Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:42, реферат

Описание работы

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители древней Спарты в 5 веке до н. э. и советские партийные органы в 20 веке.

Содержание работы

Введение
Социальная сущность ДП
Виды ДП
Природа ДП и опыт его изучения в социологии
Основные группы ДП
Алкоголизм и алкоголики
Наркомания и наркоманы
Преступность и преступники
Иные формы ДП
Психически больные
Самоубийство
Микросреда и ее влияние на ДП
Заключение

Файлы: 1 файл

1.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

      В средине 90-х годов эти противоречия были вытеснены другими причинами, которые порождаются массовой безработицей. Именно безработица стала питательной  средой для формирования групп с отклоняющимся поведением – бомжей, бродяг, наркоманов и преступников. Эти язвы, которые были и ранее, но базировались на других причинах, стали настолько распространенными, что на них нельзя не обратить внимания.

      Источником  возникающих отклонений является несовпадение реального процесса развития общества и осуществление людьми права на поиск и риск. Очевидно, что 130 тыс. осужденных за хозяйственные преступления (1991 г.) представляли собой сложный конгломерат побудительных мотивов: от добровольного желания помочь в решении экономических проблем до корысти и стяжательства.

      При анализе условий и причин отклонений нельзя сбрасывать со счетов противоречия интересов различных слоев и  групп населения. Современное общество несвободно от обострений и столкновений интересов, которые могут возникать в процессе взаимодействия различных социальных институтов, социальных групп, общества и государства.

      Несвоевременное и неадекватное разрешение противоречий накладывает отпечаток на сознание и поведение людей. На почве пренебрежения общественными интересами произрастают взрыв между словом и делом, социальная апатия. Видя бесхозяйственность, махинации, приписки, безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивно относится к призывам, ищут пути облегчить свой труд за счет общества.

      Источником  отрицательных явлений становятся ошибки и извращения в управлении, нарушения законности. Принципов  демократии и справедливости.

      Рассматривая  отклоняющееся поведение, нельзя обойти вопрос о социальной наследственности. Она не имеет ничего общего с биологическим объяснением Чезаре Ломброзо, который, по его мнению, обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека. Социальная наследственность не ограничивается рамками биологических процессов, а распространяется на многие другие, в том числе и на социальные. С социальной наследственностью связано воспроизводство как позитивных, так и негативных сторон образа жизни людей.

      Механизм  социального наследования не лишен  противоречий. Одно из них заключается в том, что предметом преемственности становится не только нормальный, но и порочный жизненный опыт, который посредством социальной информации передается от поколения к поколению.

      И наконец. Отклоняющееся поведение  связано с неадекватным отражением в сознании части людей процесса развития и функционирования общественных отношений. Можно выделить два вида такого несоответствия. Во-первых, взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественного развития, нередко вступают в противоречие с новыми условиями. Во-вторых, в ходе практической деятельности возникают или оживляются представления, которые односторонне трактуют смысл и направленность преобразований.

      Моральные коллизии можно разделить на внешние (между людьми) и внутренние (когда у человека происходит борьба мотивов). Внешние коллизии свидетельствуют о расхождении направленности ценностных ориентаций (вплоть до их противоположности), которые проявляются в общественных отношениях как столкновение различных моральных систем. Источником межиндивидуальных раздоров могут быть и различия в нравственных позициях, обусловленные несовпадением уровней личной культуры, конкретных жизненных целей и выбора средств их достижения.

      Природа внутренних конфликтов иная. Они определяются противоречивостью индивидуального морального сознания. Чаще всего это столкновение между мотивами общественного долга  мотивами, выражающими групповые, семейные, личные интересы. Внутренние коллизии могут перерастать во внешние конфликты.

      Анализ  проявлений отклоняющегося поведения предполагает выделение типологических групп, имеющих как общие черты, так и специфические особенности. В литературе были предприняты попытки классифицировать негативные явления в сознании и поведении людей.

