Развитие механизмов волевой регуляции в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Человек для достижения поставленных целей преодолевает различные трудности, сознательно регулируя свое поведение, в этом проявляется его воля, которая, наряду со стремлением, способна изменить ход поведения – инициировать его, останавливать, менять направление и темп.
Волевая регуляция – это такое регуляционное личностное образование, которое характеризует способность индивида к самостоятельному выбору линии поведения, целеустремленное осуществление тех или иных действий, принятие на себя ответственности за их результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………...................3
Воля и волевая регуляция………………………………………..4-7
Структуры механизмов волевой регуляции…………………...8-10
Развитие механизмов волевой регуляции в онтогенезе...11-15
Заключение……………………………………………...................16
Список литературы………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

 

1) произвольные процессы, складывающиеся на основе сознательного  побуждения (произвольные элементы  в поведении животных);

 

2) произвольные процессы, формируемые на основе сознательного  отражения необходимости и возможности  такой регуляции с помощью  речевого опосредования (произвольные процессы человека);

 

3) волевые процессы как  личностный уровень произвольной  регуляции.

 

А. Бандура предложил триадическую теорию, которая различает отдельные влияния личностных, поведенческих и средовых влияний на акты волевой регуляции .

 

Л. М. Веккер предлагает различать произвольную и волевую виды регуляции, которые наряду с непроизвольной регуляцией образуют целостную систему. Произвольная регуляция, по автору, представляет собой осознанный уровень регуляции, предполагающий намеренность, планомерность, осознание причин, сознательный контроль, регуляцию хода действия. Этот уровень регуляции осуществляется с опорой на внешние и внутренние средства – знаки, уже имеющиеся произвольные реакции. Главное место среди реакций принадлежит речи, так как развитие регулирующей функции речи связано с переходом к смысловой регуляции психических процессов и деятельности. Произвольная регуляция, таким образом, осуществляется на речемыслительном уровне с участием второй сигнальной системы. На этом уровне перебор возможный вариантов действий, процесс принятия окончательного решения происходят намеренно, на основе психических программ, предваряющих действия. Такая структура психической регуляции открывает разные степени свободы выбора, причем выбор производится самим субъектом, что и определяет психологическую сущность произвольного психического регулирования. Необходимо, однако, отметить, что произвольные действия осуществляются по определенному мотиву и не нуждаются в волевом специальном регулировании.

 

Высшим уровнем произвольного регулирования Л. М. Веккер считает волевое регулирование, спецификой когнитивных компонентов которого является их речемыслительный характер, подотчетность и подконтрольность самому объекту. Автор, однако, отмечает, что волевое регулирование возможно только тогда, когда человек использует личностной уровень саморегуляции. Уровень волевой регуляции требует от субъекта напряжения нервного, мышечного, эмоционального, аффективного и пр. Волевая регуляция возможна только тогда, когда человек сам вырабатывает и использует такие личностные способы регуляции, которые сопровождаются волевыми усилиями, реализуются в волевых качествах, волевых действиях, волевом поведении. Волевое регулирование поведения человека, таким образом, представляет собой особую, высшую форму проявления общего психического регулирования.

 

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции, нацелена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности . Этой точки зрения придерживаются Е. О.Смирнова, К. А.Абульханова-Славская и другие авторы.

 

Согласно концепции А. В. Быкова, функциональная структура процесса волевой регуляции включает три звена: мотивационно-побудительное, исполнительское и оценочно-результативное. Каждое из этих звеньев представлено определенным набором взаимосвязанных компонентов (намерений, мотивов, целей, способов, результатов).

 

Для возникновения волевой регуляции необходи­мы определенные условия – наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются труд­ности на пути к цели: препятствия внешние – вре­мя, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние – отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

 

Одним из существенных условий развития воли и произвольности является эмоциональное отношение . Так, Е. О. Смирнова отмечала, что «способность опосредовать свои действия словом определяется осознанием значения слова, которое первоначально связано с его аффективной притягательностью». Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. Знание правил еще не обеспечивает их участие в регуляции поведения. Для этого требуется не просто знание, а осознание правил. Осознание отличается от знания именно включенностью в процесс эмоций. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий»..

