Проявления зороастризма в бытовой жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2010 в 22:00, Не определен

Описание работы

Рассмотрение положения зороастрийцев в современном Иране, эволюция религии, демонстрация параллелей с мировыми религиями.

Файлы: 1 файл

Курсовая по зороастризму окончательная.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

    В современных зороастрийских общинах  наблюдается тенденция к «осовремениванию»  брака, т.е. молодым дают право самим  выбирать избранника или избранницу, а брачный возраст определяется общегосударственным законодательством. 

    2.3 Мужчина и женщина в зороастризме

    История эволюции человеческого общества неразрывно связана с полоролевым распределением прав и обязанностей. Зороастризм сохраняет в себе следы переходного состояния от матриархата к патриархату.

    Зороастрийцы  считали, что женщин нельзя ставить во главе светской власти. Они могли быть только жрицами в храмах. В истинной высшей зороастрийской иерархии духовные ценности должны охраняться женщинами, и все функции жрецов, по сути, должны принадлежать женщинам. А у светской власти должен стоять мужчина. Мужчины и женщины должны разделить власть светскую и духовную. Именно женщины должны быть в храме, а не мужчины. Мужчины до пускались в алтарь, но высшие чины в зороастризме и в сокровенной его части (зерванизме) раньше принадлежали женщинам. Мужчина-жрец до 42 лет не может быть допущен к таинствам, а женщина имеет это право, начиная с 21 года. Мужчины в зороастризме, если и выбирали духовный путь, были в большей дискриминации, зато женщинам не давали возможности властвовать, светская власть принадлежала мужчинам. И ни в коем случае шах не должен был слушать советы жены, если решались не духовные вопросы, а вопросы светской власти (ведение войны, как устранить противника, кого на какой пост поставить и г. д.), потому что большего интригана, чем жена, он не найдет. Самые страшные интриганы — это дамы. Мужчина никогда не сравнится в коварстве и изощренности с женщиной. Именно поэтому женщинам свой ум, свои способности, гибкость, интуицию следует направлять на духовную область, где необходимо их знание психологии, куда более совершенное, чем у мужчин.

    В Сасанидские времена, начиная с III в., женщин отстранили от духовной власти, им перестали доверять жреческие саны. До этого жрецами были и мужчины, и женщины. Зороастрийцы придрались к словам Заратуштры в Гатах. В беседе с Ахурой Маздой он говорит: «...ибо истинно говорю тебе, что женщина не может править. Где бы она ни была — на земле, на море, в соприкосновении со стихией, жене нельзя доверять правлением. Но здесь говорится только о светской власти и ни слова о власти духовной, о духовном направлении людей. Заратуштра в 17-й Гате упоминает несколько жриц и говорит: «... благословен, но будет слово, исходящее из их уст, благословенны будут руки их, исцеляющие, дающие жизнь, благословенны будут люди, которые придут к ним»15. То есть он упоминает их как носительниц духовной власти. Но зороастрийцы-ортодоксы выбросили то, что им не понравилось, оставили только то, что им было нужно, и сказали: «Женщина может ходить в храм, но служить, быть жрецом не может»16.

    В вопросе взаимоотношения полов  также существовали определенные предписания. Безбрачие и абсолютное целомудрие осуждались. Жизнь мужчины была подчинена долгу продолжения рода. Среди зороастриек случаев проституции не наблюдалось. Хотя положение женщины-зороастрийки в доме было более терпимо, чем положение мусульманки, все же строгая религиозная регламентация ее жизни, изнурительные предписания очищения, отдаление от близких во время болезней или родов причиняли зороастрийской женщине нравственные страдания. Бывали случаи, когда зороастрийки покидали дома и через некоторое время принимали ислам, становясь женами мусульман. Однако не только строгие религиозные предписания являлись причиной ухода (хотя и редкого) зороастриек из дома. Поводом к этому являлось то обстоятельство, что зороастрийские мужчины довольно поздно вступали в брак, а девушки готовили себя в брак с 13-14 лет. Только в 20-30-е годы XX в. в связи с общим улучшением положения зороастрийцев мужчины начали вступать в брак значительно раньше. Мусульмане нередко, однако, похищали зороастрийских девушек, славившихся своей красотой. Так, в 1945 г. мусульманином была похищена и обращена в ислам дочь известного зороастрийского священнослужителя Кермана Хоршида Ошидари17.

    Современные зороастрийцы существуют в рамках традиционной патриархальной семьи, однако, зороастрийские женщины обладают большей свободой, нежели приверженки ислама или индуизма. 

    2.4 Погребальный обряд

    В современной исторической науке  появление погребального обряда связывают с появлением религиозного мировоззрения. Считается, что по характеру проведения похорон и последующих обрядов можно судить о представление народа о загробном мире, мире духов и космогонии.

