Эволюция и раскол христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 01:52, реферат

Описание работы

История христианской религии насчитывает теперь уже две тысячи лет, однако ее идеологические и ритуальные истоки можно обнаружить примерно за столетие до начала новой эры. Наряду с буддизмом и мусульманством христианство ныне – одна из наиболее распространенных религий мира, как по ее географии, так и по числу исповедующих ее людей. Около трети жителей планеты включается церковной статистикой в общее определение «христиане». Число последователей насчитывает более 1 млрд. 300 млн. человек. Христианские церкви различных направлений действуют на всех континентах и почти во всех странах.

Содержание работы

1. Что такое христианство……………………………………..……………3
2. Возникновение христианства………………………………………….…4
3. Эволюция христианства…………………………………………….…….6
3.1. Социальная сущность первоначального христианства……….………..6

3.2. Причины быстрого распространения христианства……………….…....7

3.Превращение христианства в государственную религию………………9
4. Расколы в христианской церкви………………………………………….11
4.1. Ереси………………………………………………………………………..11

4.2. Расколы…………………………………………………………………..…13

4.3. Реформация………………………………………………………………....15

5. Христианство – мировая (наднациональная) религия. ………………...17

Файлы: 1 файл

Рефератик для Лилюсика.docx

— 54.73 Кб (Скачать файл)

          Возвращаясь к вопросу возникновения и становления раннего христианства, следует отметить, что оно, в первую очередь, возникло на почве иудейского сектантства. Некоторые чисто иудейские обряды – празднование субботы, обрезание и т.д. – первоначально имели место и   в христианстве, но постепенно вышли из употребления. Однако упрощенная обрядность христианства открывала его учение для представителей разных народов, и к концу I века общины существенно пополнились последователями нееврейского происхождения.

        Хотя христианство явилось новой религией, которая соответствовала новому этапу в развитии рабовладельческого общества, оно возникло не на пустом месте. Для своего вероучения, морали и обрядности христианство черпало материал из многих источников, разумеется, перерабатывая его по-своему. Эти источники можно разделить на две категории: религиозные и философские. В связи с изложенным, хочется предостеречь от неправильной трактовки вопроса о соотношении заимствованного и оригинального в христианстве. Часто этот вопрос трактуется так, что в христианстве якобы все заимствовано, нет ничего своего, что христианство есть не что иное, как простой синтез ранее сложившихся философских учений и религий. Это неверно. Христианство выступило как новая религия, резко противопоставившая себя всем существовавшим религиозным и философским системам. Оно усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения различных авторов. Однако усвоение различных элементов восточных культов и эллинистической философии не изменило принципиальной новизны учения, а обогатило его, было им, во-первых, переработано и, во-вторых, дополнено специфически христианскими догматами. Поэтому с полным основанием можно и нужно говорить о христианстве как о новой религии.

       История не сохранила данных о национальном составе христианских общин ІІ в. Однако несомненно, что количество евреев в этих  общинах неуклонно уменьшалось, а число прозелитов из язычников возрастало. По мере того как к христианству примыкали другие народы Римской империи, оно приобретало новые черты, вносившиеся этой пестрой, разноплеменной массой. На первоначальную основу слой за слоем накладывался рисунок разнообразных по своему происхождению мифологических сюжетов и представлений, обрядно - культовых церемониалов, особенностей организации жречества и церкви. В итоге возникло нечто вроде синтеза иудейской и языческой обрядности, причем в ходе развития новой религии первая быстро вытиснилась второй. Именно поэтому оно относительно легко вписалось в средиземноморскую культуру и получило быстрое распространение. Именно данное обстоятельство и позволило ему завоевать себе признание и сделаться мировой религией.

      Относительно быстрое распространение христианства в провинциях и в самой Римской империи обусловлено рядом социально-исторических факторов. Во-первых, это кризис античных порядков и духовно-нравственных ценностей, породивший чувства нестабильности, бесперспективности, апатии. Во-вторых, усиление антагонизма между различными слоями населения и, в первую очередь, между рабами и свободными, провинциалами и гражданами, патрициями и обогатившимися воинами. В-третьих, разгром ряда восстаний рабов и населения провинций (в частности, после Иудейской войны 66 – 73 годов) порождали настроения отчаяния, бессилия, потерю надежды на освобождение от Рима.  Это способствовало укреплению идеи небесного спасителя – Мессии, который установит царство справедливости на земле. В результате, в самом начале христианство стало формой социального протеста против сложившихся антигуманных, античеловеческих порядков Римской империи. Оно представляло собой мощное течение.  

    1.    Превращение христианства  в государственную  религию. 

       Со временем  христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих должностных лиц епископов. Создается сложная церковная организация. Ее высшим органов становятся съезды епископов церковные соборы. Епископы больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов. Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а первые два папами (от греческого «папас» отец).

