Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 14:47, курсовая работа
Среди контингента детей с НС есть глухие дети (в том числе и рано оглохшие), которые обучаются в обычных школах, совместно с нормально слышащими детьми. Такие глухие, если у них нет контактов с учащимися специальных школ-интернатов или с другими неслышащими, использующими в общении жестовую речь, естественно, не знают ни КЖР, ни РЖР. Они чаще общаются со слышащими и пользуются устной речью, как правило, довольно успешно. И в школе, и став взрослыми, не владеющие жестовой речью глухие используют постоянный дефицит общения, особенно дружеского
Уровень развития КЖР и РЖР
Среди
контингента детей с НС есть глухие
дети (в том числе и рано оглохшие),
которые обучаются в обычных
школах, совместно с нормально
слышащими детьми. Такие глухие,
если у них нет контактов с
учащимися специальных школ-
Есть еще одна особая группа глухих, причем группа очень неоднородная по составу. Это позднооглохшие люди, потерявшие слух после того, как овладели словесной речью. Оглохшие в детском возрасте чаще всего обучаются в первом отделении школы-интерната для слабослышащих, потерявшие слух позже – в обычных школах. Знание ими жестовой речи зависит от многих обстоятельств, но главным образом от того, насколько тесны их контакты с глухими. Особенность этой группы в том, что большинство из них свободно владеют устной речью, поэтому те глухие, которые применяют в общении жестовую речь, преимущественно сопровождают жестами свои устные высказывания. Иначе говоря, они пользуются КЖР. РЖР такие глухие, как правило, знают гораздо хуже, а некоторые и совсем не знают.
Самая
большая группа в настоящее время
– это глухие, которые обучаются
в специальных школах-
Уровень развития КЖР зависит, во-первых, от успехов учащихся в овладении словесной речью. Во-вторых, они должны владеть жестами-эквивалентами, при помощи которых можно выразить значения соответствующих русских слов. Вполне очевидно, что теми жестами, которые принадлежат и КЖР и РЖР они владеют. К концу школьного обучения многие глухие недостаточно прочно владеют лексикой КЖР. После окончания школы КЖР глухих продолжают совершенствоваться. Жестовый словарь взрослых глухих обогащается общественно-политическими, научными, профессиональными терминами, причем значения приобретенных жестов более тесно соотносились со значениями усваиваемых новых слов. В то же время в развитии КЖР взрослых глухих обнаруживаются серьезные пробелы.
Данные исследований свидетельствуют также, что уровень понимания сообщений, переданных с помощью КЖР, прямо зависит от успехов глухих в овладении словесной речью.
Т.о., во-первых, у многих глухих имеются серьезные проблемы в знании лексики КЖР. Во вторых, глухие с недостаточно развитой словесной речью испытывают серьезные затруднения в понимании сообщений, передаваемых при помощи КЖР.
Факты показывают, что необходима дальнейшая работа по совершенствованию обучения глухих русскому языку. Повышение уровня развития словесной речи не только будет способствовать более успешному словесному общению, но увеличит также эффективность использования КЖР в коммуникативной деятельности глухих.
Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих
Коммуникативная деятельность глухих осуществляется при помощи словесной речи, КЖР и РЖР. В процессе взаимодействия этих систем общения складывается своеобразное словесно-жестовое двуязычие, или билингвизм глухих.
Для
словесно-жестового двуязычия
Специализация функций словесной речи, РЖР и КЖР начинается, как правило, с поступления глухого ребенка в школу-интернат. Словесная речь формируется в условиях организованного педагогического процесса, совершенствуется в общении на уроках, воспитательных занятиях и т.д. и становится главным средством коммуникации со слышащими людьми. Развитие РЖР в непосредственном непринужденном общении со сверстниками, старшими учащимися и взрослыми глухими приводит к выделению коммуникативной функции РЖР как основного средства межличностного общения. В условиях официального общения часто появляется потребность в сопровождении устной речи жестами, поскольку значительное расстояние затрудняет восприятие устной речи. Складывающаяся таким образом КЖР принимает на себя функции обслуживания общения глухих в официальной обстановке. Развиваясь и совершенствуясь, словесная речь, РЖР, КЖР сохраняют свое основное назначение в коммуникативной деятельности и учащихся школ-интернатов, и взрослых глухих. Уровень владения глухими учащимися каждой речевой системой, определяющий успешность коммуникации, различен.
Усвоение словесного языка во многом зависит от времени начала обучения и его эффективности. Ранняя диагностика, повышение эффективности дошкольного воспитания, внедрение в школьную практику коммуникационной системы обучения словесному языку (Зыков), концентрического метода формирования произношения (Рау, Слезина), широко развернувшаяся целенаправленная работа по развитию и использованию остаточного слуха (Кузьмичева) позволяют достигать значительных результатов в общем и речевом развитии глухих детей. Однако такого уровня владения словесной речью, который обеспечивает успешность устного общения, достигают пока не все глухие учащиеся.
Между тем НС – постоянно действующий фактор, преодолеть действие которого полностью не удается. Поэтому естественно стремление глухих использовать в общении друг с другом средства, наиболее адекватные их физическим возможностям. Важно, что все сложные и разнообразные структуры РЖЯ – зрительно воспринимаемые конструкции. Поэтому, овладевая ими, глухой не должен преодолевать специфические трудности, связанные с дефектом его слуха. Это ускоряет овладение РЖР и ведет к расширению сферы ее использования, стимулирует ее дальнейшее совершенствование. Старшеклассники школ-интернатов, как и взрослые глухие, свободно владеют РЖР, вполне эффективно используют средства РЖЯ в межличностном общении.