    В концепции зороастризма жизнь рассматривается  как благое начало, предоставленное  Ахура-Маздой, а смерть – зло, исходящее  от Ахримана. Пока правоверный жив – он олицетворяет благое начало, но если человек умирает, то его труп становится осквернением, выражением злого начала, так как смерть согласно зороастризму есть зло. Поэтому никто из единоверцев, даже самые близкие родственники, кроме насассаларов, или мойщиков трупов, никогда не смеет прикасаться к покойнику.

    Выставление издавна было присуще различным индоиранским племенным группировкам и вошло в устойчивую связь с идеологией зороастризма исторически поздно. Во времена Геродота (1.140) оно было характерно только для магов, а вот по Юстину (41.3.5) и предписаниям Видевдата веков пять спустя превратилось в обязательное для всех верующих. Сам Зороастр насчет погребальной обрядности не высказывался, но одна из его тирад (Ясна 30.7) явно предполагает допустимость обычной ингумации, погребения в земле, что по Видевдату есть ужасный, “неискупимый грех”, если полагаться на его ритуальные главы (с 4-й по 17-ю). Однако в нем же, в мифологических главах (3.35 и 18.51), допускаются та же ингумация определенно и, может быть, кремация18.

    При умирающем присутствовала собака, которая  у зороастрийцев является священным животным. К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.

    Собаку  любили за беззаветную преданность  и верность, ее присутствие символизировало  уничтожение всего грязного, порочного, безнравственного, к тому же она  съедала все остатки и отбросы  пищи. Еще в далекой древности  зороастрийцы верили, что пристальный, магнетический взгляд собаки обладает особым свойством. Оно заключалось в том, что взгляд собаки способен был, как полагали верующие, прогонять «насу» и злых духов, осквернявших все живое. Именно с этим связывался обычай «сагдид» – обязательное присутствие собаки при умирающем. На этот счет существуют разные предположения: одни ученые связывают этот обычай с мифологическим героем Иимой, у которого были особые собаки с четырьмя глазами. Более рационалистические теории указывают на особый инстинкт собаки, предчувствующей последний вздох и последний удар сердца умирающего. По древнему обычаю, существующему и поныне, вокруг умирающего разбрасывали кусочки хлеба или клали их на его грудь, и собака съедала их. Если для этой цели в древности использовались собаки особой породы, то уже в XIX в. в г. Йезде, например, обычай «сагдид» выполняли самые обычные уличные собаки. Только после того как собака съедала кусок хлеба в помещении умершего, родственникам объявлялось о смерти их близкого19.

    Прикасаться к покойнику могли только насассалары, они обмывали тело, надевали на него белый саван и пояс кушти, складывали руки на груди. Для всех других прикосновение к усопшему влекло длительный обряд очищения; близкие могли только издали смотреть на покойника.

    В течение трех дней и трех ночей, пока покойник не был похоронен, служители культа и родственники читали молитву, соблюдая определенные запреты в отношении еды и питья. Только на четвертые сутки, когда считалось, что душа усопшего переселилась в загробный мир, с восходом солнца совершался обряд погребения в соответствии с правилами, изложенными в Авесте.

    На  железные носилки клали деревянный настил, а на него труп. Руководили похоронами насассалары, которые несли носилки. Похоронная процессия сопровождала носилки; служитель культа воздавал хвалу богу, вместе с ним молились присутствующие на похоронах, Процессия сопровождала носилки только до подножия специального сооружения, места захоронения зороастрийцев – астодана, или так называемой башни молчания высотой 4,5 м. Носильщики и служители культа поднимались со своей ношей на башню, помещали труп в сидячем положении на краю погребальной площадки (дахмы) и закрепляли его за ноги и волосы, чтобы звери или птицы, растерзав тело, не могли унести останки к воде или растениям. Когда птицы склевывали все мясо, а кости под влиянием солнца полностью очищались, тогда их сбрасывали в башню молчания.

    Геродот и Страбон утверждают, что во времена  Ахеменидов персы натирали тело воском и хоронили умерших царей в особых гробницах или склепах, вырубленных в скалах Накше-Рустама. Маги или жрецы выставляли трупы на особого рода возвышения и погребали «не ранее того, как их разорвут птицы или собаки». Однако уже при Сасанидах тело умершего выносилось за город, где его клевали хищные птицы; класть тело в могилу или сжигать запрещалось. Запрещение кремировать трупы греческие ученые объясняли тем, что огонь согласно зороастрийским верованиям считался священным.

    Насассалар  происходит от слова «насу» – олицетворение  смерти, часто представлявшееся в  виде мухи, прилетающей с севера. Она вселяется в мертвых и даже живых существ, если, как считают зороастрийцы, этому не воспрепятствовать соответствующими молитвами и соблюдением особых предписаний20.