 

При рассмотрении регуляции деятельности, в особенности при попытках оптимизировать регуляцию конкретного вида деятельности на практике, неизбежно встает вопрос о снятии неблагоприятных эмоциональных состояний, создании состояния оптимальной мобилизации готовности. То есть встает вопрос о волевой регуляции эмоций. Е. П. Ильин считает, что волевая регуляция вступает в силу тогда, когда эмоции дезорганизуют деятельность. Если эмоции стимулируют деятельность, то проявления волевых качеств не требуется. Сами волевые качества рассматриваются как компенсаторы определенных «отрицательных» эмоциональных состояний. Например, компенсатор отрицательного действия страха – смелость, фрустрации – настойчивость, тревожности, неуверенности – решительность, чувства монотонии, усталости – терпеливость .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие механизмов волевой регуляции в онтогенезе

 

Волевые качества не даны человеку от рождения, они формируются в ситуациях, требующих их проявления. Развитие саморегуляции рассматривается как гетерохронный процесс качественного преобразования поведения, перехода его на более высокий уровень. Этот процесс разделяется на ряд периодов, каждый из которых испытывает влияние биологических и социальных факторов и определяется появлением новых способностей и перестройкой предыдущих (С. Корр, А. Бандура, А. В. Быков). Многие авторы придерживаются мнения о том, что развитые формы волевой регуляции, проявляющиеся уже в конце дошкольного возраста, не являются начальным проявлением этой способности, а опираются на предшествующий путь развития, который ребенок проходит с первых месяцев жизни.

 

Л. С. Выготский (1984) подчеркивал необходимость изучения с самых ранних возрастов становления волевой регуляции и воли как необходимого условия овладения человеком собой .

 

В настоящее время исследовано поэтапное становление волевой регуляции на протяжении онтогенеза, начиная от рождения.

 

С. Корр описывал ранние фазы развития саморегуляции, начиная с младенчества. Первая фаза – фаза сенсомоторной регуляции (от рождения до 3 месяцев) связана с нейрофизиологическими механизмами регуляции и не предполагает осознанности ситуации или осознанной интенции, вместе с тем, она создает условия для различения ребенком своих действий и действий других людей и позволяет переходить ему на фазу контроля.

 

Фаза контроля (с 12 мес. до 2 лет) характеризуется способностью к пониманию социальных требований и заданий взрослого. Эта способность проявляется ситуативно и целиком зависит от присутствия и вмешательства взрослых, однако она создает предпосылки к переходу на следующую фазу – фазу самоконтроля (с 2 лет), которая характеризуется гибким адаптивным поведением ребенка, более развитой способностью ждать и сдерживать себя, понимать требования взрослого. О развитии самоконтроля и волевой саморегуляции у ребенка свидетельствует появление способности обдумывать и планировать свои действия, сдерживать импульсивные поступки и пр.

 

Психологические исследования позволяют выделить особый переходный период от непроизвольной регуляции к произвольной. Нижняя граница этого периода определяется формированием у ребенка так называемых предличностных структур, свидетельствующих о способности активно управлять своим поведением, прибегая к начальным личностно-окрашенным средствам: к выражению отношения к взрослому, к собственной оценке достижений, демонстрируемой взрослому, к переживанию собственного права на выбор и пр. (М. И. Лисина, Н. Н. Авдеева). Верхняя граница этого периода определяется появлением способности к целеобразованию и осознанию своих действий, их намеренному выбору и структурированию.

 

Многие отечественные авторы (А. Н. Давыдова, М. Ю. Кистяковская, Я. З. Неверович, Л. И. Божович, В. К. Котырло и др.) считают первой стадией развития воли появление первых произвольных движений у ребенка.

 

В период возрастных кризисов возникает противоречие между возможностями данного возраста и определенным уровнем развития волевой регуляции, разрешение которых обеспечивает качественное выполнение любой деятельности. В описании кризиса 1 года жизни есть ряд характеристик, описывающих становление волевой регуляции: мотивирующие представления, настойчивые требования, капризы, стремление к достижимому, усилия при успехе или неуспехе. По мнению Л. С. Выготского, к концу первого года жизни ребенка мы сталкиваемся с впервые проявляющимся у ребенка «аффектом собственной личности – первой ступенью детской воли» .

 

В раннем возрасте происходит зарождение волевой регуляции. Анализ исследований показывает, что основы регулирующей функции речи закладываются у ребенка в период от 2 до 3 лет, несмотря на то, что побуждение и торможение действий в этом возрасте еще регулируются внешними стимулами: развитие речи и основанного на ней мышления формируют план действий, благодаря которому ребенок может формировать замыслы и планы, подчиняться заданным правилам ].

 

В период кризиса трех лет к становлению волевой регуляции можно отнести отказ как реакцию на преодоление трудностей (не хочу), желание преодолевать трудности (я сам), а также протест, упрямство, капризы, осмысление собственного Я.

