Психология сознательно бездетной семьи в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены два вопроса: теория установки Д.Н.Узнадзе и психология сознательно бездетной семьи в России и за рубежом.
По первой теме изучены следующие вопросы :
- Общее учение об установке;
- Постановка проблемы установки;
- Иллюзия объема;
- Иллюзия силы давление;
- Иллюзия слуха;
- Установка как основа этих иллюзий;

Содержание работы

Введение
1. Теория установки Д.Н.Узнадзе
1.1 Общее учение об установке
1. 2 Постановка проблемы установки
1.2. 1 Иллюзия объема
1.2.2 Иллюзия силы давления
1.2.3 Иллюзия слуха
1.2. 4 Иллюзия освещения
1.2.5 Иллюзия количества
1.2. 6 Иллюзия веса.
1.2. 7. Установка как основа этих иллюзий
1.3 Основные условия деятельности
1. 3. 1 Потребность
1.3. 2 Ситуация
1.4 Разновидности состояния установки
1. 4.1 Фиксированная установка
1.4.2 Диффузная установка.
2. Психология сознательно бездетной семьи в России
и за рубежом.
Сознательно бездетная семья в России и зарубежом
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологиии.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

 
1. 3. 1 Потребность. 

 
В науке нередко приходится встречаться  с термином "потребность". Особенно часто используется он в экономических  науках. Здесь, однако, мы не думаем лишь о том значении, которое мыслится в понятии потребности специально с позиций экономических наук. В данном случае мы имеем в виду самое широкое значение этого  слова - не только экономическое. Если представить себе, что организм испытывает нужду в чем-нибудь, например, в  экономическом благе, в какой-нибудь другой ценности - практической или  теоретической безразлично, в самой  активности или, наоборот, в отдыхе и т.п., то во всех этих случаях можно  говорить, что мы имеем дело с  той или иной потребностью. Словом, как потребность можно квалифицировать  всякое состояние психофизического организма, который, нуждаясь в изменениях окружающей среды, дает импульсы к необходимой  для этой цели активности.  
При этом нужно помнить, что активность должна быть понимаема в данном случае не только как прием, гарантирующий нам средства удовлетворения потребностей, а одновременно и как источник, дающий возможность непосредственного их удовлетворения.  
Дело в том, что необходимо различать два основных рода потребностей - потребности субстанциональные и потребности функциональные.  
В первом случае мы имеем в виду потребности, для удовлетворения которых необходимо что-нибудь субстанциональное, нечто, по получении чего потребность оказывается удовлетворенной. Так, например, состояние голода представляет собой пример определенной субстанциональной потребности: для того, чтобы утолить голод, необходимо иметь, например, хлеб.  
В зависимости от условий, в которых приходится жить организму в каждый данный момент, у него появляется потребность к деятельности в функционированию в том или ином направлении. Этого рода потребности мы и называем функциональными потребностями.  
Эти две основные группы исчерпывают все богатства потребностей, имеющихся у животных. Но они же служат основными категориями и тех потребностей, какие появляются у человека по мере развития условий его социальной, его культурной жизни. Культура порождает у него ряд новых потребностей, и чем дальше она развивается, тем обширнее становится их круг. В качестве примера потребности, которую можно было бы считать чисто человеческой, можно назвать теоретическую потребность. Правда, в литературе мы нередко имеем случаи, когда речь заходит относительно таких, как я думаю, чисто человеческих признаков у животных, в частности у обезьян, каким является, например, любознательность. Но, строго говоря, нет оснований антропоморфизировать даже признаки высших обезьян. Сейчас я хочу лишь отметить, что, бесспорно, в качестве своеобразной группы потребностей, выработавшихся у человека, можно назвать группу тeopeтuческих потребностей.  
Потребности теоретического характера могут иметь место и в случаях удовлетворения функциональных потребностей, но от этого сами они далеко еще не становятся потребностями функционального содержания.  
Итак, мы находим, что одним из основных условий активности субъекта является наличие в нем какой-нибудь определенной потребности, которая может быть субстанциональной или функциональной. На человеческой ступени развития мы становимся свидетелями выступления нового вида потребностей, т. е. теоретической потребности. Но анализ показывает, что она относится, скорее, к категории субстанциональных, чем функциональных потребностей.