      Помимо  вышеуказанных (деление на первичную и вторичную девиации, на индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения) классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. В соответствии с этим в производственно-трудовой сфере проявляются экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность и т. д.; в сфере распределения – стремление урвать от общества побольше, взяточничество, социальный паразитизм; в сфере политической жизни – карьеризм, бюрократизм, аполитичность, национализм, экстремизм; в сфере быта и образа жизни – нищенство, пьянство, потребительство, пренебрежительное отношение к семейному долгу; в сфере духовной жизни – бескультурье, эрзацкультура, снобизм в культуре, мещанство; в сфере общения – хамство, эгоизм, бездушное отношение к людям, грубость, клевета, высокомерие, нечестность и т. д.

      Иногда  отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию – противоправное и аморальное, - исходя их того. Что  нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.[3,236]  
 
 

      ОСНОВНЫЕ  ГРУППЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 

      При анализе негативных сторон жизни социологи в большинстве случаев оперируют такими понятиями, как пьянство, взяточниство, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против личности, блат, бродяжничество, недобросовестое отношение к труду и к своим обязанностям, хищения, безответственное отношение к браку и семье, бесхозяйственность. По данным исследований всех возрастных категорий, наибольшую тревогу вызывают масштабы распространения негативных явлений среди молодежи.

      Со  второй половины 80-х годов увеличились масштабы противоправной деятельности, когда наряду с ростом преступлений против личности, общества, государства реальную опасность стали представлять организационная преступность, те или иные модификации мафиозных групп.

      Снят  покров тайны с таких форм отклоняющегося поведения, как наркомания, проституция, коррупция.

      Предметом открытого научного и политического  обсуждения стали экономическая  преступность, различные молодежные объединения, характеризующиеся криминальным поведением.

      Вместе  с тем социологические исследования 80 – 90-х годов показывают, что  среди всех названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и представляющими  предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и преступники.[2,90] 

АЛКОГОЛИЗМ  И АЛКОГОЛИКИ 

        Пьянство, алкоголизм, токсикомания  – социальные пороки, которые  «вписаны» в общественную жизнь  достаточно основательно. Данные  пороки были присущи жизни  России всегда и во все времена.  Об этом свидетельствует история,  об этом говорят статистические данные. Так, в 20 веке возрастали объемы потребления алкоголя, которые в 90-х годах составили 15 л алкогольных напитков на душу населения.

      Социологи говорят о нескольких типах пьющих:

    1. Социальные. Пьют в связи с особыми случаями.
    2. Тяжелые. Пьют значительно больше и чаще.
    3. Алкоголики. Чрезмерно много пьющие.

      Большинство из последних – хронические. Живут, чтобы пить, и пьют, чтобы жить. Ведет к нервной и физической болезни, а иногда и к смерти. Разрушаются  социальные отношения. Алкоголик –  больной, но и девиант. Он не может нормально выполнять свои социальные роли.[1,141]

      Сказать, что пьянство, алкоголизм присущи  одной социальной группе в большей  мере, чем другой, было бы неверным: в данные формы отклоняющегося поведения  были вовлечены представители всех групп и слоев населения. Однако исследования Г.Г. Заиграева еще в 1965 году выявили особую пагубность распространения алкоголизма среди малообеспеченных слоев населения.

      В 70-е годы бюджет страны во все большей  мере становился «пьяным»: шел усиленный  процесс спаивания населения под предлогом пополнения бюджета. Пьянство становилось нормой поведения и перестало быть предосудительным актом.

      Болезнь эта все более и более усугублялась, охватывая все слои населения  и особенно молодежь. По данным С.И. Плаксия (1982 г.), молодые люди, занятые неквалифицированным, физически тяжелым трудом, в 3 раза чаще допускали нарушения трудовой дисциплины, среди них в 4,2 раза больше доля потребляющих спиртные напитки еженедельно, чем среди их сверстников высокой квалификации. К началу 80-х годов положение стало совсем нетерпимым. Было признано необходимым предотвратить это грозное явление, оборачивающееся ранней смертью, гибелью на производстве, распавшимися семьями, неполноценными детьми.