 

В дошкольном возрасте динамика показателей волевой регуляции характеризуется их постоянными изменениями без «потрясений» и ярко выраженных противоречий. Это говорит о том, что в дошкольном возрасте волевая регуляция еще не отличается четко выраженной дифференциацией компонентов, они функционируют как бы слитно. Звенья волевой регуляции только начинают дифференцироваться. Более отчетливо проявляется мотивационно-потребностное звено, которое выступает в единстве с исполнительским звеном (способом достижения результатов). В исследованиях Л. И. Божович показано, что эффективность волевой регуляции у дошкольников во многом определяется мотивами (стремление к поощрению, к признанию взрослого, игровой и соревновательный мотивы, самолюбие и желание добиться признания сверстников) и самооценкой, роль которой в регуляции поведения постепенно возрастает. Регулятивные функции самооценки обеспечиваются ее взаимодействием с волевой регуляцией.

 

Начало школьного обучения предполагает наличие у ребенка определенного уровня развития волевой регуляции, проявляющегося в формировании умения самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения проблем и трудных ситуаций. Анализ практического опыта показывает, что низкая успеваемость и неадаптивные формы поведения учащихся в значительной мере связаны с несформированностью механизмов волевой регуляции. С недостаточным развитием воли и волевой регуляции психологи связывают и неподготовленность детей к обучению в школе, проявляющуюся в импульсивных формах поведения, в неумении слушать и понимать учителя, подчиняться его требованиям, нормам и правилам школьной жизни (Л. И. Божович, А. Н. Давыдова, В. А. Иванников, Е. О. Смирнова, Т. И. Шульга и др.).

 

В период кризиса семи лет появляется произвольность поведения и деятельности, в частности, появляется произвольное выполнение заданий ребенка, построенного по учебному типу. Произвольное выполнение заданий зависит от осознания ребенком норм и правил общества, которые выступают для него как позитивные, так и негативные требования.

 

В этом возрасте существуют способности (произвольность), которые снимают кризис, определяют его разрешение и носят «мерцающий» характер . Становление волевой регуляции в этот период происходит в проявлении произвольности, ответственности, самостоятельности, сопротивлении привычному действию, дисциплинированности в разных ситуациях (в школе и дома), в умении слышать и исполнять правила.

 

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, отмечается более выраженное развитие мотивационно-потребностной сферы волевой регуляции, то есть именно в этом возрасте формируется мотивационная готовность ребенка к волевой регуляции.

 

Становление показателей компонентов волевой регуляции характеризуется противоречивыми тенденциями: либо резко выраженными взлетами и падениями, либо волнообразной динамикой. В младшем школьном возрасте выявлено отсутствие единообразия в становлении показателей волевой регуляции. Это позволяет говорить о том, что в младшем школьном возрасте о еще несформированной волевой регуляции. Она функционирует как «плавающая», иногда резко, контрастно.

 

Известно, что оценочное отношение (в том числе познавательное) к фактам окружающей жизни в младшем школьном возрасте еще не сформировано и определяется как разнообразными внешними воздействиями (требованиями референтных групп, мнением учителей, родителей, сверстников), так и возрастными особенностями детей – неустойчивостью их настроения, ситуативностью поведения.

 

Переход от младшего школьного к подростковому возрасту имеет свои особенности: появляется чувство взрослости, самостоятельности. Волевая регуляция проявляется в этом возрасте наиболее ярко в выраженности волевых качеств личности – самостоятельности, ответственности, целенаправленности, деловитости, активности, выдержке и самообладании .

 

В подростковом возрасте происходит интенсивное овладение способами волевой регуляции. В целом, переход от произвольной регуляции к волевой многими исследователями связывается с появлением интегральных личностных образований (К. А. Абульханова-Славская, Ю. А. Миславский, В. А. Иванников, А. Е. Туровская и др.). В исследованиях обнаружена неравномерность развития волевых качеств в разных возрастах, их неоднозначная роль в управлении субъектом своей деятельностью, поведением, своей личностью в целом. Так, в младшем школьном возрасте из волевых качеств раньше всех появляются дисциплинированность, в подростковом возрасте у мальчиков – смелость, у девочек – настойчивость, у старших школьников целеустремленность. В младшем школьном возрасте волевые качества вначале проявляются в игре, затем – в трудовых действиях, позже – в учебе. Подростки стремятся к воспитанию у себя волевых качеств, в их среде активно обсуждаются условия и способы воспитания в себе этих качеств.

Информация о работе Развитие механизмов волевой регуляции в онтогенезе