Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 02:27, реферат
Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.
Так как темой данной работы является «Классический Психоанализ Зигмунда Фрейда», мы сосредоточимся на основных положениях и концепциях данной теории, выдвинутых самим Фрейдом.
Одной из форм проекции является механизм вымещения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни — эмоции выплескиваются либо на более близкого человека, либо — на более слабого (например, неприятности на работе и унижения со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). В рамках этого механизма возникла расхожая идиома "козел отпущения". Это именно та фигура, на которую ориентирован механизм вымещения определенного лица, либо группы лиц.
Защитный механизм, получивший название "рационализация", предусматривает определенного рода самообман (когда имеет место бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или идею. Человеку свойственно когнитивное отношение к своему поведению, т.е. рационально его объяснять себе и окружающим, даже если оно иррационально. Рационализация повсеместно встречается в обыденной жизни человека. Например, человек, не вступившийся за несправедливо обиженного, спасая свое самоуважение, заявляет, что он "не знал", "не успел" и т.п. Очень часто встречается ссылка на некие "интересы дела" (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя каких-то общих интересов). Возможно, в рамках этого механизма станет более ясным смысл пословицы "с волками жить, по-волчьи выть". Интересно, что рационализация ярко себя проявляет в феномене, так называемого, постгипнотического внушения, когда гипнолог внушает испытуемому в состоянии гипнотического транса какое-то нелепое действие, которое тот должен совершить после того, как будет выведен из этого состояния. Например, испытуемый должен предложить гипнологу потанцевать. Когда постгипнотическое явление осуществлено, и испытуемого спрашивают, почему он предложил столь неадекватное обстановке действие, ответ всегда звучит в плоскости механизма рационализации ("А мне показалось, что объявили танцы" и т.п.). Иначе и для самого человека собственное поведение нелепо и предрассудительно. Рационализация призвана снять это противоречие.
Последним из основных защитных механизмов, описанных Фрейдом, является сублимация. Здесь предполагается превращение социально и морально неприемлемого импульса в приемлемый, допустимый. Можно говорить о переадресовке потока энергии из одного канала в другой. Согласно автору, основной энергией, подлежащей переориентировке, является libido. Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переключается на другой вид деятельности (наука, спорт, политика, искусство и т.д.).
В целом защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость и идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу. Важность указанного хорошо ясна психиатрам, т.к. неустойчивость самооценок, разорванное самосознание, и отсутствие последовательных и адекватных представлений о самом себе обуславливают симптоматику многих психических заболеваний.
5. Эдипов комплекс
Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex) является одним из краеугольных понятий в теории Фрейда и служит для обозначения амбивалентного отношения ребёнка к своим родителям. Данный термин характеризует проявление человеком бессознательных влечений, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям. Идея «Эдипова комплекса» была почерпнута Фрейдом из древнегреческого мифа, отражённого в трагедии Софокла «Царь Эдип». В произведении молодой юноша по имени Эдип убивает своего отца Лая (не зная о том, что это его отец), а впоследствии женится, также не осознавая этого, на своей матери Иокасте; узнав в дальнейшем от оракула о совершенных им деяниях, он ослепляет себя. Из этого произведения (отрывок которого Фрейд переводил ещё в школе, а потом, уже в зрелом возрасте, смотрел театральную постановку трагедии) учёный и взял идею, ставшую основной для психоанализа.
В понимании Фрейда, мальчик эротически привязан к матери и стремится обладать ею, а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания (у девочки ситуация происходит с точностью до наоборот и носит название «Комплекс Электры»). По мнению учёного, присущая всем людям в раннем возрасте бисексуальность приводит к тому, что ребёнок может занимать как активную, так и пассивную позицию. В первом случае ребенок испытывает ненависть к родителю своего пола и вожделеет родителя противоположного пола — это называется позитивным эдиповым комплексом. В пассивной же позиции, негативном комплексе, ребенок стремиться устранить родителя противоположного пола и, соответственно, испытывает любовь к одному с ним пола родителю. В процессе психосексуального развития, по Фрейду, человек переживает обе формы развития комплекса, что и называется полным эдиповым комплексом.
