Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:42, контрольная работа
К актуальным проблемам института семьи сегодня относятся: падение рождаемости, рост количества разводов и детей, рождённых вне брака и т.д. Для того, чтобы сформировать своё отношение к этим явлениям, получить представление о наиболее целесообразной семейной политике, необходимо рассмотреть как универсальные свойства института семьи, присущие всем его формам, так и определить современное состояние данного института, вычленить имеющиеся тенденции его трансформации.
Введение 2
I. Брак как основа и ядро семьи 3
II. Семья – социальный институт 6
III. Тенденции развития семейно-брачных отношений 12
Заключение 21
Литература 24
Тема
18. СОЦИОЛОГИЯ БРАКА
И СЕМЬИ
Содержание
Семья является структурообразующим элементом человеческого общества, и, как таковая, всегда будет привлекать к себе внимание исследователей. Без исследования института семьи изученность любого социума будет неполной, поскольку именно в семье и через семью транслируются базовые ценности и нормы поведения.
Даже человек, далёкий от науки, имеет возможность на своём личном опыте ощутить важность семьи: он неизбежно сталкивается с рядом проблем, более или менее типичных для современного ему типа семьи. Сегодня, когда наше общество находится в состоянии очередного «перелома», семья для многих остаётся основным стабилизирующим фактором, который обеспечивает моральную целостность и материальную основу выживания. Поэтому, в настоящее время, проблемы социологии семьи и брака имеют как научный, так и общественно значимый аспект.
К
актуальным проблемам института семьи
сегодня относятся: падение рождаемости,
рост количества разводов и детей, рождённых
вне брака и т.д. Для того, чтобы сформировать
своё отношение к этим явлениям, получить
представление о наиболее целесообразной
семейной политике, необходимо рассмотреть
как универсальные свойства института
семьи, присущие всем его формам, так и
определить современное состояние данного
института, вычленить имеющиеся тенденции
его трансформации.
Представление о том, что брачные отношения между мужчиной и женщиной являются основой семьи, вытекает непосредственно из жизненного опыта, и в этом качестве существовало всегда. Однако, ещё до появления социологической науки этот факт осмыслялся в мифологических доктринах.
Можно сказать, что социология семьи начинается со сравнительного анализа европейских и внеевропейских институтов брака, который помог выявить сущностные и вторичные, исторически определённые, свойства данного института. Впервые этим вопросом задался швейцарский миссионер Якоб Бахофен. При этом он обратил внимание на существенные отличия в брачной жизни, которыми его подопечные отличались от современных Бахофену европейцев.
Свои соображения на эту тему Бахофен изложил в труде «Материнское право», который впервые увидел свет в 1861 г. Основные идеи этой работы можно выразить в следующих двух положениях1:
Наиболее сильной частью работы Бахофена является его суждение о том, что брачные отношения подвержены динамическим изменениям. Наиболее слабая часть работы – положение о матриархате. Именно через Бахофена этот термин вошёл в оборот. Бахофен действительно столкнулся с рядом обществ, где роль женщины была ощутимо выше, чем в европейском обществе XIX в. Но эти общества не были самыми примитивными. Они уже были знакомы с земледелием. В то же время, самые примитивные общества – охотники и рыболовы – никогда не знали явного превосходства женщины.
В этих обществах, разумеется, существовала определённая дифференциация труда по признаку пола. Женщина в большей степени выполняла биологическую функцию и следила за хозяйством. Мужчина в большей степени охотился. Но в силу примитивной организации общества эти виды деятельности имели одинаковую социальную значимость. Поэтому древнейшей формой отношений между мужчиной и женщиной, скорее всего, являются билинейные (т.е. равноправные) отношения.
Только на более поздней стадии общественного развития билинейные отношения стали разрушаться, и в большинстве случаев сформировался классический патриархат. Однако, в некоторых культурах, в силу ряда причин, вместо этого возник тот матриархат, который наблюдал Бахофен.
В целом, работа Бахофена является серьёзным прорывом в изучении семьи. Однако, непосредственно после публикации, идеи Бахофена были «в штыки» встречены общественностью, воспринявшей эту работу как подрывающую общественную мораль и клевещущую на «благородного дикаря». Общественные стереотипы были столь сильны, что против Бахофена выступили не только моралисты, но и некоторые крупные учёные. Одним из наиболее авторитетных критиков Бахофена стал известный этнограф Мак-Леннон2. В работе «Первобытный брак» он выступил с идеей изначальной моногамии, заявив, что исторически изменялась только форма заключения брака, но не его суть. По форме заключения брака он предложил выделить «брак-куплю» и «брак-похищение». В первом случае невеста выкупалась, во втором – похищалась. При таком подходе к истории семьи получается, что женщина всегда занимала подчинённое положение: на её долю оставалось лишь быть купленной или украденной.
Своим авторитетом Мак-Леннон на какое-то время похоронил идеи Бахофена. В то же время, он впервые описал такие брачные феномены, как эндогамия и экзогамия. Эндогамия – брачная норма, по которой партнёр всегда берётся внутри какой-то твёрдо установленной социальной группы, экзогамия – когда партнёр всегда берётся за пределами твёрдо установленной социальной группы. Это – реальные явления, действительно существующие в первобытных обществах. Однако Мак-Леннон не сумел дать им правильное объяснение. Он предположил, что традиции эндогамии и экзогамии складывались под влиянием совпадения или несовпадения количества партнёров противоположного пола в рамках одной социальной группы. Т.е. там, где в течение нескольких поколений партнёров разного пола рождалось примерно поровну, там укоренился обычай эндогамии, а там, где их численность существенно различалось, постепенно вошло в традицию искать партнёра на стороне.
