Шпаргалка по "Юридическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Юридическая психология"

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену по юридической психологии, 2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Страдания осужденного не должны определяться произвольно — они должны быть четко определены мерой наказания. Основной же «страдательный эффект»  от наказания состоит в ограничении  для индивида свободы его самоопределения. Режим следует трактовать не только как фактор наказания, кары, но и как фактор ресоциализации осужденного, как фактор приобщения осужденного к социально адаптированной жизнедеятельности, как фактор приобщения десоциализированной личности к условиям социализации, к условиям социальной нормы. В существующем же лагерном и тюремном режиме доминирует его карательная функция. Карой является даже ничем не обоснованная норма положенной для заключенного жилплощади — 2 кв.м. При такой «норме» заключенные страдают даже от недостатка кислорода. Чрезмерной карой, не предусмотренной приговором суда, является принудительное содержание заключенных в скученных барачных условиях с нарушением элементарных санитарно-гигиенических требований. Чрезмерной карой является и совместное содержание заключенных вне зависимости от уровня их десоциализации, глубины нравственно-психологической пораженности личности. Доведенная до автоматизма регламентация режима — также ничем не оправданная кара. С одной стороны, строго очерченный в правовом отношении внутренний распорядок ИТУ приучает осужденного к соблюдению элементарных правил поведения и общежития, дисциплинирует его. С другой стороны, он нивелирует личность, лишает ее индивидуальности, отучает от принятия самостоятельных решений. Повторяющаяся изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год одна и та же процедура жизненной организации превращает человека в автомат — человек теряет себя как личность.

Рациональный  режим ИТУ может и должен быть мощным, основным средством ресоциализации личности.

  1. психологическая сущность «законов» криминальной среды, субкультуры, стратификации, ценностей.

Организованная преступная группировка – многочисленное преступное образование, объединяющее в своих рядах десятки и даже сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью. Существует ряд разновидностей группировок, различающихся по связям, преступной субкультуре, иерархии, способам деятельности, национальным особенностям и т.д. Наиболее ярко среди них выделяются два вида:

«Команда» («бригада») – своеобразная форма функционирования организованных преступных образований, в основе которой лежит объединение по территориальному признаку выросших вместе ребят, знающих друг друга с детства. По мере разрастания «бригады» в нее попадают взрослеющие подростки, а также ранее судимые лица. К началу эпохи кооперативизации страны эти «команды», до того занимавшиеся хулиганством, кражами, уличными грабежами, уже были в достаточной степени организованными и смогли обложить данью новоявленных коммерсантов. Постепенно разрастаясь, приобретая криминальный опыт, накапливая капитал и устанавливая связи, в том числе и с профессиональными преступниками, они усиливали свое влияние, расширяли контролируемые территории, подавляя конкурентов.

«Община» - преступное образование, состоящее в своей основе из неместных жителей, в первую очередь выходцев из Закавказья (азербайджанская, чеченская, грузинская, дагестанская, армянская «общины»), а также из компактно проживающих иностранцев (вьетнамцев, корейцев, китайцев). В структурных взаимосвязях «общин» в качестве цементирующего звена выступает национальный родовой признак, основанный на вековых традициях безоговорочного признания авторитета старшего (сходный со структурой сицилийской преступности, образовавшейся на базе патриархальной семьи).

Группировка не является монолитным образованием и состоит из нескольких групп различного уровня организованности численностью 10-15 человек.

Группировки занимаются не только совершением конкретных преступлений, но и осуществляют постоянный контроль определенного района (вымогательство и сбор дани за обеспечение «охраны» с точек общепита, коммерческих ларьков, частных предприятий, проституток, преступников-одиночек).

Нередко лидеры, сколотив достаточный капитал, вступают в сферы легального бизнеса, «отмывая» тем самым преступно добытые средства.

Бандитское формирование (образование) – такая форма организованной преступности, которая предполагает создание вооруженной группы с целью нападения на государственные, общественные предприятия, на отдельных граждан. От группировки оно отличается обязательным наличием оружия и преступной направленностью – открытым нападением, вследствие чего бандформирования характеризуются повышенной опасностью. Численный состав банды не превышает, как правило, 10 человек. Среди всех преступных образований банды отличаются самым высоким уровнем организованности, строжайшей соподчиненностью и конспирацией, беспрекословным подчинением главарю, исключительной жестокостью по отношению к жертве. Банды функционируют самостоятельно, объектом их преступной деятельности чаще всего являются деньги, валюта, оружие, золото, драгоценные камни, антиквариат. В последнее время банды все чаще привлекаются преступными группировками к их деятельности, выполняя различные криминальные заказы (завладение оружием, ликвидация неугодных лиц, участие в разборках).