         К IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством.

       Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом... как Христу, Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога».

      Эта готовность церкви освятить слабеющую императорскую власть и весь строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.

       В свою очередь, императорская власть и господствующие классы начинают менять свое отношение к христианам и христианству. Государственно-политическая обстановка в империи рассматриваемого периода оказалась весьма благоприятной для христианства. Империя нуждалась в средствах, которые способствовали бы ее объединению и противодействовали тенденции к распаду. Не последнее место среди этих средств могла приобрести и общеимперская религия, которая пришла бы на смену национальным культам многочисленных народов и стран, во многих случаях питавших сепаратистские тенденции. Смешение этих культов создавало лишь пестроту и беспорядок, в условиях которого могли распространяться и антиимперские настроения в религиозной форме. Назрела необходимость в общеимперской «мировой» религии, которая служила бы центральной власти идеологическим костяком, скрепляющим империю. А среди заполнявших религиозную арену Римской империи культов не было таких, которые могли бы успешно конкурировать с христианством и исполнять роль общеимперской религии.

         Императорская власть была  крайне  заинтересована в новой мировой  религии, которая объединила бы  население гибнущего государства  независимо от этнической и  классовой принадлежности. Христианство  обладало качествами, чрезвычайно  важными в этом отношении. Его  космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем  веке («ни эллина, ни иудея» - Колосс.,ІІІ,11), его демократичность и демонстративная любовь к социальным низам, реально не угрожающая состоятельным и правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения, притом независимо от его классового состава. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения (І Петр.,ІІ,18; Еф.,VІ, 5; Колосс., ІІІ,22), как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного повиновения со стороны всех слоев общества и со стороны всех провинций империи. И если в христианстве  начала ІІ в. было еще много такого, что исключало возможность его «огосударствления» (актуальная эсхатология, узконациональная иудейская ограниченность, оппозиция в отношении богатых и в отношении «вавилонской блудницы» - Рима, неприятие античной культуры, в том числе и философии), то к началу ІІІ в. во всех этих отношениях вехи были решительно сменены и христианство  стало единственной религией, способной стать государственной в Римской империи. Понадобилось, однако, столетие, чтобы эта возможность стала реальностью.

        Для положения христианства в  государственно-политической системе  Римской империи нельзя начертать  такой почти однолинейный график  эволюции, как можно это сделать  в отношении изменения его  социального учения и социального  состава его приверженцев. И в  течение ІІ в., и на протяжении  еще более ста лет государственно-политическое  положение христианских общин  и церкви все время колебалось, менялось и отношение к ним   властей – от почти полной  терпимости к политике преследования  и обратно. И это зависело  не только от занимавшего престол   императора, к чему нередко сводится  в церковной литературе объяснение  данного явления: дескать, Антоний  Пий был человек гуманный, а  Деций – жестокий. Это неправильно  потому, что такой, например, гуманист, как «император-философ» Марк  Аврелий, не отличался мягким  отношением к христианам. Гонения  возникали обычно в тех случаях,  когда внешнеполитические или  внутренние осложнения, делали преследование  христиан выгодным государству.  В первые десятилетия ІІ в.  христиане подвергались преследованиям, после чего наступил период  относительного спокойствия для  них. В течение ІІ в. произошел  и завершился окончательный разрыв  христианства с иудаизмом. Взаимоотношения государства и церкви в ІІІ в. и начале ІV в. были сложными. Христианские церкви афишировали свою преданность существующему строю и готовность служить ему. Больше того, они втягивали власти в собственные дела, и иногда, что было невозможно в предшествующий период, обращались к ним для решения своих внутренних споров. Главная причина же  «зигзагообразной» политики императоров в отношении христианства заключалась не в личных симпатиях и антипатиях императоров, не в их корыстных побуждениях, а в том, что на всем протяжении  рассматриваемого периода они искали выход из создавшегося положения и с неуверенностью относились к тому, что таким выходом может явиться именно признание христианства государственной религией. Только в начале ІV в., когда стала очевидной безрезультатность диоклетиановых репрессий, императоры пришли к решению, которое и было осуществлено сначала Галерием (293-311), а потом Константином (306-337).  Император Константин в 313г. издал указ о предоставлении христианству таких же прав, какими пользовались другие религии. В 324г. он официально объявил христианство  государственной религией Римской империи. Константин начал именовать себя главой христианской церкви. А в последнее десятилетие IV века, при императорах Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии.

         Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя Виктории богини победы, символ старого римского духа и государственности, была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества знаменитые олимпийские празднества олимпиады. Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы. Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.