 

 
1.3. 2 Ситуация.

 
Необходимым условием появления установки  в определенном направлении, кроме  потребности, является и наличие  соответствующей ей ситуации. Если ее нет, то нет и установки: без  наличия факта совместного и  согласованного воздействия ситуации и потребности на субъект нет  основания к тому, чтобы в этом последнем образовалась установка  и чтобы, следовательно, он был готов  к действию.  
Для возникновения установки необходимо наличие соответствующей ситуации, в условиях которой она принимает вполне определенный, конкретный характер. Следовательно, объективным фактором, определяющим установку, следует считать именно такого рода ситуацию.  
Мы видим, что установка создается не на основе наличия одной только потребности или одной только объективной ситуации: для того, чтобы она возникла как установка к определенной активности, нужно, чтобы потребность совпала с наличием ситуации, включающей в себя условия для ее удовлетворения.  
Для возникновения установки в определенном направлении требуются условия субъективного и объективного характера: нужно наличие как потребности, так и ситуации, в которой она может быть удовлетворена.  
Это - два основных условия, которые абсолютно необходимы для того, чтобы могла возникнуть какая-нибудь определенная установка. Конечно, вне субъективных и объективных условий вообще никакой активности не бывает. Но в данном случае мы утверждаем не только это. Здесь мы хотели бы обратить внимание и на то обстоятельство, что необходимым и действительным условием возникновения установки следует считать как бы некоторое единство обоих этих условий. В нашем случае это единство осуществляется в следующем: потребность, которая имеется в субъекте, становится вполне определенной конкретной потребностью лишь после того, как выясняется объективная ситуация в форме какой-нибудь конкретной ситуации, предоставляющей субъекту возможность удовлетворения данной потребности; оба момента - и ситуация, и потребность - определяются как конкретные факты в связи друг с другом.

1.4 Разновидности  состояния установки 

1. 4.1 Фиксированная  установка.  
 
При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей ситуации живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности. Но как мы убедились, эта деятельность, в первую очередь, зарождается в форме установки, которая в дальнейшем раскрывается в виде доступных наблюдателю внутренних и внешних актов поведения. Сейчас перед нами стоит вопрос, как и с каких формах происходит этот процесс зарождения установки.  
Фиксация установки может происходить и в следующих условиях: скажем, в условиях какой-нибудь определенной ситуации у меня появилась соответствующая этим условиям установка, которая, повлияв на акт моего поведения, сыграла свою роль и затем прекратила свое действие. Но что же фактически происходит с ней после этого? Исчезает ли она совершенно бесследно, будто ее никогда и не было, или она каким-то образом продолжает существовать, сохраняя способность все же оказывать некоторое влияние на наше поведение?  
Бывают случаи, в которых, вследствие частых повторений установочных опытов или высокого личностного их веса, установка становится до такой степени легко возбудимой, что она актуализируется и в условиях воздействия неадекватных раздражителей, закрывая этим возможность проявления адекватной установки.  
Конечно, нет никакой необходимости, чтобы в условиях действия фиксированной установки адекватная данной ситуации форма установки всегда стушевывалась и заменялась другой, близкой к ней, но все же отличной от нее фиксированной установкой. Дело в том, что ничто не мешает нам допустить, что могут иметь место и такие случаи, когда субъекту приходится иметь дело с ситуацией, вполне тождественной с той, в которой выработалась данная форма фиксированной установки. В таких случаях, конечно, актуализированная фиксированная установка будет вполне совпадать с той, которую для данного случая мы должны считать адекватной.  
Таким образом, в обычных, не экспериментальных условиях жизни мы встречаемся не только с случаями замены адекватной для данной ситуации установки близкой к ней фиксированной, но и с такими, в которых фиксированная установка оказывается вполне тождественной адекватной.  
С другой стороны, могут иметь место и случаи, в которых к активности пробуждаются не те установки, которые фиксировались когда-нибудь в течение жизни данного индивидуума, а те, которые сделались фиксированными в истории его вида. Мне не раз приходилось в другой связи указывать на факты проявления такого рода активности, например, в жизни ребенка - на факты, относительно которых нельзя сказать, что они обусловлены потребностью получить именно средства, реализуемые этой активностью. В жизни ребенка часты случаи, когда он обращается к деятельности исключительно потому, что в нем проявляется сильное стремление к ней: в нем пробуждается потребность функционировать, быть активным. Эта потребность, которую я называю функциональной тенденцией, нужно полагать, является наследственно приобретенной формой фиксированной установки.

