Ролевые игры в психоанализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время психологи, педагоги и другие специалисты, работающие с детьми, все чаще обращаются к естественным способам развития и воспитания. Таким универсальным средством является игра. Раскрытию ее тайны посвящены целые разделы в разных отраслях педагогики и психологии.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Анна  Фрейд, младшая дочь Зигмунда Фрейда, начиная с 30-х годов стала оказывать на психоаналитическое движение огромное и неослабевающее влияние. Впервые она обратила на себя внимание в 1926 году книгой "Введение в технику детского анализа", заложив тем самым основы отрасли аналитической психотерапии детей, которая и ныне имеет мировое значение. В работе "Норма и патология в детском возрасте: оценка развития" (1965) ее воззрения в этой области были дополнены и усовершенствованы новыми ценными представлениями. В теоретических положениях Анны Фрейд сказывается ее педагогическое образование, а ее представления о детском анализе включают многочисленные воспитательные моменты; этим ее подход к детскому анализу существенно отличается от подхода Мелани Кляйн, характеризующегося строго психоаналитической направленностью. 

     Анна  Фрейд применяла игровой метод в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.

     В книге «Дети и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает различия в способе  выражения реакции на бомбежку Лондона  взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.

     А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем  средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

     Вслед за З. Фрейдом Термина Гуг-Гельмут  стала одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка, и предложившая детям, с  которыми проводилась игротерапия, игрушки для того, чтобы они могли выразить себя. Хотя хронологически ее работа предшествует работам А. Фрейд и М. Кляйн, она не сформулировала какого-либо определенного подхода и использовала игровые материалы только с детьми старше 6 лет. Тем не менее она привлекла внимание к тому, как трудно применять методы, используемые в терапии со взрослыми в работе с детьми.

     Основными целями развивающего и коррекционного воздействия в психоаналитической игре выступают:

     Установление  аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего психологу осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

     Катарсис  — форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и  освобождению от них.

     Игра  предоставляет две возможности  для катарсиса: свободное выражение  чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.

     Инсайт  представляет собой одновременно и  результат и механизм игры. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого  понимания себя и своих отношений  со значимыми другими. Инсайт не требует  интерпретации, разъяснения со стороны психолога, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.

     Исследование (тестирование) реальности. Процесс  исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.

     Особая  атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает  страхи и тревожность детей перед  возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения, как с взрослыми, так и со сверстниками.

     Сублимация  как перевод и отклонение энергии  примитивных сексуальных влечений от их прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.

     Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.

     Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

     Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как подчеркивается в ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет.

В книге Эриксона "Детство и общество" (1963) представлена его модель "восьми возрастов человека". По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

     Рассмотрим третью кризисную стадию, которая рождает конфликт между предприимчивостью и чувством вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии - переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

В работах Э. Эриксона игра рассматривается как способ адаптации ребенка

к социальному  миру, обеспечивающий серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает. Таким образом, он не только объект для взаимодействия, но и сам субъект, действующий на окружающий мир. Однако не всегда ребенок ощущает себя и воспринимает себя адекватно. Помочь в формировании и развитии личности ребенка может метод игры.

     Разумеется, определенные и значительные изменения  в характере игры дошкольников происходят: к старшему дошкольному возрасту возрастает значение игр с достижением  результата, игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д. Вместе с тем игра продолжает сохранять все свои основные черты, которые принципиально отличают её от других видов деятельности, а именно: добровольность вхождения участников, инициативность, протекание в определенных пространственных и временных рамках, непредсказуемость развития и результата, иллюзорность и т.д.

     В играх дошкольники реализуют  не только разнообразные впечатления  и знания, но и основные духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования.

     Сегодня в научно-педагогической, психолого-педагогической литературе можно найти много  разнообразных и развернутых  рекомендаций по использованию игр  в учебно-воспитательной и психолого-педагогической практике. Игра — способ познания мира и один из способов саморегуляции. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

     Игра  представляет уникальный опыт для социального  развития ребенка, открывая ему возможность  вступить в значимую личностную связь  со взрослым. Игра представляет собой  деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжений и фрустраций повседневной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой.-М.,1989.
  2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка – М., 1997.
  3. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997
  4. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопросы психологии. – 1996.- №6.
  5. Психологический словарь / Под. ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  6. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
  7. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997
  8. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1987.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Информация о работе Ролевые игры в психоанализе