Виды политической лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой работы в том, что каждый человек, так или иначе вовлечённый в политику, может получить весомые преимущества в жизни, обладая хотя бы минимальными знаниями о психологии лжи.
Цель исследования: теоретически изучить феномен лжи и особенности её проявления в политике.

Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы, касающейся психологии лжи
2. В рамках теоретического анализа исследовать специфику лжи и её проявления в поведении политиков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 6
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛЖИ. 9
2.1. Разновидности лжи. 9
2.2Психофизиология лжи. 15
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В ПОЛИТИКЕ. 18
3.1 Особенности проявления лжи во внутренней и внешней политике. 19
3.2 Ложь как основа манипуляции общественным сознанием. 21
3.3 Классификация способов политической борьбы основанных на обмане. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Виды политической лжи курсовая.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

      Ко второй группе относятся те случаи, когда объект обмана и объект доброго дела не совпадают. В таких случаях один субъект обманывает другого во имя блага или третьего, где под третьим может выступать любое нечто - от отдельного человека до абстрактной идеи, или же в своих собственных целях, которые или видятся справедливыми большинству.

      Таким образом, мы имеем весьма сложную структуру класса добродетельной лжи, которую можно отобразить с помощью таблицы:

 

Нормативные

Ненормативные

Первая группа:

Сообщить ложную информацию согласно инструкции во избежание  паники.

Сообщить ложную информацию в силу своей убежденности, что так будет лучше.

Вторая группа:

Сообщить ложную информацию для того, чтобы выманить преступника и обезвредить его.

Сообщить ложную информацию на допросе, чтобы вынудить допрашиваемого дать показания.


      Несколько иная классификация добродетельного обмана может быть получена, если за ее группирующую основу взять, с одной стороны, все общественно-нормативные ситуации обмана, а с другой - личностно-нравственные ситуации.

     

Общественно-нормативные ситуации обмана.

      Под общественно-нормативными ситуациями следует понимать все случаи обмана, которые обладают следующими признаками:

-Они поддаются  правовому, нормативному и общественному  регулированию.

-Отказ или  запрет на использование лжи может приводить к ситуациям, более драматичным и неблагоприятным для общества.

-Люди, которые  обманывают с позиции общественно-нормативных  ситуаций, не преследуют своих  личных интересов. 

      Для любого из распространенных случаев общественно-нормативной ситуации обмана существуют как многочисленные прецеденты, которые поддаются анализу, так и заключения, что в данных случаях обман будет более предпочтителен, чем правда. Общество признает существование таких ситуаций, когда использование обмана оправдано, и, в своем большинстве, согласно с этим.

      Личностно-нравственные ситуации обмана

      Под личностно-нравственными ситуациями обмана следует понимать все случаи, в которых объект или умалчивает об истинном положении дел, или искажает информацию, предполагая, что и в том, и в другом случае это будет наилучшим выходом для субъекта, которому предоставляется ложная картина действительности. Основное отличие таких ситуаций от нормативно-общественных заключается в том, что обманщиком движет собственное понимание ситуации, и что он находится вне любого контекста, который бы предписывал обманное действие как вынужденное, оправданное или необходимое.

-Личная убежденность, что в определенном контексте  ситуации лучше обмануть или  умолчать, чем сказать правду.

Поведение лиц, которые в  тех или иных ситуациях склонны  обманывать ради предполагаемого блага, невозможно контролировать и регламентировать. Оно не поддается нормативному и правовому регулированию. Для любого из распространенных случаев личностно-нравственной ситуации обмана не существуют однозначных фактов и заключений, которые утверждали бы, что в данных случаях правда предпочтительнее обмана.

      Особая ложь.

       Очень часто человек, который лжёт, что не считает себя лжецом потому, что верит в то, о чём говорит, следовательно признаки лжи тут абсолютно не выражены. Он делает это подсознательно, не осознавая зачем и почему. Обычно таким образом лгут почти все, но эта ложь ни на что не влияет – она не серьёзна. Она направлена на то, чтобы произвести впечатление на окружающих. Это может быть преувеличение реальных фактов, преподношение реальной истории, произошедшей с другими людьми за свою особенную и т.д. Выдать такого лжеца очень часто может то, что он забудет о сказанном через некоторое время, а значит, начнёт противоречить сам себе. В эту же группу обмана стоит включить так же случаи, когда ложь является симптомом психического заболевания. Например шизофренический бред или патологическая лживость психопата.

     

 

2.2Психофизиология лжи.

     

Несмотря на то, что правда и ложь, без сомнения, категории моральные, их биологическую  природу нельзя упускать из виду. Её тоже нужно принимать в расчёт, чтобы понять человеческой поведение.

