В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - вот далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. В.М.Бехтерев оставил яркий след в истории отечественной психологии.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Общая психобиология.

   Исследовательскую стратегию В.М.Бехтерева на втором этапе становления концепции можно описать как поиск связей всего со всем в том микрокосме, которым является человек. Отправным пунктом поиска остается мозг, а конечным – все в большей мере становится психика. Психологическая проблематика начинает перемещаться с периферии системы взглядов к ее центру, превращаться из средства в цель. Это постепенное перемещение прослеживается, например, в названиях основанных В.М.Бехтеревым журналов: «Неврологический вестник» (1893), «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» (1896), «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» (1904).

   Итоги развития взглядов ученого в области  психологии обобщены им в монографии «Психика и жизнь». Ее название отражает связь подхода В.М.Бехтерева с постановкой Г.Спенсером проблемы отношения жизни и духа и свидетельствует о намерении вписать психическое в круг изучаемых естествознанием явлений, установить связь биологического и психологического в рамках новой дисциплины – общей психобиологии. В.М.Бехтерев выделяет для рассмотрения психофизиологическую проблему и вопрос о функции психического в жизнедеятельности организма. Отличительной особенностью их решения является постепенный перевод психофизиологической проблемы в психофизическую.

   Психические и физиологические («физические», «материальные») процессы не признаются ни параллельными, ни взаимодействующими; они имеют  единое энергетическое основание, в  котором те и другие потенциально содержатся и из которого развертываются. С точки зрения В.М.Бехтерева, энергетическая основа присуща миру вообще; это – сила, неотделимая от материи, вещества. Поэтому природа рассматривается им как деятельная среда, единство вещества и силы.

   Внутренний  мир предстает в общей психобиологии как одно из проявлений мировой энергии, наряду с миром внешним. Их отношение рассматривается в соответствии со спенсеровским определением жизни как приспособления внутренних отношений к внешним: среда трактуется как деятельная сторона их взаимодействия. Однако В.М.Бехтерев не соглашается с пониманием субъективной стороны как пассивной, реагирующей на динамику средовых влияний: живое отличает от неживого активное отношение к среде, которое выражается в возможности отстраиваться от актуальных воздействий, влиять на среду, преобразовывать ее в соответствии с потребностями. Функции психического и физиологического во взаимодействии со средой различны: нервная система – это «главный аппарат отношения к окружающей среде», психика – важный и самостоятельный, руководящий, регулирующий фактор, «важнейший определитель отношений живого организма к окружающей его среде».

   Отношение к среде, т.е. возможность возникновения  не обусловленной ни внешними воздействиями, ни физико-химическими реакциями, а  определяющейся лишь какими-то особыми внутренними состояниями реакции существует, согласно В.М.Бехтереву, уже у растений и простейших, а также на клеточном уровне – у нервной клетки. Об активном отношении к среде как внутренней переработке воздействия извне свидетельствует степень независимости от влияний среды, разнообразие внешних проявлений организма. Стороннему наблюдателю доступны такие явления, характеризующие отстройку от внешних воздействий, как различение и выбор движения. Они рассматриваются в качестве критерия психики, развертывающейся одновременно в объективных и субъективных формах.

   Таким образом, на втором этапе становления  концепции В.М.Бехтерева изучение связей в том микрокосме, каким  является человек, дополняется исследованием  связей его с миром. Ученый следует позитивистской доктрине, стремясь к изучению явлений и отношений между ними. Он уделяет большее, чем прежде, внимание психологическим проблемам и видит будущее психологии в превращении ее в новую естественно-научную дисциплину – общую психобиологию. В.М.Бехтерев переводит психофизиологическую проблему в психофизическую и рассматривает активное отношение организма к среде. 

Объективная психология.

   Третий  период научного творчества В.М.Бехтерева  – это время активной работы над  психологическими проблемами: им посвящено более двух с половиной десятков публикаций; много сил ученый вложил в организацию и проведение первых всероссийских психологических съездов: он задумал (1904) и осуществил (1907) открытие Психоневрологического института. Первая работа В.М.Бехтерева, в названии которой вынесены слова «объективная психология», появилась в 1904 г. Обосновывая свой вариант новой психологии, исследователь ссылается не на свои публикации, а на изложение собственной точки зрения в лекционных курсах по психологии, начиная с казанского периода. Термин «объективная психология» восходит к Спенсеру, однако и до В.М.Бехтерева его уже пытались применять. Проблема объективного исследования психических явлений, т.е. установления связи наблюдаемых проявлений с душевной жизнью или душевными свойствами, также ставилась ранее.

