Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 23:32, курсовая работа
Больших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Глава 1. Психология больших социальных групп
1.сущность психологии больших социальных групп
1.предмет психологии больших социальных групп
2.психологические явления больших социальных групп
3.формы проявления психических явлений в больших социальных группах
1.2. виды больших социальных групп
1.2.1 классификация больших социальных групп
1.2.2. нации
1.2.3 социальные классы
1.2.4 стихийные группы
Глава 2. Методы исследования больших социальных групп
Заключение
литература
То есть - психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее. Поэтому в социологическом анализе, например, предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, причем подразумевается не только тип личности, свойственный какой-то определенной эпохе или социальному строю, но и более узко, как тип, свойственный некоторой социальной группе: чаще всего социальный тип личности мыслится как тип личности представителя определенного социального класса, но в принципе понятие "социальный тип личности" может быть отнесено к характеристике типичного представителя и какой-либо профессии (тип учителя, например) или возрастной группы, правда, здесь, как правило, с указанием либо страны, либо эпохи ("молодой человек XX века" и т.п.). Фиксация этого типичного - весьма сложная задача. Общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы. По отношению к каждому отдельному "сознанию" групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него вместе с другими объективными условиями жизни, что, по выражению А. Валлона, приводит к "удвоению среды", в которой действует человек.
Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.
Таким образом, "психический склад" группы и "психический склад" личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только "часть" психологии личности "входит" в психологию группы.
Степень гетерогенности (разнородности) и гомогенности (однородности) группы выступает как один из факторов, влияющих на уровень ее социально-психологической общности. Реально всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои, классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т.д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей и эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы.
Г.Г.Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить ее от «чужих», не своих групп. Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Таковыми являются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки становятся менее непосредственно воспринимаемыми. В частности, классовые характеристики социальных групп и настоящее время не столь определенны, как это было несколько десятилетий точу назад. Так, размытыми являются характеристики буржуазии, рабочего класса, интеллигенции. Появление новых общностей — предпринимателей, «новых русских» — усиливает этот процесс неопределенности в классификациях общностей.
На уровень развития общностей влияет характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Ограниченность одних общностей от других, характерная, например, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрихозяйственными объединениями, контактами, более интенсивными связями с городом. Средства массовой информации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.
Объективная возможность сменить реальную связь с одной группой на связь с другой существенно влияет на крепость социальных связей в своей группе и снижает уровень ее интегрированности. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, интеллигенции. Для последней характерным стало снижение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к работнику по виду профессии. Интегрирующим признаком социально-психологической общности является идеология .
Исключительное место в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность групп, имеет ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения группы, отличительные по разным параметрам ее признаки, организационные предпосылки, идеологию. Но системообразующим признаком этого опыта является практика коллективного действия. Положительный результат этой практики входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей. Видом этой социальной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом. Современные общественные движения студенчества в разных странах зафиксировали значение социального опыта в жизни социальных общностей. Конфликты в Чечне показали, насколько глубоки корни национальной социально-психологической общности и как они проявляются через ряд поколении в способах внутригруппового и межгруппового общения, в методах разрешения государственных, групповых и индивидуальных проблем.
Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам (область) психики. Подобно тому, каковы эти сферы в обшей психологии, можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
Так, к сфере когнитивной относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. Вопрос о том, что думают люди, о чем беспокоятся, меняется в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается не только их содержания, но и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стиля мышления, своеобразным является менталитет тог о или иного народа в разные периоды его исторического развития (Г. Ф. Салтыков, 1982). Эмпирические исследования А. Р. Лурия показали своеобразие чувственного и понятийного отражения действительности в условиях существенных социальных и культурно-исторических преобразований жителей среднеазиатских республик бывшего СССР (А. Р. Лурия, 1974). В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, посредством которых складываются, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.
В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех иди иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень - сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом (Г. М. Гак, 1960).
Второй
структурный элемент психологии
больших групп — мотивационно-
Независимо от того, рассматриваем ли мы потребность как нужду (как это делает ряд авторов) или как движущую силу активности личности, в ней заключен социальный смысл. Высказанная В. Н. Мясишевым точка зрения на потребности точнее всего отражает их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к определенному объекту. Он считает, что потребность представляет отношение к объективной действительности (В. Н. Мясищев, 1957).
Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида:
Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы («Социальная психология» под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова, 1979, с. 74-75).
Для психологии больших групп в определенный период общественно-исторического развития важно действие закона развития потребностей, соотношение индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей — потребности в труде, развитие познавательных и эстетических потребностей, потребности в общении.
В
нашем сравнительном
С
потребностями в психологии больших
групп органически связаны
Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом и отдельных социальных групп, экономические отношения данного общества, экономическое положение определенных социальных общностей и объединений. Интересы стимулируют разные формы деятельности групп. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают экономические, политические, духовные интересы. В разных общественно-исторических условиях по-разному соотносятся интересы общества, отдельных больших групп (классов, наций), малых групп и отдельных личностей. Но во всех этих субъектах интерес выступает как побудитель деятельности, детерминанта поведения людей (А. Т. Ханипов, 1987).
В процессе общественного развития интересы, так же как и потребности, развиваются. Особенно ярко это проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований. Например, интерес к новому делу, предпринимательству в России возник в ходе таких преобразований. Интерес рабочих России к революционной деятельности резко возрос в предоктябрьский период 1917 г.
В
мотивационной сфере