Следующий этап в научном исследовании брачных отношений связан с именем крупного английского этнографа Льюиса Генри Моргана. В 1877 г. он опубликовал свою знаменитую работу «Древнее общество»3. Здесь Морган на обширном этнографическом материале опроверг критику Мак-Леннона и реабилитировал идеи Бахофена. Материал, который Морган привёл в качестве доказательств, оказался столь весом, что после Моргана оспаривались только конкретные формы, которые брак принимал в своём развитии, и их последовательность, но не сама идея развития брачных отношений.
В своей работе Морган впервые ввёл определение семьи, предложив понимать семью как форму ограничения брачных отношений. Таким образом, здесь впервые далась формулировка и обоснование принципу, по которому брак является основой и ядром семьи.
После Моргана история изучения брачных отношений связана с накоплением нового материала, который, в целом, хорошо укладывается в рамки его теории. Кроме того, происходит процесс становления новых научных методов, которые помогли подробнее изучить феномен семьи во всех его аспектах. Так, например, благодаря трудам Эмиля Дюркгейма и Марселя Мосса были сформированы основы социологии брачных отношений. Их подход предлагал рассматривать семью, прежде всего, как базовую социальную единицу, которая является носителем культурных ценностей и атрибутов4. Таким образом, социологический подход в изучении семьи является вариантом системного подхода, который подразумевает выделение систем и подсистем в изучаемых явлениях. Здесь семья выступает в качестве одной из подсистем общества, и, в свою очередь, распадается на более мелкие системы внутрисемейных социальных статусов.
Однако ключевой тезис о том, что брак является основой семьи, в этом и в других подходах не претерпел каких-либо изменений. Институт семьи сочетает биологические (репродуктивные) и социальные функции, которые, динамически изменяясь, предопределяют формы и виды семьи. При этом реализация данных функций опирается на брачные отношения и социально предопределённую форму их закрепления.
Определение
семьи как социального
При такой форме семьи дети оставались в роду матери. Их воспитанием и обеспечением занимался весь коллектив. Разумеется, особая ответственность лежала на матери. Но при этом дети, особенно мальчики, нуждались и в личном наставничестве мужчины. В условиях дуально-родового брака эту функцию брал на себя ближайший мужской родственник матери, как правило – её брат, т.е., в нашей терминологии «дядя».
Брачные нормы при дуально-родовом браке определялись традициями экзогамии и эндогамии. Экзогамия, как говорилось ранее – это традиция брать супруга за пределом установленного круга лиц, а значит, что экзогамным, по определению, являлся и род. Но при этом супруга можно было брать только среди того рода (иногда – нескольких родов), с которым заключена своеобразная ассоциация. Такой союз родов называется фратрией, и фратрия является эндогамной. Таким образом, получается, что эндогамия и экзогамия – это не два разных обычая, как полагал Мак-Леннон, а части одной системы.
В обществах, переживших переход к производительному хозяйству, дуально-родовой брак уступил место новой форме семьи. При сохранении общего родового имущества, один из супругов стал менять место жительства и переходить в род к другому супругу. В результате образовывалась устойчивая пара, связанная местом жительства. Ребёнок по-прежнему содержался и воспитывался всей общиной, но персональную ответственность за ребёнка нёс уже отец. В результате, образовывалась семейная пара, которая по-прежнему не была скреплена жёсткими экономическими или социальными связями и нормами. Родители вроде жили вместе, хотя в любой момент могли разойтись, поскольку их ничего не держало, кроме взаимной симпатии. Это – парная семья.
Однако, парная семья, подразумевающая возможность быстрого расторжения брака, просуществовала недолго. Поэтому сегодня её рассматривают скорее как переходную форму, чем как самостоятельное явление. С развитием экономики некогда единое родовое хозяйство стало распадаться, и его «растаскали» большие семьи. Большая семья состояла из нескольких супружеских пар, которые были связаны родством по мужской или, реже, женской линии и вели общее хозяйство. Например: дед, его сын и внук, каждый имел свою жену, но у них было общее жилище, земля, скот и т.п. Большая семья могла быть вертикальной, как в приведённом примере, горизонтальной, если в неё объединялись семьи нескольких братьев, а также смешанной, когда в ней объединялись родственники и по вертикальной, и по горизонтальной линии.
Управлялась
такая семья семейным советом, который
выбирал главу семьи – не обязательно
самого старшего, но наиболее авторитетного
и отличающегося личными
С развитием сельского хозяйства и скотоводства постепенно росла социальная роль мужчины. Это было связано с тем, что в этих видах деятельности ведущая роль принадлежала мужчинам. В результате – труд мужчины ценился больше, чем труд женщины. Появлялась личная собственность на средства производства, и, очень логично, что они принадлежали тем, кто ими работал – мужчинам. Эта собственность начала передаваться от производителя к производителю, т.е. – от мужчины к его сыну. Кроме того, новые виды хозяйства привели к появлению излишков, которые мужчины так же рассматривали как свою собственность (а не общую). В итоге – начало формироваться патриархальное общество. Особенно быстро это произошло у скотоводов (т.к. у них роль мужчин более ярко выражена). У земледельцев этот процесс происходил дольше.