Теории межличностных отношений (Э.Берн)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

В 1988 году справедливость была восстановлена — в издательстве «Прогресс» огромным тиражом (которого все равно не хватило всем желающим) вышел бестселлер Берна «Игры, в которые играют люди». Наверное, можно даже сказать, что именно с этой публикации начался психологический бум в нашей стране: миллионы (без преувеличения) людей вдруг поняли, что психология может быть невероятно интересной, что с ее помощью действительно можно многое понять в себе и других.

Содержание работы

Стр.
Введение 3
1. Основные термины и понятия
4
2. Транзакции
5
3. Транзакционный анализ
7
4. Межличностные отношения как транзакции
10
5. Игры, в которые играют люди, как вариации межличностных отношений.
15
6. Различные варианты игр.
18
Заключение 29
Список использованной литературы: 31

Файлы: 1 файл

Теории межличностных отношений Э.Берн.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     Не  следует заблуждаться относительно значения слова “игра”. Игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Также как сегодня спортсмены всерьез играют в футбол, так и большинство игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного отношения к играм.

     Наиболее  зловещей игрой является, конечно, война.

     Игры  имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают что говорят те же слова с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня. Берн различает:

     а)игры первой степени, которые приемлемы в обществе;

     б)игры второй степени, которые не всегда наносят  непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;

     в)игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются  в кабинете врача, в зале суда или  в морге.

     Игры  индивидуально программируются. Их используют из состояния Я-Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я-Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, ели основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становиться ее жизненной позицией, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей психологической позиции. Этот процесс можно изобразить следующим образом:  

Переживания ® Решение ® Психологические позиции ® Сценарии подкрепляющие поведение  

     Анализ  сценария можно кратко определить как  жизненный план удивительно напоминающий драматический спектакль, который  личность вынуждена играть.

     Сценарий зависит от ранних решений и позиций принятых в детстве. Он находится в состоянии Я-Ребенка и “записывается” через трансакции, происходящие между родителями и ребенком.

     Каждая  личность имеет психологический  сценарий и живет в культуре, которая  также имеет свои сценарии.

     Психологический сценарий содержит программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. Он берет свои корни из предписаний, принятых ребенком от родителей, которые могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, и из психологических позиций, которые ребенок, в конечном счете, принимает относительно себя и других.

     Позиции принимаются относительно людей в целом или относительно каждого пола в отдельности. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют реальным возможностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут приводить к развитию патологии.

     Патология имеет различные степени, резко мешающие личности использовать свои способности, до сильной, когда человек становиться нелепой карикатурой на свое настоящее “Я“. 

     6. Различные варианты игр 

     Берн  Приводит такие варианты игр, как: 