    Обряд, связанный со смертью и погребением, носил специфический характер. Он соблюдался строго и скрупулезно. В Авесте (5-й и 8-й фаргарды Видевдата) на вопрос правоверных зороастрийцев, как поступать с умершим зимой человеком, говорится: «В каждом доме, в каждом поселении пусть возведут три помещения для мертвых». Помещения должны быть «достаточно высокие, чтобы не задевать головы стоящего человека, вытянутых ног, протянутых рук - таково правильное помещение для мертвых. Там положат труп на две ночи, три ночи, на месяц, пока не полетят снова птицы, не зацветут растения, скрытые воды не потекут и ветер высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». Согласно предписаниям Авесты, умирающий должен был лежать в особом помещении, отгороженном от жилых комнат родственников и близких. При этом соблюдалась определенная. Дистанция между умирающим и живыми людьми и некоторыми предметами, которые считались у зороастрийцев священными. Это расстояние равнялось «тридцати шагам от огня, тридцати шагам от воды, тридцати шагам от связки священных ветвей».

    В Иране традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака21.

    Согласно  зороастрийской вере, души умерших  освещают жизнь живущих, а живущие, поддерживая традиции, чтут своих предков и желают, в свою очередь, после смерти воссоединиться со своими близкими, отошедшими в мир иной. Поэтому церемония поминок по усопшему обязательна. Траур соблюдается в течение разных сроков, в зависимости от степени родства – начиная с нескольких месяцев, полгода, год. Поминки происходят сразу после похорон, но все родственники должны перед ними совершить обряд омовения, который начинается с мытья головы, левого, затем правого уха, лица, шеи. Необходимо также выстирать одежду и вымыть дом. Омовение производилось не только водой, но и особой жидкостью, приготовленной из коровьей мочи, считавшейся священной. После этого в дом вносят огонь. В дом, где умер человек, новый огонь можно вносить только через девять суток зимой и через месяц – летом. На огонь выливалось несколько капелек жира – символ жертвоприношения. Поминки повторялись на 10-й и 30-й день, затем через год и позднее. На поминках читались молитвы, ели, пили и жертвовали деньги в пользу бедных. Молитвой руководил дастур, другой священнослужитель растирал в ступе священное растение хаому, которое смешивалось с молоком и соком некоторых растений, и получившийся напиток раздавался присутствующим. Еще один служитель культа подносил культовые предметы дастуру, читавшему молитву. Необходимым культовым предметом являлся «барсман» – ветка тамариска или ивы, которую позже заменили пучком металлических прутьев. Их держал в руках священнослужитель.

    Поминки устраивались для того, чтобы «порадовать  душу» покойного, умилостивить духов  всех родов, а также для «спасения» душ живущих. Как считает М. Бойс, «поминая близких, каждый человек несет ответственность за набожность своей души»22.

    Период  соблюдения поминальных обрядов  был заимствован христианством из зороастризма, а представление  о жизни как высшей ценности легло в основу многих учений. Нам представляется, сто само  стремление зороастрийцев к сохранению тела как при жизни, так и после смерти заимствовано ими у древних египтян.   

    2.5 Порядок наследования

    По  порядку наследования, принятому  в обществе,  можно судить об уровне развития социальных отношений, а также о традиционном семейном укладе.

    Значительная  доля наследства в зороастрийской семье отдается самому младшему сыну, который дольше всех остается в доме, с родителями. Младший сын наследует дом и сад и одновременно несет ответственность за культ предков и выполнение всех обрядов, связанных с этим культом. Если младший сын и другие дети принимали мусульманство, они навсегда лишались права на свою долю наследства.

    Когда по завещанию по каким-либо причинам наследниками становились не дети, а внуки покойного или побочные родственники, опекунский совет, членами которого являлись служители культа и авторитетные представители общины, в письменной форме утверждал желание завещателя и получал за это определенное вознаграждение.

    Существовала  практика передавать известную долю наследства в собственность наиболее достойным членам общины, другими словами, служителям культа. Так происходило обогащение многих семей зороастрийских священнослужителей. С XVI в. начинается процветание семейства зороастрийского мобеда Йеганеги, проживавшего в селении Навсари неподалеку от Йезда, когда несколько зороастрийских семей преподнесли ему в дар землю, засаженную финиковыми пальмами, которую потом наследовал его сын23.

    Передача  большей части наследства младшему сыну нехарактерна для евразийских  обществ, но традиция передачи части  имущества служителям культа (например, пожертвования в монастыри) прочно укоренилась в этих обществах. 

 

     Глава 3. Зороастрийский календарь

    По  структуре используемого народом календаря можно судить как о религиозных воззрениях, так и о географическом местонахождении и основах ведения сельского хозяйства.

Информация о работе Проявления зороастризма в бытовой жизни