По степени  преступной направленности выделяют три  категории банд:

«классическая банда» - преступления – нападения на банки, сберкассы, инкассаторов, музеи, квартиры – совершаются путем открытого вооруженного нападения с целью завладения деньгами, зачастую сопровождаются убийствами и нанесением потерпевшим телесных повреждений;

«специализированная банда» - практикуются на совершении одного, максимум, двух видов преступлений (банки, магазины, инкассаторы);

«заказники» - банды совершающие преступления по «заказу», оказание силового давления на конкурентов, причинение им имущественного и иного вреда, вплоть до физического уничтожения (исполнители наемные убийцы – «киллеры» – находят среди ранее судимых, бывших спортсменов, «афганцев»).

Преступная организация (сообщество) – устойчивое, сложное, иерархическое криминальное образование. Преступные организации имеют пять основных признаков, совокупность которых позволяет отграничить их от прочих организованных формирований. К ним относятся:

1) наличие  материальной базы – общих  денежных фондов для взаимопомощи  и подкупа должностных лиц;

2) коллегиальная  форма руководства, при которой  управление организацией осуществляется  группой лиц, имеющих равное  положение;

3) устав  в виде неформальных норм поведения, традиций и законов, санкций за их нарушение;

4) функционально-иерархическая  система – разделение организации  на составные группы, при наличии  межрегиональных связей, распределение  функций между членами (руководящее  ядро, телохранители, держатели касс, связники, «контролеры» и т.д.);

5) информационная  база – сбор различного рода  сведений, разведка и контрразведка.

 

Изучение организованных преступных сообществ позволяет сделать вывод о том, что в условном едином организованно-криминальном пространстве действуют около 5 видов участников преступных формирований (организаций):

1) «лжепредприниматели», появились в 1988 году со времени  развития кооператорства. Они специализируются на финансовых аферах

2) «гангстеры»,  основная направленность деятельности – рэкет

3) «расхитители»  - («госворы») – организованные  группы преступников 

4) «коррупционеры»  - группы госчиновников, 

5) «координаторы» - элита преступного мира, как  правило «воры в законе» либо  «авторитеты», поддерживающие стабильность  системы организованной преступности путем взаимодействия с каждым из названных выше участников.

Кооперация  профессиональных преступных лидеров («воров в законе») – это своеобразная каста профессиональных преступников – лидеров (не имеет в отличие от преступных организаций территорию и места своего нахождения, структура размыта, поскольку объединение основано на уголовных традициях, равное положение состава лиц этой кооперации, разные течения «законников», объединенных общей уголовной идеей).

Управление  кооперацией осуществляется с помощью воровских сходок, а воздействие на уголовную среду – посредством специально выделенных лиц и воровских обращений.

«Вором  в законе» - может считаться лишь преступник, имеющий судимости, авторитет в криминальной среде, принятый в группировку на специальной «сходке». Кандидат проходит «испытание», всесторонне проверяется, после чего ему даются устные и письменные рекомендации. Сходка – не просто формальный акт утверждения новичка: лица, рекомендовавшие кандидата, несут перед ней ответственность за его дальнейшее поведение.

Татуировки  выполняли и коммуникативную  роль с их помощью рецидивисты  распознавали друг друга. Причем другим преступникам под страхом смерти запрещалось носить знак «вора в  законе».

Современные «воры в законе» тщательно маскируют свой антиобщественный образ жизни, под внешне законопослушный.

В местах лишения свободы организованные преступные сообщества реализуют ряд  целей:

1) совершение  корыстных и насильственно-корыстных  преступлений в отношении осужденных;

2) организацию «азартных игр» с целью получения власти над проигравшими;

3) получение  легальных каналов общения со  «свободой»;

4) осуществление  «нелегальной» переписки;

5) организацию  доставки в «зону» запрещенных  предметов (наркотиков, спиртного,  оружия);

6) склонение работников ИТУ к неслужебным отношениям;

7) обеспечение  льготных условий содержания  лицам, входящим в организованные  преступные группы;

8) внедрение  в структуры ИТУ с целью  оказания влияния на действия  администрации ИТУ в интересах  преступного мира и др.