КЖР, развивающаяся как вторичная знаковая система, черпает основные жесты из лексического фонда РЖЯ. Т.о., КЖР можно рассматривать как результат взаимодействия систем словесного и русского жестового языков. Однако в процессе своего развития КЖР вырабатывает и собственные лексические средства (например, общественно-политические, научные термины и т.д.), необходимые ей для успешного обслуживания коммуникации в официальных условиях. Следовательно, уровень развития КЖР определяется степенью освоения словесного языка, знанием лексики, принадлежащей только КЖР, и формированием прочных связей между значениями жестов и соответствующих им слов. Успеха в коммуникации при помощи КЖР достигают только те глухие, у которых достаточно развита словесная речь.
Т.о., главным фактором, обуславливающим специфику словесно-жестового двуязычия глухих, является само НС, а также своеобразие развития глухого ребенка.
Установлено, что двуязычие, наблюдаемое в сфере коммуникации, проявляется и в психической деятельности глухих. Об этом свидетельствуют материалы отечественных и зарубежных исследований. В исследовании Розановой анализировалось, как учащиеся запоминают слова и соответствующие им жесты. Испытуемые всех возрастных групп запоминали жесты лучше, чем слова. Глухие дети более успешно группировали жесты по смыслу. Это свидетельствует о высокой эффективности и осмысленности запоминания жестов глухими. Розанова выявила, что в долговременной памяти глухих образуются сложные системы, в которых отражается процесс взаимодействия словесной и жестовой речи. Причем постепенно устанавливаются более тесные связи между значением слов и жестов. Розанова доказала, что формирование адекватных связей между значениями слов и жестов способствует более прочному запоминанию тех и других, облегчает их воспроизведение.
Важные сведения были получены в процессе изучения нейропсихологических механизмов жестовой речи. Оказалось, что деятельность левого полушария, доминирующая в организации нейрофизиологических процессов, связанных со словесной речью, ответственна также за жестовую речь.
Итак, двуязычие отражается на познавательной деятельности глухих, влияет на формирование процессов памяти, усвоение понятий и т.п. Некоторые понятия формируются вне процесса обучения, в общении с глухими сверстниками и взрослыми. Такие понятия получают жестовые обозначения, причем соответствующие слова учащиеся могут не знать.
Многие вопросы развития и функционирования жестовой речи, формирования словесно-жестового двуязычия глухих изучены пока недостаточно. Однако известные сегодня науке особенности лингвистической структуры, развития и функционирования жестовой речи, своеобразие словесно-жестового двуязычия глухих, следует учитывать при решении педагогических вопросов, связанных с жестовой речью.
Тема:
Лингвистическая характеристика
жестового языка
Калькирующая жестовая речь
Система жестового общения глухих включает две различные речевые системы: КЖР и средства национального жестового языка.
КЖР – это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса.
КЖР
представляет собой вторичную знаковую
систему, которая усваивается на
базе и в процессе изучения глухим
ребенком словесной речи. Она калькирует
лингвистическую структуру
В лексике КЖР выделяются два основных класса жестов:
1) жесты, заимствованные из РЖЯ; эти жесты используются и в РЖР, и в КЖР (ДОМ, ШКОЛА, КНИГА);
2)
жесты, принадлежащие только
1) собственно жесты (ДИСКРИМИНАЦИ
2) слова русского языка,
3) лексемы, содержащие жест и несколько дактилем (к-а-б + КОМНАТА (кабинет), з + СУХО (засуха)).
КЖР и РЖР усваиваются глухими детьми в разных условиях, у каждой из них свои функции в общении. Вначале глухой ребенок овладевает жестовой речью и начинает широко пользоваться ею в общении. По мере изучения русского языка он постигает и КЖР. Основные жесты приходят в КЖР из РЖЯ и образуют самый большой и устойчивый лексический класс КЖР. При необходимости создаются новые жесты, пока жест не появился, в жестовое сопровождение устной речи включается дактильное слово. В ряде случаев жесты вообще не появляются (Державин, Шри-Ланка), такие слова всегда только дактилируются. В других случаях используется уже готовый жест, к которому присоединяются одна или несколько дактилем.
Новые выразительные средства КЖР по мере расширения сферы их использования перемещаются из одного подкласса в другой (перестройка).
Для выражения значения русских слов глухие, используя лексические единицы двух классов, очень часто прибегают к жестам, которые позволяют выразить смыслы ряда русских слов-синонимов (ПОМОГАТЬ - помогать, способствовать, содействовать).
Многие жесты, общие для КЖР и РЖЯ, передают значения целого ряда русских родственных слов синкретично, т.е. нерасчлененно. Например, одним жестом обозначаются слова: организатор, организация, организационный, организовать. Понимание происходит за счет контекста, а также за счет того, что глухие могут зрительно или слухо-зрительно воспринимать окончания слов, которые позволяют отнести слово к тому или иному морфологическому классу, так как устная речь и КЖР протекают одновременно.
Строение жеста в русской жестовой речи
РЖР – это система общения при помощи средств РЖЯ. РЖЯ – своеобразная лингвистическая система, обладающая собственной лексикой и грамматикой. Устная речь при исполнении высказывания отсутствует.
Жест в РЖЯ – основная значимая семантическая единица. Жест состоит из 2-х основных компонентов: конфигурация и движение (+пространственное положение).