      Бодрствующий мозг непрерывно отражает внешний мир. Причём отражает лишь приблизительно. При повторном восприятии одного и того же объекта представление о нём уточняется и всё более полно отражает объект. Логично предположить, что в мозге существует постоянно действующий механизм сличения. Он обнаруживает несоответствия между текущим восприятием и хранящимся в памяти представлением (мысленной моделью объекта). Это несовпадение служит пусковым сигналом к перестройке модели.

      Живому организму выгодно, чтобы его модели в мозге отражали мир как можно точнее. Только в этом случае возможно успешное приспособление к среде и выживание. В случае необходимости перестройка модели должна осуществляться прежде, чем животное попадает в гибельную ситуацию, и искажение реальности будет причиной гибели. Естественный отбор  закрепил это полезное и важное свойство нервной системы.

      Несовпадение факта и его словесного описания, как правило, неприятно человеку. Особенно это бросается в глаза при наблюдении за детьми. Восприятие фальши им физически тягостно – именно поэтому они иногда не могут удержаться, чтобы не уличить взрослых в отклонении от истины. А собственная преднамеренная ложь вызывает у ребёнка реакции вегетативной нервной системы – изменение дыхания, расширение сосудов кожи, усиленное потоотделение. Да и взрослые не теряют этого свойства. «Врёт и не краснеет» - так говорят о закоренелых лжецах.

      Потребность выразить свои представления и мысли – проявление врождённого стремления к общению с себе подобными. Но иногда «обнародование» своих мыслей невыгодно, и человек сознательно оценивает это обстоятельство. Соответствующие «корковые модели» затормаживаются. Параллельно с этим формируются другие выражения – обманные. Они получают речевое выражение, и являются ложью в отличие от добросовестного заблуждения.

       «Говорить правду легко и приятно», - утверждал булгаковский Иешуа. Это действительно так – в подавляющем большинстве случаев. А затормозить истинные модели, создать ложные, а затем высказать их вслух – это дополнительная нагрузка на нейрофизиологические процессы мозга. Об этом упоминает следователь Порфирий из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского:

   «Он – то, положим, и солжёт, то есть человек – то, и солжёт отлично, наихитрейшим манером, тут бы кажется и триумф, и наслаждайся плодами своего остроумия, а он хлоп! да и в самом интересном – то, в самом скандальнейшем месте упадёт в обморок… Солгал – то он бесподобно, а натуру – то и не сумел рассчитать».

   Стоит  взглянуть на эту проблему  с позиций физиологии, а именно  с точки зрения сигнальных  систем действительности. Рассмотрим пример – человек смотрит на белый лист бумаги и заявляет, что лист бумаги чёрный. Что же происходит при этом в сигнальных системах действительности?

   В первой  сигнальной системе (реакция стимула  непосредственно на раздражители) происходит анализ информации, которая однозначно и непреложно говорит о том, что цвет листа бумаги – белый.

      Во второй сигнальной системе (представление раздражителя) происходит осознанное искажение, находящее выражение в осознанном ответе, что лист чёрный. При назывании белого листа чёрным, возбуждается две области коры – одна, ассоциированная со словом «белый» и другая, ассоциированная со словом «чёрный». При возбуждении области коры, ассоциированной со словом «белый», человек проговаривает слово «чёрный». Очевидно, что возбуждёнными оказываются обе области коры (как та, которая отвечает за слово «белый», как и та, что отвечает за слово «чёрный»). При количественной равнозначности расходования энергии на произнесение, как лжи, так и правды, можно предположить, что одну и ту же единицу энергии можно разделить на несколько областей, снизив её количество для каждой из областей в кратное количеству областей число раз

   Проявляется  типичная картина кортико-висцеральной  теории (снижение тонуса коры  вызывает положительную индукцию подкорки всякий раз, когда используется понятие, связанное с ложью, вызывающее функциональные расстройства и анатомические изменения, во главе которой стоит биологическая смерть организма)(2,1,39).

      Речь идёт не об эмоциональном дисбалансе, а о дисбалансе информационной природы, не связанного с эмоциональной сферой.

       Таким образом, можно предполагать, что используя ложь, человек дезорганизует работу корковых отделов головного мозга с древними подкорковыми, что вызывает изменения в поведении человека, которые будут сигналами о лжи.(2,1,42).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В  ПОЛИТИКЕ.   