Эдипов комплекс развивается в возрасте 3 — 6 лет и его успешное разрешение (идентификация с родителем одного пола, она же «идентификация с агрессором») принципиально важно для ребёнка. Разрешение («разрушение») комплекса ведет к переходу от фаллической к латентной стадии развития — и является фундаментом для образования «Сверх-Я»; авторитет родителей, таким образом, «перемещается» вовнутрь психики — разрешенный эдипов комплекс становится основным источником чувства вины (которым «Сверх-Я» довлеет на «Я») и, одновременно, является окончанием инфантильной сексуальности индивидуума. Разрешение эдипова комплекса у мальчика протекает следующим образом: i) сначала он испытывает сильный гнев и ревность по отношению к отцу; ii) затем, вследствие врожденной бисексуальности, ситуация кардинально меняется: ребенок начинает испытывать привязанность к отцу и одновременно с этим враждебно относиться к матери; iii) наконец, мальчик испытывает тяжелые внутренние конфликты из-за страха потерять любовь и защиту отца по причине запретных желаний по отношению к матери; iv) возникает сильнейшая кастрационная тревога как предполагаемая расплата отца с ним; v) ради ослабления тревоги, ребёнок отказывается от своих желаний обладать матерью и идентифицируется с отцом, перенимая его поведение и роль.
В случае же не разрешения, эдипов комплекс становится ядром всех будущих неврозов: «Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого: благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда „пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия“». В случае не разрешения эдипова комплекса возможна фиксация на нём — то есть фиксация на матери или отце, что обнаруживается в выборе сексуально партнера — он может быть или гомосексуальным, или же, в случае гетеросексуального выбора, быть исключительно замещением матери.
6. Метод свободных ассоциаций
В начале своей психотерапевтической практики Зигмунд Фрейд пытался работать с пациентами с помощью гипноза, однако быстро пришел к выводу, что гипнотическое внушение подавляет лишь внешние симптомы невроза, а его корни, вытесненные в сферу бессознательного, остаются нетронутыми. Он был уверен, что в психике нет ничего случайного, все ее проявления обязательно имеют под собой причину. Зачастую пациент не хочет или не может вспоминать эту причину сознательно (стыдится, боится боли и страданий). Фрейд считал, что в этом случае срабатывает один из механизмов психологической защиты — вытеснение, при котором вся неприятная для клиента информация перемещается в подсознание. И единственный способ вытащить ее — заставить клиента «проговориться».
Для этого, собственно, Фрейд и разработал метод свободных ассоциаций. Фрейд так инструктировал своих пациентов: «Обычно вы говорите последовательно и связно, стараясь не терять нить рассказа и отбрасывая все посторонние мысли. На моих сеансах вы должны поступать ровно наоборот: озвучивайте все, что приходит вам в голову, не анализируя и не критикуя свои мысли. Будьте предельно откровенны даже в тех случаях, когда ваш рассказ покажется вам неприятным». Терапевту же Фрейд отводил роль слушателя, а не собеседника. Он полагал, что вмешательство в повествование пациента спугнет его, поэтому максимум, что может позволить себе психоаналитик, — изредка задавать наводящие вопросы. Главная же задача специалиста — расшифровать послания, которые он получает в виде оговорок, запинок, повторов, образов, жестов, тембра речи и т. д. Другими словами - анализировать ассоциативные цепочки.
В числе самых известных сторонников данного метода — Карл Густав Юнг, который, еще будучи учеником Фрейда, подхватил изобретение мэтра и разработал на его основе своеобразный прототип детектора лжи. Испытуемым зачитывали ряд слов, одно за другим, и предлагали на каждое отвечать первой пришедшей в голову ассоциацией. При этом замеряли время реакции, пульс, частоту дыхания и прочие характеристики. Сильное отклонение этих параметров от нормы свидетельствовало о повышенной эмоциональной реакции на то или иное слово или образ и расценивалось как доказательство лжи.
