои национальные (титульные) государственные образования.

Аналогичные первым двум видам потоки мигрантов, наполненные представителями других этносов. Например, вынужденные переселенцы и «добровольные» мигранты из числа татар, движущиеся не в места своего автохтонного или исторического проживания.

4. Этнические международные миграции, посредством которых происходит реэмиграция и возвращение автохтонных (титульных) этносов в свои национальные образования.

Пример – выезд из России в страны СНГ и Балтии: латышей в Латвию, эстонцев в Эстонию, казахов в Казахстан и т.п. Въезд из стран СНГ и Балтии автохтонных (титульных) этносов РФ в свои титульные национальные образования. Въезд из дальнего зарубежья представителей титульных этносов, исторически проживающих на территории РФ (например, въезд косоваров из Сербии (Косово) в Адыгею). В Краснодарском крае с движением этносов реэмигрирующих в места своего исторического проживания связано значительное уменьшение в межпереписной период численности представителей автохтонных (титульных) этносов из стран СНГ и Балтии: белорусы – на 24,3%; киргизы на 85,1%; латыши – на 29,0%; литовцы – на 27,2%; молдаване – на 12,5%; эстонцы – на 28,8%; туркмены – на 30,3%; узбеки – на 24,3% [23] .

5. Этнические внутрироссийские миграции, посредством которых происходит выезд из субъектов РФ и въезд автохтонных (титульных) этносов в свои национальные образования.

Это, прежде всего, отмеченное выше движение русского населения их национальных республик, Возвратные миграции этого вида так же можно показать на материале данных о приросте/убыли населения по Краснодарскому краю. Здесь за период 1989-2002 гг. почти исключительно, по причине выезда в титульные этнообразования, произошло уменьшение численности в таких этногруппах как адыгейцы на 23,9%; коми – 24,9%; мордва – 28,8; удмурты – 22,9%; и представителей целого ряда других этносов [24].

6. Выезд из национальных республик и возвращение (внутренняя репатриация) автохтонных (титульных) этносов, вынужденно покинувших территорию этих республик в связи с военными действиями и межэтническими столкновениями.

Например, движение чеченцев по отношению к Чечне, ингушей по отношению к Северной Осетии как граждан, «временно покинувших» территорию этих республик. В 1999-2002 гг. места проживания на территории Чеченской республики, по данным государственной регистрации покинули 568,7 тыс. чел., из них в Ингушетию переместились 308,9 тыс. чел., преимущественно чеченцы [25].

7. Внутренняя миграция автохтонных (титульных) этносов из национальных субъектов РФ на постоянное место жительства в другие регионы.

Например, чеченцев в Ростовскую область, народностей Дагестана в Ставропольский и Краснодарский края. Так, в Краснодарском крае за период 1989-2002 гг. произошел прирост численности осетин, чеченцев, ингушей более чем в 2,5 раза. Заметно изменение численности в этногруппах, принадлежащих по истокам своего автохтонного проживания к народам Дагестана: аварцы – 146,1%; кумыки – 155,4%; лезгины -133,1%; табасараны – 182,1%; удины – 532,2% [26].

8. Иммиграция в Россию на постоянное место жительства представителей автохтонных (титульных) этносов из республик СНГ и стран Балтии.

Например, армян, азербайджанцев, грузин, таджиков, узбеков и др. В межпереписной период (1989–2002 гг.), как результат переселений в Россию, произошел существенный рост в этнических диаспорах азербайджанцев с 335,9 тыс. чел. до 621,8 тыс. чел. (+ 185%); армян с 532,4 тыс. чел. до 1130,5 тыс. чел. (+ 212%); грузин со 130,6 тыс. чел. до 170,9 тыс. чел. (+151,5%); таджиков с 38, 2 тыс.чел. до 120,1 тыс. чел. (+314,4%) [27].

9. Репатриация и реэмиграция по программе добровольного переселения российских соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья.

Указом президента РФ от 22 июня 2006 г. утверждена «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», рассчитанная на реализацию в 2006–2012 гг., обращенная к 30–ти миллионам соотечественников и предполагающая переселение 5–6 миллионов из них [28].

10. Репатриация в места исторического проживания этносов и этнических групп, подвергшихся депортациям в период 1938 – 1940–х гг.

