Девиантное поведение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2010 в 18:31, Не определен

Описание работы

Подходы, понятие, типы, профилактика девиантного поведения

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение личности.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

    К патохарактерологическим девиациям  относят также так называемые невротические развития личности - патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизненную деятельность человека. В зависимости от их клинических проявлений человек может выбирать способы болезненного противостояния реальности. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, определенное число раз пропускать подходящий к остановке троллейбус), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги.

    К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию относят поведение  в виде поведения, основанного на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности. Выбор действий строится на основе символического истолкования внешних событий. Человек, например, может отказаться от необходимости совершить какой-либо поступок (жениться, сдавать экзамен и даже выйти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесных светил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями.

    Психопатологический тип поведения

    Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.

    Разновидностью  патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

    Девиации, обусловленные гиперспособностями человека

    Особым  типом отклоняющегося поведения  считают девиации, обусловленные  гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают  человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями - игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное, и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).

    Девиантное  поведение имеет следующие клинические формы: агрессия; аутоагрессия (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание); аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и пр.); сверхценные психопатологические увлечения («философская интоксикация», разновидности маний - клептомания и др.); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение.

    Каждая  из клинических форм может быть обусловлена  любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или  иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения.

    По  результатам опроса представителей  молодёжи Могилёвщины в возрасте от 15 до 25 лет, проведенного Могилёвским  социологическим центром в октябре-ноябре 2000г., среди 1007 участников подтвердили  факт вступления в интимные отношения  лишь немногим более половины (54%) респондентов. Правда, сексуальная практика юношей и девушек довольно сильно разнится: среди молодых людей интимный опыт имеют 72%, а среди девушек – 41%.

    Уже к 16 годам почти половина (46%) юношей успевают «вкусить сексуальных радостей». Их сверстницы, несмотря на то, что физиологически созревают быстрее юношей, от непосредственного полового контакта в большинстве своём воздерживаются, отдавая предпочтение пока не детородному, а развлекательному сексу (15 из 100). К 18 годам такой опыт имеют три четверти молодых людей (76%) и половина их подружек (52%). До 19-20 лет мужчинами становятся 93% юношей, а женщинами – почти три четверти (65%) девушек. К 25-летнему возрасту и среди юношей, и среди девушек почти не остаётся девственных.

    Наиболее подверженными сексуальным соблазнам оказались дети мам-предпринимателей (47%), рабочих (30%), колхозниц (29%) и руководящих кадров (27%). Берегут честь смолоду дети неработающих женщин, среди которых к 15-16 годам уже успели приобрести сексуальный опыт всего 9% опрошенных. Если же не работает папа, то такая ситуация не стабилизирует нравственный фундамент ребёнка, а, напротив, способствует развращению подростка. Дети неработающих отцов к 16 годам приобщаются к сексу в 43 случаях из 100. Родители-гуманитарии, вероятно, больше внимания уделяют своим детям. Во всяком случае, данные социологического опроса свидетельствуют об этом. Так, их дети могут оказаться в зоне рискового секса в 17 случаях из 100 (если гуманитарий - мама) и в 12 случаях из 100 (если гуманитарий - папа).

    Юноши и девушки, выросшие в атмосфере  постоянных материальных проблем («не  вылезаем из долгов»), в 78 случаях из 100 уже успели пройти половую социализацию. В то же самое время выходцы  из семей, живущих «в достатке», вкусили  сексуальных утех лишь в 52 случаях из 100.

    Также у юношей и девушек, сохранивших  тёплые, доверительные отношения  с родителями, сравнительно меньше выражена потребность в отношениях сексуальных.

      К 15-16 летнему возрасту девиантный, по сути, секс познал практически  каждый из числа тех, кто не уважает мать и учителей. Почтение же к матери и отцу снижает вероятность слишком раннего, развратного секса до уровня 25-28%. Уважение к учителю снижает влечение к нездоровому сексу ещё больше – до 18%.

    К раннему сексу более склонны  те подростки, которые уверены, что счастье им обеспечат сила, власть, независимость и деньги. Среди  тинэйджеров с такими ориентациями явно недетородным сексом занимаются соответственно 40, 38, 30 и 28 из каждой сотни опрошенных. Среди тех их сверстников, которые не считают перечисленные средства способствующими достижению счастья, доля практикующих секс не превышает 22-24%.

    Подростковый  секс сочетается с другими пороками, такими как употребление спиртных напитков, токсических и наркотических  веществ. Особенно сильно подвержены совокупному развращающему влиянию водки и раннего секса подростки-девушки. Среди непьющих девушек лишь 4 из 100 опрошенных к 16 годам обрели сексуальный опыт. Среди употребляющих спиртное несколько раз в месяц уже каждая третья «развлекается» к тому же и сексом. А в группе сильно пьющих малолетних девушек развратным сексом занимаются более половины из числа опрошенных.

    Приверженность  к наркотическим и токсическим  веществам чрезвычайно сильно способствует разврату подростков.

    Практически все подростки, употребляющие наркотики и/или токсические вещества, к 16 годам уже успели приобщиться к сексу, чаще именно к разврату.

    Очевидна  зависимость между сквернословием 15-16-летних девушек и их сексуальным  опытом. У юношей эта зависимость  не столь ярко выражена. В подростковых тусовках действуют разные микросоциальные нормы, обуславливающие групповой статус юношей и девушек. Юноши, утверждающие чаще всего силой и дерзостью, а девушки, желающие утвердиться в таких группах, очень часто расплачиваются своим телом.

    Была  выявлена зависимость между противоправным поведением подростков и их половой  распущенностью. Чем больше у них  проблем с законом, тем раньше и чаще они развлекаются сексом.

      Среди 15-16-летних участников опроса, кого часто посещают мысли  о самоубийстве, сексом занимались 60% респондентов, в то время как среди более жизнелюбивых подростков таковых оказалось почти в два с половиной раза меньше – 25%. [3, с. 69-76] 

    2.3 ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 

    Профилактика  отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику [9, с. 161-165].

    Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к  влиянию этих факторов.

    Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

    Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в  форме воздействия на условия  и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

    Существуют  различные формы психопрофилактической работы.

    Первая  форма —  организация социальной среды. В ее основе лежат представления  о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя  на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

    В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу  по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.

    Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно  иной уровень, чем тот, что наблюдается  в настоящее время.

    Работа  с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Информация о работе Девиантное поведение личности