Проблема лжи  в политике, так же, как и отношение  ко лжи вообще, рассматривается с  позиций дозволенности и оправданности. В обыденном сознании людей давно сформировалось мнение, что политика - это область человеческих отношений, в которой господствует хитрость, лицемерие и обман. Уже Платон в своём трактате о Совершенном Государстве писал, что правители могут прибегать ко лжи и обману ради пользы тех, кто им подвластен. Позже эту мысль ещё чётче сформировал Николо Макиавелли, от которого пошло понятие «макиавеллизм». Оно употребляется для характеристики образа действий человека, принципом поведения которого является использование любых, в том числе и аморальных средств (лжи, клеветы, жестокости и т.п.) для достижения преследуемых им целей. В своем знаменитом трактате «Государь» Макиавелли обосновал допустимость игнорирования в политике законов нравственности во имя великих целей. В арсенал возможных с его точки зрения средств могут входить «хорошо применяемые жестокости», способность политика быть лживым и лицемерным, умение побеждать с помощью хитрости и обмана, умение правителя внушать подданным «любовь и страх», заставить народ силой верить в то, что не отвечает его убеждениям, и так далее. Макиавелли считал, что политик защищает Родину и способы должны быть не гуманными, а предельно эффективными.

    

 

 3.1 Особенности проявления лжи во внутренней и внешней политике.

 

Политические  отношения характеризуются по направлению  активности. Различают внутреннюю и  внешнюю политику.

Под внешней  политикой понимается взаимоотношения  отдельно взятого государства с  остальным миром. Отношения эти  целиком и полностью зависят  от экономики. Следовательно, основным мотивом поведения руководителей страны является экономическая выгода с наименьшими затратами. Для достижения таких целей используется сокрытие информации, дезинформация, промышленный шпионаж и экономические диверсии. Помимо экономического благополучия государство обязано сохранять свой суверенитет, то есть автономность во внутренней политике и сохранность границ. Вдобавок, руководители стремятся нарушить суверенитет соседних государств и либо присоединить их к своему, либо получить влияние и контроль над основными процессами этой страны. Для достижения этих целей политики лгут, скрывая истинную информацию о положении и состоянии своей страны, а так же скрывая свои планы о возможных нападениях для получения преимущества во внезапности.

То, что политика построена на лжи и обмане, русские  поняли в начале 18 века, когда Пётр 1 впервые попытался стать полноправным участником тогдашней европейской  политики. Привыкшие к честному слову  и верности взятым на себя обязательствам, петровские дипломаты были поражены двуличностью и увёртливостью европейских государственных деятелей, поднаторевших за долгие века в искусстве политической интриги. Вот как описывает А. Толстой в романе «Пётр 1» знакомство русского посольства с обычаями королевских дворов того времени: «Таких увертливых людей и лгунов, как при цезарском дворе в Вене, русские не видали отроду… Петра приняли с почётом, но как частного человека. Леопольд любезно называл его братом, но с глазу на глаз, по вечерам, в полумаске. Канцлер в разговорах насчёт Турции во всём соглашался, ничего не отрицал, всё обещал, но когда дело доходило до решения, увёртывался как намыленный». (7, 2, 213).

Во внутренней политике положение дипломата несколько иное. Цели, которые преследует политик в своей стране, ориентированы  на общественность этой страны. Каждый политик стремиться заполучить максимально возможный контроль над рычагами управления этой страной. Для этого используются различные варианты манипулирования общественным мнением, которые носят название политических технологий.

      Получив рычаги управления властью, политик стремится закрепить свои позиции, тем или иным способом устраняя оппозицию.

      В дальнейшем политик осуществляет управление обществом, используя опять же манипуляции разных родов и видов, суть которых заключается в использовании имеющейся информации о положении дел в государстве таким образом, что бы это формировало определённое общественное мнение.

     

 

3.2 Ложь как основа  манипуляции общественным сознанием.

      Суть манипуляции заключается в замалчивании, искажении или предоставлении ложной информации, что позволяет допускать огромное значение лжи и обмана в поведении политиков. При демократии власть распределяется на выборах, что делает их объектом манипуляции со стороны политика, стремящегося захватить власть. В таком случае привлечь народ на выборы сложнее, тем более, если это «думские» выборы. Лишь некоторые представители электората могут назвать основные положения баллотирующихся партий, но зато почти все смогут назвать лидера этой партии. Это достигается за счёт того, что во времена разобщенности народа, рациональные аргументы действуют в меньшей степени, чем эмоциональные. Личность лидера в этом смысле играет важнейшую роль. Массовая аудитория любит яркие типажи. Побеждать будет не сложная экономическая программа, в которой некому разбираться, а типаж лидера, его посредством СМИ. Это основной прием в работе над имиджем — акцентировка одних качеств личности и затушевывание других. Основное требование к хорошо разработанному имиджу: он должен быть приемлемым для политика, то есть, имидж должен производить на избирателей впечатление естественности поведения, и лидер с таким имиджем должен вызывать у избирателей чувство доверия. В дополнение фальшивого образа, существует система вербального контакта, позволяющая достичь желаемого воздействия на публику:

Информация о работе Виды политической лжи