  • Игры на всю жизнь. Все игры при обычных социальных условиях оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни и чаще вовлекают непричастных к играм наблюдателей. Эту группу игр называют "играми на всю жизнь". В нее входят "Алкоголик", "Должник", "Ударь меня", "Попался, сукин сын!", "Смотри, что я из-за тебя сделал" и их основные варианты. С одной стороны, они граничат с супружескими играми, с другой – с играми преступного мира.
  • Супружеские игры. Почти любая игра может стать основой супружеской и семейной жизни, но некоторые, как, например, "Если бы не ты", расцветают пышнее, а другие, как "Фригидная женщина", держатся дольше под воздействием юридически узаконенной близости. Разумеется, супружеские игры произвольно отделяются от сексуальных игр, которые рассматриваются особо. Игры, которые разворачиваются в наиболее полном виде именно в супружестве, таковы: "Тупик", "Суд", "Фригидная женщина" и "Фригидный мужчина", "Загнанная домохозяйка", "Если бы не ты", "Видишь, как я старался" и "Милая".
  • Игры в компаниях. Вечеринки существуют для времяпрепровождения, а времяпрепровождение – для вечеринок (включая промежуток времени до официального начала вечеринки), но по мере укрепления знакомства начинаются и игры. Узнают друг друга Растяпа и его жертва, "Большой папочка" и "Я, бедняжка". Происходит обычный, хотя и внешне незаметный процесс выбора. Примеры таких игр: "Какой ужас!", "Изъян", "Растяпа" и "Почему бы тебе не... – Да, но..."
  • Сексуальные игры. Некоторые игры используются для того, чтобы дать выход половым импульсам или подавить их. По существу все эти игры – извращение полового инстинкта, потому что удовлетворение в них достигается не путем полового акта, а при важнейших транзакциях, составляющих цель игры. Это не всегда удается убедительно продемонстрировать, поскольку такие игры обычно разыгрываются в интимной обстановке, так что клиническую информацию о них приходится получать из вторых рук и не всегда можно надежно определить степень пристрастности участника. Например, психиатрическая концепция гомосексуализма весьма искажена, потому что наиболее агрессивные и успешные "игроки" не часто обращаются к психотерапевтам и весь доступный материал касается пассивных партнеров. Например игры: "Ну-ка, подеритесь", "Извращение", "Насилуют!", "Чулок" и "Скандал". В большинстве случаев инициатором выступает женщина. Это происходит потому, что в жестких формах игр, в которых инициатором выступает мужчина, сами игры граничат с преступлением и по праву относятся к играм преступного мира.
  • Игры преступного мира: В наши дни работники служб социальной помощи все чаще работают совместно с судебными органами и в местах заключения, а сами работники этих учреждений становятся все более образованными. Однако им следует знать о том, какие игры используются в преступном мире, и в тюрьме, и за ее пределами. Игры: "Полицейские и воры" (или "Казаки-разбойники"), "Как отсюда выбраться" и "Надуем Джо".
  • Игры на приеме психотерапевта. Игры, которые постоянно разыгрываются в кабинете психотерапевта, наиболее важны для профессионального аналитика. Их можно изучать, непосредственно наблюдая на приеме. В зависимости от того, кто выступает в роли инициатора, они делятся на три типа.
      • Игры, в которые играют сам психотерапевт и другие представители служб помощи: "Я только пытаюсь вам помочь" и "Психиатрия".
      • Игры, в которые играют профессионально подготовленные люди, оказавшись пациентами в терапевтической группе, такие, как "Оранжерея".
      • Игры, в которые играют пациенты и клиенты: "Нуждающийся", "Крестьянка", "Дурачок" и "Деревянная нога".

     Для примера рассмотри одну из игр  «Да - НО».

      Тезис. Игра "Почему бы тебе не... – Да, но..." занимает особое место в анализе игр, потому что с нее собственно и начался этот анализ. Это была первая игра, выделенная из социального контекста, и поскольку это старейший объект анализа, игра эта наиболее исследована. К тому же в эту игру чаще всего играют на различных приемах, вечеринках и собраниях, включая и психотерапевтические группы. Следующий пример поможет проиллюстрировать важнейшие характеристики этой игры.

      Уайт: "Мой муж всегда сам делает ремонт, но у него ничего не получается хорошо".

      Блэк: "Почему бы ему не пойти на плотницкие курсы?"

      Уайт: "Да, но у него нет на это времени".

      Блю: "Почему бы тебе не купить ему хорошие инструменты?"

      Уайт: "Да, но он не умеет ими пользоваться".

      Рэд: "А почему бы вам тогда не пригласить настоящего плотника?"

      Уайт: "Да, но это будет слишком дорого".

      Браун: "Почему бы тогда тебе просто не примириться  с тем, что он делает?"

      Уайт: "Да, но ведь все может обвалиться".

      За  этим обычно наступает молчание. Нарушает его Грин, которая может сказать  что-нибудь вроде: "Все мужчины  таковы, всегда пытаются доказать, что  все могут".

      В игре может играть любое количество участников. Участники предлагают различные решения, начиная с "Почему бы тебе не...". На каждое предложение Уайт отвечает: "Да, но..." Хороший игрок может так отвечать неограниченно долго, во всяком случае пока остальные не выдохнутся, и Уайт в результате получает свое. Порой миссис Уайт приходится отражать десятки предложений, пока не наступит безмолвие, символизирующее ее победу. Теперь поле расчищено для следующей игры. В приведенном примере Грин переключается на игру "Родительский комитет" типа "Непутевый муж".

      Поскольку за редкими исключениями все предложения  отвергаются, очевидно, у игры есть какая-то скрытая цель. «Да-Но» играется не ради получения ответа (Взрослый поиск информации или решения), а  чтобы доставить удовольствие своему Ребенку и прибавить ему уверенности. Дословная запись диалога может показаться разговором Взрослых, но при непосредственном наблюдении становится ясным, что миссис Уайт ведет себя как Ребенок, неспособный справиться с ситуацией; остальные же превращаются в мудрых Родителей, которые стремятся поделиться с ней своими познаниями.