      Исходя  из самых прекраснодушных намерений, в 1985 году была начата знаменитая антиалкогольная компания, которая уповала на силу запрета, приказа, внешнего контроля и всяческих ограничений.

      На  первых порах она принесла результаты. Производство винно-водочной продукции  и пива в 1987 году снизилось по сравнению с 1984 годом на 617 млн декалитров, или на 44%. Общая сумма потерь из-за прогулов, простоев и неявок на работу уменьшилась в промышленности на 30%, а в строительстве – на 29%.

      Улучшились  демографические показатели. Несколько  повысилась рождаемость на одну тысячу жителей (20 человек). Впервые за последние десять лет наблюдалось увеличение средней продолжительности жизни. Смертность, непосредственно связанная с алкоголизмом, уменьшилась на 52%. С 1986 года наметилась тенденция к снижению заболеваемости населения алкоголизмом.

      Удар, нанесенный по пьянству, повлиял и  на состояние криминальной ситуации. Число преступлений по линии уголовного розыска, совершенных в пьяном виде. В 1987 году по сравнению с 1986 годом  сократились на 4,1%, а с 1985 года – на треть.

      Однако, как показывает более глубокий анализ, серьезных сдвигов эти меры не принесли. Более того, они вызвали  ряд тяжелых, негативных последствий. Во-первых, пьянство, вытесненное за пределы производства, переместилось  в семейно-бытовую сферу, в результате чего стало менее доступным для контроля. На территории бывшего СССР по-прежнему насчитывалось 5 млн алкоголиков.

      Во-вторых, поспешность и непродуманность  многих мер борьбы с пьянством  способствовали не сокращению, а росу самогоноварения, спекуляции. Так, если в 1985 году к ответственности за самогоноварение было привлечено более 80 тыс. граждан, то в 1986 году – 150 тыс. по некоторым экспертным оценкам, в 1987 году для изготовления самогона затрачено около 1,4 млн т сахара.

      А ведь самогонный бум можно было предвидеть, обратившись хотя бы к историческому опыту (в 1923 г., в период «сухого закона», в деревнях России насчитывалось 10 млн самогонных аппаратов). известно и то, что при ослаблении функций денег как эквивалента обмена в условиях товарно-денежных отношений их роль часто берет на себя водка: за нее и построят, и отремонтируют, и подвезут.

      В-третьих, примитивизм мер борьбы с пьянством  привел к извращенным формам потребления  алкоголя: к суррогатам, к токсикомании. Только от употребления химических препаратов и жидкостей в 1987 году погибло около 11 тыс. человек. Всего от алкоголизма ежегодно умирает 20 тыс. человек.

      Пути  борьбы с пьянством: начинать необходимо с семьи, со взрослых. По данным Ф. Шереги (1990 г.), треть алкоголиков и пьяниц опрокинули первую рюмку в возрасте 10 лет, 2/3 – от 11 до 15 лет. Уже сам этот факт подтверждает. Что пьянство и алкоголизм не являются органическим элементом какой-то особой субкультуры молодежи. В то же время исследования свидетельствуют: из числа молодежи 40% категорически «за» безалкогольные традиции. А среди старших таких всего 15%. В возрасте до 20 лет выпивает менее четверти молодежи, однако к 34 годам – уже две трети! В итоге – распавшиеся семьи (ежегодно 350 тыс. детей лишаются одного из родителей, при этом средний возраст разводящихся отцов 29 лет, матерей – 27лет), спиваются подростки (шестая часть больных алкоголизмом – молодежь в возрасте до 30 лет), становятся калеками дети.

Информация о работе Девиантное поведение