Интересно, что Фрейд
в своих изысканиях основывался
на исследованиях английского
Несмотря на споры, которые до сих пор ведутся вокруг метода свободных ассоциаций, он и в наши дни остается основным приемом в психоанализе. Также на нем построено множество мнемонических техник (специальных приемов для обработки большого объема информации и развития памяти). Кроме психотерапии, техника Фрейда нашла применение и в педагогике, маркетинге, управлении. Например, даже такое, казалось бы, далекое от психологии дело, как обкатка рекламных слоганов, не обходится без методики Фрейда: анализ ассоциаций на новый продукт, которые рождаются у участников фокус-группы, позволяет безошибочно предсказать, насколько лояльно (или, наоборот, негативно) к нему отнесутся люди.
7. Расщепление Я
Термин Фрейда для
обозначения своеобразного
Термин Spaltung (расщепление) применяется в психоанализе и в психиатрии издавна и по-разному. Многие авторы, включая Фрейда, понимали его так: каждый человек находится в разладе с самим собой. В работах по психопатологии конца XIX в. (особенно по истерии и гипнозу) часто встречаются такие понятия, как "раздвоение личности", "раздвоенное сознание", "диссоциация психических явлений" и пр.
У Брейера и Фрейда
такие выражения, как "расщепление
сознания" (Bewusstseinsspaltung), "расщепление
содержания сознания", "расщепление
психики" и другие, обозначали одну
и ту же реальность: на основе чередования
раздвоенных личностей или
Для Фрейда расщепление — результат конфликта; это понятие имеет для него описательное, а не объяснительное значение. Напротив, оно само порождает вопрос: как и почему сознательный субъект оказался оторванным от какой-то части своих представлений?
Пересматривая историю того периода, когда было сделано открытие бессознательного, Фрейд уверенно пользовался понятием Spaltung и близкими ему терминами, обозначающими фундаментальный факт — внутреннюю расчлененность психики. Однако в собственных исследованиях Фрейда понятие Spaltung встречается лишь изредка и не становится понятийным орудием. Фрейд обозначал этим термином прежде всего расчлененность психического аппарата на системы (бессознательное и Предсознание-Сознание) и на инстанции (Оно, Я и Сверх-Я), а также раздвоение Я на наблюдателя и наблюдаемое.
Как известно, Блейлер обозначал термином Spaltung основной симптом ряда расстройств, обобщенно называемых им шизофренией. Слово Spaltung у Блейлера не только обозначало наблюдаемый факт, но и предполагало определенную гипотезу о функционировании психики.
Поражает сходство между объяснением расщепления при шизофрении у Блейлера и у Жане: оба они видели в расщеплении психики на отдельные совокупности ассоциаций вторичную внутрипсихическую перегруппировку, обусловленную слабостью первичных ассоциаций.
Фрейд, возражая против гипотезы Блейлера, подверг критике его понятие шизофрении; в самом конце жизни он вновь обратился к понятию расщепления, но уже с совершенно иных позиций.
Понятие расщепления
разрабатывалось Фрейдом
Однако этот отказ сам по себе не позволяет должным образом осмыслить данные клинического наблюдения над психозами и фетишизмом. В самом деле, замечает Фрейд: "Проблема психоза была бы ясной и простой, если бы Смогло полностью отделиться от реальности, однако это случается крайне редко, а быть может, и никогда не случается". Во всех разновидностях психоза присутствуют две психические установки: "...одна из них, нормальная, предполагает учет реальности, другая под воздействием влечений отрывает Я от реальности". Именно эта вторая установка приводит к порождению бредовой реальности. В случае фетишизма Фрейд вновь обнаружил —применительно к вопросу о "реальности" кастрации — сосуществование внутри Я двух взаимно-противоречивых установок: " С одной стороны, фетишисты отказываются признавать то, что они воспринимают, а именно отсутствие пениса в женских половых органах", причем этот отказ выражается в создании фетиша—подмены пениса; однако, "...с другой стороны, они признают отсутствие пениса у женщины и делают из этого соответствующие выводы. Обе эти установки сосуществуют в течение всей жизни, не оказывая друг на друга никакого воздействия. Именно это и можно назвать расщеплением "Я".
Информация о работе Классический Психоанализ Зигмунда Фрейда