      

      Схема игры:  "Почему бы тебе не... – Да, но..."

      Это показано на схеме. Игра может продолжаться, поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция происходят от Взрослого к Взрослому, на психологическом уровне они также дополняющи: стимул направлен от Родителя к Ребенку ("Почему бы тебе не..."), а ответ – от Ребенка к Родителю ("Да, но..."). Психологический уровень обычно обеими сторонами не сознается, но перемена состояний Я (Уайт меняет Взрослого на неприспособленного Ребенка, остальные – Взрослых на мудрых Родителей) может быть подмечена внимательным наблюдателем по изменениям позы, мышечного напряжения, тона голоса и словаря.

      Чтобы понять скрытый смысл игры, полезно  рассмотреть продолжение приведенного выше примера.

      Терапевт: "Кто-нибудь сделал предложение, которое  вам самой не приходило в голову?"

      Уайт (супруга): "Нет. Кстати, я сама испробовала  почти все, что они предлагали. Я купила мужу инструменты, и он ходил на курсы плотницкого мастерства".

      Здесь миссис Уайт демонстрирует две причины, по которым не следует принимать  ее разговор с собеседниками за чистую монету. Прежде всего, миссис Уайт не глупее остальных присутствующих, и маловероятно, чтобы кто-то предложил решение, не приходившее ей в голову. Если кто-то внесет новое предложение, миссис Уайт должна с благодарностью принять его, если она играет честно; иными словами, ее "несправляющийся" Ребенок должен уступить, если поступит предложение, стимулирующее ее Взрослого. Но заядлые игроки в ПБТНДН, такие, как миссис Уайт из приведенного выше примера, редко играют честно. С другой стороны, слишком легкое принятие предложений поднимает вопрос, не скрывается ли за игрой в ПБТНДН другая игра – в "Дурочку".

      Приведенный пример особенно показателен, поскольку  ясно подчеркивает второе утверждение. Даже если миссис Уайт предварительно испытала некоторые из предложений, она все равно будет возражать  против них. Цель игры не в том, чтобы принимать предложения, а в том, чтобы их отвергать.

      Хотя  при соответствующих обстоятельствах  в эту игру способны играть почти  все – она очень хорошо помогает организовывать время, – внимательное изучение индивидов, которые ее особенно предпочитают, открывает интересные особенности. Во-первых, такие люди с одинаковой готовностью играют и на той, и на другой стороне. Способность переключаться с одной роли на другую – характерный признак всех игр. Игроки могут предпочитать какую-либо роль, но могут меняться местами и не возражают против исполнения в той же игре другой роли, если это желательно по какой-то причине (сравните, например, переключение от Пьяницы к Спасителю в игре "Алкоголик").

      Во-вторых, в клинической практике установлено, что люди, предпочитающие игру «Да-Но», входят в группу пациентов, которые просят применить к ним гипноз для ускорения лечения. Когда они играют в эту игру, их цель – продемонстрировать, что никто не может дать приемлемое предложение, то есть что они никогда не сдадутся; в то же время от врача они требуют процедуры, которая полностью их подчиняет. Таким образом, становится ясно, что «Да-Но» представляет собой разрешение внутреннего конфликта, связанного с необходимостью сдаться.

      Отметим, что эта игра распространена среди людей, которые боятся покраснеть, как следует из приводимого ниже терапевтического примера.

      Терапевт: "Почему вы играете в "Почему бы тебе не... – Да, но...", если понимаете, что это обман?"

      Миссис  Уайт: "Если я с кем-нибудь говорю, мне приходится думать, что сказать. Если не говорю, я краснею. Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я не выношу перерывов в разговоре. Я знаю это, и мой муж тоже знает. Он мне всегда это говорит".

      Терапевт: "Вы хотите сказать, что, если ваш  Взрослый ничем не занят, на первый план выходит ваш Ребенок и ставит вас в неудобное положение?"

      Миссис  Уайт: "Вот именно. Пока я могу высказывать кому-то предложения  или выслушивать их, все в порядке, я защищена. Когда мой Взрослый сохраняет за собой контроль, я  не боюсь смутиться".

Информация о работе Теории межличностных отношений (Э.Берн)