 
1.4.2 Диффузная  установка. 

 
Но установочные опыты не являются обязательно и во всех случаях  фиксированными. В некоторых случаях  они играют совершенно другую роль. Дело в тем, что бывает редко, чтобы  для возникновения какой-нибудь индивидуально определенной установки  было бы достаточно одного-единственного  случая воздействия ситуации на субъекта. Нужно полагать, что на начальных  стадиях зарождения какой-нибудь новой  установки она определяется как  индивидуально очерченный факт, не сразу. Становится необходимым более  или менее длительный процесс  для того, чтобы установка определилась как таковая, чтобы она дифференцировалась, вычленилась как состояние, специфически адекватное для наличных условий  поведения.  
Мы полагаем, следовательно, что при первом своем зарождении установка является сравнительно еще не дифференцированным, не индивидуализированным состоянием. И вот для того, чтобы она дифференцировалась как определенная, адекватная для данных условий, становится необходимым повторное предложение соответствующих раздражений. В таких случаях повторение установочных опытов имеет совершенно определенную, отличную от фиксационных, цель - она направлена на дифференциацию установки.  
Это бывает особенно необходимо для зарождения новых, еще не знакомых субъекту установок. Когда в таких случаях начинает действовать на субъекта какой-нибудь новый, впервые ему встречающийся объект, то вызываемая им установка должна носить диффузный, мало определенный характер. Мы можем сказать, что она недостаточно еще дифференцировалась и в результате этого субъект не может точно идентифицировать этот объект. Только с течением времени, по мере увеличения числа повторных воздействий того же объекта, вызываемая им установка постепенно дифференцируется и определяется как установка, специфичная именно для данного случая.  
Cледовательно, установочные опыты бывают не только фиксирующими, но и дифференцирующими.

 

 

 

 

2. Психология сознательно  бездетной семьи в России и  за рубежом. 

2.1 Сознательно  бездетная семья в России и  за рубежом

Специально подчеркиваем, что предметом рассмотрения является сознательно бездетный брак, т.е. когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей; все варианты в ситуациях, когда проблемы деторождения связаны с плохим здоровьем, бесплодием, не вынашиванием, травмами и.т.п не относятся  ни к каким альтернативам, а представляют собой семейную трагедию. Одно из психогигиенических и этических требований в обсуждении проблемы бездетного брака состоит  в целесообразности избегания потенциально травмирующих установок, например, оценки бездетного брака как явления  «патологического», «ненормального», на что, последовательно и убедительно  аргументируя свое мнение, указывает  С. И. Голод.

10% женщин в индустриально  развитых странах не хотят  иметь детей, в России не  менее 1%. Повсеместно в таких  странах растет добровольная  стерилизация. Ситуация в России  характеризуется массовой абортизацией .

Проблемы абортов ставится и обсуждается во всем мире, и  ответы на нее даются разные. Остановимся  здесь и обратимся к тексту, приведенному замечательным отечественным  психологом Т. А. Флоренской.

Рассмотрим проблему сознательно  бездетного брака в более широком  контексте мотивации, планирования и регулирования деторождения. На уровне семьи обнаруживается влияние  таких факторов как представления  супругов об удовлетворенности жилищно-бытовыми материальными условиями, характер распределения обязанностей, совместимость  ролевых позиций супругов, их отношение  к образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживания  личностью стадий становления брачно-семейных отношений. На уровне личности выделяют следующие факторы: установка на деторождение, чадолюбие, отношение  к трудностям, характер восприятия жизненных обстоятельств, мера ответственности.

Массовый внутрисемейный контроль над рождаемостью представляет собой процесс социальной адаптации. Смысл социальной адаптации связан с балансом между численностью и  плотностью населения и экологической  средой обитания. Цели социальной адаптации  изменчивы и разнообразны экологические, политические, религиозные. Каким образом  они достигаются? здесь используются разные стратегии: отказ от ребенка, откладывание рождения ребенка («поживем для себя»), упорядочение жизненных событий, деление индивидуальных ресурсов, переадресовка семейных функций, упрощение родительских обязанностей.

