Отклонения подростков в поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2009 в 19:04, Не определен

Описание работы

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания

Файлы: 1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

      Так называемые половые преступления также  имеют место в жизни делинквентных  подростков. Механизмы преступного  полового насилия подростков зависят  от личностных характерологических  характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше).

      У части таких подростков наблюдается  выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально – типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость.

      В структуре личности диагностируются  акцентуации характера и неадекватная самооценка.

      Нравственно – ценностная ориентация личности подростка – насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления  о морали и моральных ценностях  носят ярко выраженный неадекватный характер.[2]

      К действительному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков.

      Аутоагрессия  совершается в состоянии аффекта. Но вызвана чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки.[9]

      Проблема  юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.

      Среди подростков, обследованных А.Е. Личко (1983) 32% суицидальных попыток приходится на долю 17- летних, 31% - 16 – летних, 21% - 15 – летних, 12% - 14 – летних, 4% - 12-13 – летних.

      Многие  попытки, особенно у девушек, носят  демонстративный характер.

      Какие психологические проблемы стоят  за юношескими самоубийствами?

      В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни. 
 
 

[2] Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2006

[9] Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 2004. – С. 76-79. 

      Существует  даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

      В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40% преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

      Влияние самой юношеской делинквентности  на судьбу взрослого человека также  неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

      2.2. Личностная характеристика  «трудного» подростка

      Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.

      Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

      Пониженное  самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного  поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

      В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.

      1. Девиантное поведение способствует  снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

      2. Низкое самоуважение способствует  росту антинормативного поведения:  участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

      3. При некоторых условиях, особенно  при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

      4. Кроме делинквентности важное  влияние на самоуважение оказывают  другие формы поведения, значимость  которых с возрастом меняется.

      Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 – летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось, что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём с возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

      Однако  у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют  себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.

      Во-первых, они считают, что не имеют личностно–ценных качеств или не могут совершить личностно–ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

      Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

      В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

      Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она  не удовлетворяется социально приемлемыми  способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

      Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации.[1]

      Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка – преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее, девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

      Компенсаторные  механизмы, посредством которых  подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной мускулистости может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как

«крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

      Девиантное  поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет  соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

      При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность  совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание.

[1]Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 2004

      Вместе  с тем девиантные поступки усиливают  потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.[12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[12] Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Татенко В. А. - Киев, 2007. – С. 84.

      Заключение

      Подростковый  возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и делинквентное поведение.

      Анализируя  личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:

      1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.

      2. Ближайшего социального окружения  подростка: семья, социально- экономический  статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

      3. Личностные характеристики подростка:  особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.

Информация о работе Отклонения подростков в поведении