Личностные качества современного лидера организованного преступного сообщества:

1) наличие  опыта преступной деятельности;

2) сильные  волевые качества;

3) высокий  уровень умственных способностей;

4) большая  физическая сила;

5) умение  держать слово;

6) предприимчивость;

7) коммуникабельность;

8) решительность  в действиях;

9) способность  быстро принимать решения в  сложных для преступного сообщества  ситуациях, мгновенно ориентироваться;

10) умение  обеспечить конспиративность в  подготавливаемых и совершаемых формированием преступлениях;

11) знание  внутренних и внешних условий  функционирования сообщества.

 

Криминальные традиции и обычаи состоят из трех элементов:

1) «Регулятивные» - элементы: законы и правила, регулирующие  взаимоотношения между преступниками;

2) «Атрибутивные» - элементы: татуировки (например, рисунки:  перстень с короной- был отрицательно  настроен к Администрации ИТУ  и режиму; могильный крест- за  плечами убийство, враг власти  до гроба; кинжал, обвитый змеей-  «дерзкий хулиган»; татуировки  аббревиатуры- Босс- был осужден советским судом; КОТ- коренной обитатель тюрьмы; СЛОН- смерть легавым от ножа; и др.), жаргон, клички, мимика, жестикуляция, отражающие принадлежность личности к преступной деятельности;

3) «Эмоциональные»  - элементы: песни, стихи, поговорки с «воровской» тематикой (преступный фольклор).

 

Криминальная  субкультура обеспечивает устойчивую криминализацию личности, ее десоциализацию. Особенно сензитивна, восприимчива по отношению к ней часть подрастающего  поколения с выраженной возрастной оппозицией, возрастным нигилизмом и негативизмом. В рамках криминальной субкультуры легче самоутверждается личность с дефектами социализации и психической саморегуляции, происходит гиперкомпенсация «слабых мест», безоговорочное принятие ритуальных способов поведения и криминальной идеологии («законов»). Криминальная субкультура является передаточным механизмом преступности. Она имеет различные ответвления (субкультура воров, проституток, теневиков, мошенников). Существует и особая тюремная субкультура. Ее часто отождествляют с криминальной субкультурой в целом.

Из общесоциальных механизмов в рамках криминальной субкультуры  широко используются механизмы межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма, стандартизация элитных привилегий, санкций для нормативных нарушений. Эта субкультура обслуживается особой уголовной философией оправдания и возвеличивания преступного поведения, маскировкой низменных побуждений возвышенными мотивировками, обвинительным уклоном в оценке поведения жертвы. Имеется и своя система ценностей — круговая порука, преданность «братству», воровским традициям, «законам» и т.п.

В среде  организованной преступности более  высоко ценится интеллект, расчет, решительность, многоопытность. Криминальная субкультура — это наложение на кальку нормальных социальных отношений антисоциального содержания. Эта субкультура и определяет, направляет поведенческие схемы как на свободе, так и в условиях тюремного (лагерного) содержания. Ритуал разборки, остракизма четко определен. Система санкций четко разграничена. «Общий котел» — «общак» — также служит средством группового сплочения.

Для криминализированной  среды характерен особый стиль поведения. Он отличается условностью, применением  тайных способов общения. Наряду с жаргоном, «феней», широко используется «ручная феня» — язык условных жестов, тайные каналы передачи информации («трасы»).

Отвлечение  криминально зараженных индивидов  от криминальной субкультуры — одна из сложных и трудноразрешимых задач  ИТУ.

 

Наиболее устойчивые стереотипы тюремного поведения выражены в следующих правилах:

для устойчиво-привилегированных  страт (прослоек):

  • по возможности не работать, принуждать работать за себя «чушков» и «обиженных»;
  • если работать, то лишь на престижных местах (дневальным, дежурным по столовой, в санчасти, в библиотеке);
  • не участвовать в строительстве инженерно-охранных сооружений;
  • не стирать самим свое белье, не убирать за собой, перекладывать эти обязанности на низкостатусных;

для неустойчиво-привилегированных («шнырей», «шестерок»):

  • работать, но без перевыполнения нормы;
  • уклоняться от строительства охранных сооружений;
  • выполнять любую работу по заданию авторитетов (гладить одежду, мыть полы, производить уборку);

для устойчиво-непривилегированных («обиженных», «разных мастей»):

  • хорошо работать, выполнять любую работу как по заданию «авторитетов» так и по заданию администрации.



Информация о работе Шпаргалка по "Юридическая психология"