В рассматриваемый период времени эти потоки были не столь масштабны и интенсивны, как это происходило в 1970–1980 гг., но, все же, оставались значимыми для понимания этнических миграций.

11. Выезд из мест депортации и въезд не на территорию депортационного выезда этносов и этнических групп, подвергшихся депортациям в период 1938 –1940–х гг. (например, турок–месхетинцев, курдов, хемшилов). Этот вид миграционных перемещений возник под влиянием резко выраженных срессогенных факторов. В 1989 г. в Узбекистане проживало 106,3 тыс. из 207,5 тыс. турок–месхетинцев в СССР. С 23 мая по 8 июня 1989 г. в городах Фергана и Маргилан произошли массовые столкновения узбеков и таджиков с турками–месхетинцами, сопровождавшиеся насилием и погромами, в которых было убито более 100 чел., пострадали около тысячи, разграблено и сожжено более 1000 домов. Массовый выезд турок–месхетинцев из Узбекистана превратился в бегство из мест выселения и стал прологом столь же массовой вынужденной миграции. Расселение беженцев происходило по всей территории СССР. Так, в начале 1990–х гг. в Краснодарском крае проживали 13580 турок–месхетинцев (из них только в Крымском районе более 8,5 тыс.), в областях: Белгородской – 3372, Воронежской – 2387, Курской – 1839, Волгоградской – 1560, Ростовской –1447, Орловской – 635, Смоленской – 503 чел [29].

12. Международная иммиграция в Россию представителей автохтонных (титульных) этносов из стран дальнего зарубежья на постоянное место жительства.

Например, сербов, китайцев, вьетнамцев, арабов, пуштун и др. Так, представительство вьетнамцев среди населения России между переписями 1989-2002 гг. выросло с 2,1 тыс. чел. до 26,2 тыс. чел. (+ 1223,4 %); китайцев с 5,2 тыс. чел. до 34,6 тыс. чел. (+ 665,3%) [30].

13. Этнические (по представительству) трудовые миграции (международные и внутренние).

В 2006 г. иностранная рабочая сила в Российскую Федерацию прибывала из 120 стран мира. Численность легальной составляющей – более 1 млн. чел. Объем нелегальной оценивается в 7–10 млн. чел. Среди бывших союзных республик, из которых в Россию направлены важнейшие потоки трудовой миграции, выделяются Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Армения, Азербайджан, Грузия. Из стран дальнего зарубежья самыми крупными экспортерами иностранной рабочей силы выступают Китай, Турция, Вьетнам, КНДР и Югославия. Кроме того, на потребности российского рынка труда все больше ориентируются такие восточноевропейские страны, как Болгария, Румыния, Польша, а также соседняя Финляндия. Новые тенденции трудовой миграции в Россию связаны с расширением географии стран – экспортеров рабочей силы. На работу в Россию стали приезжать трудовые мигранты практически их всех европейских государств, стран Африки, Центральной и Южной Америки, Австралии [31].

14. Стационарная эмиграция представителей русского и других автохтонных (титульных) этносов из России в страны дальнего зарубежья.

Валовая численность эмигрантов из России в 1990–е годы в этом направлении составила около 1 млн. чел. В 2000 г. русские составили 41,5% эмигрантов. В целом же за период 1993–2000 гг. из России выехали 222,8 тыс. русских [32].

15. Репатриация и реэмиграция евреев, немцев, греков на историческую родину в места автохтонного проживания этносов в странах дальнего зарубежья.

В 1993–2000 гг. из России выехали 293,6 тыс. немцев, 83,2 тыс. евреев [33].

16. В отдельную группу этнических миграций попадает уже состоявшийся массовый выезд турок–месхетинцев в США.

По данным профильного департамента Краснодарского края в 2005–2008 гг. по программе переселения в США из Краснодарского края выехали 11315 турок–месхетинцев.

17. Этнические (по представительству) международные образовательные мигранты.

По данным государственной статистики в 2004/2005 учебном году студентами российских вузов являлись граждане более чем 70 стран общей численностью 82251 чел. Наиболее значительные группы представлены посланцами из стран дальнего зарубежья, особенно из стран Азии – 31675 (38,6%) и стран СНГ – 30078 (36,6%). Довольно многочисленны по своему представительству студенты из стран Ближнего Востока и Северной Африки – 51691 (1,9%), стран Европы – 6467 (7,9%). [34]

Информация о работе Характер этнической миграции