   Свою  новую психологию В.М.Бехтерев строит, основываясь на критике недостатков  традиционной, интроспективной. Он вновь  показывает ограниченность метода самонаблюдения, очерчивающего лишь область открывающихся субъекту изнутри переживаний, не исчерпывающих психического. Ученый опирается на выдвинутое им ранее положение о двух формах существования психики: субъективных переживаний и объективных проявлений. Традиционной психологии доступна лишь первая из них, поэтому следует дополнить ее новой системой взглядов.

   В.М.Бехтерев убежден, что новую, объективную  психологию можно построить как  автономную, независимую от традиционных воззрений на психическое, теоретическую  систему; отсюда – введение запрета  на употребление психологических терминов и метода самонаблюдения, но лишь в новой системе, а не вообще. Исследователь неоднократно подчеркивал, что считает развитие субъективной психологии «вполне законным» и признает существование субъективных переживаний и их важную роль во взаимодействии организма с окружающей средой: субъективное руководит отношением организма к внешним воздействиям, их внутренней переработкой, делает возможным самоопределение, т.е. самостоятельную, независимую от актуальных влияний постановку цели и выработку целесообразных отношений к среде.

   В.М.Бехтерев существенно раздвигает те границы, которые устанавливает для изучаемой  реальности субъективная психология; в них включаются не только открывающиеся  сознанию, но и бессознательные психические  явления, не только внутренние, субъективные переживания, но и их внешние проявления, не только само психологическое, но и его биологические основы. Будущее новой психологии ученый по-прежнему видит в ее тесной связи с естественными науками, как их молодой отрасли. Основным понятием объективной психологии становится понятие невропсихики (при изучении животных, лишенных нервной системы, биопсихики), предполагающее снятие психофизиологической проблемы, единство психических и физиологических процессов, следующее из единства их энергетического основания. Психическое превращается в невропсихику.

   Описывая  ее работу, В.М.Бехтерев опирается на схему И.М.Сеченова, включающую в  себя три звена: внешнее воздействие, вызывающее центростремительный импульс, центральную реакцию и центробежный импульс, приводящий к внешней реакции. Для этапа объективной психологии характерны попытки В.М.Бехтерева дать подробное, развернутое описание центрального звена, т.е. объявить целью новой психологии реконструкцию середины по наблюдаемым началу и концу. Все реакции организма, от чистых рефлексов до самых сложных психических явлений, укладываются в схему И.М.Сеченова, и все они рассматриваются В.М.Бехтеревым как акты отношения организма к внешней среде, т.е. большей или меньшей независимости от нее, самодеятельности.

   Очень важным для системы объективной  психологии является положение о  том, что зависимость между внешним  раздражением и внешним же проявлением  опосредована прошлым опытом. Эта  зависимость рассматривается исследователем не с точки зрения соответствия между этими двумя сторонами; его скорее интересуют законы несоответствия между ними, тот факт, что внешнее воздействие не может навязать наделенному психикой организму определенную реакцию, не может принудить его к ней. Психика опосредует соотношение между воздействием и внешним проявлением, превращает его «из прямого следствия в отдаленное последствие». Организм выбирает ответную реакцию, и этот выбор обусловлен прошлым опытом.

   Таким образом, главным отличием объективной  психологии В.М.Бехтерева от традиционной субъективной является видение исследуемой реальности с позиции стороннего наблюдателя, которому открывается не сфера ясного сознания, а система «организм – среда», представленная в своем актуальном существовании сложной зависимостью между раздражителем и внешней реакцией. В этой системе «средний термин» - отношение – охватывает все формы взаимодействия организма с миром, все виды активности живого, от самых простых рефлексов до сложных психических процессов. Психологическому изучению подлежат те виды отношения, которые характеризуются внутренней переработкой внешнего воздействия, основанной на участии прошлого индивидуального опыта. В этом случае внешнее проявление оказывается обусловленным в большей степени бывшим и в меньшей – актуальным раздражением.

Психорефлексология.