В качестве первичных факторов регулирования рождаемости выделяют социальные и социально-экономические ( общее положение дел в стране, в экономике, процессы урбанизации, безработица, неопределенность будущего, военные конфликты и другое). К  вторичным относятся культурные и демографические факторы (охрана материнства, детские пособия, своевременность  их выплаты и размеры, пенсионное обеспечение, экономическая самостоятельность  женщины, снижение общей и детской  смертности, динамика и образ жизни, изменение в творческой насыщенности труда, возросшие требования общества к качеству работника и личности, степень удовлетворенности досугом, индустрия развлечений и т. д. ).

В науке существует единственная точка зрения, что никаких биологических  законов, заставляющих человека иметь  детей – нет. Инстинкт полового влечения в живой природе имеет единственную цель – размножение, самовоспроизводство. Ни одна самка животных в природе  не испытывает оргазма. У человека половое  влечение трансформировалось и раздвоилось: с одной стороны, за ним сохраняется  целевая репродуктивная функция, с  другой стороны половой акт сам  по себе, без целей деторождения, стал для женщины соблазнительным  и доставляющим удовольствие . Это  привело к тому, что второй аспект стал вытеснять первый: используются противозачаточные средства, прибегают  к прерыванию беременности , повторим, что растет добровольная стерилизация . Если бы безотказно срабатывал биологический  механизм, то, вероятно, каждая беременность здоровой женщины заканчивалось  бы родами, численность детей в  семьях была бы намного выше – увы, это не так. По данным О. Здравомысловой лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой  и матерью – главное предназначение женщины.

Таким образом, законы деторождения – социальны. Потребность в детях  диктуется общественным образом: формируется  установка иметь детей; и индивидуальным образом: чадолюбие, установка по отношению  к ценности детей, процессу их воспитания и численности. Потребность иметь  детей социально-психологическая, моральная  по своей сути. Потребность в детях  в этом смысле – индивидуальное сочетание различных установок  по отношению к детям вообще, обусловленных  историей развития личности . Здесь понятие «потребность» совпадает с понятием «чадолюбие». Чадолюбие – результат усвоения человеком положительного отношения к детям, это условно-рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям – элементарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, заботе о воспитании детей.

Следует также отличать потребность  самого индивида в детях , и внутрисемейную(совместную- мужа и жены) потребность в детях . семья социальный институт, и ее жизнедеятельность, функции, потребности  регламентированы явлениями иного  социального порядка, чем действия отдельной личности.

Бывает также, что в  случае отказа от детей индивид демонстрирует  не свою ограниченную потребность в  детях, но свое стремление удовлетворить  какие-то иные социально-психологические  потребности, стимулированные, кстати, обществом. Поэтому уместно иногда говорить не об отсутствии или наличии  потребности в детях, а в силе «конкурирующих» потребностей. Регулирование  потребности посредствам сознательного  ограничения семьи – один из возможных  способов удовлетворения прочих потребностей (духовных и материальных) и поддерживания  их на определенном уровне.

Кроме того, рождение ребенка  – акт принятия родителями (отцом  и матерью совместно) всей ответственности  за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Распространенный вариант, когда в семье появляется ребенок, и родители сразу же перекладывают  заботу о нем на бабушек и дедушек, далее на детский сад ,впоследствии на школу.

Приведем такой случай. Из военно-спортивного лагеря самовольно ушел подросток. Его долго искали. Не нашли. Обратились к маме, чтобы  выяснить круг его друзей, предполагая, что мальчик мог прибывать  у них. Мама никакого представления  о друзьях сына не имела. Но характерным  было ее обращение к руководству  лагеря: « Если вы его найдете, не вздумайте привозить домой. Я  вам его отдала на 30 дней. Вот и  будьте любезны в течение 30 дней – больше никаких хлопот мне не доставляйте».

Добавим, что не всякая супружеская  пара(муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Информация о работе Психология сознательно бездетной семьи в России и за рубежом