      Так сложился союз церкви с Римским государством. Так «церковь борющаяся» стала «церковью торжествующей». Так, за сравнительно короткий отрезок времени (300 лет) христианство проделало путь от незначительной и слабой секты иудейской религии до государственной религии Римской империи и быстро распространилось в Средиземноморье, а в последующем и во всей Европе. 

4.        Расколы в христианской церкви.

      4.1.      Ереси.

         Однако  «неправильно было бы считать, что проникнутые боевым духом и уверенностью в победе раннехристианские общины изменили своим принципам и превратились, в конце концов, в послушный орган императорской власти. Здесь имела место не мирная эволюция, а ожесточенная борьба течений. Одержало верх и подавило то течение, которое больше других соответствовало экономическому, политическому и духовному уровню империи. Другие либо вовсе были подавлены, либо остались лишь как ереси, против которых церковь – впоследствии в союзе с государством – вела смертельную борьбу».

      Церковь III в. объединила самые  различные социальные элементы. В ней происходили глубокие  внутренние перемены. Не все верующие  мирились с «обмирщением» церкви, ростом церковного имущества,  утверждением монархического епископата, защитой интересов господствующих  классов, стремлением церкви к  примирению с императорской властью.  Острая социальная борьба внутри  церкви находит отражение в  ожесточенных спорах по различным  догматическим вопросам и вопросам  дисциплины. Борьба с церковью, ее  политикой и идеологией облекалась в религиозную форму ересей.

    Евсевий сообщает, что «ереси  появлялись одни за другими». Христианский писатель Филастрий в своем произведении «О ересях» насчитывал более 150 ересей. К ересям II в. (иудеохристианству, монтанизму и гностицизму) в III – IV вв. прибавились новые: савеллианство, непотианство, новатианство, арианство, донатизм, манихейство и т.д. Особенно острой критике был подвергнут устанавливаемый в то время догмат святой троицы и триединства божества. С одной стороны, проповедовалось учение о едином боге, а с другой  -  развивалось представление о Христе как логосе, как предвечном сыне божьем, единосущном своему отцу. Это учение о «втором боге», о природе Иисуса Христа вызвало много споров. Богочеловек (Иисус Христос) как раз составлял специфическую особенность христианского культа. Церковь цепко держалась за этот культ и яростно преследовала всех его противников.  Все секты, выступавшие против догмата святой троицы, получили название антитринитариев.

     Серьезные распри в христианском  мире вызвали споры об иконопочитании. В результате верующие разделились  на два противоположных  лагеря  иконопочитателей  и иконоборцев.  Последним, отождествлявшим поклонение  иконам, пышные церковные обряды  и богатством церкви с язычеством  и не приемлемое в истинном  учении, на некоторое время удалось  получить статус государственной  религии в Византии при императорах  Льве Исавре, Константине Копрониме  и Льве Козаре. В итоге, ссыльные и преследуемые иконопочитатели в VII – VIII вв. расселяются в отдаленных провинциях империи или за ее пределами: в Болгарии, Северной Африке, Малой Азии, Кавказе и Крыму. Они создают множество мелких монастырей и общин, способствуя проникновению христианства в соседние государства. В частности, в Крыму мы им обязаны основанием  пещерных монастырей, возникших в VIII – IX вв. Но уже на VII Вселенском соборе, в правление императрицы Ирины, была осуждена иконоборческая ересь и восстановлено почитание икон. Окончательное почитание икон было закреплено в 842 году при императрице Феодоре на поместном Константинопольском соборе.

       4.2.      Расколы.

        Вместе с ересями в христианской церкви появились и расколы. Так называются отпадения от единства церковного не из-за разногласий на почве вероучений (как ереси), а по вопросам, касающимся обрядов, богослужения и церковного управления. Иногда ереси совпадают с расколами. В числе наиболее ранних известны расколы новациан и донатистов.

         Ряд расколов церкви произошел  не почве учений несториан,  монофизитов и монофилитов,  совпавших  с различными событиями политической  истории. Так от православия  откололась Армяно-Григорианская церковь (выступала против несторианства), общины несториан (Курдистан, Сирия, Индия, Северная Персия), Иаковиты, Коптская и Абиссинская церковные общины (монофизитской ориентации) и Марониты (монофилитская ориентация). В указанных церквях имеются различия в обрядах, обычаях и праздниках.

      Наиболее крупный раскол в  единой апостольской церкви произошел  во второй половине XI века, когда  она разделилась на православную и католическую. Формально официальной датой разделения церквей считается 1054 год,  однако процесс разделения начался значительно раньше.  Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточной и западных областях Римской империи, рядом политических событий и конкурентной  борьбой между регионами, что отразилось на церковной жизни. Кроме того следует отметить, что после признания христианства государственной религией империи оно существовало в условиях сильной центральной власти.

Информация о работе Эволюция и раскол христианства