   Четвертый этап становления концепции В.М.Бехтерева  не сопряжен с кардинальным пересмотром  сложившихся ранее взглядов. Логика и основные положения первой рефлексологической работы повторяют ход рассуждений  и главные мысли публикаций предыдущего периода. Изменения касаются истолкования наблюдаемых проявлений и нервно-психической деятельности в целом. Последняя начинает рассматриваться «как сложный комплекс рефлексов высшего порядка того или иного характера, находящихся во взаимоотношениях друг с другом». Следовательно, меняется понимание предмета изучения: в объективно-психологическом периоде это связь наблюдаемых извне начала и конца целостного акта, рассматриваемого как нервно-психический процесс; в психорефлексологическом – искомая связь становится постулируемой, априорной, так как в определение предмета включается рефлекс в целом, а не только его доступные наблюдению звенья, т.е. не сами наблюдаемые явления, а их интерпретация, избранная в соответствии с определенной теоретической схемой.

   В.М.Бехтерев формулирует задачу изучения механизма  психорефлекторных актов и показывает невозможность ее решения средствами субъективной психологии: с использованием ее терминологии и на основе интроспективной  исследовательской позиции. Он использует для описания центрального звена рефлекса язык физиологии, говоря о «внутрицентральном нервном процессе», о «временно заглохших» путях сочетательных рефлексов. Отказываясь следовать интроспективной исследовательской позиции, В.М.Бехтерев, тем не менее, находит альтернативный традиционной психологии способ отображения субъективного начала в человеке. В рамках психорефлексологии исследователь продолжает разрабатывать проблему личности («личной сферы»), понимаемой как «главный центр нервно-психической деятельности, лежащий в основе активно-самостоятельного отношения живого организма к окружающему миру».

   Таким образом, в период рефлексологии  место нервно-психического процесса как основной единицы анализа  актуального взаимодействия со средой занимает рефлекс. Введение этого понятия не означает отождествления высшего с низшим. Ученый сохраняет взгляд на связь организма со средой как на иерархию видов отношения к ней, от простых до самых сложных. Он продолжает изучать наиболее сложные виды отношений, возникающие при участии прошлого опыта, в связи с проблемой личности. Исследователь наделяет личность основными функциями психического – интеграцией и регуляцией, указывает на возможность достижения высшего уровня во взаимодействии со средой – активно-самостоятельного отношения – лишь при образовании личности. Понятие «рефлекс» описывает в психорефлексологии актуальный план связи организма со средой, понятие «личность» - потенциальный план, а объединяет два плана анализа понимание этой связи как отношения.

Рефлексология.

   Важным  событием заключительного периода  научного творчества было открытие в 1918 г. по инициативе В.М.Бехтерева и  под его руководством Института  по изучению мозга и психической  деятельности. Основная задача его  была определена как «всестороннее изучение человеческой личности и условий правильного ее развития» и конкретизирована следующим образом: «… а) изучение мозга и всей вообще нервной системы, как-то: ее строения у человека и животных, ее отправлений, питания, а также биохимических процессов, болезненных нервно-психических состояний и новейших методов ее лечения до серологии и хирургической невропатологии включительно; б) изучение различных проявлений человеческой личности по методам рефлексологии, включая детскую, общественную, патологическую рефлексологию и биорефлексологию; в) изучение человеческой личности по методам наблюдательной и экспериментальной психологии, как общей, так и индивидуальной; г) изучение различных видов прикладной рефлексологии и психологии, как-то: педагогической с включением экспериментальной педагогики, профессиональной с изучением нервно-психической организации труда в связи с выбором профессии, судебной и пр., а также умственной и нервной гигиены и других сопредельных областей знания; обсуждение добытых в этих областях наукой результатов в ученых конференциях, осуществление коллективных научных работ и изданий, превышающих силы отдельных лиц».

   Сравнение данных об Институте мозга с материалами, описывающими деятельность ранее созданных  В.М.Бехтеревым научных учреждений (лаборатории в Казани в 1885 г. и Психоневрологического института в 1907 г.), указывает на единство логики исследователя; во всех трех пунктах отправной точкой было изучение субстрата – мозга, нервной системы. Объект исследования в 1885 г. определен как нервная система, прежде всего центральная, в 1904 г. – как мозг и психическая сфера, что воспроизведено в 1918 г. в названии нового института и отражено в списке его лабораторий, включающем лаборатории анатомии мозга, физиологии мозга, биохимии мозга, бактериологии мозга, экспериментальной психологии, рефлексологии, экспериментальной педагогики, школьной, умственной и нервной гигиены, а также психотерапии. Данные об организации Института мозга, где рядом с рефлексологией стоит психология, заставляют усомниться в справедливости тезиса об антипсихологизме В.М.Бехтерева на поздних этапах его научного творчества.

Информация о работе В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии