Тест Роршаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Объект исследования: Тест Роршаха;
Предмет исследования: Личностные свойства, исследуемые тестом Роршаха.
Гипотеза исследования: тест Роршаха представляет собой эффективный метод получения разносторонней значимой информации о поведении субъекта и личностных особенностях.

Файлы: 1 файл

Курсовая.Роршах.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

         12  Bohm E. Lehrbuch der Rorschach-Psychodiagnostic. Bern; Stuttgart; 1972. 499 S.

          По мнению  Клопфера и соавторов13, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам  начинает поворачивать таблицу, ему не мешают.  Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен.  Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается». При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но, если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа  следует длинная пауза, спрашивают: «А что еще? Вы можете дать несколько ответов».  Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной  таблицей после 8-10 ответов.  Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. 

         Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и  все  замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Л — основное положение таблицы (а), > — верхний край таблицы справа (b), V — таблица перевернута (с), < — верхний край таблицы слева (d).

 
 
 
 

         13  Klopfer В., Ainsworth M. D., Klopfer W. G., Holt R. R. Developments in the Rorschach  technique. New York, 1954.

         Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Если  речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа «снизу», «сверху», «справа» рекомендуется заключать в скобки. Временные  показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс. 

 

         2-й  этап.

         Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная  ориентация опроса заключается в словах «где?», «как?» и «почему?»  («Покажите, где находится», «Как возникло у Вас такое впечатление?»,  «Почему это такой-то образ?») При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого. Если, например, дан ответ «красивая  бабочка», можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и  почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы, которые не отражают его  личного восприятия.  Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации, ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор  просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа «Речь идет о живом или о мертвом?» не рекомендуются.  Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли  увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах.  Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть  использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются. 

 

         3-й  этап.

         Использование аналогий необязательно и применяется  только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной  детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе,  применить к другим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам. 

 

         4-й  этап.

         Определение пределов чувствительности. Необходимость  его  тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе  определяют:

         1) может ли испытуемый  видеть детали и интегрировать   их в целое, 

         2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение,

         3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы. 

         Ответы испытуемого  провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый дает только целостные ответы, говорят:  «Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится». Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: «На что это похоже?» Если и это не помогает  увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят «животных» в боковых розовых областях табл. VIII и «пауков» в верхних боковых синих пятнах табл. X.  Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают  несколько популярных образов и спрашивают: «Как Вы думаете, похоже это на?..»  Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить  таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он  не реагирует на цветовой стимул.

 
 
 
 

         Проективная гипотеза и оценка теста Роршаха как личностной методики 

 

         Вопрос о том, в  какой степени тест Роршаха позволяет  проникать  во внутренний мир личности, остается еще открытым. Сам Роршах  полагал, что содержание ответов  в его тесте только случайно указывает на состояние психики. Он считал, что ответы, относящиеся к бессознательному содержанию, исходящему из подавленных, эмоционально  насыщенных комплексов, поразительно редки и что его тест не подходит для изучения бессознательного. В 1922 г. в отдельной работе14 он пытался ответить, какой тип ответов более вероятно раскрывает бессознательное, и остановился на ответах по движению.

          В 1939 г. Франк15 выдвинул понятие проективных методов исследования личности, к которым он отнес и методику Роршаха. Согласно его положениям, при встрече с малоструктурированным полем  личность проецирует на него свой способ видения жизни, свои стремления, комплексы, чувства.

 
 
 

         14 Schachler E. Experimental Foundations of Rorschach Test. New York, 1966.

         15 Frank L. K. Projective methods for the study of personality // J. Psychol. 1939.

 

         Необходимость организовать и интерпретировать поле создает  проекцию частного мира индивидуальной личности. Цель проективной методики — добиться от субъекта того, «что  он не может или не хочет сказать, часто потому, что не знает сам и не  осознает, что он скрывает в себе за своими проекциями».

         Точка зрения Франка получила широкое распространение  в литературе. Методика Роршаха приобрела  репутацию «рентгеновских лучей  разума». Ей стали приписывать магическую способность преодолевать  сознательную защиту и раскрывать исследователю глубокие секреты  личности.

         Однако все восторженные оценки мало подкреплялись практическими  рекомендациями относительно того, каким  же образом результаты теста раскрывают внутренний мир личности. Единственное, в чем  все авторы были единодушны, — это в приписывании особого значения кинестетическим интерпретациям. Роршах16 за ним Бом17 особое внимание уделяли характеру движений, представленных в ответах на человеческие фигуры. По их мнению, кинестезии разгибания  говорят об активности и обращенности к внешнему миру, а кинестезии сгибания — о пассивных устремлениях и бегстве от мира.

 
 

         16 Rorschach H. Psychodiagnostik. Bern; Leipzig, 1921.

         17 Bohm E. Lehrbuch der Rorschach-Psychodiagnostic. Bern; Stuttgart; 1972.

 

         Клопфер и соавторы18 полагали, что описания людей в человеческих образах (например, уродливые, красивые, угрожающие) — это проекция  собственных чувств субъекта по отношению к людям. Восприятие преимущественно головы и лица говорит об оценке скорее личностных  качеств в ущерб физическим и биологическим аспектам. Противоположная тенденция (игнорирование головы) наблюдается при трудностях в интеллектуальных аспектах межличностных отношений.

         Значительный вклад  в практическую оценку личностных интерпретаций в методике Роршаха был сделан Шехтелом19.

         Термин «проекция» в применении к проективным тестам он трактовал как «психический механизм, посредством которого человек приписывает свои  собственные чувства, отношения и стремления объектам своего окружения (людям или вещам)». В отличие от концепции проекции, предложенной Фрейдом, в которой другим людям ошибочно приписываются те черты, которые человек не осознает в себе, Шехтел полагает,  что этот механизм может осознаваться или не осознаваться, может вести к искажению реальности, но может и не вести.

 
 

         18 Klopfer В., Ainsworth M. D., Klopfer W. G., Holt R. R. Developments in the Rorschach  technique. New York, 1954.

                      19 Schachler E. Experimental Foundations of Rorschach Test. New York, 1966.

         Но даже при таком  расширенном понимании проекция проявляется только в небольшой  части ответов на пятна Роршаха, а именно в кинестетических и некоторых «динамических форменных ответах». 

         Согласно наблюдениям  Шехтела, в ответах по движению испытуемые оживляют пятно, воспринимая его  так, как будто они находятся  не снаружи, а внутри его. При этом возникает субъективное чувство  переживания в самом себе движения или позы, видимой в других лицах, появляется кинестетическая эмпатия, идентификация с видимым  движением. В каждом таком ответе имеется элемент проекции, чужое  движение воспринимается в терминах своего собственного внутреннего опыта. Поэтому особенно важны те наблюдения, в которых в кинестетических ответах проявляются признаки неуверенности и колебаний. Такие ответы указывают на трудности и сомнения в основных  установках личности, в знании того, чего человек действительно хочет.

         Как правило, испытуемый проецирует на пятно тот тип движения,  к которому он наиболее склонен. Поэтому  кинестетические ответы  часто  выражают основное отношение личности к себе, другим и окружающему миру. При этом конкретное качество движения часто более  важно, чем общая классификация на разгибательные и сгибательные  движения. Поднятые руки могут означать и просьбу о помощи, и управление оркестром, и угрожающую позу. Восприятие движения или  жеста как просьбы о пощаде характерно для зависимых людей и не  бывает у активных и самоуверенных личностей. Те, кто видят людей в  ригидных позах с прямым телом и прижатыми друг к другу ногами,  часто проявляют защитное отношение, а свое окружение воспринимают в плане угрозы. Если испытуемый видит на таблицах двоих людей, важно, как он оценивает отношения между ними: дружеские или  враждебные, драматические или спокойные, искусственные или естественные.

         Следует также оценить, как много энергии требует та или иная поза  или движение, увиденные в пятнах, и с каким эффектом эта энергия  тратится. Например, при лежании и сне энергии тратится мало, в то время как ряд акробатических поз требует большого напряжения. Кинестетические ответы могут говорить о субъективном чувстве количества энергии, затрачиваемой испытуемым в своей деятельности.

         Разумеется, далеко не все кинестетические ответы имеют  личностное значение. Чем более стереотипен  ответ, тем меньше в нем личностных особенностей. Диагностическими критериями личностных ответов являются оригинальность и образность восприятия, эмоциональность его выражения,  повторение сходного типа движения в нескольких интерпретациях и  степень связи рассматриваемого ответа с контекстом всей записи.

         К «динамическим форменным ответам» Шехтел относил те интерпретации, которые отражают связь между воспринимающим и воспринятым. Например, в зависимости от самооценки воспринимающего  человека животное или вещь могут видеться высокими, большими,  сильными или, наоборот, маленькими и слабыми. Враждебное отношение может вести к переживанию нейтральной ситуации как наполненной элементами борьбы, чувства малоценности — к увеличенным  перцепциям размера, силы, власти, переоценка собственной личности — к тенденции видеть все маленьким, безвредным, мирным, дружественным. Субъект может идентифицировать себя с объектом или  участвовать в нем. При восприятии ландшафтов одни люди ощущают  себя высокими, другие — затерянными на огромном пространстве. При  страхе испытать боль или мучения видятся многочисленные виды оружия либо живые существа с теми или иными повреждениями в качестве объекта агрессии.

         Следует учесть, что  на степень раскрытия личностных особенностей большое влияние оказывают  ситуация, в которой предлагается  тест, и особенности отношений между исследователем и испытуемым.  Некоторые испытуемые весьма критически относятся к своим ответам  и стараются, чтобы они очень близко соответствовали очертаниям пятна, а это обедняет их результаты. У людей, переживающих ситуацию  тестирования как экзамен, а также при депрессии и тревоге возникает  временное нарушение свободы ассоциаций. Ограничивает способы  восприятия пятен и субъективное определение тестовой задачи, например давать как можно больше ответов или отвечать очень быстро, придерживаться строго формы пятен или не поворачивать таблиц. Как отмечает Шехтел, испытатель с авторитарной манерой общения может оказывать тормозящий эффект на многих субъектов, и наоборот,  теплое отношение испытателя увеличивает количество ответов.

Информация о работе Тест Роршаха